Самосознание личности и его компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чём же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Содержание работы

1. Общее понятие о личности
- понятие «личность»
- понятие «индивид» .
2. Формирование и развитие личности
- что понимается под формированием и развитием личности;
- что означает и как происходит развитие личности;
- как возникают личностные психологические свойства человека;
- какое развитие человека как личности следует считать нормальным
и аномальным;
- каковы основные направления изучения личности в психологии;
3. Самосознание личности и её жизненный путь
- сознание и самосознание
- процесс становления личности

Файлы: 1 файл

ЧУО психология личности.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Это оказало определённое влияние и на возникшую в это время научную психологию личности. Она стала разрабатываться таким образом, чтобы максимально сблизить человека и животных, охватить именно то, что является общим для человека и животных. В конечном счёте это привело к тому, что всё, характерное именно для человека, перестало быть предметом психологического исследования, а всё, что характерно для животных, стало безоговорочно переноситься на человека.

В этих условиях как альтернатива такому подходу к пониманию психологии и поведения человека возникла гуманистическая психология личности. Специфика гуманистического направления в изучении личности заключается в том, что в нём выделяются и рассматриваются психологические свойства, характерные только для человека, не присущие животным. Это такие свойства, как воля, сознание, мораль, цели и смысл жизни. Гуманистическое направление в настоящее время разрабатывается наиболее активно, и связанные с данным направлением теории личности находят широкое применение в психологической практике.

3.Самосознание личности и её жизненный путь

Процесс становления человеческой личности включает в себя, как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознаёт не только окружающее, но и себя само в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к её самосознанию, к «Я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встаёт перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о её самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе всё, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Реальная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями его жизненного пути.

Первый этап в реальном формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений, которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. Здесь важна не только техника передвижения, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как самостоятельного овладения предметом, посредством хватательных движений. Одно как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребёнка по отношению к другим людям. Ребёнок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление её о своём Я. При этом человек осознаёт свою самостоятельность, своё выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей. Не существует Я вне отношений к ТЫ, и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Самосознание является относительно поздним продуктом сознания.

Существенным звеном в истории становления самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играет значительную роль в развитии сознания ребёнка, и вместе с тем увеличивает возможности ребёнка изменяя взаимоотношения ребёнка с окружающими. Вместо того, чтобы быть лишь объектом, направляющихся на него действий окружающих его взрослых, ребёнок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия, окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, в свою очередь, ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям. В развитии личности и её самосознания существует целый ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается всё, что реально делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни, как – то: сначала у ребёнка развивающаяся способность к самообслуживанию и, наконец, у юноши, у взрослого, начало собственной трудовой деятельности, делающей его материально не зависимым; каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение человека взаимоотношений с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, не исчерпывается процесс становления личности и её развития. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую её формовку; дальнейшие достройка и отделка связаны с другой более сложной внутренней работой, в которой формируется личность в её самых высших проявлениях.

Самостоятельность субъекта не исчерпывается способностью выполнить задания, она включает ещё более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой задания, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа ;вырабатывается критическое мышление формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступления в самостоятельную жизнь невольно с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него есть особые склонности и способности; это заставляет серьёзно задуматься над самим собой и приводит к значительному развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом через ряд ступеней -  от наивного неведения в отношении самого себя ко все большему углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосознания центр тяжести для подростка всё более переносится от внешней стороны личности к её внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность в более высоком плане.

В широком смысле всё переживаемое человеком, всё психическое содержание его жизни входит в состав личности.

Но в более специфическом смысле своём, относящимся к его Я, человек признаёт не всё, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль посетившую его сознание, человек в равной мере признаёт своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т.е. такую которая явилась результатом собственной его деятельности.

Точно так же и не всякое чувство, мимолётно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признаёт своим, а только такое, которое определило его жизнь и деятельность. Но всё это – и мысли, и чувства, и желания – человек в большей части в лучшем случае признаёт своим, в собственное Я он включает лишь свойства своей личности – свой характер и темперамент, свои способности -  и к ним присоединит он разве мысль, которой отдал все свои силы и чувства, с которыми срослась вся его жизнь.

Реальная личность, которая отражаясь в своём самосознании осознаёт себя как Я, как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяются её общественной ролью, поэтому, отражаясь в её самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в его Я. Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это – как и сознание вообще – не пассивно, не зеркально.

Представление человека о самом себе, даже в собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой своё поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда субъективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия.

Самосознание не дано непосредственно в переживаниях, оно, является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно вспыхнувших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по настоящему знать, куда в жизни идти и зачем – это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство – мудрость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Маклаков А.Г. общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

2. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Издание третье, дополнение. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М». 2002. – 512с.

3. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2002. – 544с.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб. Питер Пресс, 1997. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии»).

5. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. – М.: Знание, 1977.

6. Ильин Е.П. мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.:Политиздат, 1977.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

 

6

 



Информация о работе Самосознание личности и его компоненты