Семейное консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Современное состояние семьи в России детерминировано несколькими факторами:
• общие государственные тенденции и процессы, присущие современным брачно-семейным отношениям;
• специфика российской культуры;
• региональные, этнические и религиозные особенности;
• противоречивые результаты развития семьи в условиях современного российского общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….….3 стр.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ……………………………………….….6 стр.
1.1. Общее понятие о консультировании и основные стадии процесса семейн.консультровании………………………………………..6 стр.
1.2. Современные подходы к семейному консультированию……12 стр.
ГЛАВА 2. ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ………………………………..…………..19 стр.
2.1 Профессиональные компетенции специалиста в процессе обучения курса семейного консультирования в высшем учебном заведении……………………………………………………………....19стр.
2.2 Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работник………………………………………………..23 стр.
2.3. Этапы консультативной беседы…………….………………….28 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………34стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………36стр.

Файлы: 1 файл

семейное консультирование.docx

— 64.33 Кб (Скачать файл)

Результаты обучения представляют собой утверждения относительно того, что должен достигнуть студент, с точки зрения освоения знаний и формирования понимания и способности продемонстрировать достигнутое по окончании процесса обучения. Результаты обучения отличаются от задач обучения тем, что они относятся к достижениям студента, а не к работе преподавателя. Результаты обучения должны быть подкреплены соответствующими критериями оценки, используемыми для измерения результатов, достигнутых студентом. Результаты обучения и критерии оценки, таким образом, описывают минимальные требования, которым должен соответствовать студент для получения зачетных единиц при проведении оценки.

Как уже указывалось выше, во всех базовых документах Болонского процесса основной вектор развития программ высшего образования, включая программы двойных и совместных дипломов, определяется как "гармонизация их архитектуры" (Болонская и Сорбонская Декларации) посредством принятия всеми странами трех циклов высшего образования (программы подготовки бакалавров - магистров - докторов).

Возможность сравнения программ трех циклов высшего образования задается сформированной и принятой образовательным сообществом рамкой квалификаций высшего образования, получившей название «Дублинских дескрипторов». Дескрипторы, содержащиеся в этом документе, должны использоваться в качестве широких ориентиров при проектировании инновационных программ высшего образования.

Согласно Дублинским дескрипторам, квалификации короткого цикла (около 120 зачетных единиц), связанного или входящего в первый цикл, предполагают, что их обладатели способны:

  • продемонстрировать знания и понимание в изучаемой области и применять эти знания и понимание в профессиональных (трудовых) ситуациях;
  • осуществлять поиск и использование новой информации для решения конкретных и абстрактных проблем;
  • сообщать свое понимание, умения и способы деятельности коллегам, руководству и потребителям;
  • продолжать собственное обучение с определенной долей самостоятельности.

Дескрипторы первого цикла (в среднем 180-240 зачетных единиц) предполагают, что обладатели соответствующей степени/диплома способны:

  • демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области, и могут применять эти знания и понимание на профессиональном уровне;
  • формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области;
  • осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений;
  • сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам.

Второй цикл (обычно 90-120 зачетных единиц) предполагает, что обладатели дипломов/степеней данного цикла способны:

  • демонстрировать знания и понимание, основанные на и выходящие за пределы и/или развивающие знания и понимание, полученные на уровне бакалавра, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований;
  • применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях и контекстах в рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучаемой областью;
  • интегрировать знания, справляться со сложностями и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний;
  • четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам;
  • продолжать обучение самостоятельно.

Третий цикл предполагает, что обладатели дипломов/степеней данного цикла способны:

  • демонстрировать системное понимание области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области;
  • планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований;
  • вносить вклад собственными оригинальными исследованиями в расширение границ научной области, которые могут заслуживать публикации на национальном или международном уровне;
  • критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи;
  • сообщать свои знания и достижения коллегам, научному сообществу и широкой общественности;
  • содействовать развитию общества, основанного на знаниях.

Формулировка результатов обучения осуществляется в терминах компетенций, которые включают в себя следующие аспекты:

  • знание и понимание (теоретические знания и их осмысление);
  • знание того, как нужно действовать (практическое и операциональное применение знаний в конкретных ситуациях);
  • знание того, каким следует быть (ценности, интегрированные в процесс социального контекста, в котором существует и действует личность).

Таким образом, компетенции охватывают знания, применение знаний, умения, отношения и ответственность, которая возрастает от уровня к уровню.

Язык компетенций является новым для высшего образования, поэтому во время консультаций с представителями работодателей осуществляется формирования нового уровня взаимопонимания и культуры общения, т.е. нового понятийного и коммуникационного поля, или нового языка общения, который помогает выяснить взаимные ожидания и требования и примирить их.

После определения компетенций при разработке программ следующим процессом является определение ресурсов, необходимых для формирования требуемых компетенций (оборудование, материалы, лаборатории и т.д.).

 

 

 

2.2 Компетентность  в общении как профессионально  важное качество социального  работника

 

«Палитра общения весьма богата разнообразием видов, форм, используемых средств. И это понятно: в социально-психологическом смысле саму суть человеческой жизни можно определить как общение, ибо все пространство жизнедеятельности человека межличностного по своему характеру. С этой точки зрения трудно зрения трудно переоценит вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

В многообразн6ых случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие компоненты, как партнеры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера (характеристик) самих составляющих – кто партнер, какова ситуация или задача – и своеобразие связей между н6ими. В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в себе самом – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче».

Для специалиста по социальной работе палитра общения возможно даже богаче, чем у представителей других профессий, ведь помимо общения с клиентами социальных служб и своими коллегами, он контактирует и с представителями различных организаций, с чиновниками различных уровней (включая правительство и законодательные органы страны – влияние на социальную политику государства, его деятельность в социальной сфере), в функции социального работника может входить PR (например, привлечение широкой общественности к помощи нуждающимся людям), он может также контактировать с представителями международных организаций. Очень важно, чтобы социальный работник был компетентен в общении, т. к. от этого зависит эффективность его работы, а значит и состояние его клиентов. Кроме того, компетентный в общении социальный работник может оказать помощь в умении общаться своему клиенту и через это решить его проблему.

Для социального работника в его профессиональной деятельности можно выделить 3 основных вида общения:

  1. деловое (это общение в официально-деловой сфере специалиста по социальной работе с представителями организаций, социальных институтов, чиновниками различных уровней, с целью улучшения деятельности служб социальной помощи, решения каких –либо правовых, материальных, жилищных, психологических и прочих проблем своих клиентов;
  2. консультативное - общение с целью оказания помощи клиенту, чаще всего психологической, но необязательно);
  3. интимно-личностное - общение, основанное на дружеских, доверительных отношениях между клиентом и социальным работником).

Все эти виды общения могут переплетаться, и все они осуществляются с помощью как вербальных, так и невербальных средств.

Таким образом, общение социального работника многогранно, многофункционально и поэтому каждый социальный работник должен уметь общаться в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения, уметь понимать других людей, т. е. должен быть компетентен в общении, и это связано с тем, что социальная работа является одной из наиболее коммуникативных профессий.

Зачастую социальному работнику в своей деятельности необходимо общаться с официальными лицами – представителями власти, каких-либо социальных институтов и пр. Ведь в функции социального работника входит координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания, отстаивание интересов своих клиентов в различных инстанциях и многое другое, связанное с контактированием специалиста не только с нуждающимися в какой-либо помощи, но и с другими людьми в процессе своей работы. Этот контакт происходит в деловом общении, в деловой беседе социального работника.

«Деловая беседа представляет собой акт непосредственной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств. Она имеет следующие характерные особенности:

  • Дифференциальный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и особенностей партнеров в интересах доступного и убедительного изложения позиций сторон;
  • Быстрота реагирования на высказывания партнеров;
  • Аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов;
  • Ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;
  • Ощущение сопричастности и ответственности в решении проблем».

В своем официально-деловом общении социальный работник должен учитывать «следующие рекомендации:

  1. Необходимо заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки;
  2. Применять принцип периодического воздействия на собеседника в ходе беседы: неблагоприятные моменты и факты чередовать с благоприятными, в начале и в конце говорить о положительных фактах;
  3. Постоянно помнить о движущих мотивах собеседника: его ожиданиях, преимуществах, которых он добивается, его желании самоутвердиться, его самолюбии;
  4. Избегать присутствия посторонних, незаинтересованных лиц;
  5. В любой ситуации быть вежливым, проявлять безукоризненный вкус;
  6. Облегчать собеседнику положительный ответ;
  7. Следует избегать вопросов, на которые собеседник может ответить «нет»;
  8. Подробно объяснять свою позицию, если собеседник с ней не соглашается;
  9. Не отвлекаться от предмета беседы и избегать попутных отступлений, выражаться в убедительной и оптимистичной манере;

Необходимо также помнить, что нормальному ходу диалога мешает, когда бестактно обрывают собеседника на полуслове, неоправданно лишают его возможности высказать свое мнение, игнорируют или высмеивают аргументы партнера, подтасовывают факты, высказывают необоснованные подозрения и т. д.».

Очень часто социальный работник выполняет функцию консультанта. Это может быть психологическое консультирование, или консультирование по юридическим, экономическим вопросам, по проблеме трудоустройства и многим другим. Обычно консультирование происходит при непосредственном контакте с клиентом, но может быть и опосредованное консультирование по телефону, по почте, через всемирную сеть Интернет и т.д.

Специфика консультирования состоит в двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы. Консультирование предназначено для оказания психологической помощи практически здоровым людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач, или оказание им помощи в правовых, экономических вопросах и т. д.

Консультирование в социальной работе может быть дифференцировано в зависимости от предмета обсуждения, от проблемы, которая есть у клиента социальной службы: психологическое, консультирование по правовым вопросам, консультирование по вопросам семьи и брака, консультирование по материальным и жилищным вопросам, консультирование по вопросам трудоустройства и др.

Информация о работе Семейное консультирование