Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия: субъект и объект управления. В авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты – педагоги и воспитанники.

Содержание работы

1. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности…………3
2.Сущность и особенности человеческой деятельности……………………..8
3. Виды обучения и их характеристика……………………………………….12
Список используемой литературы……………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности…………3

2.Сущность и особенности человеческой деятельности……………………..8

3. Виды обучения и их характеристика……………………………………….12

Список используемой литературы……………………………………………..16 
1. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

 

С развитием  теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия:  субъект и объект управления. В авторитарных педагогических  системах  свойством субъектности однозначно наделялся педагог,  а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с  требованиями  извне.  В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные  субъекты – педагоги и воспитанники.

Субъект – это личность,  для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики:  самостоятельная, предметная, совместная и творческая.  А.Н.Леонтьев отмечал,  что формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий,  качественные  особенности  которых  зависят  от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с  окружающей  действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом воспитания.

Решая ту или  иную педагогическую задачу,  воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или  предотвращает нежелательные действия. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность,  это  влияние  (внешний  стимул) должно быть ими осознано,  превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение,  желание, осознание необходимости,  интерес и др.). В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Опосредование внешних воздействий через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн) происходит в процессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений.

Человек с момента  рождения становится социальным  существом.

Формирование  его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением  окружающих людей,  их примером,  их идеологией,  опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому  важно  знать совокупное действие всех факторов,  определяющих развитие личности на разных возрастных  этапах.  Не  менее  важно проникнуть  в глубинные механизмы этого процесса и понять,  каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе,  становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности.  Здесь речь должна идти  о  специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания.

При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании,  хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет,  отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности.

В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону  внутренней мотивации. Она является основой  для перестройки деятельности на основе постановки им задач преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших  человеческих качеств.

Работа над  собой – самовоспитание – начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного,  желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление  этой  цели  неизбежно  сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.

Таким образом,  на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания  человек  начинает понимать не только внешние для него цели,  но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового,  весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.

Итак, самовоспитание – систематическая и  сознательная  деятельность  человека,  направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.  Самовоспитание призвано  укреплять  и развивать  способность  к  добровольному выполнению обязательств, как личных,  так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства,  необходимые привычки поведения,  волевые качества. Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Формы и  методы самовоспитания:  самокритика,  самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос  в положение другого человека и др.  А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в  том,  чтобы  возможно раньше  пробудить  у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом,  как  достичь  поставленных  целей.  Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.

Таким образом, можно сделать вывод, что самовоспитание – это систематическая деятельность человека, направленная на выработку  или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.

Содержание самовоспитания всегда зависит от общественно-исторических условий, в которых живёт и развивается индивид. Его требования к самому себе и качества, которые он стремится сформировать, определяются условиями жизни, обусловливая идейные основы, идеалы самовоспитания, а также средства их достижения.

В антагонистическом  обществе цели самовоспитания и условия их осуществления различны для разных классов. В социалистическом обществе его общие цели – строительство коммунизма и обеспечение всестороннего развития всех индивидов – определяют и цели самовоспитания каждого сознательного гражданина. Самовоспитание – составная часть всего процесса духовного развития людей. В общественной, трудовой и учебной деятельности, когда достигнут определённый уровень сознания и самопознания, у человека возникает способность к самоанализу, самонаблюдению и самооценке, умение разобраться в поступках других людей, осознаётся необходимость соответствия личных качеств своего поведения требованиям социалистического общества, коммунистической морали.

Уже в подростковом возрасте происходит знакомство с такими формами и методами самовоспитания, как самокритика, самоубеждение, самовнушение, самообязательство, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. В юношеском возрасте крепнет связь самовоспитания с самообразованием, деятельным стремлением к нравственному и физическому самоусовершенствованию. Сознательное преодоление препятствий на пути к благородным целям, соревнование с другими индивидами в достижении таких целей, непримиримость к собственным недостаткам, систематическая критическая проверка своего поведения – всё это способствует формированию правильных взглядов на действительность, закаляет волю, повышает сознательность граждан социалистического общества.

Формирование  качеств личности путём самовоспитания происходит в семье, в учебном, производственном коллективах. Требования коллектива, желание заслужить положительную оценку своих поступков, стремление поднять авторитет среди товарищей – важные побудительные мотивы самовоспитания.

Социалистическое  общество предъявляет к каждому  гражданину высокие требования и  непрерывно расширяет возможности самовоспитания. Результат самовоспитания проверяется практикой жизни, той ролью, которую оно играет в совершенствовании личности и коллектива в соответствии с требованиями коммунистической нравственности.

2. Сущность и особенности человеческой деятельности

 

Со второй половины XIX века, когда было признано, что человек  – продукт биологической эволюции, центральным для всей теории развития человека как живого существа стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. В настоящее время в качестве такого отличительного признака признается человеческая деятельность как постоянно возобновляющийся процесс труда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом которого является создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов – «второй природы». Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер. Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям. Выделяют следующие основные элементы структуры деятельности:

  • субъект – тот, кто осуществляет деятельность;
  • объект – то, на что направлена деятельность;
  • цель - ожидаемый результат деятельности; средства

                  достижения цели и сам результат.

В основе поведенческой активности человека лежат определенные мотивы деятельности, отражающие актуализированные потребности человека. Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

  1. первичные потребности (врожденные) – в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности,
  2. вторичные потребности (приобретенные) - социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии.

Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов – практической и духовной деятельности. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества). Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности. Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую (во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.

Таким образом, деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и, в конечном счете, преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Преобразование системы человеческой деятельности совпадает, по существу, с историей социально-экономического развития общества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых ее видов. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современно общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые были характерны тогда.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, она обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовой культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации, знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других ее компонентов, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

Этот механизм развития описан А. Н. Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель. Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности – действие – поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая, в свою очередь, выступает средством достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.

3. Виды обучения, их характеристика

В современной школе используются три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

  • объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциальным (обычным);
  • проблемное (ПБО);
  • программированное (ПО) и развившееся на его основе компьютерное или компьютеризированное обучение (КО).

Информация о работе Самовоспитание в структуре процесса формирования личности