Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:07, шпаргалка
1.-Взаимодействие наследственности и окружающей среды.Наследственность представляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды.Среда - это вся совокупность окружающих человека условий.Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.
39 . Подход на основе выделения черт личности
Этот подход к созданию и применению личностных опросников реализуется на основе выделения черт личности. Он основывается на предположении о существовании конечного набора базисных личностных качеств, а различия между людьми определяются в рамках этого подхода степенью выраженности этих качеств. Черты объединяют группы тесно связанных личностных признаков. Число черт определяет размерность личностного пространства.
Черты понимаются как последовательность поведения, привычки или тенденции к повторению поведенческих проявлений. Они иерархически организованы, их верхний уровень образуют факторы. Факторы имеют множество разнообразных поведенческих проявлений, относительно стабильны (постоянны во времени при неизменности привычных условий жизни), воспроизводятся в разных исследованиях и социально значимы. Иногда факторы называют базисными, или универсальными, чертами.
Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся измерить базисные или универсальные черты. Эти черты относятся, как правило, к наиболее общим структурно-динамическим характеристикам стиля деятельности.
Первая попытка, направленная на выделение черт и конструирование из них системы личности, была предпринята сотрудниками Иллинойсского университета под руководством Р. Б. Кеттелла при разработке группы многофакторных личностных опросников.
Стремясь добиться систематической классификации черт личности, Р. Кеттелл предпринял новаторское приложение метода факторного анализа к разработке личностных опросников. Характерной особенностью подхода Р. Кеттелла является отношение к факторному анализу не как к способу сокращения размерности данных, а как к методу выявления базисных, причинных черт личности.
40. Структурная теория личности (Раймонд Кеттел)В своей теории черт личности Реймонд Кеттел стремился найти и наглядно показать каким образом личностные особенности взаимодействуют с социумом. Он старался предоставить нам максимально объемную картинку личности, охватив все ее компоненты: индивидуальные особенности, природная наследственность, влияние окружающей среды и социальное влияние.
Кеттел утверждал, что личность
есть то, что позволяет нам предсказать
поведение человека в конкретной
ситуации. Для этого он вывел формулу,
которая позволяет нам
Кеттел снова обращает наше внимание к
системному подходу при диагностики человека,
невозможно рассматривать черты личности
отдельно динамических характеристик
человека, например, как настроение. А
так же невозможно рассматривать человека
вне контекста его социального окружения,
среды, которая навязывает ему определенные
социальные роли и стереотипы поведения.Структурные
принципы: категории черт личности .Кеттел
переносит акцент своего изучения на классы
и типы черт личности. Он выделят некоторые
постоянные блоки черт личности, которые
проявляются во вне при определенных ситуациях.
Эти объединения черт личности проявляются
только в определенных условиях, и благодаря
им человек предрасположен поступать
именно так в конкретных ситуациях, а никак
иначе. Поэтому эти блоки черт личности
представляют собой некоторое устойчивое
соединение и являются наиболее важными
в его концепции.Благодаря большой проделанной
работе, он выделяет несколько способ
диагностики и классификации черт личности.Поверхностные
черты представляются нам единым объектом,
они как кожа покрывают нашу внешнюю оболочку,
которая на первый взгляд неотделима.
Так, например, расфокусированность, застенчивость
и чрезмерная суета в совокупности дает
нам невротизм. То есть мы видим не отдельные
его части, а целую личностную характеристику.
Исходные черты –
являются фундаментом личности, ее
основополагающим элементом. Они ответственны
за тот постоянный набор человеческих
черт личности, которые человек несет
в себе всю свою жизнь. Их мы можем
наблюдать только при длительном
контакте с человеком.
Конституционные черты – это такие черты,
которые формировались под влияние окружающей
среды и наследственности. Иные черты человека сформированы
его социальным окружением, средой. Эти
черты человек усваивает во время воспитания
родителями, обучения в социальных институтах,
а так же формируется под воздействием
профессиональной деятельности.
Кеттел различает исходные черты личности
по способы ух проявления (то есть по модальности).
Например, способности могут быть к музыке
(объединение слуховых способностей и
зрительно-моторной координации). Он так
же выделяет и динамические структуры,
которые изменчивы за счет эмоциональной
окраски и настроения человека. Эти черты
так же носят важный мотивационный компонент
в деятельнсоти человека. Темперамент
человека он рассматривает как исходные
конституциональные черты личности.Вся
суть его исследований заключалась в том,
чтобы вычленить общие черты, которые
присущи всему человечеству, точнее общей
культуре. И уникальные черты, те которые
присущи только одному человеку во всем
нашем безграничном мире. Сегодня очень
много времени уделяется на объединение,
глобализацию и стирание нашей уникальности.
Подойдите к любому человеку на улице
и спросите его, в чем его уникальность,
мало кто сможет ответить на это вопрос.
Трёхфакторная теория личности опирается
на определение черты личности, как
способа поведения в
41. Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций,которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями - такими, как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности, которая обычно существует совместно с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.
Рассматривая иерархическую
Основные типы личности. Айзенк использовал для сбора данных
о людях разнообразные методы: самонаблюдение,
экспертные оценки, анализ биографических
сведений, физические и физиологические
параметры, а также объективные психологические
тесты. Полученные данные были подвергнуты
факторному анализу для определения структуры
личности. В своем раннем исследовании
Айзенк выявил два основных типа, которые
он назвалинтроверсия-
В результате тщательной работы были выделены пять факторов, обнаруживших устойчивость на разных выборках, в разных социокультурных условиях. Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра структура личности в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка). Она состоит из следующих личностных факторов (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):· Экстраверсия-интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный)· Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий)· Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный)· Эмоциональная стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный)· Открытость (интеллектуальный, блестящий, независимо мыслящий)
На основе Пятифакторной модели личности разработан личностный опросник NEO PI-R. В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами является воспроизводимость полученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий среднего уровня. Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личности, а быть результатом метода, артефактом. На это указывает сходство факторов с измерениями семантического дифференциала.
В качестве критического замечания следует отметить, что в теории не уделяется достаточного внимания проблеме развития (за исключением обсуждения отдельных лонгитюдинальных исследований и сравнения данных, полученных на разновозрастных выборках). По содержанию Пятифакторная модель личности – структура индивидуальных различий, а не структура личности, которая позволяет понять и предсказать динамику развития, причины нарушений и т. п. Предметом изучения является наблюдаемое поведение, а не его причины и факторы. За пределами внимания оказались мотивационная система, эмоции, структура интеллекта, качеств личности.
43) Понятие «стиль» в психологии употребляется довольно часто и в разных контекстах. Среди уже сложившихся, с устоявшимися традициями направлений изучения стилевых феноменов, можно выделить три основных: когнитивные стили, стили руководства и лидерства, индивидуальные стили деятельности.
44. Когнитивный стиль (от лат. cоgnitiо — знание и греч. stylos — букв. стержень для письма) — термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем.
Когнитивный стиль обычно отличают от когнитивной способности или уровня — последний измеряется так называемыми тестами интеллекта (intelligence tests). До сих пор существуют разногласия по поводу значения термина «когнитивный стиль». Тем не менее, термин «когнитивный стиль» широко используется, в особенности в прикладной психологии (бизнес, а также педагогическая психология, где у термина когнитивный стиль имеется синоним — «стиль обучения»).
Понятие когнитивный стиль впервые использовал А. Адлер для обозначения характеристики личности, которая представляет собой устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. В рамках его индивидуальной психологии понимался как своеобразие жизненного пути личности, структурированного постановкой и достижением целей. Г. Олпорт стал рассматривать когнитивный стиль как интегральную систему личности инструментального порядка (способы и средства для достижения целей). В дальнейшем данной проблемой занимались К. Стаднер, Г. Уиткин и др.
В бывшем СССР изучением когнитивных стилей занимались В. А. Колга (Эстония), школа Теплова-Небылицына (Москва), М. А. Холодная (Киев, с 1990-х — Москва), А. Либин, и др.Чаще всего в литературе рассматривается около 10-15 когнитивных стилей (при этом отмечается, что многие из них очевидно коррелируют друг с другом, и различие в терминологии обусловлено подходами различных авторов:поленезависимость — полезависимость;конкретность — абстрактность;узкий — широкий диапазон эквивалентности;узость — широта категории;ригидный — гибкий познавательный контроль;низкая — высокая толерантность к нереалистическому опыту;фокусирующий — сканирующий контроль;сглаживание — заострение;импульсивность — рефлективность;
когнитивная простота — сложность; другие (шкалы опросников Майерс-Бриггс, NEO PI-R, др.
46. Понятие психологического
преодоления (копинг).Понятие «копинг» интерпретируется
по-разному в разных психологических школах.
Первый подход - неопсихоаналитический. Копинг-
Информация о работе Шпаргалка по дифференциальной психологии