Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»
1. Методология, её предмет, задачи и место в системе психологического знания
2. Природа науки. Строение научного знания
3. Критерии научности знания
4. Основные модели развития науки. Кумулятивизм и анти-кумулятивизм
5. Естественнонаучная парадигма в психологии, её предметное и методологическое своеобразие
6. Методологическая специфика гуманитарной парадигмы в психологии. Философские основания гуманитарной психологии
7. Методологические особенности психоанализа
8. Теоретико-познавательные и методологические особенности гуманистической психологии
9. Методологические особенности культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и психологии деятельности А.Н. Леонтьева
10. Соотношение и взаимодействие обыденного и научного познания. Специфика житейской психологии
11. Виды и функции научных теорий
12. Философские основания психологии, их виды и методологическое значение. Истоки философских оснований
13. Предмет гносеологии психологии. Соотношение и взаимодействие теории и практики в психологии
14. Средства психологического познания, их разновидности и характер влияния на деятельность психолога
15. Интерпретативная деятельность психолога. Понимание и объяснение в психологии
16. Основное содержание категорий деятельности и сознания. Методологическое значение принципа единства сознания и деятельности
17. Принципы психологии, их классификация и роль в познавательной и практической деятельности психолога
18. Принцип детерминизма и принцип развития, их содержание и методологическое значение для психологии
19. Принцип системности, его сущность и методологическое значение. Виды систем
20. Понятие метода. Классификация методов психологии
21. Специфика использования в психологии проективных методов
22. Особенности методов, используемых в психологической практике
От материализма ранней античности, к гуманизму и переходному идеализму Сократа, Платона и Аристотеля, к теоцентризму средневековья, к человекоцентризму возрождения, к материализму нового времени, к гуманизму, к новому теоцентризму (Франкл и Рубинштейн, бытие в ситуации).
Научные парадигмы в психологии сменяют друг друга повторяющимся образом. Материализм – гуманизм – теоцентризм – гуманизм – материализм – гуманизм – теоцентризм. Приосходит регулярный переход от материализма к теоцентризма и обратно с переходными этапами гуманизма.
1 этап - Материализм. Периоду ранней античности был присущ интерес к материи, из которой состоял мир и, в том числе, как предполагалось, душа – Фалес, Анаксемандр, Анаксимен, Демокрит, Эпикур.
2 этап – гуманизм и переходный идеализм. В более поздний период античности людей стал интересовать сам человек, и как ему следует существовать – Сократ, стоики, киники и пр.; также появляется интерес к идеальному и божественному, общим принципам бытия – Платон, Аристотель, Плотин.
3 этап – теоцентризм, онтология. В средние века интерес людей сосредоточен на божественном абсолюте и общих принципах мироустройства, от которых зависит индивидуальная душа – Фома Аквинский, Августин Блаженный и пр..
4 этап – гуманизм и человекоцентризм. Возрождение. Возвращение интереса к самому человеку и принципах устройства индивидуальной души.
5 этап – материализм.
Новое время. Механизм и
6 этап – гуманизм 20-го
века. Разнообразные школы,
7 этап – новый теоцентризм, онтология. Изучение общих принципов бытия и связь с ними индивидуальной психики – Рубинштейн, Франкл.
24. Кризис в психологии
Каждая школа хотела исправить недостатки другой.
Первым обозначал понятие Карл Бюллер – проблема поиска общей парадигмы. Бюлер отметил кризис: бихевиоризм, структурализм и психоанализ.
Брентано – психологии нужно ядро признанной всеми истины. Ланге. Рубинштейн. Наиболее Выгодский – исторический смысл психологического кризиса, 1927 год; общая парадигма на основе марксизма-ленинизма; кризис начался с ДеКарта.
Основные признаки кризиса:
1. Отсутствие единой теории, которую
все разделяли бы; 2. Разобщённость
на психологические школы; 3. Отсутствие
универсальных критериев
Внедрение парапсихологии. Кризис рационализма, перенапряжение позитивистских методов, социальная незащищённость психологов (девальвация образования), разделение на академистов и практиков, когнитивная незащищённость (паразитирование на психологических проблемах).
Первыми признаками разграничения двух психологий, занимаю¬щихся высшими и низшими функциями, стали выделение Вундтом «психологии народов» и «психологии духа» Шпрангером. Это про¬явило основную проблему картезианской и локковской концепций сознания: невозможность включения исторического или генетичес¬кого аспектов в научное познание.
Состояние кризиса в современной психологии: 1.) отсутствие общепсихологической теории, 2.) продолжающиеся попытки определения предмета психологии, 3.) проблема адекватного метода исследования. 4.) яв¬лениях вторжения иррационализма в научное познание. 5.) переосмысление возможно¬стей деятельностной парадигмы как преодолевающей непосредственный путь познания психического
Коул писал о двух парадигмах в психологии, которые он называет «путь науки» и «путь истории и культуры». Формирование третьего пути и на его основе единой психологии видится им в объединении двух мировоззрений в едином научном подходе. Таким обра¬зом, возможность третьего пути продолжает обсуждаться в связи с про¬блемой преодоления кризиса как размежевания предметов двух пси¬хологии (натуральных и культурно обусловленных процессов), но не тех двух психологии, которые имел в виду Выготский (материалистиче¬ской и идеалистической).
По Юревичу, кризис психологии — это не только кризис «традиционной естественно-научности», но также и кризис взаимоотношений психологии с обществом: наличие отдельных академической или практической психологий.
Гараи и Кечке указали в качестве одного из современных признаков кризиса – по¬пытка отказаться от естественнонаучно ориентированной психологии в пользу герменевтически ориентированной. Ни позитивизм как основа естественно-научного подхода, ни герменевтика как осно¬ва исторического познания не могут служить методологией единой пси¬хологи — для этого нужна единая теоретическая база, которая имела бы схожие объяснительные возможности для разных областей психо¬логии.
Исторически менялось то основное — кризисное, — что предполага¬лось преодолевать (вместе с преодолением самого кризиса). Но такие проблемы, как проблема единой теории, специфика предмета психологической науки, единиц анализа психики, метода, адекватно¬го предмету изучения, продолжают обсуждаться. И это обсуждение становится связанным с осмыслением разных парадигм (а не только разных теорий) в современной психологии.
25. Проблема парадигмальности психологии
на современном этапе.
1. Методологический монизм
– сторонники предполагают, что
нужно и возможно создать
2. Методологический анархизм – можно выбирать методологию, которая интересна..
3. Методологический либерализм
– разные типы
4. Методологический плюразизм (мультипарадигмальность). может существовать несколько общепризнанных парадигм – предполагает, что в психологической науке нет стагнаций.
Юревич - Интеграция – горизонтальная, диагональная (между практической и теоретической психологией), вертикальная (интеграция между науками).
Информация о работе Шпаргалка по "Методологическим основам психологии"