Самосознание личности и его компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чём же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Содержание работы

1. Общее понятие о личности
- понятие «личность»
- понятие «индивид» .
2. Формирование и развитие личности
- что понимается под формированием и развитием личности;
- что означает и как происходит развитие личности;
- как возникают личностные психологические свойства человека;
- какое развитие человека как личности следует считать нормальным
и аномальным;
- каковы основные направления изучения личности в психологии;
3. Самосознание личности и её жизненный путь
- сознание и самосознание
- процесс становления личности

Файлы: 1 файл

ЧУО психология личности.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

-  Тяжёлое хроническое заболевание, повлекшее за собой значительное изменение образа жизни человека.

- Переход из одного возраста в другой, более старший, сопровождающийся глубоким возрастным психологическим кризисом.

Обсудим кратко, каким образом эти события могут сказываться на личности человека.

Если человек оказывается среди новых для него людей, культура которых существенно отличается от культуры тех людей, с которыми ему раньше приходилось общаться, то он вынужден приспосабливаться к новой для себя культуре поведения и общения. Это означает, что старые, привычные для него формы поведения могут оказаться неадекватными, и со временем вместо них должны сформироваться новые привычки. Это и будет означать, что человек изменился как личность. Следует, правда, признать, что полностью как личность человек в этом случае измениться уже не сможет. Старые привычки у него всё равно останутся, а формирование новых будет зависеть от прочности старых, привычных форм поведения. В конечном счёте, такой человек превратится в личность, в которой старое и новое будет сочетаться. Личность, в психологии и поведении которой противоречивым образом сочетается несколько разных, трудно совместимых психологических особенностей, форм социального поведения и культур, называют маргинальной личностью. Большинство людей, волей судьбы переместившихся, например, из одной культуры в другую после 15 – 16 – летнего возраста, в конечном счёте становятся маргинальными личностями.

              Выясним, каким образом на развитие человека как личности может повлиять изменение его социального статуса. С каждым положением, занимаемым человеком в обществе, связаны определённые требования, предъявляемые к нему. Под влиянием этих требований человек вынужден меняться как личность, иначе он не сможет полностью соответствовать своему новому статусу или новому положению в обществе. Одно дело, когда человек, например, свободен от семьи, и совершенно другое дело, когда у него есть семья и определённые обязательства перед ней. Одно дело, когда в каком – либо трудовом коллективе человек занимает рядовое положение, и совсем другое дело, когда он становится руководителем этого коллектива.

              Привыкая к новому социальному статусу, человек почти всегда вынужден в какой – то степени отказываться от старых привычек и приобретать новые, социально полезные привычки, так как в противном случае ему не удастся справляться со своими новыми обязанностями. Это, естественно. Ведёт к изменению человека как личности, к отказу от старых форм поведения и, соответственно, к появлению у него новых личностных свойств. Чем значительнее новое положение человека в обществе отличается от его прежнего социального статуса, тем больших изменений личности следует ожидать в результате изменения его социального положения.

              Утрата близкого человека также может существенно повлиять на личность человека, однако механизм изменения личности в данном случае будет несколько иным, чем в предыдущем случае. Человек, потерявший навсегда кого – то близкого, может лишиться многого положительного, что раньше было в его жизни. Вследствие этого его жизнь может стать менее радостной, чем была раньше. Близкие люди всегда в чём – то поддерживают друг друга, и их утрата грозит лишением человека такой поддержки. Тому, кто навсегда потерял близкого для себя человека, приходится приспосабливаться к новым, как правило, не очень благоприятным условиям жизни. Сделать это можно лишь в случае, если в личности человека произойдут изменения, которые позволят ему  более или менее нормально приспособиться к новым для него условиям жизни.

              Тяжёлое хроническое заболевание также сказывается на психологии человека как личности. Больной человек обычно чувствует себя неполноценным, вынужден отказываться от того, что доступно здоровым людям и необходимо ему самому. В итоге у человека могут появиться разного рода комплексы, и он как личность постепенно изменится.

              Кроме того, больной человек физически чувствует себя не вполне благополучно, и от этого его настроение становится хронически негативным. Вольно или невольно это настроение начинает сказываться на взаимоотношениях с окружающими людьми, отношения с ними портятся, и это, в свою очередь, начинает оказывать неблагоприятное воздействие на характер человека. Замечено, что при многих хронических нервных и органических заболеваниях со временем изменяется, причём не в лучшую сторону, характер человека.

              На личность человека оказывают воздействие также кризисы возрастного развития. Переходя из одного возраста в другой, более старший, человек оказывается психологически не вполне подготовленным к вынужденному изменению потребностей, ценностей, образа жизни. Многие люди, став старше, болезненно расстаются со старыми привычками и с  трудом отказываются от возможностей, которые они имели, будучи молодыми. Они не в состоянии быстро психологически приспособиться к новому для себя положению и образу жизни. Человек, становясь пожилым, как правило, теряет внешнюю привлекательность, друзей молодости. Он уже не в состоянии выдерживать

Длительные и значительные физические и психологические нагрузки, которые раньше были ему вполне посильны. Всё это начинает оказывать влияние на характер человека, и он как личность постепенно изменяется.

Как возникают личностные психологические свойства человека. Процесс появления у ребёнка личностных психологических свойств можно представить следующим образом. Ребёнок, участвуя вместе с взрослым в какой – либо деятельности, наблюдая за ним и подражая ему, повторяет действия взрослого человека. Это происходит благодаря тому, что в природе человека генетически заложена способность к подражанию, которая начинает проявляться в раннем возрасте уже в течение первого года жизни.

              Вначале ребёнок через подражание осваивает те или иные действия взрослого человека, то есть внешние формы его поведения. Взрослый человек, имея какие – либо ценные личностные психологические свойства, со свое стороны стремится передать их ребёнку. Для этого он внимательно наблюдает за действиями ребёнка и старается поощрять именно те из них, которые связаны с соответствующими положительными личностными качествами. Иными словами, некоторые действия, совершаемые ребёнком, специально выделяются и активно поощряются взрослыми, значимыми для ребёнка, людьми.

              Поощрение рассчитано на то, чтобы вызвать у ребёнка положительные эмоциональные переживания. Эти переживания доставляют удовольствие ребёнку, и он стремится к тому, чтобы повторить или продлить их. Для этого ребёнок должен сам повторять те действия, за которые он получает поощрение со стороны взрослого. Таким образом, действия ребёнка при их частом повторении превращаются в привычку, а она представляет собой типичную форму реагирования человека на ту или иную жизненную ситуацию. Привычка сама по себе уже является свойством личности, и за ней обычно лежит какая – либо соответствующая ей личностная черта. Это и есть общий механизм формирования новых свойств человека.

              Какое развитие человека как личности следует считать нормальным и аномальным. Развиваясь как личность, человек может приобретать как положительные, так и отрицательные личностные качества, а также утрачивать некоторые из психологических качеств. В связи с этим можно поставить следующий вопрос: какое направление развития личности является нормальным и какое аномальным?

              Нормальным считается такое развитие личности, при котором человек сохраняет и приобретает новые, положительные личностные свойства. Аномальным, соответственно, является такое направление развития человека как личности, в ходе которого он или утрачивает прежние, положительные личностные свойства, или приобретает новые, отрицательные личностные качества.

              Характерные изменения в личности человека, которые происходят в детстве, в основном являются положительными, если детство человека протекает вполне благополучно. Изменения в личности человека, возникающие под влиянием  его жизни в условиях новой, более высокой культуры, также чаще всего выступают как положительные. Личностные изменения, которые обнаруживаются у человека после детского возраста, не всегда являются положительными или нормальными. Отрицательными или аномальными, обычно становятся перемены в личности, которые наступают при заболеваниях или под влиянием неблагоприятных условий жизни. Аномальными могут оказаться, например, изменения личности человека, которые происходят в период возрастных кризисов.

              В общем случае нормальным считается такое развитие человека как личности, в ходе которого приобретает положительные личностные свойства, позволяющие ему наилучшим образом решать свои жизненные проблемы. Аномальное – это такое изменение в личности человека, которое правильно называть не развитием, а застоем или деградацией. При этом человек или перестаёт развиваться как личность и не приобретает отрицательные личностные качества, препятствующие его нормальной адаптации к условиям жизни.

Каковы основные направления изучения личности в психологии. Чаще всего в современной психологии выделяются и рассматриваются как отдельные следующие основные направления исследований личности: психодинамическое, интеракционистическое и гуманистическое.

Психодинамическим называется такое направление в изучении личности, в котором человек как личность представляется и описывается с помощью терминов, характеризующих его внутренний мир, а объяснение поступкам даётся исключительно изнутри, без учёта факторов, влияющих на поведение человека со стороны окружающей среды. Такие, например, понятия, как потребности, способности, воля, характер и другие, - это и есть понятия, относящиеся к внутреннему миру человека, поэтому то рабочее определение личности, которое было приведено выше, более всего представляет именно психодинамическое направление в изучении личности. Это направление называется так ещё потому, что при рассмотрении процесса формирования и развития личности его динамика здесь изучается только как изменение психологии человека.

Если в ответ на вопрос о том, почему конкретный человек в определённой обстановке ведёт себя именно так, а не иначе, мы ссылаемся на его характер, темперамент, волю, чувства, то фактически находимся в рамках психодинамического понимания личности.

Если, отвечая на тот же вопрос, мы для объяснения поведения человека ссылаемся лишь на внешние, не зависящие от него обстоятельства жизни, например на сложившуюся в данный момент окружающую обстановку, на действия других людей, вынуждающие человека так себя вести, то мы выходим за рамки психодинамического объяснения поведения и переходим к другому, альтернативному пониманию личности – социодинамическому

Социодинамическим называют такое направление в изучении и представлении личности, в котором человек как личность описывается в поведенческих терминах, а объяснение его поступкам даётся исключительно на основе анализа и учёта внешней обстановки или фактически не зависящих от данного человека жизненных обстоятельств.

Мы можем, например, представлять и описать человека как личность через характерные для него поступки, через его реакции на различные жизненные ситуации, через привычки и т.д. Во всех подобных случаях для описания личности используются не внутренние свойства человека, а внешние формы его поведения – такие, за которыми можно наблюдать и которые можно объективно фиксировать и оценивать со стороны.

Если в рамках социодинамического направления необходимо научно объяснить поведение человека, то оно рассматривается как реакция на внешние обстоятельства. При этом изучаются связи между внешними воздействиями, оказываемыми на человека, и его поступками и на основе знания самих воздействий и законов реагирования на них предлагаются объяснения его поведения. Иными словами, источники поступков человека помещаются вне его, и объяснения поведению даются не изнутри, а извне.

Заметим, что как психодинамическое, так и социодинамическое направления, а также способы объяснения поведения человека в русле этих подходов являются односторонними. В рамках психодинамического направления не принимается в расчёт зависимость поведения от внешних обстоятельств, в то время как в рамках социодинамического направления, наоборот, - зависимость поведения человека от его собственной психологии.

Это обстоятельство побудило некоторых психологов обратиться к компромиссному, комплексному, двухстороннему описанию и объяснению поведения человека: как изнутри, так и со стороны. В результате возникло третье направление в изучении личности – интеракционистическое. Его можно определить как направление, в рамках которого личность представляется и описывается в терминах, характеризующих одновременно и внутренний мир человека и его поведение, а объяснение самому поведению даётся с учётом как собственной психологии человека, так и обстоятельств жизни, складывающихся независимо от него.

При этом, однако, ничего существенно нового в само понимание и описание психологии человека как личности по сравнению с психодинамическим и социодинамическим направлениями не вносится; сторонники данного направления предпочитают использовать в своей теории понятия, относящиеся и к психологии человека, и к окружающему его миру. В объяснениях поведения человека здесь механически сочетаются оба рассмотренных выше способа.

Весьма удобным для данного понимания личности и объяснения её поведения является понятие социальной роли. Такая роль включает в себя и психологические установки человека, и определённые внешние формы поведения. Кроме того, взятие на себя определённой социальной роли зависит и от психологии данного человека, и от жизненной обстановки, в которой он оказался.

Особым, одним из наиболее популярных в настоящее время напрвлений в изучении личности представляется то, которое называется гуманистическим. Оно возникло позднее, на волне справедливой критики других направлений.

Дело в том, что проблема личности привлекла к себе внимание психологов и стала актуальной в то время, когда сильное влияние на психологию и на другие гуманитарные науки стала оказывать теория эволюции Ч. Дарвина, а также достижения в области физиологии высшей нервной деятельности И.П.Павлова. в соответствии с тенденцией, возникшей в конце XIX – начале XX в. под влиянием этих научных достижений, стало считаться не только нормальным, но и необходимым, обязательным сравнивать психологию и поведение человека с психологией и поведением животных и доказывать, что между ними нет принципиальных различий. Под влиянием этой тенденции учёные – психологи стали выбирать такие темы и проблемы для научного исследования и предлагать такие объяснения психологии и поведению человека, которые бы сближали человека и животных.

Информация о работе Самосознание личности и его компоненты