Шпаргалка по общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Определение психологии как науки.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Файлы: 1 файл

общая психология шпоры.docx

— 157.14 Кб (Скачать файл)

Основное  отличие эксперимента от других эмпирических методов - это установление причинно - следственных связей между явлениями  посредством эмпирического воздействия .

Возможности вывода причинно - следственной связи : 1) исследователь меняет некоторые  условия ( манипулирует ими ) , т.е. осуществляет влияние ; 2) исследователь контролирует определенные условия , поддерживает их неизмененными ; 3) исследователь регистрирует последствия изменения отдельных  факторов .

Виды эксперимента

 

 

                              И. В зависимости  организации эксперимента :

1 . Лабораторный ;

2 . Естественный эксперимент проводится  в обычных условиях для участников . Участники не проинформированы  о воздействий ;

3 . Полевой эксперимент - это  эксперимент по схеме естественного  эксперимента . Может использоваться  дополнительные оснащения . Участники  проинформированы .

 

II . В зависимости от характера  влияния :

1 . Констатирующий - это эксперимент  , цель которого установление  причинно - следственных связей между  явлениями ;

2 . Формирующий - это эксперимент  , цель которого сформировать  определенные явления ( психолого  - педагогический эксперимент ) .

III . В зависимости от цели исследования :

1 . Поисковый эксперимент - направленный  на установление каузальной связи  ;

2 . Подтверждающий эксперимент  - направлен на установление вида  функционально количественной связи  между явлениями .

IV . В соответствии реальности :

1 . Идеальный - организован таким  образом , что изменяется лишь  одно условие , все остальные контролируется ;

2 . Реальный , в которой изменяется целый  ряд условий , в силу естественного проведения ;

3 . Полного  соответствия - все условия и их  изменения отвечают реальности .

Структура эксперимента

1 . Зависимые  переменные - это предмет психологического  экспериментального исследования . Это то явление изменения в  котором обусловлены экспериментальным  воздействием . В качестве зависимой  переменой в эксперименте могут  выступать : поведение , физиологические  и эмоциональные реакции , личностные  особенности . Изменения зависимой  переменой можно зарегистрировать  с помощью современных психологических  инструментов . Изменения в зависимой  переменой в результате экспериментального  воздействия называется экспериментальным  эффектом .

2 . Независимые  переменные - это экспериментальные  условия которым управляет экспериментатор  . Независимые переменные всегда  имеет два или более вариантов  проявления . Часто такими вариантами  является воздействие и его  отсутствие .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Тест: определение, виды тестов.

Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Для чего нужны психологические  тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачи пока решить не в состоянии. Для этого в  тест вводится определенное содержание в отношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.

Составление тестов строится по единой схеме: определение целей тестирования, составление тестов в черновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправление  недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений  и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов.

Качество тестов определяется по таким  характеристикам, как надёжность, валидность (соответствие полученных результатов  цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др.

Валидность теста — это его психометрическая характеристика, действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен и указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству.

Количественно валидность теста может  выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими  показателями, например, с успешностью  выполнения соответствующей деятельности. Совокупность характеристик валидности теста, полученных экспериментально-статистическим способом — валидность эмпирическая.

Практическое использование тестирования связано главным образом с  диагностированием личностных характеристик  человека, выражаемых через количественные показатели.

Виды тестов

Различают тесты вербальные и невербальные, это зависит от того, представлен  или нет в тесте речевой  компонент. Так, тест на словарный запас — вербальный, невербальный — тест, требующий определенных действий в качестве ответа.

Групповые и индивидуальные тесты отличаются тем, что при групповом тестировании исследуется группа испытуемых.

Тесты достижений и личностные тесты  различаются на основе того, какие  из свойств личности подвергаются тестированию.

Тесты достижений — это тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и, конечно, тесты интеллекта.

Личностные тесты — это тесты на установки, характерологические тесты, интересы, темперамент и мотивационные тесты. Однако понятно, что это деление довольно схематично, возможны некоторые отклонения.

Объективные тесты включают в себя большинство тестов достижений и психофизиологических тестов.   Это отличается от субъективных тестов, при выполнении которых испытуемый может не предполагать о действительной цели исследования.

Проективные тесты в результате дают ответ, который не может быть расценен как "правильный" или "не правильный", а должен быть дан свободный ответ, т.е. должен быть такой способ построения тестового задания, при котором испытуемый должен получить ответ "из головы", а не выбирать его из заданного списка.

Простые и сложные тесты различаются тем, что последние состоят из нескольких самостоятельных подтестов, по каждому из которых должен быть получен ответ, при этом высчитывается общая оценка. В случае соединения нескольких единичных тестов образуется тестовая батарея или пакет тестов.

Опросники также могут быть отнесены к тестам, если они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к данному методу сбора психологической или социологической информации.

В настоящее время получили распространение критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого по отношению к заранее заданной норме, не сравнивая со среднестатистическими данными.

 

 

15. Биографический метод в психологии, его характеристика.

В психологии этот метод представлен в трех вариантах. Первый – описание и анализ человека в ретроспекции, на основании  уже имеющихся документов и других источников. Второй вариант – длительное исследование, сбор биографических данных на протяжении жизни для последующего их анализа. Третий способ – с помощью  каузометрии, т.е. установления связей между различными событиями жизни, указанными и оцененными человеком  по степени их значимости. Традиционный биографический метод Как правило, для описания и исследования жизненного пути человека используют различные  документальные источники: письма, дневники, воспоминания современников и собственные, все то, что сохранилось во времени. Но такие данные, как правило, бывают неполными, отдельные периоды жизни  просто превращаются в «черные дыры»  биографии, и узнать о них что-либо становится невозможным. Еще одна проблема в изучении post factum – это недостоверность  некоторых фактов, субъективность их оценки, противоречивость в описании одних и тех же событий разными  людьми. Для исследователя-психолога  важно не только получить достоверные  сведения биографии, внешней жизни  человека, описанием которой он занимается, но, в первую очередь, его внутренние эмоциональные, душевные переживания, связанные с теми или иными  событиями, их значимая оценка. К сожалению, документальные факты отражают психологическое  состояние человека лишь частично, а иногда и вовсе не дают таких  сведений. Лонгитюдный биографический метод в психологии Другой способ исследования биографии человека основывается на продолжительных наблюдениях  его жизненного пути. Это психологический  эксперимент, длящийся иногда целую  жизнь. Подобными исследованиями занимается направление в науке, названное  «онтогенетическая психология», которое  широко развито в Америке и  Европе. Лонгитюдные наблюдения в  перспективе развития личности, безусловно, более полны и дают возможность  для выбора различных объектов и  предметов для анализа. Кроме  того, такие они позволяют использовать реальные измерения различных психологических  параметров, а не полагаться на документальные свидетельства. Но продолжительность  во времени делает их размытыми, и  не дает цельного представления о  развитии индивидуальности. Еще одним  недостатком подобных исследований является соразмерение проводимых длительных наблюдений с личностью экспериментатора, который дает весьма субъективную оценку жизненным событиям. Каузометрический биографический метод Данный метод  был основан А.А.Кроником, который  попытался смоделировать жизненный  путь человека с помощью специальных  методик, прослеживающих причинно-следственную связь жизненных событий. Суть способа  заключается в том, что человек  выделяет самые значимые для него события, которым дает определенную положительную или негативную оценку в зависимости от их влияния на жизненный путь. Связав эти значения с особенностями личности, ее характером и темпераментом, а также значимыми  ценностями, можно дать оценку прошедшей  жизни и выстроить правильные перспективы в дальнейшем. На это  и нацелены методики каузометрического  анализа, которые используют разные средства для получения экспериментального материала: интервью, проективные методики, моделирование игровых ситуаций. Полученные данные субъективны, но данный биографический метод, в отличие  от традиционных, более терапевтичен и полезен, так как позволяет  человеку самому оценить свой жизненный  путь, структурировать его, что дает возможность для более глубокого  его анализа и оценки.

 

 

 

 

 

16. Психика в свете теории отражения. Уровни допсихического отражения. Понятие раздражимости.Психология — наука, изучающая психику. Психика— это отражение мозгом реальной действительности. 
Вся материя обладает свойством отражения (1). Различают три его основные формы: физическое отражение, примером которого, помимо отражения света и звука, является радиолокация; физиологическое отражение как функция живой материи — например, поворачивание цветка подсолнечника вслед за солнцем и тяготение корня в прорастающем зерне вниз, а стебля — вверх, а также такие сложные физиологические процессы, как изменения в сетчатой оболочке глаза под влиянием света, раздражение нервной клетки и проведение возбуждения по нерву, сокращение мышцы; психическое отражение, отдельные формы которого и изучает психология... 
Подлинно научная психология, развившаяся в многовековой борьбе материализма с идеализмом и основанная на диалектическом материализме и ленинской теории отражения, объясняет психику как проявление работы мозга. В. И. Ленин называл философию, не учитывающую связи психики с мозгом, «безмозглой» и указывал, что «психическое... есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека» (2). 
В основе работы мозга лежит рефлекс (лат.— отражение), т. е. закономерно возникающий ответ организма на раздражение, идущее из внешней среды или внутренних органов. По способу рефлекса происходят все акты неосознанной и осознанной психической жизни. · Раздражимость – способность живого организма отвечать активной реакцией при воздействии жизненно важного вещества (то есть питательного вещества и других необходимых явлений для поддержания жизнедеятельности). Это свойство присуще всей живой материи. В ответ на воздействие жизненно важного вещества в организме происходят физиологические изменения – это и есть активная реакция организма. Значит раздражимость – это опознание жизненно важного явления. Но если в неживой материи отображение свойства вступившего в контакт предмета – уже результат этого взаимодействия, то у живой материи – это начало деятельности.Итак, раздражимость живой материи – активная реакция организма, необходимая для поддержания его жизнедеятельности.В чем специфика развития простейших и растений?- корм для них (например, солнечный свет, или углекислый газ) пока имеется в достаточном количестве;- их пища не носит предметного, вещного характера. Весь мир для них похож на однородный, гомогенный кисель.Понятие о раздражимости, возбудимости, возбуждении и проводимости. Классификация раздражителей  
Раздражимость - это способность всех клеток и тканей переходить под  
воздействием  факторов  внешней  или  внутренней  среды  из  состояния  
физиологического  покоя  в  состояние  активности.  Активность  проявляется  
изменением  структуры  или  физиологических  параметров  клетки  или  ткани,  
например изменением метаболизма.  
Возбудимость - это способность некоторых клеток и образованных ими  
тканей  отвечать  на  раздражение  активной  специфической  реакцией  –  
возбуждением.  Например,  генерацией  нервного  импульса,  сокращением,  
секрецией.  Т.е.  возбудимость  характеризует  специализированные  ткани  -  
нервную,  мышечные,  железистые,  которые  называются  возбудимыми.  
Возбуждение - это комплекс процессов реагирования возбудимой клетки или  
ткани  на  действие  раздражителя.  Главным  проявлением  возбуждения  
является  изменение  электрического  потенциала  цитоплазматической  
мембраны  клетки.  Возбудимые  ткани  обладают  также  проводимостью.  Это  
их  способность  проводить  возбуждение,  например  нервные  импульсы.  
Наибольшей проводимостью обладают нервы и скелетные мышцы.  
Раздражители  это  факторы  внешней  или  внутренней  среды действующий  на  клетки  или  ткани.  Процесс  их  воздействия   
-   называется  
раздражением.  
Все раздражители делятся на следующие группы:  
1. По природе  
2. По месту воздействия:  
3. По силе:  
4. По физиологическому характеру: 5. По механизму участия нервной системы. Чувствительность (физиол.), способность живого организма воспринимать действие раздражителей, исходящих из внешней или внутренней среды. Ч. организма к соответствующим раздражителям зависит от Ч. его сенсорных систем (анализаторов). Ч. характеризуют величиной порога ощущения: чем ниже порог, тем выше Ч. Различают абсолютную и дифференциальную Ч., т. е. Ч. к различению, и, соответственно, абсолютный и дифференциальный пороги ощущения. Абсолютный порог ощущения — минимальная сила раздражения, способная вызвать появление реакции. Дифференциальный порог ¾ минимальная величина, на которую нужно изменить раздражение, чтобы вызвать изменение ответа. В зависимости от сенсорных систем, обеспечивающих восприятие организмом действия раздражителя, выделяют соматосенсорную Ч. (кожную и проприоцептивную — мышечно-суставную), висцеральную Ч., а также Ч., основанную на деятельности чувств органов. Кожную Ч. иногда делят на грубую, протопатическую чувствительность, и тонкую, эпикритическую чувствительность. Учитывая вид раздражителя, можно говорить о Ч. к действию механических, химических, световых, температурных и других стимулов. Ч. организма может быть оценена на основе ощущений, а также по объективным показателям (вегетативным реакциям, биоэлектрическим реакциям и т.д.). Пороги, определённые различными способами, могут разниться. Так, световая Ч., определяемая по биоэлектрической реакции мозга, оказывается выше Ч., определяемой на основании словесного отчета испытуемого, свидетельствующего о появлении ощущений. Ч. к действию раздражителя — величина непостоянная и может меняться под влиянием различных причин, например при адаптации физиологической, под влиянием эфферентной регуляции, в результате действия на организм др. стимулов. При патологических процессах возможны разнообразные расстройства Ч., характер которых зависит от места поражения сенсорной системы: её периферического (рецепторного), проводникового или центр. (в т. ч. коркового) отдела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Свойства психического отражения.

Психика - свойство мозга которые заключается в отражении объективного мира, построении психического образа мира и саморегуляции на основе этого образа своего поведения и деятельности. 
свойства психического отражения: 
- объективность (способность получения информации об окружающем мире) 
- не является зеркальным отражением окружающего мира 
- закрыта для прямого наблюдения 
Структура психики: 
психические явления: 
-Психический процесс (психические явления обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком окружающих явлений  
Псих. процесс: 
- познавательные процессы 
-эмоциональные процессы (отражают отношение к чему либо) 
- Волевые процессы(связаны с принятием решений));  
- Психические свойства (Наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности обеспечивающие определенный уровень поведения типичным для данного человека); 
- Психические состояния (определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека характерный для него в каждый данный момент времени)

18. Функции психики

Мы ощущаем вкусы, запахи, видим  предметы, испытываем эмоции. Кто-то из нас обладает абсолютным музыкальным  слухом, у кого-то хорошая память; одним доставляет удовольствие гулять, другим читать книги. Почему мы можем  что-то испытывать и ощущать, почему мы так отличаемся друг от друга? Что-то даёт нам все эти возможности. Это наша психика. Именно свойства и  функции психики человека обеспечивают нам всё, что мы видим, слышим, чувствуем, то, как ведём себя.

Психика даётся человеку от рождения, но в процессе жизни развивается. Развивается в зависимости от получаемого опыта, обстоятельств. Психика нужна нам, чтобы получить, объединить, понять информацию об окружающем мире, сопоставить её со своими потребностями  и выработать необходимое поведение.Основные функции психики обеспечивают человеку адаптацию к разным условиям, возможность общаться, учиться, а, если возникает необходимость – выживать. Все функции тесно связаны и взаимообусловлены, поэтому нормальная психика целостна, они обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой.

Основные функции психики человека следующие:

1. Отражение.

2. Регуляция.

3. Коммуникация.

1. Отражение, как свойство психики, субъективно, хотя и отражает объективную действительность. Внешние воздействия воспринимаются психикой, преломляясь через её особенности и конкретное состояние человека. Поэтому восприятие одних и тех же объектов и событий разными людьми разное. Отражающая функция психики помогает человеку в построении собственной модели мира. Частью функции отражения является когнитивная функция психики, функция познания. Ведь именно познавательные психические процессы и обеспечивают построение модели мира человеком. Знания – это результат отражения, они создаются человечеством в процессе своего существования, фиксируются и передаются следующим поколениям.

Информация о работе Шпаргалка по общей психологии