Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:07, шпаргалка
1.-Взаимодействие наследственности и окружающей среды.Наследственность представляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды.Среда - это вся совокупность окружающих человека условий.Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.
На протяжении столетий считалось, что мозг человека функционирует как единое целое, которое теряет свои способности в случае каких-либо нарушений его структуры. Позднее выяснилось, что, если потребуется, некоторые фрагменты мозга принимают на себя функции поврежденных участковОднако большое удивление вызвало открытие, что в некоторых случаях человек может жить, даже в случае атрофии или удаления эпифиза (шишковидной железы): оказывается, что часть нашего мозга представляет собой своеобразный "мозг в мозге".
Но настоящий шок случился тогда, когда экспериментально было доказано, что разрыв связей между левым и правым полушарием мозга практически никак не влияет на умственные и функциональные способности человека, а при случае этот метод может даже излечивать эпилепсию. Никто до сих пор не сумел найти вразумительного объяснения этому явлениюФункции полушарий мозгаВсем известно, что за логику отвечает левое полушарие головного мозга. Также оно отвечает и за: язык, чтение, счёт, интеллект, линейное мышление, правописание. Обо всех этих способностях мы знаем с детства и в процессе жизнедеятельности продолжаем их развивать. Из всего этого можно сделать вывод, что если у человека хорошо развита, какая либо из вышеперечисленных спосоЧётко разобравшись в работе левого полушария, учёные долго не могли разобраться в особенностях правого полушария мозга. В процессе экспериментов, они выявили, что правое полушарие в ответе за:пространственное мышлениезапахивосприятие музыки целостность синтезобразное восприятие интуицию языковые формы архаического типа символику.
То есть правое полушарие отвечает за функции, противоположные по своему значению, тем за которые отвечает левое. Для нормальной жизнедеятельности, требуется слаженная работа обоих полушарий мозга. В зависимости от того что мы делаем, активизируется правое или левое полушарие. Например, если мы пишем текст или пытаемся посчитать уравнение, то в работу включается левое полушарие головного мозга, а во время прослушивания музыки, либо медитации, более активно правое полушарие.
С детства у всех людей хорошо развито левое полушарие, нас учат этому в школе. А вот с правым дела обстоят сложнее, чувствовать нас никто не учит, поэтому со временем возникает заметная неравномерность в работе полушарий. Хотя в идеале они должны работать на ровне. В итоге получается, что у большинства людей плохо развита интуиция. Для того, чтобы это исправить нужно стараться развивать правое полушарие наравне с левым. Путь к этому лежит через занятия теми видами деятельности, которые являются творческими (пение, танцы, рисование, чаще слушать музыку).бностей, то у него доминирует левое полушарие головного мозга.
14 . методы для определения локализации центра речи:
1. Дихотическое прослушивание.
Автор данного метода Дорин
Кимура. Метод основан на том,
что благодаря использованию
стереонаушников информация
Одним из важнейших индивидных свойств
является функциональная асимметрия и
специализация полушарий –
Церебральное доминирование и доминирование
руки (уха, глаза) связаны обычно контрлатеральными
отношениями (т.е. при ведущей правой руке
за речь отвечает левое полушарие). Но
иногда они состоят и в ипсилатеральных
отношениях (расположены на одной стороне
тела). Не существует и абсолютного доминирования
– у каждого человека наблюдается индивидуальное
сочетание церебрального доминирования,
доминирования руки, ноги, глаза и уха.
Встречаются люди, в равной степени владеющие
пра вой и левой рукой, – их называют амбидекстрами.
Леворукость иногда приносит человеку
неудобства, однако она может иметь различное
происхождение, и поэтому воспитание и
обучение леворуких детей должно основываться
на данных нейропсихологического обследования
.
Церебральное доминирование по функциям
– это не состояние, а процесс, который
осуществляется в течение всей жизни человека.
Если на ранних этапах изучения асимметрии
использовались в основном данные клинической
практики, то с появлением новых методов
(в частности, метода дихотического прослушивания,
о котором мы писали в главе 2) было установлено,
что любая психическая функция осуществляется
благодаря совместной работе обоих полушарий,
причем ее анатомический субстрат представлен
дважды – в правом полушарии образный,
конкретный уровень осуществления функции,
а в левом – абстрактный, вербально-логический
. И если вначале был отмечен лишь принцип
доминантности для речевых функций, то
теперь говорят о разных стратегиях переработки
информации: левое полушарие осуществляет
ее последовательно, аналитично, правое
– параллельно, синтетически.
Левое полушарие обычно отвечает за оперирование
вербально-знаковой информацией, чтение
и счет, правое – за оперирование образами,
ориентацию в пространстве, различение
звуков и мелодий, распознавание сложных
объектов, продуцирование сновидений.
Поскольку левополушарное мышление аналитическое,
оно действует, осуществляя ряд последовательных
операций, в результате чего складывается
внутренне непротиворечивая модель мира,
которую легко закрепить в знаках и словах.Правополушарное
мышление пространственно-образное, симультанное
(одномоментное) и синтетическое, что дает
возможность одномоментного схватывания
разнородной информации. Итогом функционирования
правого полушария является многозначность,
которая, с одной стороны, является основой
творчества, а с другой – затрудняет понимание
между людьми, т.к. основана скорее на символах,
чем на значениях. У мужчин асимметрия
выражена сильнее, чем у женщин, что, по-видимому,
и ограничивает у них возможности компенсации
и обучаемость .Доминирование руки Вообще – предпочтение в использовании
одной из двух рук. В реальной практике
может быть удивительно трудно однозначно
определить такое предпочтение. У образованных
людей за критерий доминирования принимается
то, какой рукой пишут. Хотя даже в этих,
относительно ясных случаях, иногда другая
рука может предпочтительнее использоваться
для выполнения других задач, например
для бросания предметов.
16. Биологические факторы половых различий
Вопрос о том, почему получаются мальчики и девочки, интересовал человечество давно. Этому давались различные объяснения. Например, Аристотель считал, что главное -- как ласкают друг друга мужчина и женщина, кто более страстен во время полового акта. Если более страстен мужчина, то получится мальчик, если женщина -- то девочка.
Несмотря на бурное развитие биологии в XIX -- первой половине XX в., тайна появления ребенка определенного пола была раскрыта лишь во второй половине XX в. с помощью генетиков.
Как известно, носителем наследственных
свойств является хромосомный аппарат.
В каждой клетке человека находится
23 пары хромосом -- 22 пары так называемых
аутосом, одинаковых у мужчин и женщин,
и одна пара половых хромосом, которая
у них различается. У женщин это
две X-хромосомы (паттерн XX), у мужчин
одна X -- и одна Y -- хромосомы (паттерн
XY), т. е. мужской генетический пол
является гетерогаметным, а женский
-- гомогаметным.В процессе созревания
каждая половая клетка утрачивает половину
своего хромосомного набора (остается
лишь по одной хромосоме из каждой пары).
Зрелая мужская половая клетка -- сперматозоид
-- содержит 22 аутосомы и одну половую хромосому
-- X или Y (поэтому есть сперматозоиды двух
видов -- более крупные, с круглой головкой,
содержащие Y-хромосому, и менее крупные,
с овальной головкой, содержащие X-хромосому).
Женская половая клетка -- яйцеклетка --
содержит 22 аутосомы и одну половую хромосому,
всегда X. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом
восстанавливается полный набор хромосом
-- по 22 пары аутосом и пара половых хромосом.
Однако пары половых хромосом могут быть
разными. Если яйцеклетка оплодотворяется
X-сперматозоидом, то в зародышевой клетке
(зиготе) образуется пара из двух X-хромосом,
т. е. женская, и тогда в дальнейшем развитие
плода идет по женскому типу. Если же яйцеклетка
оплодотворяется Y-сперматозоидом, то
в зиготе образуется мужская пара половых
хромосом и развитие плода идет по мужскому
типу.Вообще-то зародыш изначально запрограммирован
на то, чтобы развиваться в особь женского
пола, о чем говорил французский биолог
Альфред Жост еще до открытия генетикой
Х- и Y-хромосом. Однако присутствие Y-хромосомы
останавливает развитие еще не дифференцированных
половых органов плода (которые иначе
превратились бы в яичники) и направляет
их развитие по мужскому типу, превращая
в яички.Процесс половой дифференциации
начинается с момента оплодотворения
яйцеклетки и проходит ряд стадий, каждая
из которых имеет свои специфические задачи,
причем результаты развития, достигнутые
на каждой стадии, становятся необратимыми.[2,с.10]
Установлено, что вероятность рождения мальчика тем выше, чем моложе родители. Так, у матерей 18-20 лет отношение родившихся мальчиков к девочкам было 120:100, а у матерей 38-40 лет -- 90:100. Имеет значение и то, какая по счету беременность: у первородящих мальчики рождаются чаще; чем выше порядковый номер родов, тем ниже вероятность рождения сына. Кроме того, если к моменту овуляции сперматозоид уже находится в половых путях женщины, больше вероятность рождения девочки, если же он попадает туда после овуляции, возрастает вероятность рождения мальчика. Уже в XIX в. было замечено, что беременность мальчиком продолжается на неделю дольше, чем беременность девочкой.Различия в быстроте развития мужского и женского организмов видны уже на стадии эмбриона. У девочек развитие скелета идет быстрее. После рождения они на 1-2 недели опережают мальчиков в формировании костей. В то же время по длине и весу мальчики при рождении больше девочек на 2-3 %.
Разные роли, выполняемые мужчинами и женщинами в репродуктивной деятельности, могут приводить к некоторым другим половым расхождениям в эмоциональном развитии, интеллектуальном функционировании и достижениях. Длительный период вынашивания и воспитания детей, биологически достающийся партнеру женского пола, имеет большое значение в половой дифференциации интересов, эмоциональных черт, профессиональных целей и достижений во многих сферах.Относительно мышечной силы наблюдается устойчивое расхождение в пользу мужчин в любом возрасте. Еще с младенчества мальчики проявляют также большую «мышечную реактивность», выражающуюся в более сильной тенденции к возбуждению и энергичной внешней активности. К такому избытку мышечной активности, возможно, имеет отношение больший средний жизненный объем легких у мужчин (жизненный объем легких -- это общий объем воздуха, вытесняемого легкими после максимального вдоха). Это различие особенно важно, поскольку жизненный объем легких является существенным фактором непрерывной выработки энергии. В раннем детстве средний жизненный объем легких у мальчиков примерно на 7 % выше, чем у девочек; к зрелому возрасту превосходство мужчин в этом показателе достигает около 35 %. В течение нескольких лет в подростковом возрасте девочки в среднем бывают выше и тяжелее, чем мальчики, однако это происходит вследствие акселерации развития девочек.Индекс жизнеспособности, или соотношение между жизненным объемом легких и весом тела, также выше для мужчин любого возраста, в котором делались измерения. Таким образом, даже соразмерно весу своего тела, мужчина потребляет и производит больше энергии, чем женщина.
На самом деле, данные по индивидуальным различиям в развитии личности склонны акцентировать роль эмпирических факторов, которые могут быть одинаково важны в определении половых различий в поведении.
Информация о работе Шпаргалка по дифференциальной психологии