Шпаргалка по дифференциальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:07, шпаргалка

Описание работы

1.-Взаимодействие наследственности и окружающей среды.Наследственность представляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды.Среда - это вся совокупность окружающих человека условий.Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Файлы: 1 файл

диф.психология вв.docx

— 138.69 Кб (Скачать файл)

На протяжении столетий считалось, что мозг человека функционирует как единое целое, которое теряет свои способности в случае каких-либо нарушений его структуры. Позднее выяснилось, что, если потребуется, некоторые фрагменты мозга принимают на себя функции поврежденных участковОднако большое удивление вызвало открытие, что в некоторых случаях человек может жить, даже в случае атрофии или удаления эпифиза (шишковидной железы): оказывается, что часть нашего мозга представляет собой своеобразный "мозг в мозге".

Но настоящий шок случился тогда, когда экспериментально было доказано, что разрыв связей между левым и правым полушарием мозга практически никак не влияет на умственные и функциональные способности человека, а при случае этот метод может даже излечивать эпилепсию. Никто до сих пор не сумел найти вразумительного объяснения этому явлениюФункции полушарий мозгаВсем известно, что за логику отвечает левое полушарие головного мозга. Также оно отвечает и за: язык, чтение, счёт, интеллект, линейное мышление, правописание. Обо всех этих способностях мы знаем с детства и в процессе жизнедеятельности продолжаем их развивать. Из всего этого можно сделать вывод, что если у человека хорошо развита, какая либо из вышеперечисленных спосоЧётко разобравшись в работе левого полушария, учёные долго не могли разобраться в особенностях правого полушария мозга. В процессе экспериментов, они выявили, что правое полушарие в ответе за:пространственное мышлениезапахивосприятие музыки целостность синтезобразное восприятие интуицию языковые формы архаического типа  символику.

То есть правое полушарие отвечает за функции, противоположные по своему значению, тем за которые отвечает левое. Для нормальной жизнедеятельности, требуется слаженная работа обоих  полушарий мозга. В зависимости  от того что мы делаем, активизируется правое или левое полушарие. Например, если мы пишем текст или пытаемся посчитать уравнение, то в работу включается левое полушарие головного  мозга, а во время прослушивания  музыки, либо медитации, более активно  правое полушарие.

С детства у всех людей хорошо развито левое полушарие, нас  учат этому в школе. А вот с  правым дела обстоят сложнее, чувствовать  нас никто не учит, поэтому со временем возникает заметная неравномерность  в работе полушарий. Хотя в идеале они должны работать на ровне. В итоге получается, что у большинства людей плохо развита интуиция. Для того, чтобы это исправить нужно стараться развивать правое полушарие наравне с левым. Путь к этому лежит через занятия теми видами деятельности, которые являются творческими (пение, танцы, рисование, чаще слушать музыку).бностей, то у него доминирует левое полушарие головного мозга.

14 . методы для определения  локализации центра речи:

1. Дихотическое прослушивание.  Автор данного метода Дорин  Кимура. Метод основан на том,  что благодаря использованию  стереонаушников информация предъявляется  ЛП и ПП одновременно. В каждое  ухо подается свой текст. Из-за  того, что в каждом полушарии  происходит свой процессинг, полушария не успевают обменяться информацией. Затем человека опрашивают, что он воспринял, запомнил, опознал. 70% населения лучше воспроизводят тексты, подававшиеся в правое ухо (обработка сигнала в ЛП), а шумы левым (обработка ПП). То есть, по данным теста дихотического прослушивания у этой части человеческой популяции центр речи слева. Однако у метода есть недостаток – результаты зависят от того, к какому каналу привлечено внимание человека. Поэтому иногда при повторном тестировании можно получить противоположные результаты.2. Анализ межполушарной асимметрии ЭЭГ.Известно, что альфа-ритм ЭЭГ снижается, когда испытуемые заняты процессом решения той или иной задачи (реакция десинхронизации). Следовательно, альфа-ритм будет меньше в том полушарии, которое, в силу своей когнитивной специализации, активнее вовлекается в решение задачи. Однако и этот метод имеет недостатки, если задача интересна или приятно легка, то альфа-ритм в соответствующем полушарии растет. В последнее время предложена модификация этого метода. Рассчитываются корреляционные связи между точками отведения внутри полушария. По данным отведения ЭЭГ примерно у 80% населения в обработке вербально-логической информации доминирует ЛП. 3. Тест Вада – метод, который на сегодняшний день является самым точным. Применяется перед нейрохирургическими операциями, если есть риск повредить корковые центры речи. Вводят препараты для наркоза либо только в левую, либо в только в правую ветви сонной артерии. При этом просят человека считать вслух. Счет прекращается, когда наркоз «отключает» полушарие с центрами речи. По данным теста Вада среди всего населения 95% имеют центр речи в ЛП, а 5% – в ПП. У правшей – 98% имеют центры речи в ЛП, а 2% – в ПП. У 70% левшей центры речи также слева, и лишь у 30% – справа. При этом у части субъектов, имеющих центр речи в ПП, его отдельные зоны находятся и в ЛП. В человеческой популяции правшей примерно 90%, левшей и амбидекстеров около 10%. Преобладание числа правшей отмечалось ещё во времена кроманьонцев. Считается, что доминирование руки наследуется, есть ген «правого сдвига». При наличии этого гена ребёнок вырастет правшой, при отсутствии – станет левшой или правшей с равной вероятностью. В большинстве случаев левши не отличаются по своим когнитивным особенностям от правшей т.к. являются как бы их зеркальным отражением. Однако среди всей субпопуляции левшей необычно высокий процент людей с нарушениями речи и письма. Около 1% из них вообще не могут научиться чтению и письму. Наличие подобных патологий объясняется тем, что часть левшей – это люди, у которых в первые месяцы и годы жизни центры речи и ведущей руки перебрались в ПП из-за микротравм и иных перинатальных поражений ЛП. В ПП центры речи развиваются в неподготовленных для этого корковых регионах. Однако в ряде случаев, поскольку центры речи и пространственно-временного восприятия находятся рядом, в непосредственном взаимодействии, у левшей выявляются экстраординарные творческие способности

15. доминирование  руки и  асимметрия полушарий и ее проявления

Одним из важнейших индивидных свойств  является функциональная асимметрия и  специализация полушарий – характеристика распределения психических функций  между правым и левым полушариями. Процесс становления асимметрии называется латерализацией. Асимметрия есть свойство всего живого, проявляясь по-разному – в тропизмах, направлении  завертывания молекулярной спирали  и т.д. (явление асимметрии в живом  мире называется хиральностью). В физиологии животных используют понятие «лапость» (аналогично «рукости»), и наблюдения показывают, что у млекопитающих  также все парные органы имеют  ту или иную степень асимметрии, существуют доминирующие (ведущие) и  подчиненные конечности. Учитывая раннее приучение детей к праворукости, практические психологи иногда предлагают ориентироваться на критерий «ногости»  для определения ведущего полушария  . 
Церебральное доминирование и доминирование руки (уха, глаза) связаны обычно контрлатеральными отношениями (т.е. при ведущей правой руке за речь отвечает левое полушарие). Но иногда они состоят и в ипсилатеральных отношениях (расположены на одной стороне тела). Не существует и абсолютного доминирования – у каждого человека наблюдается индивидуальное сочетание церебрального доминирования, доминирования руки, ноги, глаза и уха. Встречаются люди, в равной степени владеющие пра вой и левой рукой, – их называют амбидекстрами. Леворукость иногда приносит человеку неудобства, однако она может иметь различное происхождение, и поэтому воспитание и обучение леворуких детей должно основываться на данных нейропсихологического обследования . 
Церебральное доминирование по функциям – это не состояние, а процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека. Если на ранних этапах изучения асимметрии использовались в основном данные клинической практики, то с появлением новых методов (в частности, метода дихотического прослушивания, о котором мы писали в главе 2) было установлено, что любая психическая функция осуществляется благодаря совместной работе обоих полушарий, причем ее анатомический субстрат представлен дважды – в правом полушарии образный, конкретный уровень осуществления функции, а в левом – абстрактный, вербально-логический . И если вначале был отмечен лишь принцип доминантности для речевых функций, то теперь говорят о разных стратегиях переработки информации: левое полушарие осуществляет ее последовательно, аналитично, правое – параллельно, синтетически. 
Левое полушарие обычно отвечает за оперирование вербально-знаковой информацией, чтение и счет, правое – за оперирование образами, ориентацию в пространстве, различение звуков и мелодий, распознавание сложных объектов, продуцирование сновидений. Поскольку левополушарное мышление аналитическое, оно действует, осуществляя ряд последовательных операций, в результате чего складывается внутренне непротиворечивая модель мира, которую легко закрепить в знаках и словах.Правополушарное мышление пространственно-образное, симультанное (одномоментное) и синтетическое, что дает возможность одномоментного схватывания разнородной информации. Итогом функционирования правого полушария является многозначность, которая, с одной стороны, является основой творчества, а с другой – затрудняет понимание между людьми, т.к. основана скорее на символах, чем на значениях. У мужчин асимметрия выражена сильнее, чем у женщин, что, по-видимому, и ограничивает у них возможности компенсации и обучаемость .Доминирование руки Вообще – предпочтение в использовании одной из двух рук. В реальной практике может быть удивительно трудно однозначно определить такое предпочтение. У образованных людей за критерий доминирования принимается то, какой рукой пишут. Хотя даже в этих, относительно ясных случаях, иногда другая рука может предпочтительнее использоваться для выполнения других задач, например для бросания предметов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Биологические факторы половых различий

Вопрос о том, почему получаются мальчики и девочки, интересовал  человечество давно. Этому давались различные объяснения. Например, Аристотель считал, что главное -- как ласкают друг друга мужчина и женщина, кто более страстен во время полового акта. Если более страстен мужчина, то получится мальчик, если женщина -- то девочка.

Несмотря на бурное развитие биологии в XIX -- первой половине XX в., тайна появления ребенка определенного пола была раскрыта лишь во второй половине XX в. с помощью генетиков.

Как известно, носителем наследственных свойств является хромосомный аппарат. В каждой клетке человека находится 23 пары хромосом -- 22 пары так называемых аутосом, одинаковых у мужчин и женщин, и одна пара половых хромосом, которая  у них различается. У женщин это  две X-хромосомы (паттерн XX), у мужчин одна X -- и одна Y -- хромосомы (паттерн XY), т. е. мужской генетический пол  является гетерогаметным, а женский -- гомогаметным.В процессе созревания каждая половая клетка утрачивает половину своего хромосомного набора (остается лишь по одной хромосоме из каждой пары). Зрелая мужская половая клетка -- сперматозоид -- содержит 22 аутосомы и одну половую хромосому -- X или Y (поэтому есть сперматозоиды двух видов -- более крупные, с круглой головкой, содержащие Y-хромосому, и менее крупные, с овальной головкой, содержащие X-хромосому). Женская половая клетка -- яйцеклетка -- содержит 22 аутосомы и одну половую хромосому, всегда X. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом восстанавливается полный набор хромосом -- по 22 пары аутосом и пара половых хромосом. Однако пары половых хромосом могут быть разными. Если яйцеклетка оплодотворяется X-сперматозоидом, то в зародышевой клетке (зиготе) образуется пара из двух X-хромосом, т. е. женская, и тогда в дальнейшем развитие плода идет по женскому типу. Если же яйцеклетка оплодотворяется Y-сперматозоидом, то в зиготе образуется мужская пара половых хромосом и развитие плода идет по мужскому типу.Вообще-то зародыш изначально запрограммирован на то, чтобы развиваться в особь женского пола, о чем говорил французский биолог Альфред Жост еще до открытия генетикой Х- и Y-хромосом. Однако присутствие Y-хромосомы останавливает развитие еще не дифференцированных половых органов плода (которые иначе превратились бы в яичники) и направляет их развитие по мужскому типу, превращая в яички.Процесс половой дифференциации начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и проходит ряд стадий, каждая из которых имеет свои специфические задачи, причем результаты развития, достигнутые на каждой стадии, становятся необратимыми.[2,с.10]Гипоталамус, в котором расположены половые центры, не только дифференцируется под влиянием зародышевых гормонов, но и сам является психоэндокринным органом; его пренатальная программа, ориентированная на мужское и женское поведение, определяет характер его реакции на половые гормоны пубертатного периода, а эта реакция, в свою очередь, вызывает соответствующее полодиморфическое поведение.В период полового созревания выделяется большое количество гормонов, окончательно определяющих биологические различия по полу. За этот период у мальчиков уровень тестостерона увеличивается в 18 раз, а у девочек уровень эстрадиола -- в 8 раз.При отсутствии или недостатке в соответствующий критический период зародышевых андрогенов половая дифференциация автоматически, независимо от хромосомного пола, происходит по женскому типу. Примером может послужить развитие ребенка в тех случаях, когда в силу патологического влияния экологии (интоксикация, радиация) не формируются половые железы (состояние агонадизма). С другой стороны, если мать в период беременности принимает препараты, стимулирующие появление мужского гормона (тестостерона), то женский эмбрион может «дефеминизироваться», что впоследствии проявится в маскулинизации женского поведения. Такие девочки предпочитают общество мальчиков и игры, свойственные мальчикам, они самоуверенны и независимы, т. е. определяются как сорванцы. Все это доказывает, что андрогены играют существенно большую роль для внутриутробной дифференцировки полов, чем эстрогены.

Установлено, что вероятность рождения мальчика тем выше, чем моложе родители. Так, у матерей 18-20 лет отношение  родившихся мальчиков к девочкам было 120:100, а у матерей 38-40 лет -- 90:100. Имеет значение и то, какая по счету беременность: у первородящих мальчики рождаются чаще; чем выше порядковый номер родов, тем ниже вероятность рождения сына. Кроме  того, если к моменту овуляции сперматозоид уже находится в половых путях  женщины, больше вероятность рождения девочки, если же он попадает туда после  овуляции, возрастает вероятность рождения мальчика. Уже в XIX в. было замечено, что беременность мальчиком продолжается на неделю дольше, чем беременность девочкой.Различия в быстроте развития мужского и женского организмов видны уже на стадии эмбриона. У девочек развитие скелета идет быстрее. После рождения они на 1-2 недели опережают мальчиков в формировании костей. В то же время по длине и весу мальчики при рождении больше девочек на 2-3 %.

Разные роли, выполняемые мужчинами  и женщинами в репродуктивной деятельности, могут приводить к  некоторым другим половым расхождениям в эмоциональном развитии, интеллектуальном функционировании и достижениях. Длительный период вынашивания и воспитания детей, биологически достающийся партнеру женского пола, имеет большое значение в половой дифференциации интересов, эмоциональных черт, профессиональных целей и достижений во многих сферах.Относительно мышечной силы наблюдается устойчивое расхождение в пользу мужчин в любом возрасте. Еще с младенчества мальчики проявляют также большую «мышечную реактивность», выражающуюся в более сильной тенденции к возбуждению и энергичной внешней активности. К такому избытку мышечной активности, возможно, имеет отношение больший средний жизненный объем легких у мужчин (жизненный объем легких -- это общий объем воздуха, вытесняемого легкими после максимального вдоха). Это различие особенно важно, поскольку жизненный объем легких является существенным фактором непрерывной выработки энергии. В раннем детстве средний жизненный объем легких у мальчиков примерно на 7 % выше, чем у девочек; к зрелому возрасту превосходство мужчин в этом показателе достигает около 35 %. В течение нескольких лет в подростковом возрасте девочки в среднем бывают выше и тяжелее, чем мальчики, однако это происходит вследствие акселерации развития девочек.Индекс жизнеспособности, или соотношение между жизненным объемом легких и весом тела, также выше для мужчин любого возраста, в котором делались измерения. Таким образом, даже соразмерно весу своего тела, мужчина потребляет и производит больше энергии, чем женщина.

На самом деле, данные по индивидуальным различиям в развитии личности склонны  акцентировать роль эмпирических факторов, которые могут быть одинаково  важны в определении половых  различий в поведении.

Информация о работе Шпаргалка по дифференциальной психологии