Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по экзамену по дисциплине «Физиология ВИД».
Вопросы к экзамену по курсу «Физиология ВИД»
1. Предмет и задачи физиологии ВНД
Предметом ВНД является понятие рефлекс, как ответ организма на внешнее воздействие. Предметом изучения физиологии ВНД является изучение психических реакций организма и определение их связи с соответствующими структурами мозга. Эти задачи носят не только теоретический характер. Самыми простыми психическими функциями, которые рассматривает физиология ВНД, являются ощущения. Ощущения могут быть вызваны раздражителями разной природы (зрительные, тактильные, звуковые и др.).Совокупность тех или иных ощущений составляет представление. Среди сложных психических явлений, которые рассматривает физиология ВНД, можно назвать память и самосознание.
Высшая нервная деятельность – это условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга. К этим отделам относятся большие полушария и передний мозг. Высшие отделы нервной системы обеспечивают адекватные взаимоотношения организма в целом и внешней среды, т.е. определяют поведение.
Низшая нервная деятельность – деятельность спинного мозга и низших отделов головного мозга. Эти отделы отвечают за соотношение и интеграцию частей организма.
Физиология
ВНД – это наука о
2. История развития взглядов на психическую деятельность человека и животных
Аристотель признавал единство психич. явлений у животных и человека. Человеку присущи все три рода души (растительная, чувственная, и разумная), тогда как животному – только два (чувственная и растительная).
Примерно в то же время были высказаны и первые предположения о возможной связи психических явлений и мозга.
Первые экспериментальные исследования психической деятельности были проведены Галеном, который изучал животных в ходе постановки над ними экспериментов, и при этом наблюдал изменения поведения. Он предположил психич. деятельность связана с головным мозгом, причем является его неотъемлемой функцией. Галену принадлежат первые предположения, касающиеся разделения всех форм поведения на врожденные и приобретенные. А так же вычленение произвольных и непроизвольных мышечных реакций.
Рене Декарт выдвинул предположение о рефлекторном механизме взаимодействии организма с внешней средой. Декарт дал описание рефлекторного механизма как прототипа рефлекторной дуги.
Кювье впервые стал рассматривать поведение как видовой признак, связанный со степенью развития мозга. Каждому виду животных присущи свои особенности инстинктивного, врожденного поведения, которые определяются степенью развития мозга.
Первые представления о физиологическом механизме ВНД, близкие к современным связаны с именем чешского ученого Прохазки. Он впервые подошел вплотную к истинному пониманию физиологических механизмов ВНД. Он ввел понятие «рефлекс» (отраженный), и дал классическое описание рефлекторной дуги.
Ч.Дарвин уделял особое внимание эволюции психической деятельности человека и животных.
Бихевиоризм – Э.Торндайк изучал поведение животных объективным путем. Были сформулированы 2 основных закона обучения: закон эффекта и закон упражнения. Он открыл, что если реакция на стимул сопровождается поощрением, т.е. вызывает положительные эмоции, то она отпечатывается в сознании быстрее и эффективнее.
Гештальтпсихология – основная идея – представление о целостности восприятия. В связи с таким пониманием восприятия обучение рассматривается не как ассоциация между стимулом и реакцией, а как изменения перцептивной деятельности.
Сеченов – обосновал возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга. Все психические акты носят такой же строго закономерный характер, как и акты, считающиеся чисто нервными.
Павлов – выделил аналитическую часть мозга отвечающую за поведение, ввел понятие анализаторов.
1 направление – Ввел понятие ВНД,
2 направление – понятия анализаторов, аналитико-синтетическую деятельность мозга;
3 направление
– предложил метод условного
рефлекса, как метод изучения
психического явления. Как
4 направление
– Условно-рефлекторная
3. Основные положения учения И.П.Павлова и И.М.Сеченова
Павлов
1. Динамическая локализация функций в коре головного мозга
2. Корковое представительство безусловных рефлексов
3. Функциональное
разнообразие кортикальных
4. Наличие корково-подкорковых механизмов основных нервных процессов
5. Механизмы образования временных связей
Аналитико-синтетическая деятельность коры ГМ.
Сеченов – явление
центрального торможения.
4. Живой организм как система
Организм работает
как единая система, а не как собрание
отдельных механизмов. Различные отделы
мозга функционируют вместе, объединяясь
в системы, подсистемы и более мелкие образования,
чтобы произвести определенный эффект.
Зачастую эти системы влияют на процессы,
происходящие в разных частях организма.
Поэтому можно сказать, что конкретный
отдел мозга лишь участвует в каком-то
поведении, но ни коим образом не обусловливает
его.
5. Теория рефлекторного взаимодействия организма и среды
Базовый принцип физиологии – единство организма и среды. Нервная система приспосабливает живой организм к окружающей среде. Между организмом и средой существует активное взаимодействие, которое осуществляется по рефлекторному принципу. Уравновесить взаимоотношения можно с помощью безусловных рефлексов (врожденные программы) если бы среда не менялась.
Поскольку
условия среды постоянно
6. Этапы развития нервной деятельности в эмбриогенезе и постнатальном онтогенезе, филогенезе.
Конкретные, регулярно повторяющиеся условия обитания исторически закрепили за каждым видом животных определенный фонд врожденных поведенческих реакций. Весь генетический фонд врожденных реакций отдельного индивида представляет своего рода «видовую (генетическую) память»,способствующую сохранению себя, своего потомства, популяции и вида. Фонд врожденных рефлексов каждого вида животных сформирован эволюцией таким образом, чтобы живому существу, появившемуся на свет и не имевшему предшествующего опыта, был присущ первичный репертуар адаптивных поведенческих реакций.
Различные формы врожденных реакций организма оказываются «готовыми» к проявлению по мере онтогенетического созревания центральной нервной системы, соответствующих им морфофункциональных систем и возникают при воздействии раздражителей, которые в филогенезе приобрели соответствующую им биологическую значимость.
7. Концепция гетерохронного системогенеза П.К.Анохина
П.К. Анохин сформулировал широко известную концепцию «гетерохронного системогенеза», основанную на принципах гетерохронного (разновременное) и гетеротипного созревания структурных и функциональных особенностей нервной системы в процессе онтогенетического развития животных. Основное содержание этой концепции сводится к тому, что в ходе эмбриогенеза избирательно и ускоренно развиваются те образования, которые в целом создают функциональную систему, обеспечивающую выживание развивающегося организма к моменту рождения и его дальнейшее развитие. Сначала формируются более древние, неспецифические структуры и формы функционирования мозга, а затем в ходе дальнейшего развития постепенно вычленяются специализированные системы, координированная деятельность которых обеспечивается высшими отделами мозга, в филогенетическом отношении более новыми.
Каждому этапу онтогенеза соответствует гетерохронное (разновременное) созревание и функциональное подключение определенного анализатора.
8. Общие представления о структуре анализатора.
АНАЛИЗАТОР - термин, введенный И. П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности. Нервный аппарат, выполняющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Состоит из трех частей:
1) периферический отдел - воспринимающий орган или рецептор, преобразующий определенный вид энергии раздражения в процесс нервного возбуждения;
2) проводящие пути:
а) афферентные - по коим импульсы
возбуждения, возникшего в
3) центральный отдел,
состоящий из релейных
Анализатор — это многоуровневая система с иерархическим принципом ее конструкции. Основанием анализатора служит рецепторная поверхность, а вершиной — проекционные зоны коры. Каждый уровень этой морфологически упорядоченно организованной конструкции представляет собой совокупность клеток, аксоны которых идут на следующий уровень (исключение составляет верхний уровень, аксоны которого выходят за пределы данного анализатора).
9. Классификация анализаторов
Классификация анализаторов осуществляется на основе местоположения рецепторов. Рецепторы — это специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающем их в нервные сигналы. По локализации рецепторов анализаторы делятся на экстероцептивные и интероцептивные. В первом случае источники стимуляции находятся вне организма, во втором — информация поступает от внутренних систем и органов. Извне на организм действуют зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные стимулы, а также сила тяготения.
Каждый анализатор выделяет определенный вид раздражителей и обеспечивает его последующее разделение на отдельные элементы. Он также отражает связи между этими элементарными воздействиями в пространстве и времени.
Модальность | Локализация рецепторов | Тип рецепторов | Воспринимаемое качество |
Зрение | Сетчатка | Палочки Колбочки |
Освещенность Контрастность Движение Размеры Цвет |
Слух | Улитка | Волосковые клетки | Высота Сила звука Тембр Локализация звука |
Равновесие | Вестибулярный орган | Макулярные клетки | Вращение Сила тяжести |
Осязание |
Кожа | Окончания Руффини Диски Меркеля Тельца Пачини |
Тепло Давление Вибрация |
Вкус | Язык | Вкусовые сосочки
на кончике языка Вкусовые сосочки у основания языка |
Сладкий и кислый
вкус Горький и соленый вкус |
Обоняние | Обонятельный эпителий в носу | Обонятельные рецепторы | Цветочный Фруктовый Мускусный Пикантный запах |
10. Рефлекс, рефлекторная дуга. Нейронная организация рефлекторной дуги
Рефлексы (от лат. reflexus - повёрнутый назад, отражённый), реакции организма, вызываемые центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляются в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом.
Рефлекторная дуга, совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса. В Р. д. входят: 1) нервные окончания, воспринимающие раздражения, - рецепторы; 2) афферентные (центростремительные) нервные волокна - отростки рецепторных нейронов, осуществляющие передачу импульсов от чувствительных нервных окончаний в центральную нервную систему; 3) нервный центр, т. е. нейроны, воспринимающие возбуждение и передающие его эффекторным нейронам через соответствующие синапсы; 4) эфферентные (центробежные) нервные волокна, проводящие возбуждение от центральной нервной системы на периферию; 5) исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса. Простейшая двухнейронная, или моносинаптическая, Р. д. образована рецепторным и эффекторным нейронами, между которыми расположен синапс. Многонейронная, или полисинаптическая, Р. д. включает нейроны: рецепторный, несколько вставочных и эффекторный с синапсами между ними. Р. д. не отражает полностью структуру рефлекса, поскольку доказано существование обратной афферентации т. е. возбуждений, информирующих нервный центр о состоянии исполнительного органа.