Семейное насилие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ насилия в семье, как социально-психологической проблемы. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение терминам «насилие» и «семья»;
- выявить проблемы жестокого обращения внутри семьи, охарактеризовать такую проблему как семейное насилие;
- отметить какие существуют виды семейного насилия;

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность и содержание понятия «Семейное насилие» 5
1.1 Определение термина «насилие», его формы 5
1.2 Домашнее насилие – проблема общества 7
1.3 Виды проявления семейного насилия 9
1.4 Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия 15
1.5 Насильственные действия в отношении женщины 16
ГЛАВА 2. Специфика оказания психологической помощи детям - жертвам насилия. 19
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Психология- Физическое, психологическое, сексуальное насилие.docx

— 75.88 Кб (Скачать файл)

Подводя итоги, необходимо отметить, что нарушения, возникающие после насилия, затрагивают  все уровни функционирования, что  приводит к стойким личностным изменениям, формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. Пережитое жестокое обращение порождает  дальнейшую включенность в качестве жертвы или насильника в так называемый «цикл насилия». В результате семейного  насилия, которое не было вовремя  остановлено, накапливается материал, который оборачивается против общества в целом. Потребность отреагировать  на пережитую боль является одной  из основных причин распространения  насилия в обществе. Многочисленные исследования показали, что большинство  преступников, совершивших серьезные преступления, в детстве пережили ситуацию физического или сексуального насилия. Таким образом, своевременное вмешательство и помощь позволят свести к минимуму влияние факторов риска. Важной составляющей частью этого процесса является повышение уровня осознания обществом всей серьезности последствий семейного насилия.

1.4 Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия

 

В англоязычной терминологии давно устоялось такое обобщающее понятие, как Child aduse and neglect (CA N) — насилие над детьми, жестокое обращение с ними, запущенность и пренебрежение нуждами ребенка, т.е. широкий спектр наносящих вред ребенку действий со стороны людей, которые опекают его. Эти действия создают серьезную угрозу здоровью и безопасности ребенка, нарушая его право на защиту, поддержку и заботу. Эти действия включают в себя жестокое обращение, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, которые могут повлечь за собой физические травмы и заболевания, создающие реальную угрозу психическому здоровью ребенка, его развитию или жизни.

Среди причин возникновения жестокого  обращения с детьми можно выделить следующие: безработица или низкая материальная обеспеченность, алкоголизм одного или обоих родителей, одиночество  или распавшийся брак; серьезные  жилищные трудности, усиливающие напряженность; озлобленность родителей или  разочарованность жизненной ситуацией; физическое или психическое переутомление; эгоизм родителей, их стремление к развлечениям; отсутствие привязанности к ребенку; чрезмерная требовательность; рождение другого ребенка; большое количество детей; нежеланное рождение ребенка (например, как повод и принуждение к браку); рождение ребенка с физическими и психическими недостатками; своеобразное поведение ребенка: упрямство, нарочитый отказ выполнять установленный режим, посещать детские учреждения, воровство, ложь и т.д. [7, с. 70 – 76]

Любой вид жестокого обращения  с детьми ведет к самым разнообразным  последствиям, но их всех объединяет одно — ущерб для здоровья ребенка  или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями являются:

- задержка в физическом, речевом  развитии, задержка роста (у дошкольников  и младших школьников);

- импульсивность, взрывчатость, вредные  привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;

- попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в  жизни (у подростков);

- уступчивость, податливость;

- ночные кошмары, нарушения сна,  страхи темноты, людей, боязнь  гнева;

- депрессии, печаль, беспомощность,  безнадежность, заторможенность;

- «сексуализация поведения» – постоянная готовность быть сексуальным объектом, формирование сексуально окрашенного поведения, которое воспринимается как необходимое, что является последствием рано начавшегося и продолжающегося длительное время сексуального насилия;

- формирование модели «любовь  всегда связана с жертвой, болью», нарушение способности строить  долгосрочные партнерские отношения;

- выработка защитной «стратегии  выживания» в виде диссоциации  личности, расщеплении образа Я:  отчуждения от собственного тела, тело воспринимается как не  свое («то, что происходит с  телом, – это происходит не со мной»), ощущение нереальности происходящего и частичная амнезия;

- амбивалентность переживаний:  наличие одновременно и любви  и ненависти к тому человеку, который подвергал ребёнка насилию;

- ощущение беспомощности;

- нарушения Я–концепции: восприятие себя как плохого (стигматизация), чувство вины, депрессия [14].

Исходя из вышеизложенного, можно  сделать вывод, что дети самая  незащищенная, уязвимая и полностью  зависящая от взрослых часть общества. Именно по вине взрослых они становятся жертвами физического, сексуального и  эмоционального насилия. Выделение  проблемы насилия в семье в  самостоятельную социальную проблему свидетельствует об ее актуальности, необходимости разработки системы  профилактических и коррекционных  мер, направленных на ее разрешение. Семейное насилие над детьми и жестокое обращение не только создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному  развитию отдельного ребенка и даже целых групп детей, но и безопасности общества в целом.

1.5 Насильственные действия в отношении женщины

 

В последние десятилетия насилие  в семье осознается как серьезная  и масштабная проблема, которая порождает  множество других социальных проблем. На этой основе сформировалось понимание  того, что недостаточно только осуждать, наказывать виновных — необходимо также реабилитировать жертву насилия  и работать с человеком, совершившим  насилие, во избежание повторения ситуации. Следовательно, объектом социального  воздействия должен стать как человек, пострадавший от насилия, так и человек, совершивший насилие.

Насилие в отношении женщин это вид агрессивного поведения и использования силы для нанесения вреда: от словесных оскорблений и угроз до побоев и изнасилования. Женщины гораздо чаще, чем мужчины, становятся жертвами экономического, психологического, физического и особенно сексуального насилия

Насилие в отношении женщин существует во всех социальных группах независимо от материального и социального  положения, возраста, национальности и  сексуальной ориентации.

Анализ данных по зарегистрированным случаям насилия показывает: как  правило, оно является повторяющимся  явлением и не связано с этнической или конфессиональной принадлежностью, частота его не коррелирует с  уровнем образования насильника [3, с.166 – 175].

Государство на определенном этапе  своего развития, отказываясь в любых  ситуациях вмешиваться в семейные дела, снимало с себя груз ответственности  за происходящее, при этом наделяя  мужчину довольно широкими властными  полномочиями по отношению к женщине. 
Сегодня законы изменились. Однако пережитки домостроя живы, а отношение общества к насилию в семье либо не изменилось, либо только сейчас начинает претерпевать изменения. Причем в различных государствах понимание всей серьезности и глубины данной проблемы происходит в разное время и в разных условиях и связано с отношением к женщине, взятом в целом [15].

Публично о насилии в семье  заговорили совсем недавно. В 1993 г. по инициативе женских общественных организаций появились первые публикации, посвященные этой проблеме. Во многом благодаря общественному движению в Беларуси, так же как и в других странах, создаются первые телефоны доверия, кризисные центры, убежища и приюты для пострадавших от насилия. Благодаря усилиям неправительственных женских организаций, специалистов в области тендерных исследований «приоткрылись» для общества многие аспекты этиологии и генезиса насилия, по сути своей направленного на подавление, неприятие и отвержение личности, пренебрежение ее самобытных и творческих начал. В Беларуси самой значительной общественной организацией, работающей с жертвами семейного насилия является «ЛаСтрада».

Применяя насилие, женщин вынуждают  занимать подчиненное по сравнению  с мужчинами положение в сфере  экономики, политики, общественной жизни. Унижается их достоинство, ограничивается свобода и нарушается право на неприкосновенность личности. Это является серьезным препятствием на пути развития демократического, цивилизованного общества, основанного на законности и уважении моральных ценностей.

Подводя итоги, необходимо отметить, что «насилие в семье» означает ненормальное, жестокое обращение одного человека по отношению к другому, состоящему с ним в близких отношениях. Жертва насилия всегда ощущает на себе последствия насильственных действий, которые могут сохранятся долгое время, нарушая гармонию не только внутри семьи, но и в обществе в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Специфика  оказания психологической помощи детям - жертвам насилия.

 

Основная цель работы психолога  с жертвами насилия заключается  в уменьшении и ликвидации последствий  травматических переживаний.

В процессе консультирования таких  детей чрезвычайно важно для  психолога установить контакт с  ребенком, причем акцент следует сделать  на постоянной демонстрации заботы о  ребенке. Скорее всего ребенок будет постоянно проверять, адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится.

Задачи, стоящие перед психологом:

- способствовать уменьшению у  ребенка чувств стыда, вины, бессилия;

- помочь в укреплении чувства  собственной значимости;

- сформировать новые поведенческие  паттерны;

- способствовать дифференцированному  взаимодействию с окружающими  людьми;

- способствовать развитию самоопределения  ребенка, восприятия собственного  Я, в том числе и физического  образа Я.

Специалисты в области работы с  детьми, подвергшимися сексуальному или физическому насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Интервенции  в форме кризисного вмешательства  и краткосрочное психологическое  консультирование эффективны в случае единичного инцидента, при длительном насилии необходима, соответственно, длительная работа, причем не только с  ребенком, но и со всей семьей.

В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в работе с  такими детьми. Наиболее эффективными считаются: визуализация, когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, психодрама, арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия. Наиболее подходящим вариантом работы с детьми, пережившими насилие, является эклектичная, мультимодальная модель консультирования, в которой сочетаются три основных психотерапевтических направления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением [18].

Выбор конкретного метода в практической работе зависит от:

- возраста ребенка;

- стадии консультирования, то есть  над чем в данный момент  идет работа: над мыслями, эмоциями  или поведением;

- уровня когнитивного развития  ребенка.

Консультирование лучше проводить  в игровой или неформально  обставленной комнате, нежели в кабинете или классе. Это способствует снятию напряжения, усиливает чувство безопасности и контроля над ситуацией. Считается, что процесс консультирования идет успешнее, если дети могут контролировать дистанцию между собой и взрослым, поскольку взрослые бывают чересчур агрессивными, инициируя разговор с ребенком. Консультант должен служить примером обязательности для ребенка, не опаздывать и, по возможности, не переносить время встреч, поскольку это может быть интерпретировано как отсутствие интереса или рождает беспокойство, раздражение. Консультант должен быть готов отдать ребенку все свое внимание, освободившись от посторонних мыслей и забот. Вполне естественно, что ребенок – жертва насилия испытывает особый страх при встрече с незнакомым взрослым, при посещении нового места. Иногда он даже не знает, куда и зачем ведут его родители или учителя. Это может вылиться в изначальное недоверие к психологу и формирование негативных ожиданий.

Обычно мотивация встретиться  с психологом у ребенка отсутствует. Даже получив травму, ребенок стремится  испытывать позитивные мысли и чувства  и избегает негативных, поэтому визит к специалисту вряд ли станет для него приятным. Исключение составляют те случаи, когда дети уже знакомы со школьным психологом, проводившим, например, групповые занятия, с которым уже сформированы доверительные отношения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, обычно являются гораздо более трудными клиентами, чем дети, пережившие насилие  физическое или эмоциональное. Тем  не менее все они научились не доверять окружающим, поскольку испытали сильную боль от тех, кого они любили. Это означает, что первичное установление контакта специалиста с ребенком и дальнейшее формирование доверительных отношений будет нескорым и непростым [18].

Выбор подхода к психологическому консультированию жертв насилия  зависит от того, какие у детей  существуют проблемы в когнитивном, аффективном и поведенческом  плане. У жертв насилия чаще всего  наблюдаются отклонения во всех вышеуказанных  сферах, в частности:

- когнитивный уровень: низкая  самооценка; иррациональные, разрушительные  мысли; проблемы с принятием  решения; проблемы с поиском  выхода из сложных ситуаций;

Информация о работе Семейное насилие