Самосознание учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:04, реферат

Описание работы

В настоящее время возникла объективная необходимость в создании качественно нового подхода к подготовке современного учителя, одной из важных задач которой является формирование педагогического самосознания будущего педагога. Сформированность педагогического самосознания современного учителя становится основой для оформления парадигмы личностно ориентированного образования, развития его гуманистических тенденций.
В связи с этим возникает необходимость психолого-педагогического осмысления проблем, связанных с организацией такой работы со студентами, которая способствовала бы расширению границ индивидуального профессионального самосознания молодых людей в рамках требований сегодняшнего дня.

Содержание работы

Введение
Развитие проблемы профессионального самосознания в отечественной и зарубежной теории
Современные психологические исследования проблемы педагогического самосознания
Компоненты самосознания учителя
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Пед. псих. реферат.docx

— 53.15 Кб (Скачать файл)

Дабы развить в себе эти качества, студент должен осознать их значимость для своей профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность будет эффективной, если у будущего педагога сформировано стремление улучшить свою педагогическую деятельность, развить в себе профессионально необходимые качества. А это возможно только при развитом самосознании учителя.

Начиная с восьмидесятых годов в отечественной науке появился ряд работ, посвященных исследованию самосознания учителя (В.Н. Козиев, Л.М. Митина, В.П. Саврасов, В.А. Сластенин, А.И. Шутенко).

В исследованиях, посвященных проблеме профессионального самосознания учителя, анализируются следующие его составляющие: образ Я, Я-концепция, самооценка, самопознание, самоанализ, самокритичность, рефлексия, эмпатия, профессиональная ответственность и т.д.

Рассматривая значение развития и формирования профессионального самосознания учителя, мнения большинства исследователей сходятся на том, что оно является неотъемлемой составляющей его профессионализма, компетентности и мастерства.

Идеи Ю.Н. Кулюткина и Г.И. Сухобской были специфическим образом реализованы в исследовании особенностей содержания и структуры профессионального педагогического самосознания учителя В.Н. Козиевым

Автор подчеркивает, что профессиональное педагогическое самосознание играет активную регулирующую роль в деятельности учителя, способствует процессу саморазвития, формированию профессионально значимых качеств личности, профессионального мастерства. Проблема профессионального мастерства занимает особое место в данном исследовании. С точки зрения В.Н. Козиева, профессиональное самосознание органично входит в структуру профессионального мастерства учителя и является его центральным элементом.

Специфика данного исследования состоит в том, что в качестве исследовательской единицы профессионального самосознания взята самооценка учителя. Самооценка педагога структурируется на четыре типа: актуальную, идеальную, рефлексивную и ретроспективную самооценки. В качестве объекта самосознания и самооценки учителя В.Н. Козиев использовал профессионально значимые качества личности.

Рассматривая структуру самосознания, В.Н. Козиев, так же как и Ю.Н. Кулюткин, представляет ее состоящей из четырёх элементов: «актуального Я», «ретроспективного Я», «идеального Я», «рефлексивного Я». По предположению В.Н. Козиева, «актуальное Я» (т.е., представление о себе учителя в настоящее время) является центральным элементом в структуре профессионального самосознания учителя. «Актуальное Я» базируется на трех других Я: идеальном, ретроспективном и рефлексивном.

В.Н. Козиев рассматривает три линии «дифференциации или структурирования профессионального самосознания» учителя. Он выделяет временную, ценностную и социальную перспективы. Во временную перспективу включено «Я» педагога в настоящее время (актуальное Я) и «Я» в прошлом (ретроспективное Я). Ценностная перспектива самосознания содержит информацию о том, какой Я есть (актуальное Я) и каким Я хочу быть (идеальное Я). Социальная перспектива включает в себя знание о том, какой я есть (актуальное Я) и то, каким, на взгляд учителя, его видят люди из его социального окружения (в том числе профессионального) (рефлексивное Я). Центральным, связующим элементом является «актуальное Я». В.Н. Козиев считает, и мы с ним полностью согласны, что по отношению к «актуальному Я» меру проявлений достижений личности определяет «ретроспективное Я»; «идеальное Я» представляет ориентацию на дальнейшее саморазвитие личности, а «рефлексивное Я» является критерием социальной реальности и основным социальным источником формирования профессионального самосознания учителя. Кирьянова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург, 1996. с.159

Положение В.Н. Козиева о временной перспективе специфическим образом нашло отражение в работах А.И. Шутенко, отмечающего, что процессуальный компонент структуры профессионального педагогического самосознания учителя складывается в пространственно временных координатах осознания им своего становления в профессии. Шутенко А.И. Строение и развитие профессионального самосознания. Автореферат. - М., 1994, с.15

Во временном континууме самосознания, с его точки зрения, выделяются: «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем». В итоге образуется «Я существующее», то есть «актуальное Я» педагога. Сущность профессионального самосознания, по А.И. Шутенко, заключается в осознании и переживании учителем субъективной значимости развития и личностного роста ученика как определяющего условия собственной самореализации в педагогической деятельности.

Строение профессионального самосознания педагога, с его точки зрения, «воссоздается путем интеграции различных аспектов своего «Я» в профессии». Это Я-действующее, Я-взаимодействующее, Я-живой организм, Я-существующее, Я-осуществляющееся.

 

Компоненты самосознания учителя.

Л. М. Митина понимает под профессиональным самосознанием учителя «осознание педагогом себя в каждом из трех составляющих пространства педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в системе собственной личности». В структуре самосознания учителя она выделяет следующие компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий.

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

В этом компоненте профессионального самосознания учителя, на наш взгляд, необходимо различать процесс самопознания и результат — систему знаний о себе, индуцируемую в «образ Я» как профессионала-педагога.

 В нашем понимании  «образ Я» педагога является  обобщенной системой представлений  субъекта о себе, образующейся  в результате процессов осознания  себя в трех взаимодополняющих  и взаимопересекающихся системах: в педагогической деятельности, в педагогическом общении и  в личностном развитии.

 «Образ Я» педагога  имеет преимущественно когнитивный  характер и является относительно  устойчивым образованием, хотя, разумеется, подверженным периодическим колебаниям  под воздействием внутренних  и внешних факторов. Нельзя говорить  о высоком уровне самосознания  в случае неглубокого или неверного  понимания себя педагогом хотя  бы в одной из указанных  выше систем. Когнитивный компонент  представляется в структуре самосознания  ведущим.

АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Этот компонент профессионального самосознания учителя характеризуется совокупностью трех видов отношений:

1) к системе своих педагогических  действий, к своим целям и задачам, к средствам и способам достижения  этих целей, к результатам своей  работы;

2) к системе межличностных  отношений с учениками; к реализации  основных функций педагогического  общения — информационной, социально-перцептивной, презентативной, интерактивной и  аффективной;

3) к своим профессионально  значимым качествам и в целом к себе как профессионалу.

Одним из важнейших понятий, связанных с аффективной подструктурой профессионального самосознания учителя, является самооценка.

 Вообще говоря, самооценка  в отечественной психологии рассматривается  в двух аспектах: в ее связи  с личностью и в ее связи  с самосознанием. Разумеется, подобное  разделение условно, и эти два подхода не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняются.

 Нам представляется, что  для обозначения эмоционально-ценностного  отношения к себе следует использовать  термин «самооценивание». При этом  подчеркивается процессуальная  сторона самоотношения. Результатом  процесса самооценивания становится  устойчивое обобщенное отношение  личности к себе.

 Если у учителя есть  знание о себе, о своих личных  и профессиональных качествах, то  на основе этих знаний и  самооценивания возникает эмоционально-ценностное  отношение к себе.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Внешние проявления характеризуют поведенческий компонент профессионального самосознания учителя. По нашему мнению, основным психологическим механизмом этой подструктуры является удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью.

 Учитель, удовлетворенный  собой, не испытывает тревожности  и внутреннего напряжения при  общении с учениками. Обладая  адекватной самооценкой и позитивным  самоотношением, он с большей  готовностью, чем его коллега  с неадекватной самооценкой и  высокой степенью неудовлетворенности, идет на контакт с детьми, демонстрирует  способность к их безусловному  принятию. Тем самым педагог оказывает  позитивное воздействие на самооценку  и самоотношение детей, стимулирует  у них стремление к успехам  в учебной деятельности и в  конечном счете оказывает развивающее  воздействие на их личность.

Я-КОНЦЕПЦИЯ

 

Психологической предпосылкой развития профессионального самосознания учителя и его конечного продукта — Я-концепции является конструктивное преодоление педагогом трудностей, препятствующих тем или иным видам деятельности, поведенческим актам, способам самореализации

 А если он не может  преодолеть все эти трудности? Или преодолевает их, как «Нарцисс», «Самодур» или, скажем, «Штамповщик», то есть неконструктивно? Основную  причину неудач следует искать  опять-таки в профессиональном  самосознании — точнее, в его  невысоком уровне развития. А  это значит — неадекватная  самооценка, негативное самоотношение, слабая саморегуляция, которые проецируются  на учащихся в педагогическом  общении.

 Неумение осознать  возникающие трудности еще более  усугубляет ситуацию. И наоборот  — чем выше уровень профессионального  самосознания учителя, обусловленный  чувством удовлетворенности собой, тем более ясным становится  понимание педагогом трудностей  и преград, встречающихся в его  деятельности. При этом, обладая  адекватной самооценкой, позитивным  самоотношением и уверенностью  в себе, учитель способен находить  конструктивные способы преодоления  трудностей и тем самым еще  более расширять сферу профессионального  самосознания.

РЕФЛЕКСИЯ

Этот процесс развертывается благодаря наличию такого важного феномена личностного развития, как рефлексия. В традиционном понимании этот термин означает процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

 В то же время  в социальной психологии рефлексия  выступает в форме осознания  субъектом того, как другие понимают  «рефлексирующего», его личностные  особенности, эмоциональные реакции  и когнитивные представления. Изучение  рефлексии во втором ее значении  осуществляется при коммуникациях  и в совместной деятельности: в имитационных и организационно-деятельностных  играх, при проведении психологических  тренингов, при коллективном решении  задач, при взаимоотношениях в  организационных системах.

 Особую роль рефлексивные  действия играют в развитии  самосознания при общении и  взаимодействии с другими людьми.

 Рефлексию можно рассматривать  в качестве механизма самосознания. Рефлексия дополняется и обогащается  в процессе обратной связи, что  позволяет индивиду корректировать  свою деятельность и общение, произвольно управлять своим  поведением. Два психологических  механизма — рефлексия и обратная  связь — являются, по-видимому, комплиментарными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Самосознание - это оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают, прежде всего, другие люди, самосознание по самому существу носит общественный характер.

Профессиональное самосознание учителя складывается из его представлений об оценке себя как профессионала со стороны учеников, коллег, руководства, родителей и других референтных для педагога людей.

Способность педагога осознать себя в трех составляющих пространства педагогического труда - в своей педагогической деятельности, в общении и в системе собственной личности - определяет оптимальное развитие профессионального самосознания. Процессы профессионального самосознания стимулируются конструктивным преодолением трудностей, возникающих перед учителем в педагогическом труде.

Целенаправленное развитие профессионального самосознания педагогов в достаточно короткие сроки обеспечивается специально разработанным психологическим тренингом; динамика и особенности развития самосознания участников зависят от стартовых индивидуально-типологических характеристик педагогов.

Переход на более высокий уровень развития профессионального самосознания определяется позитивными изменениями в когнитивной (расширение представлений о себе), аффективной (улучшение самоотношения) и поведенческой (закрепление выработанной Я-концепции в реальной жизнедеятельности) подструктурах профессионального самосознания учителя.

Информация о работе Самосознание учителя