Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по экзамену по дисциплине «Физиология ВИД».
19. Классификация условных рефлексов
Все УР можно разделить на классические и инструментальные. Для образования УР нужна кора ГМ и подкорка.
1. Классический – через определенный интервал после условного раздражителя предъявляется раздражитель вызывающий БР (он подкрепляющий).
2. рефлексы условные инструментальные (оперантные) - при их выработке подкрепление безусловное дается лишь по возникновении определенной двигательной реакции. Большая роль отводится внутренним особенностям животного. (сначала деятельность -> а потом подкрепление).
По виду условного раздражителя рефлексы делятся на натуральные и искусственные.
Натуральные – образуются на основе естественного раздражителя, они соответствуют признакам безусловного раздражителя.
Искусственные – образуются на стимулы не имеющие безусловных раздражителей (свет).
В зависимости от природы рецептора рефлексы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.
1. экстероцептивные
– зависят от органов чувств
(ухо, глаз) они обеспечивают
2. интероцептивные
– вырабатываются при
3. проприоцептивные – формируются в ответ на раздражитель собственных рецепторов скелетной мышцы (сухожилий и суставов).
20. Правила выработки условных рефлексов в лабораторных условиях
1. Для выработки
условного рефлекса необходимо
наличие двух раздражителей.
2. Необходимо
многократное сочетание
3. Условный
раздражитель должен
4. В качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, но он должен обладать следующими свойствами:
• должен быть по возможности индифферентным, не вызывать сам по себе оборонительной реакции;
• не должен быть чрезмерной силы;
• должен привлекать внимание животного;
• должен быть экологически близким животному (например, у рыб можно выработать условный рефлекс на звонок, но для этого необходимо большое количество сочетаний условного и безусловного раздражителей, а на сочетание плеска воды с подачей корма условный рефлекс вырабатывается через 2-3 сочетания).
В связи с этим условные рефлексы делятся на натуральные и искусственные. Натуральные условные рефлексы вырабатываются на агенты, которые в естественных условиях действуют вместе с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс (например, вид пищи, ее запах и т. д.). Все остальные условные рефлексы искусственные, т. е. вырабатываются на агенты, в норме не связанные с действием безусловного раздражителя, например, пищевой слюноотделительный рефлекс на звонок.
5. При действии
условного и безусловного
6. Безусловное
подкрепление должно
7. При выработке
условных рефлексов необходимо
устранить посторонние
8. Животное,
у которого вырабатывается
9. У животного
при выработке условного
21. Условные рефлексы высшего порядка
Условный рефлекс высшего порядка - условный рефлекс, образованный на базе другого условного рефлекса…
При выработке условных рефлексов высших порядков индифферентный сигнал подкрепляется хорошо упроченными условными раздражителями. Если, например, раздражение в виде звонка подкреплять едой (безусловная реакция), то вырабатывается условный рефлекс первого порядка. После упрочения условного рефлекса первого порядка можно выработать на его основе условный рефлекс второго порядка, в частности на свет. На базе условного рефлекса второго порядка можно образовать условный рефлекс третьего порядка, на базе рефлекса третьего порядка.—рефлекс четвертого порядка и т. д.
Образование условных рефлексов высших порядков зависит от совершенства организации нервной системы, ее функциональных свойств и биологической значимости безусловного рефлекса, на базе которого выработан условный рефлекс первого порядка. Например, у собак в искусственных условиях на фоне повышенной пищевой возбудимости можно выработать слюноотделительный условный рефлекс третьего порядка. В случае двигательно-оборонительной реакции у этих же животных возможно образование условных рефлексов четвертого порядка. У обезьян, стоящих на более высокой ступени филогенетической лестницы, условные рефлексы высших порядков образуются легче, чем у собак. Для человека процесс образования условных рефлексов, высших порядков оказывается наиболее адекватным. При наличии повышенной возбудимости центральной нервной системы даже у детей в возрасте до года вырабатываются условные рефлексы пятого и шестого порядка (Н. И. Красногорский). При развитии функции речи порядковый диапазон этих реакций значительно расширяется. Так, подавляющее большинство двигательных условных рефлексов у человека образуется путем подкрепления не каким-либо безусловным раздражителем, а различными условными сигналами в виде словесных инструкций, объяснений и др.
Биологическое
значение условных рефлексов высших
порядков состоит в том, что они
обеспечивают сигнализацию о предстоящей
деятельности при подкреплении не только
безусловными, но и условными раздражителями.
В связи с этим более быстро и полно происходит
развертывание адаптационных реакций
организма.
22. Динамический стереотип.
Стереотип динамический - понятие, введенное И. П. Павловым, отражающее интеграцию условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий мозга головного, коя достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных раздражителей условных, следующих с постоянными интервалами времени. Система рефлексов условных, образуемых в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей условных.
В отношении человека нужно подчеркнуть:
1) на формирование
стереотипов динамических в
2) при образовании
стереотипов динамических
Нервные процессы, лежащие в основе формирования стереотипа динамического, объединяются вследствие того, что текущий рефлекторный ответ становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. При упроченном стереотипе эта последовательность процессов нервных закрепляется, и все ответы могут быть воспроизведены даже при предъявлении лишь одного из стимулов.
Формирование,
стереотипа динамического требует
существенных энергозатрат, кои в
дальнейшем окупаются за счет повышения
эффективности работы системы нервной,
ибо после каждой реакции происходит
автоматическая подготовка к последующей.
23. Экстраполяционный рефлекс
Экстраполяционный рефлекс — термин, введенный Л. В. Крушинским для обозначения элементарной единицы рассудочной деятельности. Стимулом Э. р. служит движущаяся приманка, скрывающаяся за преградой; ответным действием на стимул является движение животного к другой стороне преграды. Т. о., термин «Э. р.» указывает на способность животного прогнозировать события на основе улавливания особенностей хода текущих событий.
Увеличение в процессе филогенеза размера мозга, а также ассоциативных зон коры, усложнение нейронной организации коры полушарий большого мозга являются теми условиями, которые играют существенную роль в развитии способности к образованию Э. р. у млекопитающих.
У птиц со слаборазвитыми корковыми формациями роль новой коры выполняет полосатое тело — стриатум, и способность к образованию Э. р. у них находится в прямой зависимости от развития и сложности его нейронной организации.
У рептилий способность к образованию Э. р. связана с функционированием переднего отдела их дорзальной коры, нейроны которой имеют хорошо развитую систему аксонодендритных разветвлений, по степени дифференциации малоуступающую нейронам млекопитающих. У амфибий и рыб не удалось выявить ясно выраженной способности к экстраполяции.
При изучении
условий образования Э. р. оказалось,
что у тех групп животных, у
которых высока доля правильных решений
задач, часто развивается ряд
неадекватных форм поведения: появляются
фобии экспериментальной обстановки,
наблюдаются симптомы резкого возбуждения
животных или, наоборот, их «застывание»
на месте; животные начинают систематически
избегать выбирать тот путь, который приводит
к получению награды. Все эти формы неадекватного
поведения могут исчезнуть после перерыва
в опытах или после введения транквилизаторов.
Образование Э. р. представляет трудную
для мозга животных деятельность, часто
приводящую к развитию невротических
состояний.
24.
Компоненты ВНД
и их роль в
сложном приспособительном
поведении животных
По концепции Л .В. Крушинского, сложное приспособительное поведение животных строится из трех основных компонентов высшей нервной деятельности инстинктов, условных рефлексов и рассудочной деятельности. Инстинкты побуждают животное к выполнению биологически целесообразных действий в ответ на строго специфические раздражители. Обучаемость представляет собой универсальный механизм адаптации, позволяющий приспосабливаться к меняющимся условиям среды (необходимым условием обучения является повторяемость событий). Рассудочная деятельность определяется как способность в новой ситуации эмпирически улавливать законы окружающей среды. Уникальность рассудочной деятельности заключается в том, что организм сразу строит программу адаптивного поведения в новых, внезапно сложившихся ситуациях. Обладая элементарной рассудочной деятельностью, комбинируя «унитарные единицы» поведения, организм способен произвести активный выбор наиболее адекватной тактики поведения в новой обстановке. Этот уникальный способ приспособления к среде, по Л.В. Крушинскому, возможен только у животных с хорошо развитой нервной системой.
25. Имитационные условные рефлексы. Импринтинг
Подражание и подражательные (имитационные) условные рефлексы. Проблема подражания имеет особый научный интерес в связи с попытками установить закономерности интеллектуального развития ребенка, становления у него речевой функции. Сам факт формирования речи у ребенка, быстрота, «мо-ментальность», с которой усваиваются им названия слов, И.М. Сеченов рассматривал как инстинктивное стремление ребенка подражать. И.М. Сеченовым, Ч. Дарвином, В.М. Бехтеревым обстоятельно описаны подражательные голосовые, мимико-жестикулярные и пантомимические реакции ребенка. Богатство подражательных реакций, которыми отличается поведение ребенка уже на первом году жизни, необъяснимо без признания «закона подражания» Ч. Дарвина, а подражательная их устойчивость позволила В.М. Бехтереву рекомендовать их для воспитания ребенка уже с конца второго месяца жизни.
Явление подражания щироко распространено у позвоночных животных. Из высказывания И.П. Павлова о природе подражания следует, что он значительно шире рассматривал значение подражательного рефлекса. По его мнению, при помощи подражательного рефлекса у всех складывается сложное индивидуальное и социальное поведение.
Сравнительно-физиологические исследования подражания успешно проводились на рыбах, птицах, грызунах. У выводковых птиц реакция следования особенно хорошо выражена. Она возникает сразу после рождения в ответ на первый же движущийся объект, с которым птенец впервые вступает в контакт. Для каждой птицы движущийся объект экспериментально может быть подобран индивидуально (мать, другие виды птиц, человек или любые движущиеся объекты). Такая форма «одномоментного» обучения называется импринтинг (запечатление). Импринтинг рассматривается как особая форма обучения, где пусковым стимулом является движущийся объект, а подкреплением — сама двигательная реакция птенца, поскольку имеются факты, например птенец лишь наблюдает за стимулом и не осуществляет реакцию следования, то запечатления не происходит.
Существует
гипотеза, что импринтинг является
ассоциацией, где пару раздражителей
составляют слабое беспокойство (внутренний
стимул) и движущийся объект (внешний
стимул). Между имлпринтингом и
условным рефлексом трудно провести
четкую границу, поскольку в ранний постнатальный
период наряду с импринтированием образуются
многочисленные условные рефлексы на
самые различные раздражители (зрительные,
звуковые, температурные, обонятельные
и т. п.). Импринтинг рассматривается как
своеобразный натуральный условный рефлекс,
где сигналом являются параметры импринтируемого
объекта, а подкреплением — состояние
беспокойства (своеобразная аппетенция,
свойственная организму на самых ранних
этапах формирования индивидуальных элементов
поведения). По И.О. Вериташвили, импринтинг
— это пример долговременной образной
памяти, возникающей без какого-либо подкрепления
после одноразового воздействия раздражителя.