Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»
1. Методология, её предмет, задачи и место в системе психологического знания
2. Природа науки. Строение научного знания
3. Критерии научности знания
4. Основные модели развития науки. Кумулятивизм и анти-кумулятивизм
5. Естественнонаучная парадигма в психологии, её предметное и методологическое своеобразие
6. Методологическая специфика гуманитарной парадигмы в психологии. Философские основания гуманитарной психологии
7. Методологические особенности психоанализа
8. Теоретико-познавательные и методологические особенности гуманистической психологии
9. Методологические особенности культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и психологии деятельности А.Н. Леонтьева
10. Соотношение и взаимодействие обыденного и научного познания. Специфика житейской психологии
11. Виды и функции научных теорий
12. Философские основания психологии, их виды и методологическое значение. Истоки философских оснований
13. Предмет гносеологии психологии. Соотношение и взаимодействие теории и практики в психологии
14. Средства психологического познания, их разновидности и характер влияния на деятельность психолога
15. Интерпретативная деятельность психолога. Понимание и объяснение в психологии
16. Основное содержание категорий деятельности и сознания. Методологическое значение принципа единства сознания и деятельности
17. Принципы психологии, их классификация и роль в познавательной и практической деятельности психолога
18. Принцип детерминизма и принцип развития, их содержание и методологическое значение для психологии
19. Принцип системности, его сущность и методологическое значение. Виды систем
20. Понятие метода. Классификация методов психологии
21. Специфика использования в психологии проективных методов
22. Особенности методов, используемых в психологической практике
Причины сложности изучения психологии человека: 1. Био-социальная детерминация психики и психологии. 2. У человека имеется такое новообразование как рефлексия– способность отражать собственную психическую деятельность. 3. У человека имеется душа– система социальных ценностей, совокупность морально-этических норм. 4. Человек является объектом и субъектом изучения. 5. Детерминация не только полифакторная, но и многоуровневая – на один объект влияют не только много факторов.
Особенности психологического знания: 1. Зависимость от идеологии и контекста. 2. Бессистемность. 3. Релятивность (относительно). 4. Зависит от оформления психологического опыта в соответствии с определёнными правилами.
Составные части: 1. Теоретическое знание– часто вступает в конфликт с практическим знанием. 2. Практическое знание. 3. Обыденное знание.
Формирование самостоятельной области практической психологии обусловлено следующим: 1. Практик имеет дело с индивидуальностью, поэтому не всегда обобщённые знания к ней приложимы. 2. Практик обобщает свой практический опыт. 3. Взаимодействие клиента с психологом – новое знание о взаимодействии. Отличия теоретической от практической: 1. Практическая рассматривает человека, а теоретическая объект – объем выборки. 2. Квантификация знания. 3. Знания практического психологи личностное, неверифицированное. 4. Конвенционализм - знание не верифицированное, основано на конвенциях.
16.Дефиниция, объект, предмет, семантическое
поле понятия «психология».
Семантическое поле понятия психология: 1. Как наука: 1) теоретическая дисциплина; 2) частно-научный смысл – психологические закономерности в одном аспекте научного знания, например психология эмоций; 3) научно-прикладной (психология в определенной деятельности – психология спорта).
Объект: системы, в функционировании которых существенные для них задачи выполняет психики.
Предмет: функции и свойства системы.
Психология – наука
о закономерностях
уровни изучения: 1) изучение
психики – идеальные свойства,
возникшие в ходе биологической
эволюции (индивид); 2) изучение психологии
человека – социально детерминированные
индивидуальные свойства (личность); 3)
социально-психологические
17.Фундаментальные проблемы
Фундаментальные проблемы общей психологии:
1. Психофизическая проблема
– взаимоотношение
2. Биосоциальная проблема– нужно выявить какая функция детерминирована социальным а какая чем другим..
3. Проблема природы сознания.
4. Проблема личности и её компонентов.
5. Проблема категории развития
– любое психическое явление
нужно рассматривать в
18.Фундаментальные принципы психологии.
1. Принцип детерминизма; от Демокрита;. Этапы представлений: 1.) атомы души, 2.) Бог детерминирует. 3.) механизмы. 4.) биология. 5.) социальное. 6.) Рубинштейн - психика обусловлена внешними условиями и сама обуславливает их. Пятое квазиизмерение – смысловое поле. Детерминанты психики: внешняя среда, внутренняя среда, социальная среда, индивидуальный мир и личностные свойства.
2. Принцип единства сознания и деятельности – сознание проявляется в деятельности и деятельность формирует сознание.
3. Принцип субъектности – активная внутренне детерминированная позиция личности во взаимодействии с внешним миром. Самоинициированность деятельности.
4. Принцип системного подхода
– предполагается взаимосвязь
компонентов – изучаются не
только компоненты психики, но
и их организация, движущие
факторы развития, их взаимодействие
и взаимосвязь; основные
4. Принцип генетико-
5. Принцип личностного подхода - признание целост¬ности главного объекта изучения психологии — человека, как со стороны его психической организации, так и со стороны его взаимодействия с объективным миром (деятельность). Целостность психики (в первую очередь как сознания) и дея¬тельности человека фокусируются в понятии «личность».
6. Принцип развития - развитие психики есть ее законо¬мерное изменение во времени, выраженное в количественных и качественных преобразованиях. Развитие характеризуется необ¬ратимостью и направленностью изменений. Развитие реализуется в форме филогенеза и онтогенеза. Обе формы включают в себя как биологический, так и социальный компоненты. В фило¬генезе это проявляется как становление психических структур в ходе биологической эволюции и в социокультурной истории человечества. В онтогенезе биологическая сторона отражается в психическом развитии, сопутствующем возрастным изменениям организма, а социальная сторона — в обусловленности конкрет¬ными социально-историческими обстоятельствами формирования (социализации) и деятельности личности.
Методологические принципы клинической психологии: 1. Полиэтиологический принцип – один симптом может быть полидетерминирован; одно нарушение даёт много симптомов; один симптом может иметь разный этиопатогенез – разные причины.2. Принцип слабого звена – в первую очередь поражаются слабые органы. 3. Принцип этиопатогенетической или симптоматической терапии – лечение болезни или симптов.
Методологические принципы
нейропсихологии: 1. Принцип системно-динамической
локализации психических
Методологический принцип психологии развития: Принцип гетерохронности развития.
19.Психология описательная и объяснительная.
Дильтей считал, что описательная психология должна существовать наряду с объяснительной, которая ориентируется на науки о природе, и должна стать основой всех наук о духе. Дильтей высказывался и против позитивизма, против перенесения методов естественных наук в психологию, которая нуждается в собственном методе и собственной методологии. В своей критике «объяснительной» психологии Дильтей подчеркивал, что понятие причинной связи вообще не применимо в области психического (и исторического), так как здесь в принципе невозможно предсказать, что последует за достигнутым состоянием. Поскольку дать точное и объективное обоснование полученным при постижении собственных переживаний фактам практически невозможно, психология должна отказаться от попыток объяснения душевной жизни, поставив себе целью описание и анализ психических явлений, стараясь понять отдельные процессы из жизненного целого. Свою психологию Дильтей называл описательной и расчленяющей, противопоставляя описание - объяснению, расчленение - конструированию схем из ограниченного числа однозначно определяемых элементов.
Вольф - различия между описательным и объяснительным методом, а также признание того, что описательная психология является опытной основой и контрольным органом для психологии объяснительной.
Теодор Вайц - обосновал объяснительную психологию по современному естественнонаучному образцу, он предложил наряду с этой объяснительной психологией план психологии описательной.
Описательная психология, соответственно наукам об органической жизни, располагает следующими методическими вспомогательными средствами: описанием, анализом, классификацией, сравнением и учением о развитии; ей предстоит особо развиться в сторону сравнительной психологии и учения о психическом развитии.
Объяснительная или
Объяснительная психология
возникла из расчленения восприятия
и воспоминания. Ядро ее с самого
начала составляли ощущения, представления,
чувства удовольствия и неудовольствия,
в качестве элементов, а также
процессы между этими элементами,
в особенности процесс
20. Морфологическая и
Морфологический подход сформулирован Асмоловым и Петровским. В теории деятельности обе парадигмы проявляются: морфологическая парадигма как инвариантная система, а в динамическом подходе изменения. Всё от Вундта и Джеймса.
Противопоставление
Морфологическая – варианты системы, в которые включены компоненты (строение) – мотив, цель, установка
Динамическая – функционирование системы, ее изменение.
Единицы движения деятельности – установка.
21. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы
Естественнонаучная
Естествознание – знания о природе Обществознание – система знаний о культуре и истории
Предмет познания Внешний мир по отношению к сознанию человека.
Повторяющиеся явления, за которыми можно увидеть законы природы Продукты разумной человеческой деятельности, искусственный по происхождению мир.
Невоспроизводимые явления, за которыми можно увидеть определённое количество смыслов.
Познавательные функции науки Обобщения, прогнозы, объяснения, организация фактов в структуру теорий, познание – выявление связей между причиной и следвием и поиск закономерностей. Интерпретация фактов и явлений, понимание и сопереживание. Поиск и творение смыслов.
Особенности научного знаний Упорядоченность и структура, чёткие основания систематизации.
Независимо от познающего субъекта (объективно).
Логически доказуемо и обоснованно.
Непротиворечиво в пределах одной или нескольких связанных теорий.
Позволяет предвидеть и делать прогнозы.
Стремится исключить из результатов научной деятельности всё связанное с личностью учёного. Аморфное пространство интерпретаций и смыслов.
Субъективно – зависимо от точки зрения и позиции субъекта.
Интуитивно доступно.
Допускает варианты толкования, критерии правильности недопустимы.
Позволяет понять цели и мерения другого человека.
Знание как продолжение личности учёного.
Формы и методы познания Логика и объяснение. Обобщающий метод. Опора на законы и принципы. Интуиция и понимание. Описательный метод. Качественный метод. Опора на позиции и мировоззрение.
Гуманитарная парадигма:
- отказ от культа эмпирических
методов и связывания признака
научности только с
- легализация интуиции и здравого смысла в научном исследовании;
- возможности широких обобщений на основе анализа индивидуальных случаев;
- единство воздействия на изучаемую реальность и ее исследования;
- возврат к изучению целостности личности в ее «жизненном контексте» (при доминировании телеологичности психологического объяснения).
Расширение поля возможных гипотез как научных в рамках гуманитарной парадигмы. Поворот лицом к человеку, а не к миру вещей.
Естественно-научная парадигма:
- реализация экспериментального метода
- классическая картина мира
С ней связаны психофизиология, нейропсихолоигя и др.
22. Типы рациональности в
1. Классический тип – естественно-научная (механические, биологические и нейрофизиологические механизмы) и гуманитарная парадигмы (без эмпирики, индуктивная логика). Стремление к объективности.
2. Неклассический тип –
важнейшим является признание
учета субъективности
3. Пост-неклассический тип – множество самобытных школ и теорий.
23. Исторические формы научных
парадигм в психологии.
Информация о работе Шпаргалка по "Методологическим основам психологии"