Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 01:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на 44 вопроса по дисциплине "Методология".
С развитием культуры
М становит отдел видом научной рефлексии
– осмысл пути познания, ведущие к истине,
принципы познават деятельн. В античности
философии велика роль Сократа, Платона
и Аристотеля в развитии М познания. Они
разработали логические основы познания.
Сократ использовал метод индуктивного
доказательства и создал диалог – как
диалектический метод поиска истины. Диалектика
Сократа развита в диалогах Платона. Он
развил представление о познании как оперерировани
понятиями. Аристотель предложил теорию
аналитического силлогизма(исходит из
достоверных посылок и приводит путем
логич умозаключения к достоверному знанию).
Однако до Нового времени М еще не стала
отдел областью научного познания, оставалась
либо логической, либо натурфилосовской.
Принцип средневековья «Бритва Оккама»-
понятия несводимые к интивному знанию
и не подлежащие проверке в опыте, должны
быть удалены из науки.
Первый ученый Нового времени Ф.Бэкон (методол сочинение «новый Органон»)- котрые содержат подробн классификацию наук, идеи разработки новых, еще не созданных научн направлений. Эмпирический метод.
Первый ученый Нового времени Ф.Бэкон (методол сочинение «новый Органон»)- котрые содержат подробн классификацию наук, идеи разработки новых, еще не созданных научн направлений. Эмпирический метод.
Р.
Декарт –
разработал методологиче принципы (в научном
познании- первично сознание), подчеркнул
что в науке важен АКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
БАЗИС – принимаемый всеми. Научное
познание по Декарту начинается с простого,
идет путем дедукции к сложному.
Позитивизм 30-40г 19в.- начало формирования – направлен философ мысли которая переоцен роль непосред опыта требующий прямой эмпирической проверки каждого утверждления и пренадлеж роль теоре знаний.
Основоположник позитивизма – О.Конт.
Характерно:
В рамках позитивизма сущ. сциентический подход – мировоззрение, в основе котор. Н. знание – как высшая форма, что подленное знание может быть получено только в рамках спец. наук.
С. Симон – проследил стадии интеллектуа эволюции: религиозная (божест силы); метафизическая (проследить причин-следс связи); позитивная (возник наука об общ-ве и содействует ему).
Наука
не объясняет, а только
описывает знание. Критерием истинности-
ОПЫТ.
характерно:
Представители:
Т. Кун, И. Локатос, М. Полани и др.
Т. Кун – ввел понятие парадигма - это то, что объединяет научное сообщество, и наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Выделяют 2 периода в развитии науки:
допарадигмальный – накоплен фактов легко поддающихся поверхностному наблюдению.
парадигмальный – период парадигмал теорий: написание фундамент учебников; опред научн группы; создание спец журналов; выдел спец курса в академ образования. Он делится на 2 стадии:
1.нормальная наука – стадия развития н. знания, на которой осущ накопление и систематизация знания в рамках сложившейся парадигмы и разработка парадигмальной теории в целях разрешения оставшихся неясностей и улучшения решения проблем, которые ранее были затронуты лишь поверхностно.
Открытия начинаются с осознания аномалий, т. е. с установления, того факта, что природа каким-то образом нарушила навеянные парадигмой ожидания. Нет парадигмы ≠ нет аномалии.
Экстраординарная наука — наука на стадии острого кризиса, когда аномалия ее развития становится слишком явной и признается больш. исследователей в данной области.
3 способа разрешения кризиса:
2.научная
революция
- это неанакопительные эпизоды развития
науки, когда в результате кризиса старая
парадигма целиком или частично замещается
новой.
И.Лакатос ввел понятие исследовательской программы (это теория или серия теорий разного ур-ня способн защищать себя при сталкновен с конкрет примерами), основанной на внутреннем единстве логики доказательств и опровержений.
Он выдел 4 основ. элемента:
Развитие науки – смена исследовательских программ: прогрессивная – выдвижен гипотез; регрессивная – защита от новых гипотез.
Внутрений механизм развития парадигмы – критически анализ, через попытки ее доказательства с помощью мысленного эксперимента с идеальным объектом.
Способы действий в кризисной ситуации:
Критический рационализм Поппера. неопозитивизм Основным нормативом роста объективного знания К. Поппер считал выведение из теорий следствий, проверяемых опытным путем.
Уровни гипотез: уровень общих гипотез (теоретических, дедуктивных конструкций, формулировок законов); частных (эмпирических).
Основной принцип проверки и прироста знания по К. Попперу - это принцип фальсификации - гипотеза может быть отвергнута, если не соответ. опытным данным.
Критика старой «бедейной» теории познания, основанной на здравом смысле:
Ее основания – «чистая доска», все главное мы узнаем благодаря входу опыта через органы чувтсв.
Ее ошибки:
Поппер на основе этой критике строит теорию 3х миров объективного и субъективного знания:
- это мир физической, предметной реальности.
- Психологическая реальность, связанная с индивидуальным познанием,
- Теории и
гипотезы— надындивидуальном, представляющем
и догадки, и объективное знание.
Проблемное поле отеч М:
Г.П. Щедровицкий – разработал нормативную методологию. Подход как опред предмет. Обосновал методологию систем проектирования и обосновал новый вид совместной интеллектуа деятельности.
М.К.
Мамардашвили – разработал философские
основы науки. Занимался вопросами сознания
в философии. Рассматр проблему бессознат
в психологии. Проблема объективного метода.
Рефлексия (обращение назад)– процесс самопознания индивидом внутрен псих св-в и состояний
Виды: объективная – направлен на само знание, на прцесс его получения; субъективная – самонаблюдение как познание себя.
Стадии:
Психологические знания - как знания о душевном мире чел могут иметь разные источники. 5 основных типов психолог знаний отлич методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности: