Семейная культура Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 11:15, реферат

Описание работы

Россия и Китай в последнее время становятся все большими и большими партнерами во всех сферах, в том числе в экономике, культуре, и что особенно для нас важно, в туризме. Хорошо известно всем развитие китайской экономики и общества. И здесь важно, что население Китая становится более обеспеченным и способным к туристическим поездкам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………2
Глава 1. Конфуцианский культ предков…………..5
Глава 2. Сексуальная культура Китая………………8
Глава 3. Семья в современном Китае………………11
Заключение…………………………………………………..20
Список используемых источников…………………21

Файлы: 1 файл

Китай.docx

— 62.25 Кб (Скачать файл)

Вызревание уравновешенного  и жизненно полного сознания в  человеке предполагает включение в  опыт женственной глубины, сумеречной, ускользающей, чувствующей стихии в  нас, которая не ищет отождествления с собой и не пытается заявить  о себе. Сознание самоопустошающееся есть сознание женственное. Обратить умственный взор в непроницаемую глубину сердца означает начать поиск женщины в себе. Лао-Цзы учил знать мужское и хранить в себе женское и именовал духовную реальность Сокровенной Женщиной. Физическая близость с женщиной - наиболее доступный и наглядный способ усвоения женской энергии, женского опыта.

Цель секса состояла в  накоплении в себе жизненной энергии (ци) посредством накопления ее субстрата - семени(цзин). В половом акте было необходимо пополнять запасы семени в организме и не изливать семя вовне. Тогда, как говорится в Каноне Чистой Девы, жизненной силы будет в избытке, самочувствие будет превосходным, можно усилить любовные переживания и избежать пресыщения. Поэтому предлагалось возвращать семя в себя, т. е., закупорив семявыводящий канал, направить поток семенной жидкости внутрь тела, вводя жизненную силу семени в круговорот энергии, творящий внутренний эликсир. Женская культивация семени предусматривала закалывание красного дракона - искусственное прекращение менструаций с помощью медитаций и гимнастических упражнений. Омолаживающий массаж грудей накапливал в них жизненную энергию. Вынашивание зародыша в течение трех тысяч дней и просветление завершается появлением чистого золотого света в области темени.

Золотистая аура - украшение  богов. Достойная семейная жизнь  объясняется ответственностью за космогонический  процесс. Трудно быть богом, но для любой  женщины «закалывание красного дракона» есть настолько манящая, притягивающая  перспектива, что ею невозможно пренебречь.

2.2 Асексуальность китайской  семьи

 

Все взаимоотношения в  китайском обществе рассматривались  как продолжение отношений «отец - сын». Отношения мужа и жены репродуцировали  эту связь, и жена становилась  не столько спутницей мужа, сколько  членом большой семьи. Свадьба ритуально  оформляла то, что родители брали  себе приемную дочь, а не то, что сын  брал себе жену.

Жена, прежде всего была принадлежностью  родителей мужа, а не его самого, именно им она предназначала исполнение своих первейших обязанностей. Китайское  присловье: Если жена нравится сыну, но не нравится его родителям, то он должен расстаться с ней. И наоборот, если жена не нравится сыну, а его родители говорят, что она хорошо им служит, то он не смеет расставаться с ней.

Главное для жены - долг и  благодарность, воздаяние перед  супругом и приемными родителями. Бытовало присловье: Если я выйду замуж за птицу, я должна летать за ней; если я выйду замуж за собаку, должна следовать за ней всюду, куда она побежит; если выйду замуж за брошенный комок земли, я должна сидеть подле него и оберегать его. Жена должна быть чистой тенью и простым отголоском. Молодожены спали в одной постели лишь несколько дней. После этого они занимали разные кровати в одной комнате. На публике они проявляли полное безразличие друг к другу.

Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких  других, зависит в первую очередь  от умения супругов понимать, прощать  и уступать.

Одно из условий завершения конфликта любящих супругов - не добиваться победы. Победу за счет поражения  любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая  бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции  стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше  самим придти к взаимопониманию  и не втягивать в свои конфликты  других - родителей, детей, друзей, соседей  и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе  разрешения супружеских конфликтов, как развод . По мнению психологов, ему  предшествует процесс, состоящий из трех стадий: а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуждении, безразличии  супругов друг к другу, утрате доверия  и любви; б) физический развод, приводящий к раздельному проживанию; в) юридический развод, требующий правового оформления прекращения брака.

Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и  того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей  и общества. Наиболее уязвима при  разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам.

Негативные последствия  развода для детей гораздо  значительнее по сравнению с последствиями  для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам  встречаться с детьми. Ребенок  часто испытывает давление сверстников  по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается  число подростков с отклоняющимся  поведением, растет преступность. Это  создает для общества дополнительные трудности.

 

 

 

 

Глава 3. Семья в современном Китае

 

В Китае государство традиционно  уделяет особое внимание функционированию и укреплению института семьи, рассматривая его как основу стабильности и  процветания. В философском наследии Конфуция семья и государство  выступают как основные и взаимосвязанные  опоры общества. Мощь государства, его  стабильность и благоденствие напрямую зависят от того, что происходит внутри каждой семьи, которая тоже является маленьким государством. Все государство, в свою очередь, уподобляется одной  большой семье. Регулирование (посредством  обычного права и законодательства) структуры семейной организации, внутрисемейных отношений практически на всем протяжении существования государства в  Китае является важным фактором выживания  и поступательного развития китайской  цивилизации. семейный воспитание китайский общество

С 50-х годов ХХ века китайскими властями проводится в жизнь программа  строительства современной семьи  «пяти хорошо» (ухао цзятин): в такой  семье должны быть уважение к старшим  и любовь к юным; гармония между мужем и женой добрые отношения с соседями; трудолюбие и бережливость в семейном быту; охрана окружающей среды. В последние два десятилетия и без того сложный процесс регулирования, имевший своей доминантой политику ограничения рождаемости, в условиях модернизации осложнился появлением новых форм организации личной жизни граждан, обусловленных изменениями в функционировании института семьи. В этих условиях наблюдается некоторое ослабление государственного контроля в сфере семейно-брачных отношений.

 

3.1 Модернизации китайского  общества

 

Когда говорят о модернизации китайского общества, акцент, прежде всего, делается на изменении его экономических  основ, на успехах и проблемах  в экономической сфере. Другие, не менее важные, а в каком-то смысле и более значимые для дальнейшего  развития социума изменения социальных структур, одной из которых является семья, культуры и политической организации  китайского общества нередко остаются в тени. Социально-экономические  процессы (переход к рыночной экономике, модернизация), начавшиеся в Китае  в конце 80-х годов, изменили социальную структуру китайского общества и  привели к переоценке традиционных ценностей, смене ориентиров, изменению  ценностных ориентаций и мотиваций  поведения молодежи, в том числе  в семейной сфере.

Китайские социологи, психологи, историки, демографы, занимающиеся изучением  института семьи, говорят о значительных изменениях, которые произошли в  этой области за тридцать лет реформ, определяя их как «огромные перемены, воплотившие в себе характерные  черты и тенденции перехода общества от замкнутости к открытости, от отсталой модели к передовой». Прежде всего, проблемы семейных отношений  стали восприниматься как относящиеся  к сфере частной жизни. Большие  перемены произошли и в структуре  семьи и в принципах ее формирования: поменялись критерии подбора спутника жизни, супружеские отношения теперь мыслятся как равноправные, а размер семьи становится все меньше и  меньше.

 

 

 

 

 

3.2 Сравнительный анализ  моделей семейной организации  в Китае

 

Сравнительный анализ традиционной и посттрадиционной моделей семейной организации в Китае дает возможность  реально оценить кардинальность перемен.

Традиционная модель семейной организации в Китае характеризовалась  патриархальностью, патрилинейностью (родство прослеживалось по отцовской  линии) и патрилокальностью (супруги  жили вместе или рядом с семьей родителей мужа). Она сформировалась на основе конфуцианских представлений  о семье и характере взаимоотношений  между различными категориями родственников  по крови и браку, культе предков  и учении о сыновней почтительности (сяо). Основой традиционной системы  семейных отношений являлся брак как легитимное признание союза  мужчины и женщины и рожденных  в нем детей. В семье соблюдалось  «пять постоянств»: отец должен был  следовать долгу и справедливости, мать - источать милосердие, старшие  братья - питать к младшим дружеское  расположение, младшие - относиться с  уважением к старшим, и все  сыновья - почитать родителей и вообще старших. Установленные конфуцианством представления о семье не подвергались сомнению на протяжении более чем  двух тысячелетий.

В соответствии с принятым в Китае порядком наследования глава  семьи до конца жизни оставался  владельцем всего имущества. Пока отец был жив, все его сыновья оставались с ним. Раздел расширенной семьи  происходил, как правило, только после  смерти отца-патриарха: семья распадалась  на одну расширенную семью (один из сыновей, его жена, их дети оставались с матерью) и несколько (по числу  сыновей) нуклеарных семей. Отцовское  имущество не переходило полностью  к старшему или младшему сыну, а  делилось между сыновьями поровну. Дочери не обладали правом наследования, они получали приданое при вступлении в брак.

В императорском Китае  средняя численность семьи составляла не более пяти-шести человек. Наиболее распространенным типом являлся  расширенный тип семьи, когда  вместе проживали представители  разных поколений и/или семьи  братьев и их дети. Семьи в высших социальных слоях были нередко полигамными (муж - жена - наложница/ы и их дети).

В Гражданском кодексе  Китайской Республики (1911-1949) была закреплена свобода заключения и расторжения  брака (традиционно браки в Китае  заключались по соглашению между  семьями), ограничен возраст вступления в брак (для юношей - 18 лет, для  девушек - 16 лет), запрещены браки между близкими родственниками, вне закона объявлено двоеженство. После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики одним из первых был принят закон о браке 1950 года, который заложил демократические (но в принципе абсолютно чуждые китайскому менталитету) основы института брака и семьи в КНР - свободное вступление в брак и его расторжение, равенство мужчины и женщины в браке, единобрачие. Были запрещены насильственное заключение браков, браки между малолетними и практика платы за невесту (до образования КНР 95% браков заключались без учета волеизъявления жениха и невесты и сопровождались обязательным выкупом невесты). Во второй половине ХХ века ситуация кардинальным образом изменилась: доминирующим стал свободный брак, большинство браков заключаются по обоюдному желанию мужчины и женщины или с учетом мнения их родителей. Утверждается равноправие между мужем и женой на владение семейным имуществом.

Новые для Китая брачно-семейные нормы какое-то время оставались лишь на бумаге. Однако социально-экономические  процессы 50-70-х годов (индустриализация, урбанизация, миграция, вовлечение женщин в общественное производство) ослабили традиционные устои китайской семьи, подготовив в последней четверти ХХ века место для реального перехода к посттрадиционной модели семейно-брачных  отношений. Изменения особенно заметны  в городах, где проживает около  половины населения страны, в сельских районах эти процессы идут более  медленными темпами.

Посттрадиционная модель семьи в Китае характеризуется  равенством супругов. Широко распространенная прежде расширенная семья, в состав которой входили как минимум  две супружеские пары (пара родителей  и семейная пара старшего сына), а  также не состоящие в браке  дети, уступила свое место нуклеарной семье, включающей супругов и их детей, не состоящих в браке. По данным Всекитайской переписи 2000 года в КНР на тот  момент насчитывалось 348,37 млн. семей, средний  размер семьи - 3,44 человека, в 2009 году эти  показатели составляли 398,98 и 3,13 соответственно. Нуклеарные семьи составляют около 70% от общего числа всех китайских  семей.

Уменьшение количественного  состава семьи повлекло за собой  изменение структуры семьи, трансформацию  внутрисемейных связей. Так, ребенок, живший в расширенной семье, с раннего  детства вступал в семейно-родственные  отношения со значительным количеством  близких родственников, усваивал стереотипы поведения и нормы взаимоотношений  между старшими и младшими, мужчинами  и женщинами. Он был братом, кузеном, племянником, а позднее - дядей (или  в женском варианте). В современной  городской семье круг контактов единственного ребенка часто ограничивается родителями, у которых при современном ритме жизни не хватает времени на полноценное общение с ним. Столь резкое сокращение круга близких родственников привело к трансформации модели семейных отношений, изменило представления об обязанностях родственников по отношению друг к другу.

Если традиционная семья  была сфокусирована на интересах  воспроизводства семейно-родственной  группы, то в центре современной  семьи находится сам ребенок - его личность и интересы. Наличие  в семье нескольких детей уменьшает  возможности родителей обеспечить им конкурентоспособный старт в  непростом современном мире. Если первая модель делает акцент на том, что  основная заслуга родителей - дарованная ребенку жизнь, позволяющая обеспечить выполнение ритуалов культа предков  и уход за ними в старости, то вторая - концентрируется главным образом  на ответственности родителей за будущее своего ребенка.

В традиционном обществе семья  и семейно-родственная группа играют основную роль в социализации индивида. В обществе посттрадиционном к процессу социализации активно подключаются другие институты: дошкольные детские  учреждения, учебные заведения, неформальные объединения, группы по интересам, трудовые коллективы. Таким образом, процесс  культурной трансмиссии становится более сложным. Молодые поколения  наследуют далеко не все культурные ценности и социальные нормы, а избирательно только те, которые соответствуют  новым социально-экономическим условиям. Итогом всех этих перемен стало изменение  представлений о браке и семейных отношениях у поколения, выросшего  в эпоху реформ.

Информация о работе Семейная культура Китая