Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия: субъект и объект управления. В авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты – педагоги и воспитанники.

Содержание работы

1. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности…………3
2.Сущность и особенности человеческой деятельности……………………..8
3. Виды обучения и их характеристика……………………………………….12
Список используемой литературы……………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Объяснительно-иллюстративное обучение.

Объяснение  в сочетании с наглядностью –  главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки, среди которых наиболее заметные – преподнесение «готовых» знаний, и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное  обучение.

ПБО отличает организация  обучения путем самостоятельного добывания  знаний в процессе решения учебных  проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся. Технология проблемного обучения не отличается особой вариативностью, поскольку включение учащихся в активную познавательную деятельность опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно. Важным этапом ПБО является создание проблемных ситуаций, представляющих собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная программа, которая водится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап. На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации. Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Он завершается возникновением озарения («Я знаю, как сделать!»). Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставление с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Преимущества  ПБО: самостоятельное добывание  знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к  учебному труду, развитие продуктивного  мышления, прочные и действенные  результаты обучения. К недостаткам  следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Программированное обучение.

Название происходит от позаимствованного из словаря  электронно-вычислительной техники  термина «программа», обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. Возникшее в начале 60-х гг., на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей ПО направило свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать ему своевременную помощь, избавляя тем самым от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс.

Особенности ПО заключаются в следующем:

  • учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
  • учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
  • каждый шаг завершается контролем (вопросы, задания и т.п.);
  • при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
  • при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
  • каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
  • результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся, так и педагогу;
  • педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
  • в учебном процессе широкое применение находят специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Компьютерное  обучение.

Программированное и пришедшее ему на смену компьютерное обучение основывается на выделении  алгоритмов обучения. Алгоритм как  система последовательных действий, ведущих к правильному результату, предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного освоения знаний и умений. Прежде чем составить обучающую программу, нужно разработать алгоритм выполнения мыслительных действий и учебных операций, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом. Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью.

Качество компьютерного обучения обуславливается двумя основными факторами: 1) качеством обучающих программ и 2) качеством вычислительной техники.

 

Список используемой литературы.

1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов /  И.П. Подласый: в 2 кн. – М., ВЛАДОС, 2000г. – Кн.1., с 512.

         2. Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: изд-во «Совершенство», 2000. – 320 с.

3. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов тех. вузов / под ред. В. С. Кукушина.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2005.- 624с.- (Серия «Учебный курс»)

4. Реан А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А.Реан, Коломинский Я.Л. – СПб.: ЗАО «Питер», 1999. – 416 с.

5. Выготский  Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

6. Петровский  А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В.  Петровский, М.Г.Ярошевский. – 2 изд.  – М.: «Академия», 20001. – 512 с.

  7. Немов, Р.С. Психология: словарь – справочник: в 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – ч.2. – 351 с.- (Словарь-справичник)

8. Немов, Р.С. Психология: словарь – справочник: в 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – ч.1. – 303 с.- (Словарь-справичник)


 



Информация о работе Самовоспитание в структуре процесса формирования личности