Шпаргалка по "Методологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 01:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 44 вопроса по дисциплине "Методология".

Файлы: 1 файл

Шпоры по методолгии.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

социальность  – т.к опосредуется культур истории формами и появл 2: как совместная и как индивид.

  1. Категория общения в психологии. основные структурные компоненты общения как деятельности.

Общение – вид личностной коммуникации в ходе котор осущ обмен информацией. Потребность в общении – следствие взаимоде чел и социокул среды.

Общение:

  • как вид самост деятельности
  • как атрибут др. вид общения
  • взаимодей субъектов

Направления:

  • инфрмационно-коммуникативн (обмен информ между 2 лицами)
  • интеракционный (совместные действия) – взаимодейст индивидов в процессе кооперации
  • гносеологич (чел как субъект и объект соц.познания)
  • аксеологическ (обмен ценностями)
  • нормативный (нормативн регуляция поведения чел)
  • семиотический (спец знаковая система)
  • социально- практическ (обмен деятельностью, навыками, способностями)
 
  1. Личность  как категория  в психологии.

человек- это представитель людского рода. становится личность, но не рожается.

Личность  – индивид, как субъект обществен отношений и сознате деятельности.

Леонтьев: Личность ≠ индивид; это кач-во приобрет индивидом в общ-ве.

Основой личности является иерархическая структура ее мотивов. Высшим уровнем интеграции выступает самосознание личности.

Индивид – единичн. природн существо, обладающ св-вами, котр имеются у др людей.

Индивидуальность  – неповторимость личности, своеобразие, оригинал. 

  1. Принцип детерминизма в истории  науки и психологии.

Принцип детерминизма - психические явления связаны причинно-следственными отношениями, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.

 В отечесвен  философской литературе выдел  2 вида: механический и диалектико-материалистический.

Ярошевский показал что в истории наук о душе было 5 осн вариантов учений о детерминации. Ярошевский наз. основоположн механического детерминизма – Декарта и выдел несколько фаз: картезианская – св-ва души вывод из св-в материал системы.2 фаза относит к эпохе французского Просветительства.

На  смену механич => биологический (Бернар, Кеннон),гомеостаз, эволюционный принцип => биопсихический (Сеченов- психоанализ, гештальтпсих, бихевиоризм)= > социопсихический. 

  1. Принцип развития, виды развития в психологической науке.

Принцип развития - психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения – исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.

Развитие характериз качественными преобразованиями.

Особенности процесса разв:

  • необратимость  (возвращ сис на исход ур по всем показателям не возможно)
  • обязательно одновременно включает прогресс и регресс (прогрессив вкл в себя элем-ты регрессии)
  • неравномерность разв (качест скачки сменяются постепенным колич накоплением)
  • зигзагообразность разв (разв сопровождается временным ухудш функционирования сис.: когда реб перестает ползать и начинает ходить)
  • иерархич принц разв (при появ нов ур функционирования, старый сохраняется в качестве одного из иерархичур нов сис: нагляд-дейст и нагляд-образ мышл остаются при появл понятийного)
  • единство тенденции к качест изменению и тенденц к устойчивости (успешразв не возмож без сохранения достигнутого)

Сложность понимания  принципа развсвяз с тем, что оно  одновременно выступает – как предмет изуч, - как базов категория, - как объяснит принц. 

  1. Принцип активности в психологии

А.Н.Леонтьев указывает на явление активности. Активность - атрибут материи, выражающееся в ее способности: к самодвижении; изменять др. объекты; ответная активность или реактивность. 
В.А.Петровский: активность - как совокупность обусловленных субъектом моментов движения деятельности.

Принцип активности человеческой деятельности: 
- саморазвитие, самодвижение чел. деятельности, через инициирование субъектом целенаправленных преобразующих действительность предметных действий.

- цели и ср-ва деят-ти берутся не из ситуации и не являются абсолютно спонтанными, а из широкого жизненного контекста, осн содержание кот образуют отношения с др людьми и социально - культурно опосредованное отношение к природе. 

  1. принцип системности, основные виды объяснительной связи в психологии.

Принцип системности - описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики. Гласитчто все психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью.

Зарождение системного подхода - Аристотель. системный подход в отечествен психологи нач со сформулирован Выготским положения о системном строении высших психич ф-ций.=> использовался Лурия в виде представлений о системно-динамическ орг-ции псих процессов. Возникновене системного подхода в отечес связывают с Ломовой. 

  1. Основные  требования к научному методу и проблема их реализации в психологии.
 
 
 
 
 
  1. Психофизическая и психофизиологическая проблемы, основные подходы к их решении в психологии.

Первоначально проблема ставится как соотношение  между телом и душой. Психофизеской проблема – это вопрос о месте психического в природе. Психофиологическая проблема – проблема соотношения психических и физических процессов в орг-ме. Известно несколько вариантов решения проблемы:

  • психофизиологический параллелизм – противопоставление души и тела.
  • психофизиологическая идентичность  (Фейгль, Барлоу)– психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиолог.
  • психофизиологическое взаимодействие – частичное решение проблемы; психическое и физиологическое имеют разные сущности, но допускает опред степень взаимодействия и взаимовлияния.
 
  1. Проблема  соотношения биологического и социального в человеке.

В чел есть 2 начала: животное (биологическое) и политическое (социальное). Проблема какое из них является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осущ взаимосвязь биолог и соц в чел.

2 проблемы: признавая, что каждый человек уникален, в практической жизни мы, однако, группируем людей по различным признакам, из которых одни определяются биологически, другие - социально, а некоторые - взаимодействием биолог и соц.

Чел по сущности – существо социальное, но в тоже время дитя природы и не может выходит за ее рамки(не может перестать есть и пить). Биологическое выражается в генах, нерво-мозговых процессах. Соц. и биол. наход в неразрывном единстве, сторонами котор явл личность как социал кач-во и орг-м, как биолог основа. Биолог – набор генов получен от родит(наследств, задатки), а задатки – явл предпосылками способностей. Чел использ биолог кач-во для общения, самореализации, а соц помогает вкл в общ. отношения. 

  1. Проблема  эксперимента в психологии, особенности психологического эксперимента.

Методологический  экспериментпроверка в ходе конкретного исследования эвристичност и полезности метода.6 видов: исследовательский, проверочный, воспроизводящий, изолирующий, количественный, физический, химический. 
 
 
 

  1. Анализ работы Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса»

Исторический  смысл кризиса – есть целый ряд научных школ, но нет единой психологии как самост области исследования.

Сущность  кризиза- кризис методологический. Становятся вопросы о методах, основных понятиях, интерпритациях этих понятий

Цель  кризиса: согласовать разнородные данные, привести в систему, осмыслить и проверить результаты, заложить фундаментальные принципы –> построить общую науку.

Движующей силой кризиса: развитие практики

Причины кризиса:

  • неотрефлексированность методологич основ и философской базы
  • призрение практики

3 вершинные точки: 

1. отнесена к  18в или переломному от 17-18в  (выделил Энгельс)

2.время оформления  эксперимент физиологич психолог сер. 19в.

3. время, когда  окончательно оформит система  психологии

Первый  период кризиза – 19в нач 20- скрытый: появл разл школ, имеющ разл взгляды на предмет психологии

Второй  период – 1 четверть 20 века (20-30г)- открытый: разрушение методолог основ психолог и вывод о необходим создания единой психологии, т.е методологии.

Выход из кризиса: создание общей психологии- обощение и ситематизац накоплен фактов, формулировка общего объяснит принципа, выстраивание иерархии частных дисциплин.


Информация о работе Шпаргалка по "Методологии"