Самооценка подростка и его самокритичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время проблема самооценки в подростковом возрасте становится одной из самых популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки и ее связь с умением общаться.
Относительно устойчивая самооценка формируется у подростка под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, семьи, а также в процессе собственной деятельности подростка и самостоятельной оценки ее результатов.
В нашей жизни самооценка влияет на эффективность деятельности и на развитие личности. Умея адекватно оценивать себя, человек легче найдет свое место в жизни, зная свои реальные возможности и способности - добьется поставленных целей и задач, а также сможет выстроить межличностные отношения.
Таким образом, мы считаем, что для современного общества вопрос о влиянии уровня коммуникативных навыков и умений на развитие самооценки личности подростка является актуальным.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……..3
1. Самооценка как предмет изучения психологии………………………...5
2. Психологические особенности подросткового возраста……………...11
3. Особенности развития самооценки и самокритичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (самооценка подростка).doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Самоотношение может также поддерживаться с помощью поступка, в котором субъект делает выбор в пользу поведения, опровергающего дурную репутацию. Этот вид защиты самоотношения может быть проиллюстрированным уже цитированным экспериментом (Baumeister R , 1982) (142,с 252)

Представители позитивной психотерапии (Н. Пезешкиан, X 
Пезешкиан , М. В. Елисеева, Е. В. Кулёва и др.) стремятся формировать 
адекватную самооценку личности, применяя позитивный подход. 
Позитивный подход, как и любой психотерапевтический подход, направлен на формирование у клиента адекватной и в целом высокой самооценки.

Разрушенные внутриличностным конфликтом эго-защитные механизмы, формируют у клиента низкую самооценку, невроз или психосоматическое заболевание. Содержание подхода заключается в том, чтобы актуализировать у клиента сильные стороны его личности и использовать их для разрешения конфликтной ситуации. X. Пезешкиан – представитель позитивной психотерапии – описывая современную ситуацию в России, подчёркивает, что за последние годы создана уникальная экспериментальная модель социально - стрессовых расстройств "... выборочные исследования свидетельствуют о росте распространённости психосоматических заболеваний (каждый второй посетитель поликлинники нуждается в консультации психотерапевта) и посттравматических стрессовых расстройств (беженцы и мигранты, участники гражданских войн, нищие и безработные). Меняется клиническая картина и динамика невротических расстройств. Так, крах коммунистической идеологии привел к появлению ноогенных неврозов, описанных Виктором Франклом, которые проистекают от крушения мировоззренческих и нравственных ценностей" [21].

 

 

 

 

Заключение

 

Самооценка давно является объектом исследования психологии. Зачастую её рассматривают в рамках самоотношения.

В самоотношении также выделяются биологический, социально-индивидный и личностный уровни.

На уровне организма самоотношение выступает под видом самочувствия, которое отражает функциональное состояние организма. На биологическом уровне происходит формирование физического "Я" человека, которое выделяет его из окружающей среды.

На социально-индивидуальном уровне самоотношение выражается в перенесении вовнутрь отношения других. На этом уровне самосознание развивается через сравнение личности себя с другими людьми, представителями общности, к которой принадлежит индивид. Социальное "Я" индивида развивается именно на этом этапе.

На уровне личности основу самоотношения представляет самоактуализация, определяемая собственными чертами и качествами личности, которые оцениваются в зависимости от потребностей и мотивов и степени их реализации в настоящий момент. Личностный уровень развития самоотношения открывает и развивает внутренний мир человека, формирует его духовное "Я".

Образ "Я" большинство исследователей рассматривают с позиций определения вкладов в представления о себе эмоциональных и оценочных аспектов. Однако, единство взглядов на становление в онтогенезе самооценки и самоотношения не достигнуто до сих пор.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Божович Л. И. Проблемы формирования  личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна - М.-Воронеж: Академия педагогических  и социальных наук; Московский  психолого-социальный институт, 1997.

2. Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова  О. И. Социально защищённые и незащищённые семьи в изменяющейся России. - СПб: Сударыня, 1999.

3. Выготский Л. С. Педология подростка: проблема возраста // Собр. соч.: В 6 Т. - М., 1984.

4. Казанская К. О. Детская и возрастная психология. - М.: Приор, 2001

5. Карабанова О. А., Бурменская Г. В., Захарова Е. И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.: МПСИ, 2007.

6. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.

7. Кондрашенко В. Т., Чернявская А. Г. По лабиринтам души подростка. - М., 1991.

8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999.

9. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Академический проект, 2011.

10. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

11. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся). / Под ред. С. Т. Вершловского. - СПб.: СПГУПМ, 1996.

12. Марцинковская Т. Д. Возрастная психология. - М.: Издательский дом "Академия", 2001.

13. Мендель Б. Р. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012.

14. Михайлов Ф. Г. Сознание и самосознание. - М., 1991.

15. Панзарин С. Ваш подросток от 11 до 14 лет. О том, что творится у него внутри и почему он такой снаружи. - М.: У-Фактория, 2007.

16. Прихожан А. Н., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.

17. Проблемы психологии современного подростка: Сб. науч. тр. АПН СССР. - М.: АПН СССР, 1982.

18. Психологические особенности преодоления экстремальных и эмоциогенных ситуаций в подростково-юношеском возрасте: Материалы межрегиональной Российской научно-практической конференции. - Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 2002. - С. 116-122

19. Ремшмидт Р. Подростковый и юношеский возраст. - М., 1994.

20. Рогов В. И. Настольная книга практического психолога. - М., 2003.

21. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2003.

22. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983

23. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ, 2008.

24. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М.-Рига, 1995.

25. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Юрайт, 2012.

26. Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2007.

 


 



Информация о работе Самооценка подростка и его самокритичность