Самосознание личности и его компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чём же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Содержание работы

1. Общее понятие о личности
- понятие «личность»
- понятие «индивид» .
2. Формирование и развитие личности
- что понимается под формированием и развитием личности;
- что означает и как происходит развитие личности;
- как возникают личностные психологические свойства человека;
- какое развитие человека как личности следует считать нормальным
и аномальным;
- каковы основные направления изучения личности в психологии;
3. Самосознание личности и её жизненный путь
- сознание и самосознание
- процесс становления личности

Файлы: 1 файл

ЧУО психология личности.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)


ЧУО «Женский институт ЭНВИЛА»

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

Психология личности

 

                         Тема: «Самосознание личности и его компоненты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Кулагиной Юлии Сергеевны

                                                                          Студентки 2 курса группы Пс 103

                                                         Факультета психологии

                                                             Заочной формы обучения

                                                   Тел. (017) 256-80-25

 

 

 

 

 

План:

 

1. Общее понятие о личности

                  - понятие «личность»

                  - понятие «индивид» .

2. Формирование и развитие личности

                   - что понимается под формированием и развитием личности;

                   - что означает и как происходит развитие личности;

     - как возникают личностные психологические свойства человека;

               - какое развитие человека как личности следует считать нормальным

  и аномальным;

- каковы основные направления изучения личности в психологии;

3. Самосознание личности и её жизненный путь

    - сознание и самосознание

    - процесс становления личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общее понятие о личности

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чём же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Прежде всего попытаемся дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по – разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. По этому поводу И.С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нём социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и  поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретённых им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято соотносить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организации человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Следует заметить, что в научной литературе в содержание понятие «личность» иногда включают все уровни иерархической организации человека, в том числе генетический и физиологический. Мы же при рассмотрении вопросов, касающихся личности, будем исходить из приведённого определения. На чём основывается наше мнение?

Изучение курса общей психологии мы начали не с определения психологической науки, а с того, что рассмотрели вопрос о системном изучении самого человека. Мы акцентировали внимание  на том, что в психологии сложилось своё представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б.Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определённые врождённые особенности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определённых биологических свойств.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трёх уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. Следует отметить, что в отечественной психологической литературе можно найти некоторое расхождение во взглядах на иерархию организации человека. В частности, такое противоречие можно обнаружить у представителей московской и санкт – петербургской психологических школ. Например, представители московской школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Однако, несмотря на определённые расхождения, понятие «личность» в отечественной психологии соотносится с социальной организацией человека.

При рассмотрении структуры личности в неё обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация – это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки – это убеждения людей.

Кроме этого некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. В структуре психических явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства. В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.

Однако у авторов, рассматривающих данные явления в рамках структуры личности, также есть для этого основания. Например, чувства – один из видов эмоций, - чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присутствуют в регуляции поведения человека как члена общества. Всё это, с одной стороны, ещё раз говорит о сложности рассматриваемой нами проблемы, а с другой -  об определённых разногласиях в отношении некоторых аспектов проблемы личности. Причём наибольшие разногласия вызывают проблемы иерархии структуры человеческой организации, а также соотношение биологического и социального в личности.

2. Формирование и развитие личности

Что понимается под формированием и развитием личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними, почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путём, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека, в частности – появления у него тех основных свойств, о которых говорилось выше при обсуждении различных теорий личности. Это могут быть черты личности, способы разрешения конфликтов между Эго и Суперэго, социальные роли или человеческие потребности.

Замечено, что первые личностные свойства человека начинают формироваться довольно рано, в первой половине дошкольного возраста, то есть до 3 лет. Этот возраст в детской психологии включает в себя младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от года до 3 лет).

Младенчество и ранний возраст – наиболее важный период формирования личности. Личностные качества человека, которые возникают в это время, оказываются наиболее устойчивыми и мало меняются в течение жизни человека. Соответствующие качества личности обычно называют первичными или               базисными личностными свойствами. Те качества, которые возникают позднее, являются менее устойчивыми, и их, соответственно, называют вторичными или производными.

Основное влияние на формирование личности в начальный период её становления оказывают люди, которые окружают ребёнка с детства. Это – члены его родительской семьи и прежде всего мать и отец ребёнка, то есть люди, которые чаще всего и больше всего общаются с ребёнком в первые месяцы и годы его жизни. Когда ребёнок идёт в детский сад и особенно когда он начинает учиться в школе, значительное влияние на формирование его как  личности оказывают люди, с которыми он непосредственно и много общается вне дома, в первую очередь сверстники и учителя.

Считается, что формирование человека как личности в основном завершается к концу подросткового возраста, то есть к 14 – 15 годам. Это означает, что к данному возрасту у человека уже появляются почти все основные свойства человека, которые называют личностными. Это также означает, что к этому возрасту человек становится более или менее устойчивой личностью и те изменения в нём, которые происходят в дальнейшем, мало затрагивают основу личности, сформировавшуюся в детские годы.

Что означает и как происходит развитие личности. Теперь поговорим о развитии личности, то есть о процессе, который начинается уже после того, как основы личности человека заложены. Развитие личности обычно касается того, что происходит с личностью человека после окончания детства, после 15 – 16 лет, в течение последующей жизни.

Изменения, которые могут происходить в личности человека по окончании школы, связаны с особенностями его индивидуального опыта и образа жизни. Вполне можно представить себе ситуацию, когда по окончании школы в жизни человека ничего существенного не меняется, то есть, например, он продолжает образование в другом учебном заведении, среднем специальном или высшем. Тогда вряд ли можно будет рассчитывать, что он, как личность, быстро и существенно изменится. Однако часто бывает по – другому. В жизни человека могут происходить такие события, которые существенно изменяют его образ жизни и сильно воздействуют на него как на личность. Чаще всего серьёзные изменения личности человека могут происходить в следующих жизненных ситуациях:

- Изменение круга общения, в результате которого человек выходит за пределы привычного круга, надолго оказывается среди людей, культура которых значительно отличается от культуры тех людей, с которыми ему раньше приходилось общаться.

- Изменение социального статуса человека, например женитьба или выход замуж.

- Занятие нового, более высокого или, напротив, более низкого, положения в обществе, например назначение на руководящую должность или выход на пенсию.

- Серьёзная психологическая травма, связанная, например, с безвременной утратой очень близких для данного человека людей.

Информация о работе Самосознание личности и его компоненты