Роль воспитателя в развитии внимания у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития внимания детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Изучить основные характеристики развития внимания детей дошкольного возраста.
2. Провести экспериментальное исследование внимания дошкольников
3. Разработать рекомендации для воспитателей, родителей по развитию внимания у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста..................................................................................6
1.1 Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе….....6
1.2 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста....13
1.3 Виды и свойства внимания ………………...………...........................22
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по изучению закономерностей внимания у детей дошкольного возраста............................................................27
2.1 Диагностика уровней объема развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...27
2.2 Методические рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста………………………………………...............................31
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список литературы……………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению закономерностей внимания у детей дошкольного возраста.

2.1 Диагностика уровней развития объема внимания у детей дошкольного возраста.

 Методика «Запомни и расставь точки»

 Оценка уровня развития  объема внимания детей старшего дошкольного возраста.

 Цель: выявление уровня развития  внимания ребенка.

Описание методики: с помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал: лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом  эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку  последовательно, на 1-2 секунды, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунды. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов.

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом: 10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек. 8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек [9].

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла   — ребенок смог правильно воспроизвести на одной

  карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития.

10 баллов — очень высокий;.

8-9 баллов — высокий.;

6-7 баллов — средний.;

4-5 баллов — низкий.;

0-3 балла—   очень низкий.

 

Результаты  исследования.

Имя ребенка

Количество  баллов

1. Валерия Р.

7

2. Даниил К.

4

3. Ксения В.

5

4. Арсений В.

7

5. Матвей В.

8

6. Марина Т.

6

7. Маша Б.

6

8. Миша К.

6

9. Наташа Л.

6

10. Настя Г.

7

11. Никита  В.

5

12. Олег Л.

8

13. Оля Н.

6

14. Паша Н.

6

15. Полина  Р.

7

16. Ярослав  Ц.

7


 

            В результате исследования, выявлено, что из 16 человек:

Высокий уровень развития – 2 человека;

Средний уровень развития – 11 человек;

Низкий уровень развития – 3 человека.

              Представленные результаты позволяют  сделать выводы о том, что  исследуемые дети нуждаются в коррекционной работе. По результатам исследования были разработаны упражнения, игры, занятия в игровой форме, которые направлены на развитие внимания дошкольников.

После проведения исследования, с детьми  с низким и средним  уровнем развития,  была проведена  коррекционная работа, которая дала следующие результаты:

Результаты повторного исследования.

Имя ребенка

Количество  баллов

1. Валерия Р.

7

2. Даниил К.

5

3. Ксения В.

6

4. Арсений В.

7

5. Марина Т.

7

6. Маша Б.

7

7. Миша К.

7

8. Наташа Л.

7

9. Настя Г.

7

10. Никита В.

7

11. Оля Н.

6

12. Паша Н.

7

13. Полина  Р.

7

14. Ярослав  Ц.

8


 

            В результате исследования, выявлено, что из 14 человек:

Высокий уровень: 1 человек;

Средний уровень развития – 11 человек;

Низкий уровень развития – 1 человек.

              Таким образом, после проведения систематичной коррекционной работы с детьми объем памяти детей увеличился.

     Исследование показывают, что развитие произвольного внимания у детей, в случае грамотного, целенаправленного управления этим процессом, происходит довольно интенсивно.

 

 

 

 

 

 

2.2 Методические рекомендации по  развитию внимания у детей  дошкольного возраста.

На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.

Произвольное внимание тесно связано  с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи  с общим возрастанием роли в регуляции  поведения ребенка. Чем лучше  развита речь у ребенка, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

Исследования показывают, что развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим процессом  в течение первого года может  происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении.

Ребенок еще не может управлять  своим вниманием и часто оказывается  во власти внешних впечатлений. Внимание старшего дошкольника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание.

Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется  особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки.

Ребенку недостаточно понимать, что  он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Развитие произвольного  внимания в период дошкольного детства  предполагает формирование трех инструкций:

принятие постепенно усложняющихся  инструкций;

удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

развитие навыков самоконтроля;

Одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности.

Организация материалов в коррекционно-развивающем  занятии позволяет:

планировать действия контроля;

действовать в соответствии с намеченным планом;

постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом.

Такое построение работы дает возможность  индивидуализировать деятельность каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и степени  активности.

Произвольное внимание формируется  в дошкольном возрасте в связи  с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка.

Хотя дошкольники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Детям трудно сосредоточиваться  на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.

Эта особенность является одним из оснований, по которым коррекционно-развивающая работа может строиться на занятиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Большое значение для развития целенаправленного  внимания в дошкольном возрасте имеет  обучающая игра, так как она  всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы  своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.

Очень значимые такие игры и задания  для детей, которые направленные на развитие сенсорного внимания, на развитие слухового внимания.

«Найди два одинаковых предмета».

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Детям предлагалось найти и показать, затем объяснить в чем схожесть этих двух предметов.

«Выкладывание узора из мозаики».

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Здесь нужно по образцу выложить из мозаики букву или простой узор.

Очень хорошо упражнять детей в  закреплении геометрических фигур  в следующей последовательности:

найди в комнате предметы, имеющие  форму шара, круга, квадрата;

найди в предметах знакомые геометрические фигуры;

затем предлагается просто материал, состоящий из множества различных  геометрических фигур;

сколько здесь кружков, треугольников, квадратов?

Игры «Что слышно?», «Слушай звуки», «Разведчики» направлены на развитие слухового внимания, развитие произвольного  внимания, а также на развитие моторно-слуховой памяти, координацию движений.

Для родителей рекомендуется комплекс тематических бесед:

Внимание и его роль в учебной  деятельности.

Возрастные особенности внимания дошкольников.

Можно ли управлять вниманием дошкольника?

Нарушение внимания в детском возрасте.

Психолого-педагогическая помощь детям  – дошкольникам с нарушением внимания.

Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника достигает  достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Нами было выявлено, что для поддержания  внимания используются закономерности всех видов внимания. Непроизвольное внимание возникает в силу свойств  объекта или связано с особенностями  воспринимающего субъекта. Формально-динамические приемы поддержания внимания основываются в основном на причинах первой группы. Известно, что интенсивность раздражителя, его динамический характер способствуют привлечению внимания. Следовательно, воспитателю можно порекомендовать изменение силы голоса, темпа речи, паузы во время объяснения материала. Речь при этом должна быть эмоционально насыщенной, выразительной. Важное значение имеет мимико-пластический образ, использование жестов. Считается, например, если воспитатель делает несколько шагов навстречу детям, внимание усиливается, если отходит - ослабевает. Привлекает внимание новизна объектов или новизна (необычность) манеры изложения.

Поддержанию внимания не мешает тихая, спокойная музыка, ритмические негромкие  звуки.

Содержательные приемы поддержания внимания основываются на интересах личности (содержание излагаемого, увлекательная форма изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности, технических средств). Внимание поддерживается за счет пробуждаемых у дошкольников эмоций и чувств: эмоциональная окраска воспринимаемого (насыщенный цвет, мелодичный звук), высшие чувства (восхищение, восторг, эстетическое наслаждение). Привлекают внимание состояние ожидания объекта, его значимость, соответствие актуальным потребностям субъекта.

Наряду с общими закономерностями внимания воспитателю важно знать  возрастные особенности внимания дошкольников. Внимание дошкольников неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его  невелик, распределяемость и переключаемость  низкая. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость, интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

Дошкольникам легче сосредоточиться  на деятельности, имеющей наглядное  мышление, чем понятийное. Эту особенность  рекомендуется использовать на занятиях, чередуя умственную деятельность с  практической (выполнение рисунков, схем, изготовление макетов). Опираясь на характерные для возраста особенности внимания, воспитатель должен обучать дошкольников управлять своим вниманием, формировать у них произвольное внимание.

 

 

Заключение.

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс  отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Часто встречается недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобный недостаток не может быть устранен фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий  с ребенком и требует, как показывают исследования, для его преодоления специально организованной работы, нередко посредством игровой деятельности, близкой сферой для детей данного возраста.

Информация о работе Роль воспитателя в развитии внимания у дошкольников