Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 11:15, реферат
Россия и Китай в последнее время становятся все большими и большими партнерами во всех сферах, в том числе в экономике, культуре, и что особенно для нас важно, в туризме. Хорошо известно всем развитие китайской экономики и общества. И здесь важно, что население Китая становится более обеспеченным и способным к туристическим поездкам.
Введение…………………………………………………………2
Глава 1. Конфуцианский культ предков…………..5
Глава 2. Сексуальная культура Китая………………8
Глава 3. Семья в современном Китае………………11
Заключение…………………………………………………..20
Список используемых источников…………………21
Так, например, изменились мотивации
к созданию семьи. В традиционном
обществе принадлежность к определенной
семейно-родственной группе являлась
необходимым условием для поддержания
материальных условий жизнедеятельности
индивида - без семьи и родственной
группы ему было просто не выжить в
социуме. В современном обществе
собственную семью индивид
В традиционном обществе семья
создавалась для продолжения
рода (массовое сознание не связывало
такие понятия, как «брак» и «любовь»).
Холостяки в традиционном Китае
подвергались жесткому моральному осуждению,
экономической и даже правовой дискриминации.
Нежелание создавать семью
В современном обществе представления
о том, что каждый обязательно
должен создать семью, постепенно ослабевают
вместе со снижением уровня давления
на индивида, которое в традиционном
обществе было чрезвычайно сильным.
Молодые люди, вступающие в брак,
стремятся обрести счастье, под
которым они понимают гармоничные
семейные отношения, предоставляющие
возможности для
С распространением компьютеров
и Интернета все больше молодежи
завязывает романтические отношения
и даже вступает в браки онлайн.
Согласно материалам опросов состоящих
в браке молодых людей, проведенных
в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу, около
10% опрошенных познакомились в Сети.
Китайские специалисты
В настоящее время немалая
часть городской молодежи предпочитает
не связывать себя узами брака. В
традиционном обществе для женщин брак
был практически единственным способом
обеспечения средств
По данным Народного университета Китая, а также Китайского центра исследований проблем детей и молодежи, в 2009 году 65,89% населения КНР в возрасте от 15 до 29 лет и 45,71% в возрасте от 15 до 35 лет не состояли в браке (в предыдущие годы эти цифры были существенно ниже: в 2000-м году - 59,17% и 40,8%, а в 1995 - 51,54% и 38,23% соответственно).
Согласно материалам многочисленных социологических опросов, проводимых в КНР (как правило, в крупных городах), цифры, характеризующие толерантное отношение молодежи к добрачным сексуальным связям, колеблются от 19% до более 33%29. Причем горожане и молодые люди в возрасте до 20 лет относятся к добрачным связям терпимее, чем жители сельских районов и люди возрастных групп старше 30.
Пробный брак в Китае сравнивают с выбором обуви - говорят, что не узнаешь, впору ли тебе пара, пока не примеришь ее. Уже это расхожее выражение свидетельствует о том, что в современном китайском обществе не осуждается многократная «примерка», что было в принципе невозможно в традиционном обществе (женщина не имела права на повторный брак, мужчина также был связан массой обязательств, значительно затруднявших расторжение брака). Согласно результатам опроса, 80% женщин, принявших в нем участие, считают, что наличие свидетельства о браке получать не обязательно, если пара любит друг друга.
За последние десятилетия
в Китае сформировались новые
критерии выбора брачного партнера. Как
уже было сказано, на протяжении более
двух тысяч лет браки в Китае
заключались в соответствии с
волей родителей, молодые люди не
имели права выбирать себе спутника
жизни, им даже было запрещено говорить
о браке. Не в последнюю очередь
родители руководствовались в этом
вопросе соображениями
Приоритет карьерных соображений и рациональный подход к вопросу воспитания ребенка в условиях чрезвычайной занятости обоих супругов привели к тому, что в КНР сейчас насчитывается более 17 млн. супружеских пар (из которых 21% проживает в крупных городах), которые отказываются от того, чтобы иметь детей. Бездетность становится осознанным выбором супругов. Традиционные для Китая представления о том, что дети - это гарантия обеспеченной старости, сегодня уходят в прошлое. Молодые женщины, потратившие много денег, сил и времени на обучение и карьерный рост, не могут себе позволить уйти в декретный отпуск, сведя, таким образом на нет все свои усилия. Они боятся потерять квалификацию, остаться без работы, выпасть из деловой жизни. На отношение молодежи к рождению детей не могла не повлиять государственная политика ограничения рождаемости.
В современном Китае изменились
представления о гендерных
В последнее время в
Китае растет число разводов. В
Китае сейчас уже не считается
предосудительным быть разведенным, как
это было еще совсем недавно, до 1980-х
годов, особенно если за развод выступает
женщина. Согласно статистике, в Пекине,
в провинциях Шаньси, Цзянси, Хэйлунцзян
более 70% разводов были инициированы женщинами,
причем одной из основных причин, по
которым расторгаются браки, является
неудовлетворенность женщин сексуальной
жизнью, что было совершенно немыслимо
для традиционного и даже для
социалистического общества 70-х
годов ХХ века. Трансформация взглядов
на семью и брак выражается и в
заключение повторных браков, восстановлении
супружеских отношений
Родители современных
молодых людей, хотя и имели право
на развод, не часто им пользовались,
так как находились под неусыпным
надзором трудовых коллективов, комсомольских
и партийных организаций, под
давлением общественного
3.3 Анализ современных
семейно-брачных отношений в
Анализ новых явлений
в современных семейно-брачных
отношениях в Китае позволяет
говорить о кардинальных изменениях,
произошедших в этой сфере. Шкала
семейных ценностей стала иной: влияние
традиционных норм и ценностей постепенно
уменьшается. Традиционное общество воспроизводит
свою структуру в практически
неизменяемом виде, только в случае
каких-то природных или социальных
катаклизмов появляются новации, принципиально
не меняющие его суть. Индивид в
нем - неотделимая часть семейно-
По нашему мнению, приведенные
данные отражают относительное снижение
значимости семьи в современном
китайском обществе, что подтверждается
высоким уровнем безбрачия, бездетности,
разводов. Брак становится личным делом
человека. Традиционная семья заменяется
многообразными формами организации
частной жизни, например, юридически
не оформленным совместным проживанием
мужчины и женщины. В сельских
районах трансформация семейно-
Доминирующими в обществе
стали нуклеарный тип семьи и
многочисленные варианты неполных семей.
Особо подчеркнем, что некоторые
формы современной семейной организации
не существовали в традиционном обществе.
Например, неполные семьи; семьи супругов,
сознательно выбравших
Сегодня все большее распространение
в Китае получает семейно-родственная
группа со структурой «4-2-1», называемой
китайскими специалистами «сы-эр-и
цзятин» или «сы-эр-и цзятин моши»
(в ее состав входит ребенок, его
родители и две пары прародителей
по отцу и по матери). Это абсолютно
новая для Китая форма семейно-
Заключение
Итак, как мы увидели, китайская семья все больше отдаляется от традиционной модели, развиваясь в соответствии с общемировыми тенденциями. С нашей точки зрения, многие из перечисленных новых тенденций являются не столько результатом влияния западного образа жизни на китайское общество (такая точка зрения распространена в китайских исследованиях), сколько объективным следствием модернизации и связанными с ней социально-экономическими процессами. Имеет место дестабилизация традиционной модели института семьи и формирование на основе нуклеарного типа семьи многообразных вариантов посттрадиционной модели. Изменяется место и роль человека в общественном производстве и обществе в целом, что не может не отражаться на институте семьи.
Однако, несмотря на все перечисленные изменения в структуре семьи и в представлениях о семье и браке, семья как институт, семейный образ жизни, а также значение семьи и родственных связей не отрицаются общественным сознанием: 75,1% молодых людей в возрасте 25-28 лет (участников опроса) рассматривают брак «как необходимый этап жизни».
Список используемых источников
1. Думан Л.И. Учение о сыне Неба и его роль во внешней политике Китая (с древности до нашего времени) // Китай: традиции и современность. М., 1976.
2. Жолань Д. Дао любви. Алма-Ата, 1992.
3. Крюков М.В. Система родства китайцев (Эволюция и закономерности). - М., 1972.
4. Маслов А.А. Образы маскулинности-феминности и супружеских отношений в традиционном Китае // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Спб., 1991.
5. Почагина О.В. Модели семейной организации в Китае и на Филиппинах. М., 1997.
6. Хьюман Ч., Ву В. Инь - Ян: Китайское искусство любви. М., 2000.
7. www.bplan4u.ru