Семейное насилие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ насилия в семье, как социально-психологической проблемы. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение терминам «насилие» и «семья»;
- выявить проблемы жестокого обращения внутри семьи, охарактеризовать такую проблему как семейное насилие;
- отметить какие существуют виды семейного насилия;

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность и содержание понятия «Семейное насилие» 5
1.1 Определение термина «насилие», его формы 5
1.2 Домашнее насилие – проблема общества 7
1.3 Виды проявления семейного насилия 9
1.4 Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия 15
1.5 Насильственные действия в отношении женщины 16
ГЛАВА 2. Специфика оказания психологической помощи детям - жертвам насилия. 19
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Психология- Физическое, психологическое, сексуальное насилие.docx

— 75.88 Кб (Скачать файл)

- аффективный уровень: гнев, злость; тревожность; чувство вины; страх  отвержения; фобии; депрессия;

- поведенческий уровень: драки;  слезы; низкая учебная успеваемость; ночные кошмары; изоляция от  окружающих; конфликты с окружающими.

Дети так же, как и взрослые, избирают следующие формы сопротивления: отказываются говорить; отрицают, что  проблема насилия существует; отказываются говорить на больную тему; говорят  о чем-то несущественном; избегают контакта глаз; опаздывают или пропускают встречи; невербально закрываются и разговаривают враждебно; не идут на контакт с психологом (например, прячутся за мебель) и т. п. [18].

Специалисту потребуется немало терпения и устойчивости к фрустрациям  при работе с такими детьми, особенно если ребенок рассматривает психолога  как часть системы (как часть  мира взрослых или школы), которая  причиняет боль. Основная задача специалиста  – стать заодно с ребенком, чтобы  помочь ему.

При консультировании детей, подвергшихся насилию, существуют следующие общие  рекомендации.

1. Определение проблемы посредством  активного слушания. Для установления  контакта с ребенком важно,  как психолог слушает. Нужно  помнить о свободной, расслабленной  позе тела: это помогает ребенку  начать говорить. Когда становится очевидно, что ребенок готов обсуждать проблему, важно услышать три момента: в чем состоит проблема, которая не разрешена; что чувствует ребенок в отношении этой проблемы; чего ребенок ждет от специалиста.

2. Уточнение ожиданий ребенка.  Психологу необходимо объяснить  ребенку, каким ожиданиям клиента  он может соответствовать. Например, психолог не может сам покарать  насильника. Тем не менее нужно проинформировать ребенка и его родителей или опекунов о том, что в состоянии сделать психолог, и дать им возможность самим решить, готовы ли они продолжать работу с данным специалистом. Если семья отказывается от помощи, психолог может предложить им обсудить другие варианты получения желаемой ребенком помощи.

3. Уточнение шагов, которые уже  были сделаны для решения проблемы. Необходимо помнить о том, что  больше информации можно получить, задавая вопросы открытого типа, а не закрытого. Рекомендуется  вместе с ребенком на бумаге  записагь перечень тех поступков, которые тот совершал, чтобы решить свою проблему. Подобный прием важен в том случае, когда специалист хочет помочь ребенку отказаться от поступков, которые оказались бесполезными или, хуже того, разрушительными.

4. Поиск новых путей решения  проблемы. Следующим шагом может  стать сессия, на которой психолог, используя метод мозгового штурма, предлагает ребенку придумать  как можно больше новых путей  решения проблемы; в данном случае  важно не качество, а количество  придуманных способов.

5. Заключение договоренности с  ребенком о претворении одной  из идей решения проблемы в  действие. Договориться с ребенком  попробовать какие-либо новые шаги бывает трудно, хотя если это удается, то нередко первые же попытки ребенка предпринять новые действия приносят успех. Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны, и особенно важно, чтобы ребенок знал: результаты он обязательно будет обсуждать с психологом. Если что-то не получается, специалист помогает ребенку искать другие пути выхода из ситуации до тех пор, пока ситуация не разрешится.

6. Завершение сессии. Обычный способ  завершения сессии состоит в  том, что специалист просит  ребенка подытожить, что же происходило  во время их встречи: например, к каким важным идеям они  пришли, какие планы на будущее  составили. Как правило, обобщение  занимает 2–4 минуты. Также в начале  каждой последующей сессии рекомендуется  просить ребенка вспомнить, что  происходило на предыдущей. Это позволяет, во-первых, обучить ребенка уделять внимание процессу консультирования; во-вторых, психологу проверить собственную эффективность [18].

В процессе консультирования специалисту  важно выяснить не столько то, что  именно, например, сказал ребенок, сколько  – что он при этом чувствовал. Вся история произошедшего может  стать совершенно ясной, если, вместо задавания вопросов, применять технику  активного слушания и давать ребенку  обратную связь в виде предположительных  утверждений (гипотез) о том, какие  важные мысли и проблемы его занимают.

Иногда в желании помочь ребенку  психологи задают чересчур прямые, директивные вопросы, что вызывает у клиента желание закрыться  и уйти от контакта. Безусловно, в  психотерапии есть моменты, когда необходимо задавать директивные вопросы с  целью уточнения или разъяснения. В таком случае вопросы открытого  типа более уместны. Они дают возможность  ребенку выбрать то,- что для  него значимо, и не ограничивают свободы  выражения своего мнения. Например, открытый вопрос: «Расскажи мне о  своей семье» подразумевает потенциальные  ответы на такие вопросы, как «Живешь  ли ты с обоими родителями?»; «Кого  ты включаешь в свою семью?»; Как  ты относишься к членам своей семьи?».

Необходимо осторожно относиться к вопросу «Почему?», так как  он часто ассоциируется с обвинением «Почему же ты это сделал?». Ребенок  может интерпретировать подобный вопрос следующим образом: «Почему же ты сделал такую глупость (или ошибку)?». В таком случае ребенок начинает защищаться, как будто от него требуют  дать логическое объяснение своему поступку, хотя на самом деле ответ лежит  на уровне подсознания, а задача психолога  – помочь ребенку осознать свои мотивы. Обычно ответ на подобные вопросы  позволяет понять только одно: как  ребенок использует защитный механизм в виде рационализации, пытаясь сознательно объяснить причины своих действий [18].

Garbarino и Stott (1989) подчеркивают, что вопросы должны быть адекватны уровню развития ребенка и предлагают следующие рекомендации для постановки вопросов дошкольникам:

- использовать предложения с количеством слов, не превышающим 5;

- использовать имена чаще, чем местоимения;

- использовать терминологию ребенка;

- вместо того чтобы говорить: «Ты понял, о чем я спрашиваю?», попросить ребенка повторить слова психолога;

- не повторять те вопросы, которые ребенок не понимает; вместо этого перефразировать вопрос;

- не задавать несколько вопросов одновременно;

- после полученного ответа лучше обобщить, что сказал ребенок, нежели задавать следующий вопрос, – таким образом психолог побуждает ребенка продолжить обсуждение, расширить свой ответ.

Обобщая, можно сказать, что прежде, чем задавать вопросы, специалисту  следует определить, насколько эти  вопросы уместны:

- насколько поставленный вопрос позволяет понять ребенка и его проблему;

- насколько поставленный вопрос способствует раскрытию и самовыражению клиента.

Несмотря на то, что большинство профессионалов сообщают о валидности детских воспоминаний о насилии, тем не менее, всегда нужно учитывать склонность детей к преувеличению с целью вызвать к себе симпатию и привлечь внимание. Следует учитывать, что родители могут использовать обвинения в насилии в бракоразводных процессах и при вынесении судебных решений об опекунстве над ребенком.

Loftus (L993) предположил, что существует два источника ложной памяти: средства массовой информации и навязывание психологом своих гипотез. Ребенок получает информацию о насилии над детьми с экрана телевизора или из разговоров взрослых. Родители могут постоянно предупреждать ребенка об опасности встречи с насильником. Психолог, со своей стороны, может непреднамеренно внести свой вклад в формирование ложной памяти, задавая вопросы, которые как бы подталкивают клиента к утвердительному ответу, или интерпретируя фантазии ребенка в заданном направлении. К сожалению, специалисты не имеют прямого инструментария, который бы определял правдивость маленьких клиентов; тем не менее, существует ряд рекомендаций, которые могут помочь:

- не нужно спешить с выводами и опираться только на один какой-то метод при определении, имело ли место насилие;

- не стоит задавать наводящие вопросы;

- не следует надеяться только на собственную память, особенно если обсуждается болезненная проблема, но фиксировать происходящее посредством записей или аудио-, видеотехнологий;

- в случае неясной ситуации консультироваться со специалистами;

- полезно использовать метод свободных ассоциаций;

- сомневаясь, говорит ли ребенок правду, можно попросить; «Расскажи мне об этом подробнее» [18].

Очевидно, что психотерапевтический процесс необходимо заканчивать, когда  цель, поставленная совместно психологом и клиентом, достигнута. На последней  сессии обязательно обсуждается  следующее:

- что происходило с ребенком в процессе консультирования;

- какая цель была поставлена, достигнута ли она;

- какие изменения ощущает ребенок, что реально в его жизни изменилось (отношение к себе и отношения с окружающими);

- как ребенок будет решать ситуацию в следующий раз, если она возникнет;

- какие у ребенка планы на ближайшее будущее, чем он собирается заниматься, чего хочет достигнуть.

Ребенку необходимо дать понять. что забота о нем психолога не заканчивается вместе с окончанием консультирования, поэтому специалист обсуждает время и возможность последующих встреч с клиентом, чтобы узнать о его жизни. Можно попросить ребенка позвонить или написать либо договориться о кратком визите – обычно подобное отслеживание результатов консультирования происходит через 1 месяц или позже, но не позднее чем через полгода. Помимо этого, психолог при прощании всегда говорит о том, что, если будут возникать какие-то проблемы, дверь всегда открыта; ребенок и его родители всегда могут обратиться за помощью [18].

Психотерапевтические  подходы в консультировании жертв  насилия.

Гельштальт подход направленный на прорабатывании незавершенного гельштальта.

Позиции гельштальт подхода.

1. техники способствующие установлению  контакта с окружающим миром  и восприятию актуального настоящего. Позиция здесь и сейчас.

Воросы:

- Что вы видите и чувствуете  в данный момент?

- Что сейчас происходит вокруг  вас?

- Какое чувство вы сейчас  испытываете?

2. Техники позволяющие сосредоточить  внимание.

Фиксация на актуальных переживаниях смещает прошлое в фон и  позволяет сосредоточиться на реальности, т.е. фигуре.

Вопросы:

- Всмотритесь в ваш внутренний  мир?

- Вслушайтесь, что говорит вам  ваше тело, душа, разум?

- Вчувствуйтесь, что вы сейчас  ощущаете, что вас окружает?

3. Техника возрождение и интеграция  с телом.

Травма притупляет чувство, а осознание  происходит здесь и сейчас, способствует восстановлению частей личности. Можно  применить техники разговор с  субличностью и рисуночные.

4. Техника вербализации мысли  и чувств.

Высказывания способствуют отстранению  переживаний и снижению их интенсивности. Используют технику рефреминг [18].

Использование групповой терапии в работе психолога

Групповые дискуссии и упражнения помогают детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными. Хотя следует с большой предусмотрительностью  использовать групповое психологическое  консультирование для детей, переживших сексуальное насилие, поскольку  их раны могут быть слишком свежими, чтобы высказывать свои чувства на группе.

Задачей психолога является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной сексуальным злоупотреблением, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих возрасту. Процесс групповой консультации ориентирован на социализацию ребенка. Он способствует формированию здоровых взаимоотношений детей друг с другом и учит их уважать как свои права, так и права других. Одна из главных целей групповой терапии – помочь ребенку развивать самоконтроль и умение вести себя согласно нормам, принятым в обществе. Помимо этого, участие в групповых занятиях повышает самооценку. Именно в ходе групповой работы психотерапевтам легче всего показать ребенку, ставшему жертвой сексуального злоупотребления, что не только он испытывает подобные страхи и сомнения. У детей появляется возможность в спокойной и доброжелательной обстановке разобраться в собственных противоречивых чувствах. Таким образом, именно групповая терапия является оптимальной формой работы с детьми, пережившими сексуальное злоупотребление, поскольку в процессе такой работы у них снижается чувство изолированности, развиваются навыки общения, появляется возможность проанализировать внутренние конфликты и переживания.

Приоритетные задачи групповой  терапии:

- изменение агрессивных форм поведения по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе;

- проработка травмирующих ситуаций, изменение смысла переживаний;

- возможность новой интерпретации пережитого;

- осознание и развитие эмоциональной сферы;

- погружение ребенка в атмосферу уважения, доверия, принятия;

- развитие базовых социально-психологических навыков;

- восстановление позитивного отношения к окружающей действительности;

Информация о работе Семейное насилие