- расширение представлений о мире;
- развитие позитивной перспективы будущего;
- создание системы поддержки в настоящее
время и на будущее;
- возвращение ребенка к нормальной жизни.
Обычно групповая структурированная
терапия происходит по принципу от
простого к сложному. Переход к более проблемному,
болезненному материалу происходит только
тогда, когда участники терапии к этому
готовы, следовательно, групповая терапия
может продолжаться достаточно долго,
например, до полугода. Группа обычно встречается
раз в неделю в фиксированное время, продолжительность
сессии от 45 минут до 1,5 часа, в зависимости
от возраста детей. По количеству участников
детские группы должны быть небольшими,
до 7–8 человек.
Для отбора детей для участия
в групповой терапии необходимо
собрать о них как можно
больше информации, касающейся:
- личностных особенностей;
- особенностей раннего развития;
- динамики внутрисемейных отношений.
Необходимо оценить:
- уровень эмоционально-волевой регуляции
ребенка: насколько он способен себя контролировать,
концентрировать внимание, придерживаться
групповых правил;
- уровень интеллектуального развития
ребенка: насколько он в состоянии понимать
инструкции и выполнять групповые задания;
- психическое состояние ребенка на данный
момент: если ребенок находится в состоянии
эмоционального срыва или в глубокой депрессии,
участие в групповой терапии не даст положительных
результатов;
- уровень сопротивления ребенка групповой
работе. Если ребенок активно отрицает
произошедшее насилие или испытывает
глубокие чувства вины и стыда, к работе
в группе он не готов, сначала рекомендуется
провести индивидуальную терапию.
В любом случае необходимо провести
две или три индивидуальные встречи
с каждым ребенком, чтобы подготовить
его к групповой работе: снизить
тревожность, ознакомить с целью
занятий, поговорить про конфиденциальность
и недопустимость насмешек в группе
по поводу случившегося с ребенком.
Необходимо провести работу и со
взрослыми: проинформировать их о целях
и задачах групповой работы, обговорить
вопрос конфиденциальности и заключить
контракт, в котором родитель дает согласие
на участие ребенка в групповой работе.
Детям, пережившим насилие, особенно
младшим, показаны однополые терапевтические
группы.
Для работы с детьми, пережившими
насилие, особенно сексуальное, имеет
значение пол ведущего, поэтому с
девочками рекомендуется работать
женщине, а с мальчиками – мужчине.
Группы должны быть закрытыми.
Последние 20–30 минут каждого занятия
детям предлагают свободно пообщаться
друг с другом, чтобы отдохнуть
от эмоционально сложной групповой
работы.
Окончание групповой терапии должно
восприниматься детьми как значительное
достижение, которое необходимо отметить
в виде общего праздника, на котором
отмечаются успехи детей [18].
Заключение
Насилие
в семье это, прежде всего социальная-психологическая
проблема и её необходимо рассматривать
как комплексную проблему, включающую
меры, направленные на пресечение преступлений
в отношении личности и обеспечивающие
право каждого члена семьи как гражданина
на безопасность жизни, свободу и охрану
достоинства, а также меры, направленные
на социально-психологическую профилактику,
то есть на предупреждение насилия в семье.
Важность такого направления очевидна,
поскольку государственная политика предупреждения
насилия в семье еще не сформирована.
Целью
курсовой работы являлся анализ насилия
в семье как социально-психологическая
проблема. Анализ результатов позволяет
сделать следующие выводы:
1) в ходе работы установлены
определения понятие «Насилие». Под
насилием подразумевают применение тем
или иным классом различных, вплоть до
вооруженного воздействия, форм принуждения
в отношении других классов с целью приобретения
или сохранения экономического и политического
господства, завоевания тех или иных прав
или привилегий.
2) изучение показало, что социальная
работа выделяет особый тип
насилия это – семейное или
домашнее насилие это реальное
действие или угроза умышленного
физического, сексуального, психологического
или экономического воздействия,
принуждения со стороны одного
члена семьи по отношению к
другому с целью контроля, запугивания
или удовлетворения своих потребностей.
3) существуют определённые виды
насилия, такие как психологическое
насилие (наиболее распространённое),
физическое, сексуальное и экономическое
насилие. В семье, где насилие
имеет место можно проследить
как один вид насилия, так
и все вместе.
4) установлено, что имеет место
определение «жестокое обращение
с детьми» - это насилие над
детьми, жестокое обращение с
ними, запущенность и пренебрежение
нуждами ребенка, т.е. широкий
спектр наносящих вред ребенку
действий со стороны людей,
которые опекают его. Причины
жестокого обращения с ребёнком
могут быть весьма разнообразными,
такие как: социальные, материальные,
физические, психологические и т.д.
Любой вид жестокого обращения
с детьми ведет к самым разнообразным
последствиям, но их всех объединяет
одно — ущерб для здоровья
ребенка или опасность для
его жизни.
5) в ходе курсовой работы выявлено,
что наиболее часто насильственным
действиям в семье подвергаются
женщины. Это обусловлено сложившимися
стереотипами в обществе, укладами
«пережитого домостроя». Насилие в
отношении женщин это вид агрессивного
поведения и использования силы для нанесения
вреда: от словесных оскорблений и угроз
до побоев и изнасилования.
6) семейное насилие рассматривается
как серьезная проблема общества, она зависит
от социальной ориентации общества и соответственно
может усиливаться или ослабевать. В последние
несколько десятилетий насилие в семье
осознается как серьезная и масштабная
проблема, которая порождает множество
других социальных и психологических проблем.
7) в результате работы была
определена специфика работы
психолога с детьми-жертвами насилия,
обозначен групповой метод психологической
работы с данной категорией.
Список использованных
источников
- Гранов, Д. Информирование
– первый этап защиты от социально-психологического
насилия» [Электронный ресурс].- Режим
доступа: http:www.vocabulary.ru/dictionary/43/word.- Дата доступа 18.04.2013
- Ениколопов, С.Н., Кравцова
О.А. Теории сексуального насилия // Прикладная
психология, № 4, 1999. – с. 45-53
- Зуйкова, Е.М. Ерусланова, Р.И.
Феминология и гендерная политика: Учебник.
– М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К°», 2007. – 300 с.
- Карабанова, О.А. Психология
семейных отношений и основы семейного
консультирования : учеб. пособие / О.А.
Карабанова. — М.: Гардарики, 2006. - 320 с.
- Коряковцева, О.А. Комплексная
поддержка молодой семьи : учеб.-метод,
пособие для студентов вузов, обучающихся
по специальности «Организация работы
с молодежью» / О.А. Коряковцева, М.И. Рожков.
- М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. -
204 с.
- Краткий психологический словарь.
Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 512 с.
- Павленок, П.Д. Руднева, М.Я.
Технология социальной работы с различными
группами населения. Учебное пособие.
– М.: ИНФРА-М, 2010.- 272 с.
- Психологическая энциклопедия.
Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. М.: «Академия»,
2002. - 306 с.
- Словарь – справочник по социальной
работе/ Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И.
Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.
- Справочное пособие по социальной
работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю.
Бурлака и др.; Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.
— М.: Юристъ, 1997. - 168 с.
- Сулимова, Т.С. Насилие // Российская
энциклопедия социальной работы: В 2 т.
Т. 2 / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой.
- М., 1997.
- Холостова, Е.И. Социальная
работа с семьёй: Учебное пособие – 2-е
изд. – М.: «Дашков и К°», 2008. – 212 с.
- Алексеева, Л.С. Насилие в семье
как социальная проблема [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http:www.old.admblag.ru/press/publishing/violence…family.
– Дата доступа 18.04.2013
- Проблемы жестокого обращения
с детьми в семье [Электронный ресурс].
– Режим доступа:http:www.portalus.ru/modules/shkola/rus.- Дата доступа 18.04.2013
- Сидоренкова, Т.А, Р.Р. Максудов,
Р.Р., Комплексный подход к защите от насилия
в семье [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http:www.admblag.ru/press/publishing/violence_in_family_as_social_problem...- Дата доступа
18.04.2013
- Солнцева, Н.В. Насилие в семье/
Семейное насилие: общая характеристика
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.lib.rus.ec›Книги›165724/read.
– Дата доступа 18.04.2013
- Физическое насилие
[Электронный ресурс].- Режим доступа: http:www.slovari.yandex.ru.- Дата доступа 18.04.2013
- Подготовка к государственному
экзамену [Электронный ресурс].- Режим
доступа: http://lexx153.narod2.ru/81psihologicheskaya_pomosch_detyam-zhertvam_nasiliya.
– Дата доступа 18.04.2013