Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:56, курсовая работа
Актуальность проблемы. Современное состояние семьи в России детерминировано несколькими факторами:
• общие государственные тенденции и процессы, присущие современным брачно-семейным отношениям;
• специфика российской культуры;
• региональные, этнические и религиозные особенности;
• противоречивые результаты развития семьи в условиях современного российского общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….….3 стр.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ……………………………………….….6 стр.
1.1. Общее понятие о консультировании и основные стадии процесса семейн.консультровании………………………………………..6 стр.
1.2. Современные подходы к семейному консультированию……12 стр.
ГЛАВА 2. ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ………………………………..…………..19 стр.
2.1 Профессиональные компетенции специалиста в процессе обучения курса семейного консультирования в высшем учебном заведении……………………………………………………………....19стр.
2.2 Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работник………………………………………………..23 стр.
2.3. Этапы консультативной беседы…………….………………….28 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………34стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………36стр.
В социальной работе используются элементы следующих направлений и школ в психологическом консультировании: психоанализ, индивидуальная психология А. Адлера, экзистенциальный подход, клиентоцентрированная терапия К. Роджерса, рационально - эмотивная терапия, гештальт – подход, бихевиоральный подход.
Консультативное общение отличается от интимно-личностного и делового, но отдельные черты и того и другого видов общения социального работника здесь присутствуют. В психологическом консультировании, или консультировании по вопросам семьи работа будет наиболее эффективна, если между клиентом и специалистом отношения будут доверительные, основанные на дружбе, а в консультировании по юридическим, экономическим, жилищным и т. п. вопросам, – если общение будет проходить в официально – деловом стиле.
Обобщая все виды консультирования в социальной работе, можно сказать, что консультирование – это специально организованное общение между социальным работникам и клиентом с целью решения различных жизненных или бытовых вопросов, с которыми клиент не может справиться самостоятельно.
2.3 Этапы консультативной беседы
Подготовительный этап консультирования.
На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущем клиенте, проводит предварительные беседы с официальными лицами и лицами из ближайшего окружения. При необходимости социальный работник или социальный психолог подбирает и готовит методики для дополнительного психологического тестирования. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.
Социальному работнику важно решить перед началом консультирования следующие вопросы:
То есть он должен определить цель, стратегию и тактику консультирования.
Основной этап консультирования.
Основной этап консультирования – это беседа психолога или социального работника с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных стадий, переходящих друг в друга.
Первая фаза – психологическая настройка консультанта. Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается с первыми словами взаимных приветствий. В течение первой фазы психолог или социальный работник освежает в памяти всю сумму сведений об очередном клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный стиль консультирования.
Вторая фаза – взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант после приветствия – предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Большинство клиентов в первые минуты разговора чувствуют себя в лучшем случае неуверенно. В это время на клиента воздействует множество новой информации, работает так называемый «ориентировочный рефлекс». Поэтому необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение 1-3 минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжение и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между участниками беседы. Этому способствуют мягкая шутка, к месту рассказанный анекдот или история из жизни.
Третья фаза – заключение «договора-контракта» между психологом или социальным работником и клиентом. Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение о ее проведении, либо отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его правах и обязанностях. Для успешного проведения этого этапа следует придерживаться так называемого «Вы - метода». Суть его состоит в том, что на первый план выдвигаются интересы клиента, его задачи и проблемы. Надо дать понять клиенту, что он может рассчитывать на помощь, сопереживание, конкретные действия со стороны социального работника. Именно в это время формируется либо усиливается позитивная мотивация клиента к предстоящей работе. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон.
В результате правильно заключенного контракта достигается взаимопонимание, намечается программа сотрудничества психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство психологической безопасности и доверия к консультанту.
Четвертая фаза – так называемая фаза «исповеди». Социальный работник задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: «Расскажите подробно, что вас ко мне привело?». Этот вопрос дает начало стадии «исповеди», во время которой человек имеет возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но, активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации. При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования клиента. Параллельно на этой стадии происходит интенсивный анализ получаемой информации, формулируется гипотеза о причинах психологических проблем клиента и намечаются дополнительные вопросы, которые будут заданы ему на следующей фазе.
На этом этапе могут возникнуть некоторые трудности, связанные с тем, что:
Пятая фаза – фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной психологической информации. Психолог задает ряд целенаправленных вопросов для уточнения психологического диагноза и проверка собственной гипотезы об источнике проблемы клиента. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов.
В результате пятой фазы консультант формирует обоснованное мнение о причинах психологических затруднений клиента и намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает свое мнение клиенту.
Шестая фаза консультирования является решающей по своей значимости и требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. Содержание этой стадии – совместная интерпретация психологических проблем клиента. Консультанту не следует в категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации, здесь лучше подойдут фразы типа: «Мне кажется, что дело в то-то», или «Здесь прослеживается связь с тем-то». При этом следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемыми интерпретациями. Если согласие достигается, данная версия принимается за основу обоими участниками консультирования. Но если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится от него отказаться и искать другое решение. Однако если клиент бурно протестует против предложенного толкования, считая его абсолютно неверным, можно предположить, что консультант близок к самой сути проблемы. В этом случае необходимо проявить максимальную сдержанность и, игнорируя возможные агрессивные выпады со стороны клиента подробно обосновать правоту своей позиции, преодолеть сопротивление собеседника. Таким образом, шестую фазу можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин психологических проблем и трудностей клиента.
Седьмая фаза направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. В литературе эта стадия описана как фаза «расширения целей». Это означает появление у человека новых аспектов понимания себя и мира, формирование перспективных целей и гибких механизмов поведения. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для клиента новых моделей поведения. При необходимости возможно использование отдельных форм психологического тренинга для закрепления вновь обретенных навыков, возможно привлечение жизненного личного опыта консультанта, примеров из его практики, литературных и философских ассоциаций.
Завершает общение с клиентом восьмая фаза, суть которой состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения. Клиенту предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Психолог или социальный работник дает окончательную оценку успешности консультирования.
После того, как закрылась дверь за клиентом, консультанту необходимо заняться собой. Эту стадию можно назвать фазой отдых и освобождения от впечатлений. Психологу или социальному работнику на время необходимо расслабиться и переключиться на другую деятельность.
Заключительный этап консультирования.
Он наступает после завершения совместной работы с клиентом. На этом этапе консультант (психолог или социальный работник) окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультирования и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем. Вывод: Результаты обучения представляют собой утверждения относительно того, что должен достигнуть студент, с точки зрения освоения знаний и формирования понимания и способности продемонстрировать достигнутое по окончании процесса обучения. Результаты обучения отличаются от задач обучения тем, что они относятся к достижениям студента, а не к работе преподавателя. Результаты обучения должны быть подкреплены соответствующими критериями оценки, используемыми для измерения результатов, достигнутых студентом. Результаты обучения и критерии оценки, таким образом, описывают минимальные требования, которым должен соответствовать студент для получения зачетных единиц при проведении оценки.
В социальной работе используются элементы следующих направлений и школ в психологическом консультировании: психоанализ, индивидуальная психология А. Адлера, экзистенциальный подход, клиентоцентрированная терапия К. Роджерса, рационально - эмотивная терапия, гештальт – подход, бихевиоральный подход.
Консультативное общение отличается от интимно-личностного и делового, но отдельные черты и того и другого видов общения социального работника здесь присутствуют. В психологическом консультировании, или консультировании по вопросам семьи работа будет наиболее эффективна, если между клиентом и специалистом отношения будут доверительные, основанные на дружбе, а в консультировании по юридическим, экономическим, жилищным и т. п. вопросам, – если общение будет проходить в официально – деловом стиле.
Обобщая все виды консультирования в социальной работе, можно сказать, что консультирование – это специально организованное общение между социальным работникам и клиентом с целью решения различных жизненных или бытовых вопросов, с которыми клиент не может справиться самостоятельно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прохождение через трудные и экстремальные жизненные ситуации семьи, где ее члены пребывают в роли жертвы чревато не просто нарушением в содержании структурных компонентов образа мира семьи, но нередко и его полным сломом, а также формированием негативных отношений к объектам, которые члены семьи воспринимают как виновника несчастья.
Если нарушение или слом произошли, необходима длительная реабилитационная работа – восстановление целостного и упорядоченного образа мира личности каждого члена семьи, пусть он даже будет иным, чем раньше. При этом не обойтись без восстановления разорванных связей с другими людьми, семьей и самим собой, а также связи прошлого, настоящего и будущего, которая дает человеку возможность, с одной стороны, «обрести корни» и «оживить» жизненные резервы. С другой стороны – обрести будущее и себя в нем и освоить продуктивные способы «совладания» с кризисными ситуациями.
Результатом такой перестройки является преобразование образа мира личности и обретение продуктивных способов совладания с трудными жизненными ситуациями. Этот длительный процесс требует особой формы оказания психологической помощи на всех этапах формирования нового субъективного образа мира личности.
Для оказания первичной психологической помощи семей, находящихся непосредственно в кризисной ситуации, наиболее адекватна краткосрочная семейная терапия, которая имеет своей целью вывод членов семьи из кризиса, чтобы в дальнейшем семья была готова к длительной работе по нормализации межличностных отношений в семье, а затем и выходу на более высокий уровень взаимоотношений.
Семья – представляет собой малую социальную группу, скрепленную родственными связями, которые вовлекают ее членов в определенные эмоциональные взаимоотношения, систему ролей и накладывают обязательства друг перед другом, которые в свою очередь обеспечивают потребности каждого члена семьи как личности, как первичные (физиологические, потребность в безопасности), так и вторичные (в доверительно-дружеском общении, в близких людях, быть любимым, уважаемым, ценимым, в психологической поддержке, во взаимопомощи и сотрудничестве, самоуважении и самоактуализации).