Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 14:35, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время проблема самооценки в подростковом возрасте становится одной из самых популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки и ее связь с умением общаться.
Относительно устойчивая самооценка формируется у подростка под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, семьи, а также в процессе собственной деятельности подростка и самостоятельной оценки ее результатов.
В нашей жизни самооценка влияет на эффективность деятельности и на развитие личности. Умея адекватно оценивать себя, человек легче найдет свое место в жизни, зная свои реальные возможности и способности - добьется поставленных целей и задач, а также сможет выстроить межличностные отношения.
Таким образом, мы считаем, что для современного общества вопрос о влиянии уровня коммуникативных навыков и умений на развитие самооценки личности подростка является актуальным.
Введение……………………………………………………………….……..3
1. Самооценка как предмет изучения психологии………………………...5
2. Психологические особенности подросткового возраста……………...11
3. Особенности развития самооценки и самокритичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………29
2. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это условное определение. Чаще всего к нему причисляют возраст от 12 до 15 лет. Подростковый возраст условно классифицируют на ранний (от 12 до 14 лет) и поздний (от 16 до 18 лет), 15-летний возраст причисляют к переходному [8].
До подросткового возраста ребёнок совершенно не критичен – ни по отношению к своим близким, ни по отношению к себе. У него нет определённого мнения об окружающем. Это мнение он копирует у взрослых. В младшем подростковом возрасте человек впервые стремится отделить оценки родителей от того, что он думает сам по тому или иному поводу. В первую очередь он начинает вырабатывать самооценку. Это оказывается очень сложно.
Чтобы поставить себе "оценку", причём в самых разных проявлениях своего "Я", подросток вырабатывает некий эталон. Для этого он должен несколько отодвинуть привычную систему ценностей своих родителей, чтобы она не мешала его самоопределению. Подросток начинает с того, что он раздвигает границы и начинает исследовать новые территории более решительно, чем делал это в детстве.
Часто это приводит к нарушению любых правил, установленных в социальном окружении, вплоть до правонарушений. Такое поведение иногда называют "подростковым бунтом". Но не всегда оно действительно является бунтом. Часто подросток просто не задумывается о последствиях своих действий. Вообще, будущее для него выглядит весьма размыто – подросток живёт настоящим. С одной стороны, это позволяет ему смело расширять свои возможности, с другой – ведёт к чрезвычайно рискованным, необдуманным поступкам. Такому безоглядному риску способствует ещё и неразвитое чувство ответственности: до сих пор все проблемы и жизненные затруднения разрешали за него взрослые. Отвоёвывая самостоятельность, подросток редко задумывается над тем, что его смелость основана на чувстве хорошо прикрытого "тыла", который обеспечивают родители [18].
Осваивая новые "территории", подросток внимательно присматривается к окружающим "чужим" людям, то есть тем, кто значительно отличается от привычных "домашних". "Чужие" вызывают у подростка глубокий интерес: внешность, привычки, поведение, система ценностей – всё это не просто изучается, но и "пробуется на вкус". особенно если какие-то проявления человека кажутся привлекательными, нравятся. Он прислушивается, приглядывается, исследует, как оцениваются люди или какие-то жизненные события другими. Чем больше это отличается от привычных оценок. тем привлекательнее для подростка. Главный вопрос: что особенно ценится окружающими, что вызывает их восхищение, что высмеивается, осуждается. При этом подросток ещё не владеет полноценной гаммой тонкого восприятия. Всё, что он видит, отпечатывается в его сознании в контрастных тонах, всё, что слышит, звучит как идеальная гармония либо как полный диссонанс, всё, что ощущает и переживает, воспринимается восторженно либо с отвращением.
Постепенно вырабатывается некий идеальный образ того, каким должен быть человек. Этот образ тоже лишён полутонов. Он всегда "супер". Этот идеальный образец человека получил название "Идеальное Я". "Идеальное Я" подростка весьма неустойчиво и может меняться под влиянием нового интересного "объекта", попавшего в поле видимости. Это может быть модный киногерой, популярный артист, пользующийся успехом у окружающих сверстник или необычный, чем-то по-особенному привлекательный и интересный взрослый [25].
Подростковому возрасту свойственны не только быстрая смена идеалов, но и резкие перепады настроения – от радости и веселья к депрессии. Объективных причин для таких перепадов может и не быть, или же они кажутся взрослым незначительными. Попытки "поправить" настроение словами "Что ты расстраиваешься из-за такой ерунды?" вызывают крайнее раздражение. Прыщик на лице, обидное слово, небрежно сказанное прохожим, – всё это способно повергнуть подростка в мрачное уныние. И в эти моменты, несмотря на внешнюю замкнутость и отчуждённость, он особенно остро нуждается в тёплом сочувствии без критики и нравоучений.
Несмотря на внешнее противодействие взрослым, подросток испытывает потребность в поддержке. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение [13].
Внешность чрезвычайно важна для подростка. Малейший "изъян" в фигуре, лице, одежде – всё это повергает его в отчаяние. Разница между тем, как выглядит идеальный образ, и реальным отражением в зеркале, как правило, велика. С этого начинается так называемый "подростковый комплекс".
Интерес к другому полу проявляется весьма своеобразно. Мальчики дразнят понравившуюся девочку, их насмешки порой принимают оскорбительную форму, они могут щипать, толкать, дёргать за волосы и т.д. В своей "мужской" компании отзываются о "девчонках" презрительно-насмешливо. Девочки, наоборот, делают вид, что мальчики им неинтересны, игнорируют их попытки привлечь к себе внимание. хотя проливают немало слёз из-за обидных выходок сверстников. В своей компании разговоры ведутся в основном о мальчиках. Мысли о любви волнуют и тех и других. Начинает развиваться половая Я-концепция [16].
Параллельно идёт поиск ответа на вопрос: что я за личность? Подростка привлекает всё необычное. Поэтому он считает, что может быть интересен себе и другим, только если он будет оригинальным. Подросток понимается, что пока ему не хватает опыта, знаний, каких-то качеств, которые позволят ему действительно самостоятельно мыслить, он ещё не научился самостоятельно творчески создавать нечто новое. Пока он умеет только копировать – это естественный способ обучаться. Тогда подросток компенсирует недостатки внутренней зрелости внешним копированием. Отсюда гипердемонстрация каких-либо качеств, провозглашение оригинальных идей и системы ценностей. Так он презентирует свою взрослость, независимость, самостоятельность [14].
Именно в подростковом возрасте тенденция к развитию наиболее сильна. Подросток с готовностью воспринимает всё новое, интерес к жизни в целом и к различным её проявлениям подталкивает его к новым экспериментам, он легко обучается, легко отказывается от того, что не приводит к успеху. Всем этим способностям необходим определённый вектор – направление, которое постепенно приведёт его к истинной зрелости. Как правило, это направление задаёт то окружение, в котором находится подросток. те сообщества, в которых он находит себе применение, в которых он находит признание. Принимая социальные и моральные ценности такого окружения. человек начинает выстраивать по ним свою личность и свою будущую жизнь. Если подросток не находит такого сообщества, он создаёт его для себя во внутреннем мире. Он соотносит себя с теми ценностями и качествами, которыми наделяет тех или иных вымышленных или реальных людей, другом которых он хотел бы себя считать.
Нужно учитывать, что эти процессы почти никогда не осознаются подростком. Решение "Буду отсоединяться от родителей" или "Буду исследовать ценности других людей" он принимает спонтанно, интуитивно, часто даже не понимая сути процессов, которые в нём происходят [13].
Потребности подростка приближаются к потребностям взрослого. Опираясь на известную классификацию, предлагаемую А. Маслоу, потребности подростка можно охарактеризовать следующим образом:
1. Физиологически, среди них усиливаются потребности в физической и сексуальной активности.
2. В безопасности, возрастающие
за счёт беспокойства, обусловленного
физическими и
3. В независимости, опирающиеся на новые когнитивные и физические возможности подростка.
4. В привязанности (любви), которые
обусловливаются отделением от
родителей и половым
5. В достижениях, что может иметь различную основу: реализацию новых когнитивных возможностей, стремление произвести впечатление на другой пол, повысить свой статус в группе ровесников (потребность в достижениях может ослабляться, если подросток принадлежит к группе, которая отличается слабой мотивацией);
6. Потребность в самореализации, которая связывается и с достижениями, и с утверждением в обществе .
Все эти потребности одновременно являются колоссальным ресурсом личности подростка. Поскольку потребность всегда создаёт определённое напряжение, тинейджер чрезвычайно активен. Он открыт, гибок и готов к восприятию всего нового [7].
Подростки любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить "с кем-то, но не со мной". Это проявляется и в особенностях подросткового суицидального поведения: "Вот брошусь из окна, разобьюсь насмерть, посмотрим тогда, как они будут жалеть, что не пустили меня на дискотеку!" [25].
Подростки весьма отстранённо воспринимают аргументы о том, что "когда-то в будущем" они могут жестоко поплатиться своим здоровьем, что у них могут рождаться дети-уроды, если они будут употреблять алкоголь или наркотики, и т.д. Ведь это может быть когда-то, очень в далёком будущем, а может быть, не будет никогда. Подросток ориентирован на конкретное "сегодня".
Многим подросткам свойственно стремиться получить всё и сразу без усилий. Это желание часто сочетается со стремлением разрушать запреты, которые в детстве воспринимались спокойно и принимались как устоявшиеся правила жизни.
В подростковом возрасте общество сверстников становится самым важным фактором его социального развития. Друзья подростка, его соседи по дому или одноклассники непрерывно и безжалостно дают ему понять, как они к нему относятся, представляет ли он для кого-нибудь интерес, ценят ли они его или презирают и т.д. Если у подростка складываются хорошие отношения с приятелями, то самое трудное для него – потерять их расположение. Даже когда друзья приглашают подростка участвовать в правонарушениях, он часто не находит в себе сил противостоять им. Для него страх от последствий совершаемого не так силён, как страх потери их расположения. Чем менее уверен в себе подросток. чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению [9].
Подросткам свойственна неуверенность в себе. Это вызвано тем, что подросток примеривает на себя образ жизни взрослого человека (так, как он его понимает). Соответственно он предъявляет к себе высокие требования, которые достигают уровня идеала: суперсмелость и т.д. Этим требованиям трудно соответствовать даже взрослым людям. Так что разница между идеальным образом себя и тем, что подросток представляет собой в реальности, велика и очень его расстраивает. С одной стороны, он стремится показать себя лучше, чем есть на самом деле, с другой – чувство "несоответствия" держит его в постоянном напряжении [4].
Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в чёрно-белых тонах. Он либо восхищается. либо ненавидит. Он особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется всё, что не соответствует высоким идеалам. Он может восхищаться "киношными" героями и глубоко презирать бытовую суету. Часто его требования справедливости и категоричные оценки вызывают откровенные насмешки взрослых. При этом подросток уже многое понимает, многое видит. Будучи не в силах преодолеть равнодушие и/или погруженность в себя взрослых, он бессознательно формирует психологические защиты от остроты переживаний. Он может стать циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать. Внутренний конфликт между стремлением к справедливости, чистоте и демонстрацией цинизма и равнодушия тревожит подростка. Он ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе. Для этого может служить отклоняющееся поведение.
Разочарование в первой любви может казаться подростку катастрофой. Ему кажется, что жизнь кончена и уже больше никогда он не будет счастлив. А раз так, зачем заботиться о своём здоровье. Ребёнок действует по принципу "Чем хуже, тем лучше", что может привести его к отклоняющемуся поведению.
Примерно такие же реакции сопровождают переживание подростком смерти любимых людей. Горе кажется бесконечным, душевная боль непереносимой. Любой способ хорош, чтобы, пусть на время, уйти от тяжёлых переживаний [25].
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков "мужской" или "женской" взрослости делает подростка взрослым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих. Такая взрослость приобретается путем подражания.
Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности.
По отношению к взрослым подростки испытывают огромную потребность в общении на "равных". Идёт развитие способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым, стремления помочь взрослым, поддержать, разделить горе или радость [12].
Подросток стремится расширить свою свободу. При этом понимание свободы далеко не всегда сочетается с представлениями об ответственности за содеянное. Подросток бунтует против родителей, их правил, установок, но на самом деле его зависимость от семьи ещё очень велика.
Подросток часто делает именно то, что ему запрещают. Иногда, заведомо зная, что вредит себе, он делает что-либо, следуя формуле: "Я сам знаю, что мне делать, и никто мне не указ!".
В той или иной степени такое поведение свойственно всем подросткам, независимо от благополучия семьи, но особенно ярко проявляется дух противоречия, когда между родителями и детьми нет взаимопонимания, отношения выясняются через скандалы и оскорбления [19].
3. Особенности развития самооценки и самокритичности в подростковом возрасте
Характерная особенность подростка – рост самооценки.
Самооценка – компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [18].
Информация о работе Самооценка подростка и его самокритичность