Семейное насилие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ насилия в семье, как социально-психологической проблемы. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение терминам «насилие» и «семья»;
- выявить проблемы жестокого обращения внутри семьи, охарактеризовать такую проблему как семейное насилие;
- отметить какие существуют виды семейного насилия;

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность и содержание понятия «Семейное насилие» 5
1.1 Определение термина «насилие», его формы 5
1.2 Домашнее насилие – проблема общества 7
1.3 Виды проявления семейного насилия 9
1.4 Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия 15
1.5 Насильственные действия в отношении женщины 16
ГЛАВА 2. Специфика оказания психологической помощи детям - жертвам насилия. 19
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Психология- Физическое, психологическое, сексуальное насилие.docx

— 75.88 Кб (Скачать файл)

- расширение представлений о мире;

- развитие позитивной перспективы будущего;

- создание системы поддержки в настоящее время и на будущее;

- возвращение ребенка к нормальной жизни.

Обычно групповая структурированная  терапия происходит по принципу от простого к сложному. Переход к более проблемному, болезненному материалу происходит только тогда, когда участники терапии к этому готовы, следовательно, групповая терапия может продолжаться достаточно долго, например, до полугода. Группа обычно встречается раз в неделю в фиксированное время, продолжительность сессии от 45 минут до 1,5 часа, в зависимости от возраста детей. По количеству участников детские группы должны быть небольшими, до 7–8 человек.

Для отбора детей для участия  в групповой терапии необходимо собрать о них как можно  больше информации, касающейся:

- личностных особенностей;

- особенностей раннего развития;

- динамики внутрисемейных отношений.

Необходимо оценить:

- уровень эмоционально-волевой регуляции ребенка: насколько он способен себя контролировать, концентрировать внимание, придерживаться групповых правил;

- уровень интеллектуального развития ребенка: насколько он в состоянии понимать инструкции и выполнять групповые задания;

- психическое состояние ребенка на данный момент: если ребенок находится в состоянии эмоционального срыва или в глубокой депрессии, участие в групповой терапии не даст положительных результатов;

 

- уровень сопротивления ребенка групповой работе. Если ребенок активно отрицает произошедшее насилие или испытывает глубокие чувства вины и стыда, к работе в группе он не готов, сначала рекомендуется провести индивидуальную терапию.

В любом случае необходимо провести две или три индивидуальные встречи  с каждым ребенком, чтобы подготовить  его к групповой работе: снизить  тревожность, ознакомить с целью  занятий, поговорить про конфиденциальность и недопустимость насмешек в группе по поводу случившегося с ребенком.

Необходимо провести работу и со взрослыми: проинформировать их о целях и задачах групповой работы, обговорить вопрос конфиденциальности и заключить контракт, в котором родитель дает согласие на участие ребенка в групповой работе.

Детям, пережившим насилие, особенно младшим, показаны однополые терапевтические  группы.

Для работы с детьми, пережившими  насилие, особенно сексуальное, имеет  значение пол ведущего, поэтому с  девочками рекомендуется работать женщине, а с мальчиками – мужчине.

Группы должны быть закрытыми.

Последние 20–30 минут каждого занятия  детям предлагают свободно пообщаться друг с другом, чтобы отдохнуть  от эмоционально сложной групповой  работы.

Окончание групповой терапии должно восприниматься детьми как значительное достижение, которое необходимо отметить в виде общего праздника, на котором  отмечаются успехи детей [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Насилие в семье это, прежде всего социальная-психологическая  проблема и её необходимо рассматривать  как комплексную проблему, включающую  меры, направленные на пресечение преступлений в отношении личности и обеспечивающие право каждого члена семьи как гражданина на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства, а также меры, направленные на социально-психологическую профилактику, то есть на предупреждение насилия в семье. Важность такого направления очевидна, поскольку государственная политика предупреждения насилия в семье еще не сформирована.

Целью курсовой работы являлся анализ насилия  в семье как социально-психологическая  проблема. Анализ результатов позволяет  сделать следующие выводы:

1) в ходе работы установлены  определения понятие «Насилие». Под насилием подразумевают применение тем или иным классом различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав или привилегий.

2) изучение показало, что социальная  работа выделяет особый тип  насилия это – семейное или  домашнее насилие это реальное  действие или угроза умышленного  физического, сексуального, психологического  или экономического воздействия,  принуждения со стороны одного  члена семьи по отношению к  другому с целью контроля, запугивания  или удовлетворения своих потребностей.

3) существуют определённые виды  насилия, такие как психологическое  насилие (наиболее распространённое), физическое, сексуальное и экономическое  насилие. В семье, где насилие  имеет место можно проследить  как один вид насилия, так  и все вместе.

4) установлено, что имеет место  определение «жестокое обращение  с детьми» - это насилие над  детьми, жестокое обращение с  ними, запущенность и пренебрежение  нуждами ребенка, т.е. широкий  спектр наносящих вред ребенку  действий со стороны людей,  которые опекают его. Причины  жестокого обращения с ребёнком  могут быть весьма разнообразными, такие как: социальные, материальные, физические, психологические и т.д.  Любой вид жестокого обращения  с детьми ведет к самым разнообразным  последствиям, но их всех объединяет  одно — ущерб для здоровья  ребенка или опасность для  его жизни.

5) в ходе курсовой работы выявлено, что наиболее часто насильственным  действиям в семье подвергаются  женщины. Это обусловлено сложившимися  стереотипами в обществе, укладами  «пережитого домостроя». Насилие в отношении женщин это вид агрессивного поведения и использования силы для нанесения вреда: от словесных оскорблений и угроз до побоев и изнасилования.

6) семейное насилие рассматривается  как серьезная проблема общества, она зависит от социальной ориентации общества и соответственно может усиливаться или ослабевать. В последние несколько десятилетий насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных и психологических проблем.

7) в результате работы была  определена специфика работы  психолога с детьми-жертвами насилия,  обозначен групповой метод психологической  работы с данной категорией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Гранов, Д. Информирование – первый этап защиты от социально-психологического насилия» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:www.vocabulary.ru/dictionary/43/word.- Дата доступа 18.04.2013
  2. Ениколопов, С.Н., Кравцова О.А. Теории сексуального насилия // Прикладная психология, № 4, 1999. – с. 45-53
  3. Зуйкова, Е.М. Ерусланова, Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 300 с.
  4. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2006. - 320 с.
  5. Коряковцева, О.А. Комплексная поддержка молодой семьи : учеб.-метод, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» / О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 204 с.
  6. Краткий психологический словарь. Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 512 с.
  7. Павленок, П.Д. Руднева, М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010.- 272 с.
  8. Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. М.: «Академия», 2002. - 306 с.
  9. Словарь – справочник по социальной работе/ Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.
  10. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1997. - 168 с.
  11. Сулимова, Т.С. Насилие // Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. Т. 2 / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.
  12. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие – 2-е изд. – М.: «Дашков и К°», 2008. – 212 с.
  13. Алексеева, Л.С. Насилие в семье как социальная проблема [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.old.admblag.ru/press/publishing/violence…family. – Дата доступа 18.04.2013
  14. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http:www.portalus.ru/modules/shkola/rus.- Дата доступа 18.04.2013
  15. Сидоренкова, Т.А, Р.Р. Максудов, Р.Р., Комплексный подход к защите от насилия в семье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.admblag.ru/press/publishing/violence_in_family_as_social_problem...- Дата доступа 18.04.2013
  16. Солнцева, Н.В. Насилие в семье/ Семейное насилие: общая характеристика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.lib.rus.ec›Книги›165724/read. – Дата доступа 18.04.2013
  17. Физическое насилие [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:www.slovari.yandex.ru.- Дата доступа 18.04.2013
  18. Подготовка к государственному экзамену [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lexx153.narod2.ru/81psihologicheskaya_pomosch_detyam-zhertvam_nasiliya. – Дата доступа 18.04.2013

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Семейное насилие