Роль воспитателя в развитии внимания у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития внимания детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Изучить основные характеристики развития внимания детей дошкольного возраста.
2. Провести экспериментальное исследование внимания дошкольников
3. Разработать рекомендации для воспитателей, родителей по развитию внимания у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста..................................................................................6
1.1 Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе….....6
1.2 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста....13
1.3 Виды и свойства внимания ………………...………...........................22
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по изучению закономерностей внимания у детей дошкольного возраста............................................................27
2.1 Диагностика уровней объема развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...27
2.2 Методические рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста………………………………………...............................31
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список литературы……………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как  самостоятельный психический процесс. А.Г. Маклаков выделил свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания, а также дал характеристику этим свойствам. Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была бы невозможна. Включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания.

Устойчивость внимания зависит  от целого ряда и других условий. К  их числу относятся степень трудности  материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности [20].

Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или  интенсивность сосредоточенности  внимания. Концепция выражается в  том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является " помехоустойчивость", невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями [21].

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять  несколько видов деятельности одновременно.

Переключение внимания – это  намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость  внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинаковы у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта и каждой из них).Чем интереснее деятельность, тем легче на ней переключиться. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимание – его  объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем  охватить с достаточной ясностью одновременно. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько  связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмыслено связывать  и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой – либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций из–за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ребенок мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни, отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду.

Таким образом, внимание в жизни  и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Итак, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические процессы полноценными. Об особенностях развития внимания у  детей дошкольного возраста пойдет речь в следующем параграфе.

 

 

 

 

1.2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.

Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный  психический процесс и не относится  к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в  практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.

Первые проявления внимания можно  пронаблюдать уже у новорожденного во время сосания. На протяжении дошкольного  возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок  научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, тоесть внимание становится опосредованным [8].

Признаки развития устойчивого непроизвольного внимания отчетливо проявляются уже в самые первые недели жизни ребенка [13]. Их можно наблюдать в ранних симптомах проявления ориентировочного рефлекса - фиксации взором предмета и остановки сосательных движений при первом разглядывании предметов иди манипуляции ими. Можно с полным основанием утверждать, что и первые условные рефлексы начинают вырабатываться у младенца на основе ориентировочного рефлекса, иначе говоря, только если он обращает внимание на раздражитель, выделяет его, сосредоточивается на нем.

Укажем особенности  развития внимания в младенчестве:

- первоначально выступает  как реакция сосредоточения;

- сосредоточение обеспечивает  выделение из окружающего мира  эмоций, движений, речи человека, как  его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними;

- сосредоточение влечет  за собой развитие познавательного  отношения к окружающему;

- появление свойств  внимания способствует зарождению  более сложных форм поведения  и деятельности.

Сначала непроизвольное внимание ребенка первых месяцев жизни носит характер простого ориентировочного рефлекса на сильные или новые раздражители, прослеживания их глазом, "рефлекса сосредоточения" на них.

Лишь позднее непроизвольное внимание ребенка приобретает более  сложные формы, и на его основе начинает складываться ориентировочно-исследовательская деятельность в виде манипулирования предметами, однако, на первых порах эта ориентировочно-исследовательская деятельность очень неустойчива, и стоит появиться другому предмету, как манипуляция первым предметом прекращается.

Это показывает, что уже  в первый год жизни ребенка  ориентировочно-исследовательский  рефлекс здесь носит быстро истощающийся характер, легко тормозится посторонними воздействиями и вместе с тем  обнаруживает уже известные нам  черты "привыкания" и при длительном повторении угасает.

Лишь к концу первого  и к началу второго года жизни  называние предмета или речевой  приказ начинает получать свое направляющее, регулирующее влияние; ребенок направляет свой взор на названный предмет, выделяя его из остальных, идет, ищет его, если предмета нет перед ним.

Однако на этом этапе  влияние речи взрослого, направляющее внимание ребенка, еще очень неустойчиво, и вызванная ей ориентировочная реакция очень быстро уступает свое место непосредственной ориентировочной реакции на более яркий, новый или интересный для ребенка предмет.

Только в середине второго года жизни речевая инструкция взрослого приобретает достаточно прочную способность организовать внимание ребенка, однако, и на этом этапе она легко теряет свое регулирующее значение [12].

Освоение назначения, функций предметов, совершенствование  действий с ними позволяют, с одной  стороны, направлять внимание на большее  число сторон и признаков в  объектах, а с другой, совершенствовать свойства самого внимания - распределение, переключение.

В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: "Принеси мяч", "Возьми ложку". Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.

Развитие речи влечет за собой появление элементов  произвольного внимания. Взрослый может  руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.

Несмотря на то, что  ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности  в переключении и распределении  внимания.

С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку - и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.

Выделим особенности  развития внимания в раннем детстве:

- расширяется круг  предметов, их признаков, а  также действий с ними, на которых  сосредоточивается ребенок;

- малыш сосредоточен  на выполнении несложных инструкций  взрослого, на слушании литературных  произведений, внимателен к слову, речи;

- под влиянием речи  у ребенка начинают складываться  предпосылки для развития произвольного  внимания;

- внимание малыша слабо  концентрировано, неустойчиво, - наблюдаются  трудности переключения и распределения,  невелик его объем.

Речевая инструкция пускает в ход движение, но не может затормозить его, и вызванные ей двигательные реакции продолжают инертно выполняться независимо от ее влияния.

Таким образом, если к  возрасту 2-2,5 года простая речевая  инструкция может направить внимание ребенка и привести к достаточно четкому выполнению двигательного акта, сложная речевая инструкция, требующая предварительного синтеза включенных в нее элементов, еще не может вызвать нужного организующего влияния.

Лишь в процессе дальнейшего  развития в течение второго и  третьего года жизни речевая инструкция взрослого, дополненная в дальнейшем участием собственной речи ребенка, становится фактором, устойчиво направляющий его внимание [6].

Однако это устойчивое влияние речевой инструкции, направляющее вшивание складывается при ближайшем участии его собственной активной деятельности, поэтому для того, чтобы организовать свое устойчивое внимание, ребенок должен не только выслушать речевую инструкцию взрослого, во и сам практически выделить нужные признаки, закрепив их в своем практическом действии.

В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, тоесть то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости является длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.

Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевой и дидактических играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением.

Внимание дошкольника тесно  связано с восприятием. Выделение  предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном – все  перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п. тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер – новое качество [5].

Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста:

- сенсорное;

- интеллектуальное;

-моторное;

Основными функциями внимания являются:

- активизация необходимых и  торможение ненужных в данный  момент психических и физиологических  процессов;

- целенаправленный организованный отбор поступающей информации;

- удержание, сохранение образов  определенного предметного содержания  до тех пор, пока не будет  достигнута цель;

- обеспечение длительной  сосредоточенности, активности на  одном и том же объекте;

- регуляция и контроль протекания деятельности.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная  ходьба делает для ребенка доступной  широкую область предметов, тем  самым, расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.

Информация о работе Роль воспитателя в развитии внимания у дошкольников