Семейная культура Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 11:15, реферат

Описание работы

Россия и Китай в последнее время становятся все большими и большими партнерами во всех сферах, в том числе в экономике, культуре, и что особенно для нас важно, в туризме. Хорошо известно всем развитие китайской экономики и общества. И здесь важно, что население Китая становится более обеспеченным и способным к туристическим поездкам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………2
Глава 1. Конфуцианский культ предков…………..5
Глава 2. Сексуальная культура Китая………………8
Глава 3. Семья в современном Китае………………11
Заключение…………………………………………………..20
Список используемых источников…………………21

Файлы: 1 файл

Китай.docx

— 62.25 Кб (Скачать файл)

Так, например, изменились мотивации  к созданию семьи. В традиционном обществе принадлежность к определенной семейно-родственной группе являлась необходимым условием для поддержания  материальных условий жизнедеятельности  индивида - без семьи и родственной  группы ему было просто не выжить в  социуме. В современном обществе собственную семью индивид может  и не иметь, поскольку семьи теперь создаются в силу совершенно иных мотиваций: осознанной потребности  в любви и опеки, связанной  с отцовством и материнством, потребности  в психологической и физической близости и семейном общении.

В традиционном обществе семья  создавалась для продолжения  рода (массовое сознание не связывало  такие понятия, как «брак» и «любовь»). Холостяки в традиционном Китае  подвергались жесткому моральному осуждению, экономической и даже правовой дискриминации. Нежелание создавать семью рассматривалось  как безнравственное поведение, поскольку такой человек не думал о продолжении рода, в чем, согласно конфуцианским представлениям, состоял его долг перед предками. Рождение внебрачных детей осуждалось обществом и считалось позором, как для женщины, так и для ее семьи.

В современном обществе представления  о том, что каждый обязательно  должен создать семью, постепенно ослабевают вместе со снижением уровня давления на индивида, которое в традиционном обществе было чрезвычайно сильным. Молодые люди, вступающие в брак, стремятся обрести счастье, под  которым они понимают гармоничные  семейные отношения, предоставляющие  возможности для индивидуального  развития и позволяющие удовлетворить  психологические и сексуальные  потребности. Любовь теперь осознается как необходимое условие для  создания семьи. Эти новые ценности становятся частью мировоззрения молодых  китайцев.

С распространением компьютеров  и Интернета все больше молодежи завязывает романтические отношения  и даже вступает в браки онлайн. Согласно материалам опросов состоящих  в браке молодых людей, проведенных  в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу, около 10% опрошенных познакомились в Сети. Китайские специалисты полагают, что Интернет играет важную роль в  распространении свободных взглядов на сексуальные отношения.

В настоящее время немалая  часть городской молодежи предпочитает не связывать себя узами брака. В  традиционном обществе для женщин брак был практически единственным способом обеспечения средств существования, а дети - единственным смыслом жизни; до замужества они были зависимы от отца, потом от мужа, после смерти мужа - от старшего сына. В современном  обществе девушки стали стремиться к тому, чтобы получить образование, приобрести профессию, построить карьеру, тем самым обрести финансовую независимость, как от родителей, так  и от мужа. При этом далеко не все  состоятельные женщины в Китае  вообще спешат выходить замуж - 50,2% жительниц  Пекина, чей месячный доход составляет от 5 до 15 тыс. юаней, не состоят в  браке. Сегодня в Китае средний  возраст вступления в брак достиг рекордных показателей: у мужчин - 27, у женщин 25 лет. В крупных городах  китайские социологи и психологи  зафиксировали феномен, названный  ими «брачной фобией». Среди городской  молодежи все популярнее становится идея о возможности иметь серьезные  отношения без вступления в брак. Следует подчеркнуть, что в 2001 году в новой редакции Закона КНР о  браке ст. 8 была дополнена положением, требующим обязательной регистрации  брака. Внесение этой поправки в закон  свидетельствует о том, что государство  обеспокоено ростом фактических  браков и сложностями, возникающими в этих условиях при реализации жесткой демографической политики по ограничению рождаемости.

По данным Народного университета Китая, а также Китайского центра исследований проблем детей и  молодежи, в 2009 году 65,89% населения КНР  в возрасте от 15 до 29 лет и 45,71% в  возрасте от 15 до 35 лет не состояли в  браке (в предыдущие годы эти цифры  были существенно ниже: в 2000-м году - 59,17% и 40,8%, а в 1995 - 51,54% и 38,23% соответственно).

Согласно материалам многочисленных социологических опросов, проводимых в КНР (как правило, в крупных  городах), цифры, характеризующие толерантное  отношение молодежи к добрачным  сексуальным связям, колеблются от 19% до более 33%29. Причем горожане и молодые  люди в возрасте до 20 лет относятся  к добрачным связям терпимее, чем  жители сельских районов и люди возрастных групп старше 30.

Пробный брак в Китае сравнивают с выбором обуви - говорят, что  не узнаешь, впору ли тебе пара, пока не примеришь ее. Уже это расхожее выражение свидетельствует о  том, что в современном китайском  обществе не осуждается многократная «примерка», что было в принципе невозможно в традиционном обществе (женщина не имела права на повторный  брак, мужчина также был связан массой обязательств, значительно затруднявших расторжение брака). Согласно результатам  опроса, 80% женщин, принявших в нем  участие, считают, что наличие свидетельства  о браке получать не обязательно, если пара любит друг друга.

За последние десятилетия  в Китае сформировались новые  критерии выбора брачного партнера. Как  уже было сказано, на протяжении более  двух тысяч лет браки в Китае  заключались в соответствии с  волей родителей, молодые люди не имели права выбирать себе спутника жизни, им даже было запрещено говорить о браке. Не в последнюю очередь  родители руководствовались в этом вопросе соображениями материальной выгоды. Заключение брака для семьи  жениха было связано с большими расходами  и выкупом невесты, а для семьи  невесты - с подготовкой приданого  и потерей рабочих рук. В девушках ценились целомудрие, скромность, послушание, уважение к родителям. После 1949 года решающее значение при выборе брачного партнера стали играть критерии так  называемого политического комплекса: классовое происхождение, политическая сознательность, патриотизм. В настоящее  время ценятся предприимчивость и деловитость, уровень образования  и доходов, состояние здоровья, а  также возраст, внешние данные, темперамент, характер. Современные молодые китайцы  охотно участвуют в дискуссиях на темы любви, брака и семьи. Еще 50 лет  назад это было просто немыслимо.

Приоритет карьерных соображений  и рациональный подход к вопросу  воспитания ребенка в условиях чрезвычайной занятости обоих супругов привели  к тому, что в КНР сейчас насчитывается  более 17 млн. супружеских пар (из которых 21% проживает в крупных городах), которые отказываются от того, чтобы  иметь детей. Бездетность становится осознанным выбором супругов. Традиционные для Китая представления о  том, что дети - это гарантия обеспеченной старости, сегодня уходят в прошлое. Молодые женщины, потратившие много  денег, сил и времени на обучение и карьерный рост, не могут себе позволить уйти в декретный отпуск, сведя, таким образом на нет все  свои усилия. Они боятся потерять квалификацию, остаться без работы, выпасть из деловой жизни. На отношение молодежи к рождению детей не могла не повлиять государственная политика ограничения  рождаемости.

В современном Китае изменились представления о гендерных ролях  внутри семьи. Структурообразующими в  традиционной китайской семье были отношения отца и сына (если жена не рожала сыновей, муж имел право  расторгнуть брак или взять наложницу). В современной семье взаимодействие между родителями и детьми играет второстепенную роль, на первый план выходят  отношения между супругами как  между двумя равноправными партнерами. Молодое поколение не разделяет  традиционных представлений о том, что женщина должна заниматься исключительно  домашним хозяйством и детьми, оно  полагает, что эти обязанности  лежат на обоих супругах.

В последнее время в  Китае растет число разводов. В  Китае сейчас уже не считается  предосудительным быть разведенным, как  это было еще совсем недавно, до 1980-х  годов, особенно если за развод выступает  женщина. Согласно статистике, в Пекине, в провинциях Шаньси, Цзянси, Хэйлунцзян более 70% разводов были инициированы женщинами, причем одной из основных причин, по которым расторгаются браки, является неудовлетворенность женщин сексуальной  жизнью, что было совершенно немыслимо  для традиционного и даже для  социалистического общества 70-х  годов ХХ века. Трансформация взглядов на семью и брак выражается и в  заключение повторных браков, восстановлении супружеских отношений разведенных.

Родители современных  молодых людей, хотя и имели право  на развод, не часто им пользовались, так как находились под неусыпным  надзором трудовых коллективов, комсомольских  и партийных организаций, под  давлением общественного мнения, негативно воспринимавшего расторжение  брака. Сегодня в Китае к этому  относятся спокойнее. Показательно, что, комментируя ситуацию с продолжающимся ростом разводов, профессор Академии общественных наук Китая Лю Чаншэн отметил, что это нормальное явление, которое отражает изменение взглядов горожан на брак в процессе развития общества.

 

3.3 Анализ современных  семейно-брачных отношений в Китае

 

Анализ новых явлений  в современных семейно-брачных  отношениях в Китае позволяет  говорить о кардинальных изменениях, произошедших в этой сфере. Шкала  семейных ценностей стала иной: влияние  традиционных норм и ценностей постепенно уменьшается. Традиционное общество воспроизводит  свою структуру в практически  неизменяемом виде, только в случае каких-то природных или социальных катаклизмов появляются новации, принципиально  не меняющие его суть. Индивид в  нем - неотделимая часть семейно-родственной  группы (патриархальный клан цзунцзу), вне семьи он воспринимался как  маргинал. В современном обществе первостепенное значение получают личностные, индивидуальные, уникальные качества и умения каждого человека, от способности  быть не таким как все зависят  его конкурентоспособность на рынке  труда и успешность в карьере. Житель современного Китая имеет  возможность формировать социальные связи вне семьи и семейно-родственной  группы. Кроме того, в посттрадиционном обществе действуют механизмы свободного осознанного выбора жизненного пути, стиля жизни, а также брачного партнера.

По нашему мнению, приведенные  данные отражают относительное снижение значимости семьи в современном  китайском обществе, что подтверждается высоким уровнем безбрачия, бездетности, разводов. Брак становится личным делом  человека. Традиционная семья заменяется многообразными формами организации  частной жизни, например, юридически не оформленным совместным проживанием  мужчины и женщины. В сельских районах трансформация семейно-брачных  отношений идет в том же направлении, однако изменения не столь значительны.

Доминирующими в обществе стали нуклеарный тип семьи и  многочисленные варианты неполных семей. Особо подчеркнем, что некоторые  формы современной семейной организации  не существовали в традиционном обществе. Например, неполные семьи; семьи супругов, сознательно выбравших бездетность; пожилые пары, проживающие отдельно от детей; супруги, встречающиеся исключительно  в выходные и праздничные дни - так называемые «семьи выходного  дня» (люци цзятин); семьи, в которых  отсутствует общий бюджет; немолодые семейные пары, заключившие брак повторно (в традиционном обществе отрицательно относились к повторным бракам овдовевших людей, особенно женщин). В последнее время в КНР появилось много одиноких людей.

Сегодня все большее распространение  в Китае получает семейно-родственная  группа со структурой «4-2-1», называемой китайскими специалистами «сы-эр-и  цзятин» или «сы-эр-и цзятин моши» (в ее состав входит ребенок, его  родители и две пары прародителей по отцу и по матери). Это абсолютно  новая для Китая форма семейно-родственной  группы появилась вследствие государственной  политики, поощряющей однодетные семьи.

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, как мы увидели, китайская  семья все больше отдаляется от традиционной модели, развиваясь в соответствии с общемировыми тенденциями. С нашей  точки зрения, многие из перечисленных  новых тенденций являются не столько  результатом влияния западного  образа жизни на китайское общество (такая точка зрения распространена в китайских исследованиях), сколько  объективным следствием модернизации и связанными с ней социально-экономическими процессами. Имеет место дестабилизация традиционной модели института семьи  и формирование на основе нуклеарного  типа семьи многообразных вариантов  посттрадиционной модели. Изменяется место и роль человека в общественном производстве и обществе в целом, что не может не отражаться на институте  семьи.

Однако, несмотря на все перечисленные  изменения в структуре семьи  и в представлениях о семье  и браке, семья как институт, семейный образ жизни, а также значение семьи и родственных связей не отрицаются общественным сознанием: 75,1% молодых людей в возрасте 25-28 лет (участников опроса) рассматривают  брак «как необходимый этап жизни».

 

 

 

Список используемых источников

 

1.   Думан Л.И. Учение о сыне Неба и его роль во внешней политике Китая (с древности до нашего времени) // Китай: традиции и современность. М., 1976.

2.   Жолань Д. Дао любви. Алма-Ата, 1992.

3.   Крюков М.В. Система родства китайцев (Эволюция и закономерности). - М., 1972.

4.   Маслов А.А. Образы маскулинности-феминности и супружеских отношений в традиционном Китае // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Спб., 1991.

5.   Почагина О.В. Модели семейной организации в Китае и на Филиппинах. М., 1997.

6.   Хьюман Ч., Ву В. Инь - Ян: Китайское искусство любви. М., 2000.

7.   www.bplan4u.ru

 


Информация о работе Семейная культура Китая