Шпаргалка по "Методологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 01:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 44 вопроса по дисциплине "Методология".

Файлы: 1 файл

Шпоры по методолгии.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

С развитием культуры М становит отдел видом научной рефлексии – осмысл пути познания, ведущие к истине, принципы познават деятельн. В античности философии велика роль Сократа, Платона и Аристотеля в развитии М познания. Они разработали логические основы познания. Сократ использовал метод индуктивного доказательства и создал диалог – как диалектический метод поиска истины. Диалектика Сократа развита в диалогах Платона. Он развил представление о познании как оперерировани понятиями. Аристотель предложил теорию аналитического силлогизма(исходит из достоверных посылок и приводит путем логич умозаключения к достоверному знанию). Однако до Нового времени М еще не стала отдел областью научного познания, оставалась либо логической, либо натурфилосовской. Принцип средневековья «Бритва Оккама»- понятия несводимые к интивному знанию и не подлежащие проверке в опыте, должны быть удалены из науки. 

  1. Методолгические идеи философии Нового времени.

Первый ученый Нового времени Ф.Бэкон (методол сочинение «новый Органон»)- котрые содержат подробн классификацию наук, идеи разработки новых, еще не созданных научн направлений. Эмпирический метод.

  • Р. Декарт – разработал методологиче принципы (в научном познании- первично сознание), подчеркнул что в науке важен АКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС – принимаемый всеми. Научное познание по Декарту начинается с простого, идет путем дедукции к сложному.
  • Дж. Локк – в основе знаний лежат простые идеи. В его трудах было дано начало философии англ. эмпиризма. Т.о. в 17в оформились 2 течения: нативизм и эмпиризм.
  • 18в-нач.19в. – огромное значении имела немецкая класичес философия – труды Канта, Фихте, Гегеля. Кант проанализировал стр-ру познавател способностей чел, исследовал соотношен между формой и сдержанием познания. Диалектическая философия Гегеля стала философско-методологи основой. Он сформулировл принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
 
 
 
  1. Вклад Ф. Бэкона и Р. Декарта в становление методологии науки в философии Нового времени.

Первый ученый Нового времени Ф.Бэкон (методол сочинение «новый Органон»)- котрые содержат подробн классификацию наук, идеи разработки новых, еще не созданных научн направлений. Эмпирический метод.

Р. Декарт – разработал методологиче принципы (в научном познании- первично сознание), подчеркнул что в науке важен АКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС – принимаемый всеми. Научное познание по Декарту начинается с простого, идет путем дедукции к сложному.  

  1. Роль  позитивизма в  развитии научного познания

Позитивизм 30-40г 19в.- начало формирования направлен философ мысли которая переоцен роль непосред опыта требующий прямой эмпирической проверки каждого утверждления и пренадлеж роль теоре знаний.

Основоположник позитивизма – О.Конт.

Характерно:

  • методол принципы и нормы формиров как универсальные
  • появление методологическ подходов – совокупность представлений о путях научн познания и развития науки

В рамках позитивизма  сущ. сциентический подход – мировоззрение, в основе котор. Н. знание – как высшая форма, что подленное знание может быть получено только в рамках спец. наук.

С. Симон – проследил стадии интеллектуа эволюции: религиозная (божест силы); метафизическая (проследить причин-следс связи); позитивная (возник наука об общ-ве и содействует ему).

Наука не объясняет, а только описывает знание. Критерием истинности- ОПЫТ. 

  1. Этап  постпозитивизма  в развитии методологического  знания

характерно:

  • критическое отношение к неопозитив. критериям как абсолютное
  • попытки построить универсал модель развития науки
  • проблема этапности развития науки

Представители: Т. Кун, И. Локатос, М. Полани и др. 

  1. Взгляды Томаса Куна на развитие науки

Т. Кун – ввел понятие парадигма - это то, что объединяет научное сообщество, и наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Выделяют 2 периода в развитии науки:

допарадигмальный – накоплен фактов легко поддающихся поверхностному наблюдению.

парадигмальный  – период парадигмал теорий: написание фундамент учебников; опред научн группы; создание спец журналов; выдел спец курса в академ образования. Он делится на 2 стадии:

1.нормальная наука – стадия развития н. знания, на которой осущ накопление и систематизация знания в рамках сложившейся парадигмы и разработка парадигмальной теории в целях разрешения оставшихся неясностей и улучшения решения проблем, которые ранее были затронуты лишь поверхностно.

Открытия начинаются с осознания аномалий, т. е. с установления, того факта, что природа каким-то образом нарушила навеянные парадигмой ожидания. Нет парадигмы ≠ нет аномалии.

Экстраординарная  наука — наука на стадии острого кризиса, когда аномалия ее развития становится слишком явной и признается больш. исследователей в данной области.

  3 способа разрешения  кризиса:

  • нормальная наука разрешает проблему своими ср-вами; '
  • большинством исследователей признает неразреш данной проблемы в ближайшее время;
  • появл. новая теория,притендующ на роль парадигмы

2.научная революция - это неанакопительные эпизоды развития науки, когда в результате кризиса старая парадигма целиком или частично замещается новой. 

  1. Модель  развития науки И. Лакатоса

И.Лакатос ввел понятие исследовательской программы (это теория или серия теорий разного ур-ня способн защищать себя при сталкновен с конкрет примерами), основанной на внутреннем единстве логики доказательств и опровержений.

Он  выдел 4 основ. элемента:

  • жесткое ядро- осн. принципы или законы котор условно не меняются.
  • защитный пояс – гипотеза вспомогательная, котр может частично измен.
  • положительная эвристика – нормативные правила опред перспективн пути дальн исследователей.
  • негативная эвристика – норматив правила указыв каких путей нужно избегать.

Развитие  науки – смена исследовательских программ: прогрессивная – выдвижен гипотез; регрессивная – защита от новых гипотез.

Внутрений механизм развития парадигмы – критически анализ, через попытки ее доказательства с помощью мысленного эксперимента с идеальным объектом.

Способы действий в кризисной  ситуации:

  • устранение монстра – совсем отклоняющ.
  • метод устранения исключений – выявлен условий органич гипотезу.
  • метод вкл. лемм – уточнение исходных формулировак  (вкл. органичен и конкретиз условий).
 
 
  1. Вклад К. Поппера в развитие методологического  знания

 Критический рационализм Поппера. неопозитивизм Основным нормативом роста объективного знания К. Поппер считал выведение из теорий следствий, проверяемых опытным путем.

Уровни  гипотез: уровень общих гипотез (теоретических, дедуктивных конструкций, формулировок законов); частных (эмпирических).

 Основной принцип проверки и прироста знания по К. Попперу - это принцип фальсификации - гипотеза может быть отвергнута, если не соответ. опытным данным.

 Критика старой «бедейной» теории познания, основанной на здравом смысле:

 Ее  основания – «чистая доска», все  главное мы узнаем благодаря входу  опыта через органы чувтсв.

 Ее  ошибки:

  • знания представляются как подобные вещам сущности.
  • Знания находятся в нас
  • принимается постулат непосредственности, согласно которому существует непосредственное или прямое знание, т. е. чистые, неискаженные элементы информации, которые входят в нас и определенное время сохраняются «непереваренными».

Поппер на основе этой критике строит теорию 3х миров объективного и субъективного знания:

-  это мир  физической, предметной реальности.

-  Психологическая реальность, связанная с индивидуальным познанием,

-  Теории и  гипотезы— надындивидуальном, представляющем и догадки, и объективное знание. 

  1. Развитие  методологии в  отечественной психологии.

 Проблемное поле отеч М:

  • проблема идеалов и норм науч исследования
  • проблема выбора теорий и функций, методов, принципов
  • проблема взаимодействия позноват и институцион идеалов и норм.
  • проблема социо-культур детерминант идеалов и норм науч познания, смены норм  идеалов н. познания в разл историческ эпохи, различие норм и идеалов в естествен и гуманитарн науках(Степин)
  • проблема периодизации развития науки (Степин)

 

Г.П. Щедровицкий – разработал нормативную методологию. Подход как опред предмет. Обосновал методологию систем проектирования и обосновал новый вид совместной интеллектуа деятельности.

М.К. Мамардашвили – разработал философские основы науки. Занимался вопросами сознания в философии. Рассматр проблему бессознат в психологии. Проблема объективного метода. 

  1. Стадии  развития научной  рефлексии.

Рефлексия (обращение назад)– процесс самопознания индивидом внутрен псих св-в и состояний

Виды: объективная –  направлен на само знание, на прцесс его получения;   субъективная – самонаблюдение как познание себя.

Стадии:

  • Онтологизмотношение объекта и знания. Рефлексия контрлир правил движен по пути к истине. Зинченко и Смирнов считали этот вид характерен для эмпирическ. науки.
  • Гносеологизм (неклассическая стадия науки) – носит относительный хар-р, отношения субъекта – к познават ситуации. Философы Юм и Кант ищут основания научн знания в формах организац познавател деятельности, котор влияет на содержание и логич организац знания.
  • Методологизм – направлен на анализ ср-в познания. Соотношен субъект- знание. Выполн конструктивн ф-цию, контр предмета и проектиров новых форм познават деятельности.
  1. Психологическое знание и его особенности

Психологические знания - как знания о душевном мире чел могут иметь разные источники. 5 основных типов психолог знаний отлич методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

  • житейская психология – психолог знания, накопленные и использ чел в повседневной жизни
  • научная психология - поиск новых психолог знаний о внутреннем мире людей
  • практическая психология – психолог помощь людям
  • искусство - психолог знания носят образный хар-р => выражаются в образах, они носят описател хар-р
  • иррациональная психология - круг психолог знаний, недоступных объяснению научными и рационал методами
 
  1. Сравнительная хар-ка научной и  житейской психологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Методологии"