Семейное консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Современное состояние семьи в России детерминировано несколькими факторами:
• общие государственные тенденции и процессы, присущие современным брачно-семейным отношениям;
• специфика российской культуры;
• региональные, этнические и религиозные особенности;
• противоречивые результаты развития семьи в условиях современного российского общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….….3 стр.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ……………………………………….….6 стр.
1.1. Общее понятие о консультировании и основные стадии процесса семейн.консультровании………………………………………..6 стр.
1.2. Современные подходы к семейному консультированию……12 стр.
ГЛАВА 2. ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ………………………………..…………..19 стр.
2.1 Профессиональные компетенции специалиста в процессе обучения курса семейного консультирования в высшем учебном заведении……………………………………………………………....19стр.
2.2 Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работник………………………………………………..23 стр.
2.3. Этапы консультативной беседы…………….………………….28 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………34стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………36стр.

Файлы: 1 файл

семейное консультирование.docx

— 64.33 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

 

КАФЕДРА (психологическое консультирование)

 

 

 

 

семейное консультирование

    (курсовая работа)

 

 

 

  

 

 

 

Автор: Байкова М.А.

Психолого-педагогический факультет

VI курс ДО

Гр. МПЗ-08ПС ДО (716).

Научный руководитель:                          

 

 

 

 

 

 

 

г. Выкса, 2014 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………….….3 стр.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ……………………………………….….6 стр.

    1. Общее понятие о консультировании и основные стадии процесса семейн.консультровании………………………………………..6 стр.
    2. Современные подходы к семейному консультированию……12 стр.

Глава 2. Осмысление профессиональных компетенций специалиста в области семейного консультирования………………………………..…………..19 стр.

2.1 Профессиональные  компетенции специалиста в процессе  обучения курса семейного консультирования  в высшем учебном заведении……………………………………………………………....19стр.

2.2 Компетентность  в общении как профессионально  важное качество социального работник………………………………………………..23 стр.

2.3. Этапы консультативной  беседы…………….………………….28 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………34стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………36стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВедение 

Актуальность проблемы. Современное состояние семьи в России детерминировано несколькими факторами:

  • общие государственные тенденции и процессы, присущие современным брачно-семейным отношениям;
  • специфика российской культуры;
  • региональные, этнические и религиозные особенности;
  • противоречивые результаты развития семьи в условиях современного российского общества.

Низкая культура межличностного общения в семье приводит к фрустрации значимых потребностей личности в оценке и самооценке, в признании, в эмоциональной разрядке и эмоциональном контакте, во внимании, сопереживании и понимании. Фрустрация вызывает внутриличностные конфликты, снижает удовлетворенность семейными отношениями и приводит к дестабилизации брака.

Основная цель семейного консультирования — это оказание психологической помощи супругам, то есть встреча с психологом как специалистом должна помочь паре в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими.

В принципе, паре, побывавшей на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было до этого, и если она действительно почувствовала себя лучше, то это может служить критерием того, что помощь была оказана. Однако, порою случается следующее, после консультации супругам кажется, что их проблема не была понята и не оценена, но проходит время, и те же самые люди начинают понимать, что многое из того, что обсуждалось с консультантом, было понято последними абсолютно верно, что в результате помогло им переоценить нечто в себе самих.

Так же и консультант, если встречи с клиентами продолжаются, может вдруг заметить, что в его интерпретации вначале не было услышано и принято супругами, а потом взялось ими на вооружение в различных ситуациях при построении отношений с окружающими.

Успех психологического семейного консультирования во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание супругов и расширение их представлений о себе и собственной ситуации. Для пары, обращающейся за помощью к психологу, такой результат может оказаться важным не только с точки зрения повышения ее психологической стабильности, но также послужить основанием для обращения за дальнейшей помощью к другим специалистам, если это кажется необходимым.

Научная разработанность. Теория и практика семейного консультирования работы изучалась такими учеными как: Малкина-Пых И.Г., Березин Ф.Б., Василюк Ф.Е., Розов В.И., Бодров В.А., Рубцова В.В., Малых С.Б. и другие.

Объектом исследования является семья, а также профессиональные компетенции специалиста в оказании психологической помощи консультативной работы.

Предметом исследования является специфика оказания психологической помощи семье в целом, а также отдельным ее членам.

Гипотеза. В связи с тем, что успех психологического семейного консультирования во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание супругов и расширение их представлений о себе и собственной ситуации. Будет более уместно рассматривать эти нюансы не только с точки зрения объективных особенностей, а брать во внимание психологические составляющие, например, восприятие, понимание, реагирование, а также профессиональные компетенции специалиста в данной области.

Цель данной работы. Изучение теоретических и практических основ психологической помощи консультативной работы с семьями, раскрытие понятия семейного консультирования, характеристик основных подходов и методов в работе при семейном консультировании, а также осмысление профессиональных компетенций специалиста в данной области.

Основные задачи. В данной работе были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать теоретические знания и практические умения в области оказания психологической помощи семьям в рамках семейного консультирования;
  • рассмотреть психологические подходы в работе с семьей;
  • определить основные подходы в работе с семьей;
  • изучить функции, цели и принципы семейного консультирования;
  • исследовать набор профессиональных компетенций специалиста в данной области.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды учёных, нормативно-правовые документы и исторические материалы.

Практическая значимость курсовой работы заключается в изучении и обобщении технологий психологической помощи в рамках семейного консультирования, а также рассмотрении профессиональных компетенций специалиста данной области.

 

 

 

 

 

 

 
 
Глава I Теоретические основы семейного консультирования

    1. Общее понятие о консультировании и основные стадии процесса семейного консультирования

 

Слово «консультация» в словарях и научных трудах употребляется в нескольких значениях: это совещание, т.е. обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например юридическая консультация. Таким образом, можно обобщить, что консультироваться — значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.

Психологическое консультирование имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. На особенности консультирования влияют теоретические предпочтения, научный подход или школа, к которой принадлежит консультант. Например, стиль консультирования в русле личностно-ориентированного подхода отличается центрацией на клиенте, т.е. особым вниманием к его переживаниям и опыту. Когнитивно-поведенческий подход, или нейролингвистическое программирование (НЛП), предполагает краткосрочное консультирование, схожее с процессом социального научения или переобучения.

В отечественной психологической науке термин «консультативная психология» появляется в начале 90-х гг. прошлого столетия. Она исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью человека могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые помогут ему отыскать новые возможности выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации.

Консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов:

  • В чем суть процесса, возникающего между человеком (или семьей), оказавшимся в трудной ситуации и обратившимся за помощью (клиентом), и человеком, ее оказывающим (консультантом)?
  • Какие функции должен выполнять консультант и какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы для успешного выполнения своих функций?
  • Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в ходе консультирования?
  • Какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в жизни клиента?
  • Какие приемы и техники могут быть сознательно использованы в процессе оказания помощи?

При всех различиях, которые наблюдаются сегодня в понимании сущности психологического консультирования и его задач, теоретики и практики сходятся в том, что консультирование представляет собой профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом, направленное на решение проблемы последнего состовляющего. Это взаимодействие обычно осуществляется лицом к лицу, хотя иногда может включать в себя и более двух людей. В остальном позиции расходятся.

Одни полагают, что консультирование отличается от психотерапии и центрировано на более поверхностной работе (к примеру, на межличностных отношениях), и основная его задача — помочь семье или отдельному человеку посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те моменты взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Другие считают консультацию одной из форм осуществления психотерапии и видят его центральную задачу в том, чтобы помочь клиенту обрести свое подлинное Я и найти в себе мужество стать этим Я.

В последнее десятилетие наметилась тенденция расширительно использовать термин «психологическое консультирование» как синоним психологического сопровождения клиента (личности или семьи) в сложные периоды жизни. Именно такого понимания консультирования мы и будем придерживаться. В зависимости от жизненной ситуации человека или семьи (как коллективного клиента) целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознания (формирование продуктивного отношения к жизни, принятие ее во всех проявлениях, не исключая страдания; обретение веры в свои силы и желания преодолевать трудности, восстановление распавшейся связи между членами семьи, формирование у членов семьи ответственности друг за друга и др.), поведенческие изменения (формирование способов продуктивного взаимодействия членов семьи друг с другом и с внешним миром).

Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное Мы, гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

Психологическое консультирование — это целостная система. Его можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно-разделенную деятельность консультанта и клиента.

При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи, то это вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации — помочь принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.

Консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, гибко изменяя ее форму и меру в соответствии с его состоянием и перспективой ближайшего развития. Семья сама и только сама может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие семейное неблагополучие. И никто не может сделать этого за членов семьи, как не может самый лучший учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Консультант может лишь создать условия для изменений и стимулировать этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вел к совершенствованию семьи или, по крайней мере, не шел патологическим либо социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т.п.). Таким образом, цель максимально учитывает особенности клиента и его жизненной ситуации.

Основной этап консультирования — отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия.

На этом этапе консультант осмысливает результаты совместного исследования или отслеживания, и на их основе продумывает, какие условия необходимы для благоприятного развития семьи и личности, обретения членами семьи положительных отношений к себе, другим, миру в целом и гибкости, способности успешно контактировать между собой и с социумом, адаптироваться в нем.

Затем он разрабатывает и реализует гибкие индивидуальные и групповые программы социально-психологической поддержки семьи, ее развития, ориентированные на конкретную семью и конкретных детей и взрослых и учитывающие их особенности и потребности. Предусматривается также создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи взрослым и детям, имеющим особенно сложные проблемы.

Информация о работе Семейное консультирование