Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:56, курсовая работа
Актуальность проблемы. Современное состояние семьи в России детерминировано несколькими факторами:
• общие государственные тенденции и процессы, присущие современным брачно-семейным отношениям;
• специфика российской культуры;
• региональные, этнические и религиозные особенности;
• противоречивые результаты развития семьи в условиях современного российского общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….….3 стр.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ……………………………………….….6 стр.
1.1. Общее понятие о консультировании и основные стадии процесса семейн.консультровании………………………………………..6 стр.
1.2. Современные подходы к семейному консультированию……12 стр.
ГЛАВА 2. ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ………………………………..…………..19 стр.
2.1 Профессиональные компетенции специалиста в процессе обучения курса семейного консультирования в высшем учебном заведении……………………………………………………………....19стр.
2.2 Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работник………………………………………………..23 стр.
2.3. Этапы консультативной беседы…………….………………….28 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………34стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………36стр.
Результаты обучения представляют собой утверждения относительно того, что должен достигнуть студент, с точки зрения освоения знаний и формирования понимания и способности продемонстрировать достигнутое по окончании процесса обучения. Результаты обучения отличаются от задач обучения тем, что они относятся к достижениям студента, а не к работе преподавателя. Результаты обучения должны быть подкреплены соответствующими критериями оценки, используемыми для измерения результатов, достигнутых студентом. Результаты обучения и критерии оценки, таким образом, описывают минимальные требования, которым должен соответствовать студент для получения зачетных единиц при проведении оценки.
Как уже указывалось выше, во всех базовых документах Болонского процесса основной вектор развития программ высшего образования, включая программы двойных и совместных дипломов, определяется как "гармонизация их архитектуры" (Болонская и Сорбонская Декларации) посредством принятия всеми странами трех циклов высшего образования (программы подготовки бакалавров - магистров - докторов).
Возможность сравнения программ трех циклов высшего образования задается сформированной и принятой образовательным сообществом рамкой квалификаций высшего образования, получившей название «Дублинских дескрипторов». Дескрипторы, содержащиеся в этом документе, должны использоваться в качестве широких ориентиров при проектировании инновационных программ высшего образования.
Согласно Дублинским дескрипторам, квалификации короткого цикла (около 120 зачетных единиц), связанного или входящего в первый цикл, предполагают, что их обладатели способны:
Дескрипторы первого цикла (в среднем 180-240 зачетных единиц) предполагают, что обладатели соответствующей степени/диплома способны:
Второй цикл (обычно 90-120 зачетных единиц) предполагает, что обладатели дипломов/степеней данного цикла способны:
Третий цикл предполагает, что обладатели дипломов/степеней данного цикла способны:
Формулировка результатов обучения осуществляется в терминах компетенций, которые включают в себя следующие аспекты:
Таким образом, компетенции охватывают знания, применение знаний, умения, отношения и ответственность, которая возрастает от уровня к уровню.
Язык компетенций является новым для высшего образования, поэтому во время консультаций с представителями работодателей осуществляется формирования нового уровня взаимопонимания и культуры общения, т.е. нового понятийного и коммуникационного поля, или нового языка общения, который помогает выяснить взаимные ожидания и требования и примирить их.
После определения компетенций при разработке программ следующим процессом является определение ресурсов, необходимых для формирования требуемых компетенций (оборудование, материалы, лаборатории и т.д.).
2.2 Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работника
«Палитра общения весьма богата разнообразием видов, форм, используемых средств. И это понятно: в социально-психологическом смысле саму суть человеческой жизни можно определить как общение, ибо все пространство жизнедеятельности человека межличностного по своему характеру. С этой точки зрения трудно зрения трудно переоценит вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
В многообразн6ых случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие компоненты, как партнеры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера (характеристик) самих составляющих – кто партнер, какова ситуация или задача – и своеобразие связей между н6ими. В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в себе самом – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче».
Для специалиста по социальной работе палитра общения возможно даже богаче, чем у представителей других профессий, ведь помимо общения с клиентами социальных служб и своими коллегами, он контактирует и с представителями различных организаций, с чиновниками различных уровней (включая правительство и законодательные органы страны – влияние на социальную политику государства, его деятельность в социальной сфере), в функции социального работника может входить PR (например, привлечение широкой общественности к помощи нуждающимся людям), он может также контактировать с представителями международных организаций. Очень важно, чтобы социальный работник был компетентен в общении, т. к. от этого зависит эффективность его работы, а значит и состояние его клиентов. Кроме того, компетентный в общении социальный работник может оказать помощь в умении общаться своему клиенту и через это решить его проблему.
Для социального работника в его профессиональной деятельности можно выделить 3 основных вида общения:
Все эти виды общения могут переплетаться, и все они осуществляются с помощью как вербальных, так и невербальных средств.
Таким образом, общение социального работника многогранно, многофункционально и поэтому каждый социальный работник должен уметь общаться в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения, уметь понимать других людей, т. е. должен быть компетентен в общении, и это связано с тем, что социальная работа является одной из наиболее коммуникативных профессий.
Зачастую социальному работнику в своей деятельности необходимо общаться с официальными лицами – представителями власти, каких-либо социальных институтов и пр. Ведь в функции социального работника входит координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания, отстаивание интересов своих клиентов в различных инстанциях и многое другое, связанное с контактированием специалиста не только с нуждающимися в какой-либо помощи, но и с другими людьми в процессе своей работы. Этот контакт происходит в деловом общении, в деловой беседе социального работника.
«Деловая беседа представляет собой акт непосредственной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств. Она имеет следующие характерные особенности:
В своем официально-деловом общении социальный работник должен учитывать «следующие рекомендации:
Необходимо также помнить, что нормальному ходу диалога мешает, когда бестактно обрывают собеседника на полуслове, неоправданно лишают его возможности высказать свое мнение, игнорируют или высмеивают аргументы партнера, подтасовывают факты, высказывают необоснованные подозрения и т. д.».
Очень часто социальный работник выполняет функцию консультанта. Это может быть психологическое консультирование, или консультирование по юридическим, экономическим вопросам, по проблеме трудоустройства и многим другим. Обычно консультирование происходит при непосредственном контакте с клиентом, но может быть и опосредованное консультирование по телефону, по почте, через всемирную сеть Интернет и т.д.
Специфика консультирования состоит в двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы. Консультирование предназначено для оказания психологической помощи практически здоровым людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач, или оказание им помощи в правовых, экономических вопросах и т. д.
Консультирование в социальной работе может быть дифференцировано в зависимости от предмета обсуждения, от проблемы, которая есть у клиента социальной службы: психологическое, консультирование по правовым вопросам, консультирование по вопросам семьи и брака, консультирование по материальным и жилищным вопросам, консультирование по вопросам трудоустройства и др.