Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:04, реферат
В настоящее время возникла объективная необходимость в создании качественно нового подхода к подготовке современного учителя, одной из важных задач которой является формирование педагогического самосознания будущего педагога. Сформированность педагогического самосознания современного учителя становится основой для оформления парадигмы личностно ориентированного образования, развития его гуманистических тенденций.
В связи с этим возникает необходимость психолого-педагогического осмысления проблем, связанных с организацией такой работы со студентами, которая способствовала бы расширению границ индивидуального профессионального самосознания молодых людей в рамках требований сегодняшнего дня.
Введение
Развитие проблемы профессионального самосознания в отечественной и зарубежной теории
Современные психологические исследования проблемы педагогического самосознания
Компоненты самосознания учителя
Заключение
Литература
Дабы развить в себе эти качества, студент должен осознать их значимость для своей профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность будет эффективной, если у будущего педагога сформировано стремление улучшить свою педагогическую деятельность, развить в себе профессионально необходимые качества. А это возможно только при развитом самосознании учителя.
Начиная с восьмидесятых годов в отечественной науке появился ряд работ, посвященных исследованию самосознания учителя (В.Н. Козиев, Л.М. Митина, В.П. Саврасов, В.А. Сластенин, А.И. Шутенко).
В исследованиях, посвященных проблеме профессионального самосознания учителя, анализируются следующие его составляющие: образ Я, Я-концепция, самооценка, самопознание, самоанализ, самокритичность, рефлексия, эмпатия, профессиональная ответственность и т.д.
Рассматривая значение развития и формирования профессионального самосознания учителя, мнения большинства исследователей сходятся на том, что оно является неотъемлемой составляющей его профессионализма, компетентности и мастерства.
Идеи Ю.Н. Кулюткина и Г.И. Сухобской были специфическим образом реализованы в исследовании особенностей содержания и структуры профессионального педагогического самосознания учителя В.Н. Козиевым
Автор подчеркивает, что профессиональное педагогическое самосознание играет активную регулирующую роль в деятельности учителя, способствует процессу саморазвития, формированию профессионально значимых качеств личности, профессионального мастерства. Проблема профессионального мастерства занимает особое место в данном исследовании. С точки зрения В.Н. Козиева, профессиональное самосознание органично входит в структуру профессионального мастерства учителя и является его центральным элементом.
Специфика данного исследования состоит в том, что в качестве исследовательской единицы профессионального самосознания взята самооценка учителя. Самооценка педагога структурируется на четыре типа: актуальную, идеальную, рефлексивную и ретроспективную самооценки. В качестве объекта самосознания и самооценки учителя В.Н. Козиев использовал профессионально значимые качества личности.
Рассматривая структуру самосознания, В.Н. Козиев, так же как и Ю.Н. Кулюткин, представляет ее состоящей из четырёх элементов: «актуального Я», «ретроспективного Я», «идеального Я», «рефлексивного Я». По предположению В.Н. Козиева, «актуальное Я» (т.е., представление о себе учителя в настоящее время) является центральным элементом в структуре профессионального самосознания учителя. «Актуальное Я» базируется на трех других Я: идеальном, ретроспективном и рефлексивном.
В.Н. Козиев рассматривает три линии «дифференциации или структурирования профессионального самосознания» учителя. Он выделяет временную, ценностную и социальную перспективы. Во временную перспективу включено «Я» педагога в настоящее время (актуальное Я) и «Я» в прошлом (ретроспективное Я). Ценностная перспектива самосознания содержит информацию о том, какой Я есть (актуальное Я) и каким Я хочу быть (идеальное Я). Социальная перспектива включает в себя знание о том, какой я есть (актуальное Я) и то, каким, на взгляд учителя, его видят люди из его социального окружения (в том числе профессионального) (рефлексивное Я). Центральным, связующим элементом является «актуальное Я». В.Н. Козиев считает, и мы с ним полностью согласны, что по отношению к «актуальному Я» меру проявлений достижений личности определяет «ретроспективное Я»; «идеальное Я» представляет ориентацию на дальнейшее саморазвитие личности, а «рефлексивное Я» является критерием социальной реальности и основным социальным источником формирования профессионального самосознания учителя. Кирьянова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург, 1996. с.159
Положение В.Н. Козиева о временной перспективе специфическим образом нашло отражение в работах А.И. Шутенко, отмечающего, что процессуальный компонент структуры профессионального педагогического самосознания учителя складывается в пространственно временных координатах осознания им своего становления в профессии. Шутенко А.И. Строение и развитие профессионального самосознания. Автореферат. - М., 1994, с.15
Во временном континууме самосознания, с его точки зрения, выделяются: «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем». В итоге образуется «Я существующее», то есть «актуальное Я» педагога. Сущность профессионального самосознания, по А.И. Шутенко, заключается в осознании и переживании учителем субъективной значимости развития и личностного роста ученика как определяющего условия собственной самореализации в педагогической деятельности.
Строение профессионального самосознания педагога, с его точки зрения, «воссоздается путем интеграции различных аспектов своего «Я» в профессии». Это Я-действующее, Я-взаимодействующее, Я-живой организм, Я-существующее, Я-осуществляющееся.
Компоненты самосознания учителя.
Л. М. Митина понимает под профессиональным самосознанием учителя «осознание педагогом себя в каждом из трех составляющих пространства педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в системе собственной личности». В структуре самосознания учителя она выделяет следующие компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий.
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
В этом компоненте профессионального самосознания учителя, на наш взгляд, необходимо различать процесс самопознания и результат — систему знаний о себе, индуцируемую в «образ Я» как профессионала-педагога.
В нашем понимании
«образ Я» педагога является
обобщенной системой
«Образ Я» педагога
имеет преимущественно
АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
Этот компонент профессионального самосознания учителя характеризуется совокупностью трех видов отношений:
1) к системе своих
2) к системе межличностных
отношений с учениками; к реализации
основных функций
3) к своим профессионально значимым качествам и в целом к себе как профессионалу.
Одним из важнейших понятий, связанных с аффективной подструктурой профессионального самосознания учителя, является самооценка.
Вообще говоря, самооценка
в отечественной психологии
Нам представляется, что
для обозначения эмоционально-
Если у учителя есть
знание о себе, о своих личных
и профессиональных качествах, то
на основе этих знаний и
самооценивания возникает
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Внешние проявления характеризуют поведенческий компонент профессионального самосознания учителя. По нашему мнению, основным психологическим механизмом этой подструктуры является удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью.
Учитель, удовлетворенный
собой, не испытывает тревожности
и внутреннего напряжения при
общении с учениками. Обладая
адекватной самооценкой и
Я-КОНЦЕПЦИЯ
Психологической предпосылкой развития профессионального самосознания учителя и его конечного продукта — Я-концепции является конструктивное преодоление педагогом трудностей, препятствующих тем или иным видам деятельности, поведенческим актам, способам самореализации
А если он не может преодолеть все эти трудности? Или преодолевает их, как «Нарцисс», «Самодур» или, скажем, «Штамповщик», то есть неконструктивно? Основную причину неудач следует искать опять-таки в профессиональном самосознании — точнее, в его невысоком уровне развития. А это значит — неадекватная самооценка, негативное самоотношение, слабая саморегуляция, которые проецируются на учащихся в педагогическом общении.
Неумение осознать
возникающие трудности еще
РЕФЛЕКСИЯ
Этот процесс развертывается благодаря наличию такого важного феномена личностного развития, как рефлексия. В традиционном понимании этот термин означает процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
В то же время
в социальной психологии
Особую роль рефлексивные
действия играют в развитии
самосознания при общении и
взаимодействии с другими
Рефлексию можно
Заключение
Самосознание - это оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают, прежде всего, другие люди, самосознание по самому существу носит общественный характер.
Профессиональное самосознание учителя складывается из его представлений об оценке себя как профессионала со стороны учеников, коллег, руководства, родителей и других референтных для педагога людей.
Способность педагога осознать себя в трех составляющих пространства педагогического труда - в своей педагогической деятельности, в общении и в системе собственной личности - определяет оптимальное развитие профессионального самосознания. Процессы профессионального самосознания стимулируются конструктивным преодолением трудностей, возникающих перед учителем в педагогическом труде.
Целенаправленное развитие профессионального самосознания педагогов в достаточно короткие сроки обеспечивается специально разработанным психологическим тренингом; динамика и особенности развития самосознания участников зависят от стартовых индивидуально-типологических характеристик педагогов.
Переход на более высокий уровень развития профессионального самосознания определяется позитивными изменениями в когнитивной (расширение представлений о себе), аффективной (улучшение самоотношения) и поведенческой (закрепление выработанной Я-концепции в реальной жизнедеятельности) подструктурах профессионального самосознания учителя.