Шпаргалка по "Методологическим основам психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»

Содержание работы

1. Методология, её предмет, задачи и место в системе психологического знания
2. Природа науки. Строение научного знания
3. Критерии научности знания
4. Основные модели развития науки. Кумулятивизм и анти-кумулятивизм
5. Естественнонаучная парадигма в психологии, её предметное и методологическое своеобразие
6. Методологическая специфика гуманитарной парадигмы в психологии. Философские основания гуманитарной психологии
7. Методологические особенности психоанализа
8. Теоретико-познавательные и методологические особенности гуманистической психологии
9. Методологические особенности культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и психологии деятельности А.Н. Леонтьева
10. Соотношение и взаимодействие обыденного и научного познания. Специфика житейской психологии
11. Виды и функции научных теорий
12. Философские основания психологии, их виды и методологическое значение. Истоки философских оснований
13. Предмет гносеологии психологии. Соотношение и взаимодействие теории и практики в психологии
14. Средства психологического познания, их разновидности и характер влияния на деятельность психолога
15. Интерпретативная деятельность психолога. Понимание и объяснение в психологии
16. Основное содержание категорий деятельности и сознания. Методологическое значение принципа единства сознания и деятельности
17. Принципы психологии, их классификация и роль в познавательной и практической деятельности психолога
18. Принцип детерминизма и принцип развития, их содержание и методологическое значение для психологии
19. Принцип системности, его сущность и методологическое значение. Виды систем
20. Понятие метода. Классификация методов психологии
21. Специфика использования в психологии проективных методов
22. Особенности методов, используемых в психологической практике

Файлы: 1 файл

Метод основы кратко.docx

— 51.63 Кб (Скачать файл)

2. Неклассическая научная  картина мира – открытия в  области квантовой физики, электромагнитная  картина мира. Включается субъект в процесс познания, все начинается с Канта. Взаимодействие субъекта с объектом познания.

3. Пост-неклассический этап – революция 20го века открытия в генетике, кибернетике, космонавтике. На первом плане субъект познания; более высокий уровень обобщения– проявляется в дисциплине «космология», где объектом изучения является вселенная; синергетика (Хакен) – соучастие, содействие, ввел Хаккен (нем), считал, что есть некие универсальные механизмы формирования систем, элементы особым образом взаимодействуют и соучаствуют. Синергетика привлекает данные из всех наук. Основополагающая характеристика синергетики – неравновесное смыслится источником новой организации. Неравновесное условие вызывает эффекты корпоративного поведения элемент.

 
8.Модель роста научного знания (К.Поппер).

В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания. 1.) новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи. 2.) она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести  к представлению явлений, которые  до сих пор не наблюдались. Иначе говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования. 3.) хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.

Поппер выдвинул идею фальсифицируемости научной теории - представляет из себя опровержение теоретических суждений на основе ложности вытекающих из них эмпирических высказываний, т.е. если выдвигается теория, то ее надо подвергать критике чтобы проверить ее на научность и прочность.

Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой: Р1 - ТТ - ЕЕ - Р2, где Р1 - некоторая исходная проблема, ТТ - предположительная пробная теория, т.е. теория, с помощью которой она решается, ЕЕ - процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок, Р2 - новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую и более информативную теорию.дель роста научного знания.

Процесс смены одних теорий другими является естественным способом функционирования научного знания.

Модель роста научного знания, описанная Поппером в работе «Логика и рост научного знания»  выглядит следующим образом: 1.) наука  начинается с проблем; 2.) научными объяснениями проблем выступают гипотезы; 3.) гипотеза является научной, если она в принципе фальсифицируема; 4.) фальсификация  гипотез обеспечивает устранение выявленных научных ошибок; 5.) новая или более  глубокая постановка проблем и выдвижение гипотез достигается в результате критической дискуссии; 6.) углубление проблем и гипотез (теорий) обеспечивает прогресс в науке, точнее рост научного знания.

Науку должны составлять высказывания двух типов. Универсальные высказывания (1), т.е. гипотезы, носящие характер естественных законов. Они подвергаются постоянной опасности фальсификации, и вероятность  их фальсификации растет. Во-вторых, это сингулярные (2) или единичные  экзистенциальные высказывания. Проверить  их правильность можно путем верификации, но они так же подвержены опасности  фальсификации. С помощью сингулярных  высказываний формулируют научные  факты. В качестве нефальсифицируемой теории, можно привести любую гипотезу, например, из астрологии.

 
9.Структура научных революций  (Т. Кун).

Научное знание развивается  скачкообразно, посредством научных  революций. Любой критерий имеет  смысл только в рамках определенной парадигмы, исторически сложившейся  системы воззрений.

Научная революция – смена  научным сообществом психологических  парадигм.

Этапы: 1.Нормальная наука  — каждое новое открытие поддаётся  объяснению с позиций господствующей теории. 2.Экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий —  необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество  противоборствующих научных школ. 3.Научная  революция — формирование новой  парадигмы.

Согласно Куну, научная  революция происходит тогда, когда  учёные обнаруживают аномалии, которые  невозможно объяснить при помощи универсально принятой парадигмы, в  рамках которой до этого момента  происходил научный прогресс. С точки  зрения Куна, парадигму следует рассматривать  не просто в качестве текущей теории, но в качестве целого мировоззрения, в котором она существует вместе со всеми выводами, совершаемыми благодаря  ей.

Конфликт парадигм, возникающий  в периоды научных революций, — это, прежде всего, конфликт разных систем ценностей, разных способов решения  задач-головоломок, разных способов измерения  и наблюдения явлений, разных практик, а не только разных картин мира.

Некоторые общие положения  теории Куна можно суммировать следующим  образом:

1. Движущей силой развития  науки являются люди

2. Развитие знания определяется  сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием  знаний, то есть происходят не  только (и не столько) количественные, но и качественные изменения  в структуре научных знаний;

3. Наука развивается по  принципу чередования периодов  «нормальной» и «революционной»  науки, а не путем накопления  знаний и присоединения их  к уже имеющимся-Научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций.

Любой критерий имеет смысл  только в рамках определенной парадигмы, исторически сложившейся системы  воззрений.

10.Эволюционно-эпистемологическая  модель научного по¬знания (С. Тулмин).

Общий смысл данного направления  состоит в том, что оно изучает  познание как момент эволюции живой  природы и вскрывает механизмы  познания в эволюционном ключе. Эволюционная эпистемология основывалась на идее идентичности биологической эволюции и познавательного процесса и  опиралась на представление о  том, что познавательный аппарат  человека - это механизм адаптации, развитый в процессе биологической  эволюции. Поэтому познавательный процесс  и развивается по типу эволюционного и, соответственно, может быть понят на основе современной теории эволюции. Таким образом, в качестве основного теоретического ресурса эволюционной эпистемологии выступает концепция органической эволюции.

Тулмин в своей эволюционной эпистемологии рассматривал содержание теорий как своеобразную "популяцию понятий", а общий механизм их развития представил как взаимодействие внутринаучных и вненаучных (социальных) факторов, подчеркивая, однако, решающее значение рациональных компонентов. При этом он предлагал рассматривать не только эволюцию научных теорий, но и проблем, целей, понятий, процедур, методов, научных дисциплин и иных концептуальных структур.

Ст. Тулмин сформулировал эволюционистскую программу исследования науки, центром которой стала идея исторического формирования и функционирования "стандартов рациональности и понимания, лежащих в основании научных теорий". Рациональность научного знания определяется его соответствием стандартам понимания. Последние изменяются в ходе эволюции научных теорий, трактуемой Тулмином как непрерывный отбор концептуальных новшеств. Он считал очень важным требование конкретно-исторического подхода к анализу развития науки, "многомерность»(всесторонность) изображения научных процессов с привлечением данных социологии, социальной психологии, истории науки и других дисциплин

Знание накапливается, образуя  концептуальные понятия.

Для того, чтобы теория стала реальной, она должна быть принята.

Факторы:

- внутренаучный (IQ)

- вненаучный (социально-экономический)

Научная теория – не отражение  объективной реальности, а объяснительная модель.

Наука строит модели, но не отражает реальности.

 
11.Научно-исследовательская программа  (И. Лакатос).

Под научно-исследовательской  программой философ понимает серию  сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных  идей и методологических принципов. Поэтому объектом философско-методологичес-кого анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия сменяющих друг друга во времени теорий, т.е. некоторый тип развития.

Лакатос рассматривает рост зрелой (развитой) науки как смену ряда непрерывно связанных теорий - притом не отдельных, а серии (совокупности) теорий, за которыми стоит исследовательская программа. Согласно Лакатосу, фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а "исследовательская программа". Основными этапами в развитии последней являются прогресс и регресс, граница этих стадий - "пункт насыщения". Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция.

Уделяет внимание не теориям, а научно-исследовательским программам. История науки – история конкуренции  программ.

Структура программ: 1. Жёсткое  ядро – неопровергаемые для сторонников программы фундаментальные положения, по ядру судят о всей программе. 2. Метафизика программы – наиболее общие представления о реальности, которые описывают теории, входящие в нее, основные законы реальности, основные принципы. 3. Негативная и положительная эвристика. Входит отрицательная эвристика, направленная на решение проблемы, которая может сохранить ядро. Положительная эвристика – наращивает ядро.

Стадии развития программ: 1. Прогрессивная - наращивание ядра, формирование новых гипотез. 2. Регрессивная - продуцирование гипотез ослабевает, нет наращивания, новые явления не объясняются.

Главная ценность программы  – её способность пополнять знания и предсказывать новые факты.

История науки – история  конкуренции программ.

Отличие от Куна – может  быть несколько программ, а у Куна одна парадигма главенствует.

 
12.Концепция эпистемологического  анархизма (П. Фейерабенд).

П. Фейерабенд исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности.

Философ солидарен с теми методологами, которые считают необходимым  создание такой теории науки, которая  будет принимать во внимание историю. Это тот путь, по которому нужно  следовать, если мы хотим преодолеть схоластичность современной философии  науки.

Фейерабенд делает вывод о том, что нельзя упрощать науку и ее историю, делать их бедными и однообразными. Напротив, и история науки, и научные идеи и мышление их создателей должны быть рассмотрены как нечто диалектическое - сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как нечто неизмененное или однолинейный процесс. В этой связи Фейерабенд озабочен тем, чтобы и сама наука и ее история, и ее философия развивались в тесном единстве и взаимодействии, ибо возрастающее их разделение приносит ущерб каждой из этих областей и их единству в целом, а потому этому негативному процессу надо положить конец.

Фейерабенд ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие - социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие

 
13.Психология методологии.

Махони: учёный должен обладать: высоким уровнем интеллекта, высокой творческой одарённостью, логическое мышление, навык экспериментирования, должен сохранять эмоциональную нейтральность, обладать гибкостью, изменять своё мнение, должен категорично рассуждать.

Нарушения с личности учёного. Научные знания смешиваются с  житейскими, важна эмоциональная составляющая, распространённое заболевание-шизофрения, стремление к славе порождает плагиат.

Нормы нарушаются, научное  сообщество покрывает обман.

Эмоции влияют на генерацию  научных идей.

Аристотель: Науки: - теоретические  науки, - практические науки, - творческие науки

Татищев:- науки нужные, - полезные, - щегольские, - любопытные, но тщетные

 
14.Классификация наук. Место психологии  в системе наук.

Аристотель: Науки: - теоретические  науки, - практические науки, - творческие науки

Татищев:- науки нужные, - полезные, - щегольские, - любопытные, но тщетные

Критерии классификации  Естественные науки Гуманитарные Точные и технические

Объект Природа Духовные свойства Универсум наиболее общих  законов

Предмет Природа, материальные явления Идеальные продукты человеческой деятельности Материальные продукты человеческой деятельности

Методология Экспериментальные  и эмпирические исследования Интуитивно-логический способ Оба способа

Методы Эксперимент, наблюдения Анализ продуктов человеческой мысли  Моделирование

Место методологии психологии в ряду других наук по схеме Кедрова, где психология на пересечении всех наук, в середине треугольника (его окончания: философия, технические науки – науки о нематериальном науки, природа – науки о живом, о человеке, социогуманитарные науки – науки об обществе)

Науки о человеке

Сложность изучаемых объектов Степень свободы (вариативность) Изменчивость Науки о живом

Наука о неживой материи

 
15.Причины сложности изучения  психических явлений.

Информация о работе Шпаргалка по "Методологическим основам психологии"