Шпаргалка по "Методологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 01:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 44 вопроса по дисциплине "Методология".

Файлы: 1 файл

Шпоры по методолгии.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)
Житейские психолог знания Научные психолог знания
Знания  конкретны Знания обобщены
Интуитивный хар-р Рациональны и  осознаны
Передача  знаний затруднена Накапливаются и передаются
Источник  знаний - наблюдение Источник знаний - эксперимент
Знания ограничены Знания постоянно  расширяются

  1. Факторы развития психологической науки.

1. Логика развития психолог знаний - изменение предмета психологии, с влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Он объективен и поддается научному изучению.

2. Социальная ситуация  развития науки - обществ, историч условия воздействуют как на содержание и распространение научных концепций, помогают развитию научных школ, или затрудняют его.

3. Особенности личности  ученого- вкл. в себя ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые кач-ва, особенности общения с коллегами, принадлежность к научной школе и т.д.

Препятствием  недостаток упорства и уверенности  в себе. Принадлежность к научной  школе может помочь ученому, особенно в начале его творческого пути.  

  1. Логика  развития психологической  науки, основные этапы  ее развития.

Научная деятел соверш в системе 3 гл. координат: когнитивной, социальной и личностной.

В XVII в. сложилось представление об организме как своего рода машине, которая работает подобно помпе, перекачивающей жидкость, произвело переворот в мышлении => результатом явил открытия, на кот. базируется соврем наука. Так, Р. Декарт открыл механизм рефлекса. Причинный анализ явлений принято называть -детерминистским (определяю) механический детерминизм.

XIX в. - произошли новые революц сдвиги. Учение Дарвина изменило объяснение жизни орг-ма. Оно доказало зависимость всех функций от наследственности, изменчивости и приспособления к внешней среде. Это был биологический детерминизм.

В середине XX в. к новым идеям и открытиям привел стиль мышления, кот.условно можно - информационно-кибернетическим (поскольку он отразил влияние нового научного направления кибернетики с ее понятиями об информации, саморегуляции поведения системы, обратной связи, программировании). 

  1. Основные  психологические  школы, их хар-ка.

Фукционализм 20 в. бол-во продолжали изучать сознание, но Вундт и др. заним поиском непосредственного опыта и его структурами- подход структурализмом. Ему противостоял функционализм- отвергало анализ внутреннего опыта и его структур, считало главным как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся нужд людей.

Бихевиоризм –направление (поведение - как совокупность реакций орг-ма, обусловленных его общением со стимулами среды, в которой он адаптируется). Отцом бихевиоризма считают Д. Уотсона.

Фрейдизм –психолог направление, связанное с З. Фрейда нач.20 в. В структуре личности Фрейд обратил внимание на бессознательное и превратил его в объект исследования. Фрейд отметил, что человек не всегда может объяснить мотивы своих поступков. Они не осознаны, их действительная причина может быть выявлена при изучении сновидений, оговорок, непроизвольных движений. 

  1. Проблема  научного творчества. Роль личности ученого  в формировании  научного знания.

    феномен  творчества содержит некоторый оттенок парадоксальности:

  • С одной стороны, кажется невозможным описать и понять творчество в рамках сугубо рационалистического подхода, творчество нарушает все методологические каноны (что убедительно показывал П. Фейерабенд); важную роль в процессах творчества играет возвышенное эмоциональное состояние, именуемое вдохновением.
  • С другой стороны, творчество в науке — это именно научное творчество, оно изначально согласуется с ориентирами научной деятельности, и результаты творческого мышления оказываются обоснованными, рационально проверяемыми интеллектуальными конструкциями.

Особенности личности ученого- вкл. в себя ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые кач-ва, особенности общения с коллегами, принадлежность к научной школе и т.д. Препятствием недостаток упорства и уверенности в себе. Принадлежность к научной школе может помочь ученому, особенно в начале его творческого пути.  

  1. Срав-ная  хар-ка классической, неклассической и постнеклассической науки.
 
классической неклассической постнеклассической
Н. знание расм как объективные. Субъективный  хар-р Знания условны, но есть элемент интеллектуальной игры
Абсолютная  опред понятий. Относительная определен понят Принципиальная  неопред понят
Строгая однозначность: одна причина одно следствие Вероятностный детерминизм Индетерминизм(случайность)
Субъект как индивидуальный(теорет) Субъект коллективный Субъект индивид  и коллект (эмпирич)
Абсолютная  истина Относительная истина Практически полезное знание
1 объект-1 теория 1 объект- несколько  теорий ∞ много теорий
Строго  логическое доказат На основе опыта Утверждаемость. ставка на новое
Универсальный научн метод Методологический  плюрализм Творчество
Целостное н. знание Частично целостное Свободная творческая игра

 
 
 
  1. Виды  теоретического знания: теория, концепция, учение.

Теория – высшая форма научного знания. Основные компоненты (Дружинин):

  • исходная эмпирич основа (факты. эмпирич компоненты)
  • базис – мн-во первич условных, допущений (аксиомы, постулаты, гипотезы), котр описыв объект
  • логика теорий – мн-во правил логич вывода
  • мн-во выведен в теории утверждений, котр состав осн теор знания

2 вида теорий:

  • аксиоматические (категорические - дедуктивные) – аксиомы. Теория личностных конструктов Дж. Келли
  • гипотетико- дудуктивные – принципы и постулаты. Модель внимания Д. Брондбент и теории когнитивн психологии

По использованию  формальных ср-в 3 вида теорий:

  • качественные (кул-истор т. Выготского, т. деятел Леонтьева)
  • формализованные (т. когнитивн баланса Хоманса)
  • формальные (т. в котор полностью опис законы ср-вами матем)

В литер деление  теорий: субстанционал(т. деятел Леонтьева); операционал (т. личност конструктов  Келли)

Концепция – теор знание, в котор нет собствен аксиомат базиса, на основе котор построен теор утверждение(поэтаное формирование умственный действий Гальперин; кул-истор Выготского)

Учение  теор знание получен путем умозрения и не подлеж верификации (аналитич психология Юнга) 

  1. Теоретическое и эмпирическое знание, особенности теорети  построении в психологии.

Теорет знание имеет несколько видов: теореии, законы, закономерности, модели, классификации, типологии.

Одно из простейших – типология. Основанием для классификации встают житейские и профес наблюдения. => типология создается как эмпирическое обощение (пример семейной П) возможен переход => к теоретическому обощению, соотвест типология основан на теорет конструктах (многофакторная модель личности Кеттелла: 3 параметра родит отношений к реб и создана 3мерная типология. 

  1. Объяснение  и редукция в психологии.

Объяснение – логический вывод, осущ в терминах опр предметн области, о сущ признаках и связях объяснительного предмета.(должно остав в рамках П, должно отражать все многообраз причин-следств связей).

Редукция  методологич прием сведения каких-либо данных к более простым исходным началам.

Проблема объяснения и редукции в П проанализ Ж.Пиаже. Выделяет мн-во видов объяснения и  выдел 2 осн, в зависимости от того как направлены:

  1. на сведение сложного к более простым (редукционализм): либо отстают в рамках психологич, либо выходят за рамки П. 3 типа редукционализма: социологический, физикалистический, физиологический.
  2. на конкрутивизм (внутри анализ поведения) 3 группы объяснения: ассоциации, объяснение через поведение, абстрактная модель.
  3. Описательная и объяснительная психология.

В. Дильтей сформулировал идею о том, что сущ не 1 психология, а 2, причем каждая из них имеет свой предмет и идеологию.

1. Объяснительная П:

а) интроспективная психология ( в варианте физиол Псих Вундта)

б) аналитическая психология –анализ явления сознания с выделением последующего синтеза, высших процессов сознания. Эта психология сближается по методологии с естественными науками.

2. Описательная П (идеографическая) – должна заниматься описанием и пониманием душевной жизни индивида в ее целостности, уникальности и смысловом отношении к ценностям культуры. Методы постижения этих фактов – сопереживание и эмпатия.

Идеи Дильтея (гум псих – вариант описательной псих; когнит псих – вариант объяснит псих)

  1. Категория деятельности в психологии. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет психологического изучения.

Категория Д- специфически чел форма активного отношения к окружающему миру, его изменение и преобразование.

Функции: объяснит принцип; как предмет объективно-научного изучения; как предмет управления; как предмет проектирования; как ценность в системах культуры.

Д: метериальная (практ);    идеальная (теор)

Стр-ра Д по Леонтьеву: мотив деятельн, цель действий, условия операций, функции

4 вида Д: 

  • преобразовател  (изменение чего-либо)
  • познавательная (добывание и усвоение знаний)
  • коммуникативная (передача информации)
  • ценностно- ориентацион (воспитание)

Сожержание:

предметность – независ сущ объект, подчин всю Д чел. Предметом Д – становятся сами действия, котор треб отработки.

субъективность- результат осознания чел себя как носителя псих кач-в, и сознания. Субъект-чел осущ свои действия и Д

осознанность - осознаются все компонент деят, но цели - обязательно., но не осозн мотив, операции, функции.

целенаправленность – побуждение действий, сознательный образ планируемого рез-та деят-ти.

Информация о работе Шпаргалка по "Методологии"