Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:07, шпаргалка
1.-Взаимодействие наследственности и окружающей среды.Наследственность представляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды.Среда - это вся совокупность окружающих человека условий.Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Таким образом, философия активного
манипулятора зиждется на том, чтобы
главенствовать и властвовать во
что бы то ни стало.Философия пассивного
манипулятора - никогда не вызыватьраздражения.Философия
соревнующегося манипулятора - выигрывать
любой ценой.
Философия безразличного манипулятора
- отвергать заботу. Это очень важно понимать,
поскольку манипулятор, как бы ни был хитер,
- предсказуем, и если правильно поставить
ему диагноз, то можно вычислить, как он
будет вести себя в той или иной ситуации.Рассмотрев
различные системы манипуляции, мы приходим
к выводу, что все они зиждутся на одной
философии: Манипулятор относится сам
к себе и другим людям как к неодушевленным
предметам. Манипулятор никогда не бывает
самим собой, он даже не может расслабиться,
поскольку его система игр и маневров
требует, чтобы он постоянно играл надлежащую
роль.
Стиль жизни Манипулятора включает четыре основных характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм. Философия жизни Актуализатора отмечена четырьмя противоположными характеристиками: честностью, осознанностью, свободой и доверием.
Способности - это индивидуально-психологические
особенности личности, являющиеся условием
успешного выполнения той или иной продуктивной
деятельности. Самыми главными в определении
способностей представляются три момента:
во-первых, указание на то, что способности
отличают одного человека от другого,
во-вторых, что, в отличие от дефектов,
они обеспечивают успех, в-третьих, факт
несводимости способностей к знаниям,
умениям, навыкам
Способности невозможно расположить на
одном уровне индивидуальности; имея комплексную
природу, они «прорастают» сквозь все
уровни, взаимодействуя с другими качествами.
Существует несколько концепций способностей.
1. Теории наследственности понимают способности
как биологически детерминированные явления,
развитие и проявление которых зависит
целиком и полностью от унаследованного
фонда. Этой позиции придерживался Ф.Гальтон,
обосновывая наследуемость таланта по
данным энциклопедических словарей и
генеалогиям известных людей. 2. Теория
приобретенных способностей. Гельвеции
в XVIII веке утверждал, что посредством
воспитания можно сформировать гениальность
любого уровня. Это утверждение несколько
смягчалось Эшби, который считал, что способности
складываются из врожденных программ
и работоспособности. 3. Наконец, третий
подход, утверждающий диалектику врожденного
и приобретенного в способностях, развивался
в основном в отечественной психологии.
Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические
особенности, а сами способности - результат
становления (причем врожденное и наследуемое
не отождествляется). Способности формируются
в деятельности и потому зависят от ее
содержания и от общения со взрослыми,
дающими ребенку эталоны действий и достижений.
На этом основании П.Я.Гальперин предполагал,
что способности есть результат интериоризации.
Но не только извне происходит их формирование.
Б.М.Теплов утверждал, что можно воспитать
музыкальные способности очень высокого
уровня, но все же соглашался со своими
оппонентами в том, что способности в целом
социальны, а вот задатки передаются только
по наследству и, таким образом, являются
индивидными характеристиками (18).
Способности - явление динамическое; нельзя
говорить об их присутствии до того, как
они проявились, и нельзя считать их окончательно
развившимися. Они историчны и отвечают
запросу культурной практики: абсолютный
слух у ребенка не проявляется, пока он
не оказался перед задачей распознавать
звуки по высоте. Появление новых видов
профессиональной деятельности также
высвечивает, обнаруживает и новые виды
способностей - экономические, к программированию
и т.д.Представляя собой психофизиологическую
основу способностей, задатки содержат
в основном свойства нервной системы.
А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев отмечали, что
сила, уравновешенность и подвижность
нервных процессов, способствуя коммуникативным
и волевым качествам, улучшают деятельность,
в которой эти качества необходимы (7).
А слабая (чувствительная) нервная система
благоприятна для занятий искусствами.
Задатки проявляются и в склонностях к
определенному виду деятельности, и в
повышенной любознательности ко всему,
осуществляя таким образом связь между
способностями и темпераментом.
Талантливые люди часто встречаются
в различных сферах деятельности,
они с успехом реализуют себя,
а вот гениальность -- исключительная
редкость, это нашло выражение
в высказывании ``гении рождаются
раз в сто лет''.Т.о., в процессе
развития и совершенствования
33. Индивидуальные различия в познавательной сфере.
34 Индивидуальные различия в эмоциональной сфере.
. В большинстве исследований индивидуальных различий в эмоциональной сфере не рассматриваются отдельные эмоции. Исследователи изучают общие параметры аффективных переживаний, которые правильнее было бы называть не эмоциями, а факторами настроения. Акцент на настроении частично отражает практическую трудность валидной оценки эмоций. Есть и более существенные причины сосредоточения на настроении. Переживание интенсивных эмоций — это довольно кратковременные и редкие события. Большую часть нашего опыта составляет фоновое настроение, а не специфические интенсивные эмоции.
Различия в уровне
возбуждения присутствуют и при
негативных (например, досада/гнев), и
при позитивных (удовольствие/экстаз)
эмоциях. Поэтому многие исследователи
считают эти два показателя —
позитивность/негативность и возбуждение/отсутствие
возбуждения — независимыми параметрами,
определяющими структуру
Т.о., структуру субъективного эмоционального опыта можно достаточно точно описать концептуальной схемой, состоящей из двух ортогональных осей. Индивидуальные различия по этим параметрам весьма стабильны во времени, в некоторой степени постоянны от ситуации к ситуации и значимо коррелируют как с оценками сверстников, так и с параметрами личностных черт. Вопрос о непосредственной сущности и наилучшем названии этих параметров остается спорным. Поэтому следующая проблема, которую необходимо разрешить, связана со скрытыми механизмами.
35. Типологический
подход к изучению личности Сторонники типологического подхода
считают, что тип личности — это целостное
образование, несводимое к комбинации
отдельных черт.Содержание его раскрывается
при описании типичного, или усредненного,
представителя группы лиц, относимых к
данному типу. Например, «авторитарная
личность» — это конгломерат по крайней
мере четырех факторов личности, не сводящийся
только к доминантности. Одно из самых
разительных отличий заключается в том,
что авторитарная личность угнетает находящихся
на более низкой ступени и раболепствует
перед вышестоящими, в то время как доминантная
является лидером занимающих более низкое
положение и борющихся за более высокое.
Типологический
подход к изучению личности (Myers-Briggs Type Indicator, MBTI) - в первую очередь
базисный детектор, предоставляющий возможность
надежно определить характерные сходства
и различия, охарактеризовать межличностные
взаимосвязи темпераментологических
качеств, при этом, типологический подход
к изучению личности формирует психографический
профиль личности. Типологический подход
к изучению личности имеет много преимуществ
по сравнению с другими имеющимися методиками.
Основные положения интерпретации, которые
отражает типология Майрс
Бриггс: 1. Рассчитываются фундаментальные
характеристики в обработке информации
и принятии решений; 2. Выявляются основные
поведенческие стереотипы и характеристики;
Типологический подход к изучению личности
относится к базовым психометрическим
опросникам, – поэтому социальная типология
личности имеет широкую направленность
практического применения в т.ч.: 1. В консультационной
практике по проблемам карьеры и профнаправленности.
2. В индивидуальном и семейном консультировании.
На основании огромной практики можно
сделать вывод о том, что типологический
подход к изучению личности дает специалистам
большие возможности.
И. П. Павлов, наряду с «общими» типами
(темпераментом), присущими и человеку,
и животным, постулировал и «специальные»
типы, присущие только человеку, так
как они отражают соотношения
между первой (образной) и второй
(рече-мыслительной) сигнальными системами.
Он выделил три таких типа: художественный,
у которого особенно ярко выражена деятельность
первой сигнальной системы, мыслительный,
у которого заметно преобладает деятельность
второй сигнальной системы; смешанный,
у которого деятельность обеих систем
выражена одинаково.
Художественный тип отличается ярко выраженной
наклонностью к образно-эмоциональному
мышлению. Это не значит, что у него вторая
сигнальная система не развита (т. е. не
развито словесно-логическое мышление).
Это означает только, что люди данного
типа необычайно остро, ярко, полно и непосредственно
воспринимают действительность (они, например,
способны ясно, иногда до степени галлюцинации,
представлять себе предметы и явления),
у них сильно развито воображение, а отсюда
— хорошо выражена способность воспроизведения
действительности в художественных образах,
картинности речи (что отличает многих
артистов, художников, музыкантов). Мыслительный
тип отличается повышенной способностью
и наклонностью к словесно-логическому
(абстрактному) мышлению. Он характеризуется
способностью к анализу и систематизации,
склонностью к отвлеченным размышлениям,
реагированию не столько на конкретные
явления, сколько на их обобщение. Но при
этом вовсе не обязательно, что у него
слабо развита первая сигнальная система.
Просто абстрактное мышление у него преобладает
над образным. Поэтому можно сказать, что
это стиль не только восприятия действительности,
но и стиль мышления: художественный тип
предпочитает переводить воспринимаемое
в образы реальной действительности, а
мыслительный тип — в отвлеченные, абстрактные
символы.К сожалению, учение о «специальных»
(частных) типах высшей нервной деятельности
строгого обоснования и дальнейшего развития
в исследованиях И. П. Павлова и его учеников
не получило. Поэтому имеются расхождения
в мнениях относительно природы и содержания
второй сигнальной системы, а сами мнения
носят гипотетичный характер. В то же время
И. П. Павлов высказывался в том духе, что
художественный тип не уступает мыслительному
в развитии речевых и логических возможностей.
Главное, что отличает «художников» —
это синтетическая стратегия приема и
обработки информации, благодаря чему
они схватывают действительность целиком,
не расчленяя ее. «Мыслителей» же отличает
преимущественно аналитическая стратегия
восприятия и освоения действительности.
Отсюда появляется желание сопоставить
эти типы с функциональной асимметрией
мозга, так как синтетическая стратегия
присуща правому полушарию, а аналитическая
— левому. Доминирование правого полушария
может приводить к появлению «художников»
(доминирование первой сигнальной системы),
а доминирование левого полушария — «мыслителей»
(доминирование второй сигнальной системы).
Имеются и другие точки зрения. Например,
А. М. Иваницкий полагает, что мыслительный
тип характеризуется преобладанием специфической
системы восходящих проекций мозга, а
художественный тип — преобладанием неспецифической
системы восходящих проекций. Некоторые
ученые предлагают вообще отказаться
от понятий «первая сигнальная система»
и «вторая сигнальная система».
37. Типология личности , по Юнгу - основана на разграничении 2 основных типов личности - интровертов и экстравертов. Судьба интровертов, указывает К.Юнг, определяется его собственной внутренней жизнью, судьба экстравертов - объектами его интересов. Интроверт погружён во внутренний мир своих мыслей, созерцателен, сдержан, стремится к уединению, его интерес сосредоточен на самом себе. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него основной движущей силой. Обычно, по К.Юнгу, в личности доминирует и является сознательной лишь одна из установок, другая представляется субдоминантной и бессознательной. Автор различает также 4 фундаментальные психологические функции: а) мышление, б) чувство, в) ощущение и г) интуицию. “Ощущение устанавливает, что имеет место в действительности, мышление даёт возможность понять смысл этого, чувство говорит о его ценности, а интуиция указывает на то, откуда это, вероятно, пришло и куда движется”. Две эго-ориентации и четыре психологические функции образуют в комбинации 8 различных типов личности: 1. экстравертный мыслительный, 2. экстравертный эмоциональный, 3. экстравертный ощущающий, 4. экстравертный интуитивный, 5. интровертный мыслительный, 6. интровертный эмоциональный, 7. интровертный ощущающий и 8. интровертный интуитивный. К. Юнг не придавал своей типологии личности большого значения, полагая, что решающую роль в предрасположении индивида испытывать определённые мысли или чувства играют архетипы коллективного бессознательного.
38) Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания.
Информация о работе Шпаргалка по дифференциальной психологии