Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, шпаргалка
Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Определение психологии как науки.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.
Основное
отличие эксперимента от других эмпирических
методов - это установление причинно
- следственных связей между явлениями
посредством эмпирического
Возможности
вывода причинно - следственной связи
: 1) исследователь меняет некоторые
условия ( манипулирует ими ) , т.е. осуществляет
влияние ; 2) исследователь контролирует
определенные условия , поддерживает их
неизмененными ; 3) исследователь регистрирует
последствия изменения
Виды эксперимента
1 . Лабораторный ;
2 . Естественный эксперимент
3 . Полевой эксперимент - это
эксперимент по схеме
II . В зависимости от характера влияния :
1 . Констатирующий - это эксперимент , цель которого установление причинно - следственных связей между явлениями ;
2 . Формирующий - это эксперимент , цель которого сформировать определенные явления ( психолого - педагогический эксперимент ) .
III . В зависимости от цели исследования :
1 . Поисковый эксперимент - направленный
на установление каузальной
2 . Подтверждающий эксперимент
- направлен на установление
IV . В соответствии реальности :
1 . Идеальный - организован таким образом , что изменяется лишь одно условие , все остальные контролируется ;
2 . Реальный , в которой изменяется целый ряд условий , в силу естественного проведения ;
3 . Полного соответствия - все условия и их изменения отвечают реальности .
Структура эксперимента
1 . Зависимые
переменные - это предмет психологического
экспериментального
2 . Независимые
переменные - это экспериментальные
условия которым управляет
14. Тест: определение, виды тестов.
Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Для чего нужны психологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачи пока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание в отношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.
Составление тестов строится по единой
схеме: определение целей
Качество тестов определяется по таким характеристикам, как надёжность, валидность (соответствие полученных результатов цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др.
Валидность теста — это его психометрическая характеристика, действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен и указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству.
Количественно валидность теста может
выражаться через корреляции результатов,
полученных с его помощью, с другими
показателями, например, с успешностью
выполнения соответствующей деятельности.
Совокупность характеристик валидности
теста, полученных экспериментально-
Практическое использование
Виды тестов
Различают тесты вербальные и невербальные, это зависит от того, представлен или нет в тесте речевой компонент. Так, тест на словарный запас — вербальный, невербальный — тест, требующий определенных действий в качестве ответа.
Групповые и индивидуальные тесты отличаются тем, что при групповом тестировании исследуется группа испытуемых.
Тесты достижений и личностные тесты различаются на основе того, какие из свойств личности подвергаются тестированию.
Тесты достижений — это тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и, конечно, тесты интеллекта.
Личностные тесты — это тесты на установки, характерологические тесты, интересы, темперамент и мотивационные тесты. Однако понятно, что это деление довольно схематично, возможны некоторые отклонения.
Объективные тесты включают в себя большинство тестов достижений и психофизиологических тестов. Это отличается от субъективных тестов, при выполнении которых испытуемый может не предполагать о действительной цели исследования.
Проективные тесты в результате дают ответ, который не может быть расценен как "правильный" или "не правильный", а должен быть дан свободный ответ, т.е. должен быть такой способ построения тестового задания, при котором испытуемый должен получить ответ "из головы", а не выбирать его из заданного списка.
Простые и сложные тесты различаются тем, что последние состоят из нескольких самостоятельных подтестов, по каждому из которых должен быть получен ответ, при этом высчитывается общая оценка. В случае соединения нескольких единичных тестов образуется тестовая батарея или пакет тестов.
Опросники также могут быть отнесены к тестам, если они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к данному методу сбора психологической или социологической информации.
В настоящее время получили распространение критериально-
15. Биографический метод в психологии, его характеристика.
В психологии
этот метод представлен в трех
вариантах. Первый – описание и анализ
человека в ретроспекции, на основании
уже имеющихся документов и других
источников. Второй вариант – длительное
исследование, сбор биографических данных
на протяжении жизни для последующего
их анализа. Третий способ – с помощью
каузометрии, т.е. установления связей
между различными событиями жизни,
указанными и оцененными человеком
по степени их значимости. Традиционный
биографический метод Как правило,
для описания и исследования жизненного
пути человека используют различные
документальные источники: письма, дневники,
воспоминания современников и собственные,
все то, что сохранилось во времени.
Но такие данные, как правило, бывают
неполными, отдельные периоды жизни
просто превращаются в «черные дыры»
биографии, и узнать о них что-либо
становится невозможным. Еще одна проблема
в изучении post factum – это недостоверность
некоторых фактов, субъективность их
оценки, противоречивость в описании
одних и тех же событий разными
людьми. Для исследователя-психолога
важно не только получить достоверные
сведения биографии, внешней жизни
человека, описанием которой он занимается,
но, в первую очередь, его внутренние
эмоциональные, душевные переживания,
связанные с теми или иными
событиями, их значимая оценка. К сожалению,
документальные факты отражают психологическое
состояние человека лишь частично,
а иногда и вовсе не дают таких
сведений. Лонгитюдный биографический
метод в психологии Другой способ
исследования биографии человека основывается
на продолжительных наблюдениях
его жизненного пути. Это психологический
эксперимент, длящийся иногда целую
жизнь. Подобными исследованиями занимается
направление в науке, названное
«онтогенетическая психология», которое
широко развито в Америке и
Европе. Лонгитюдные наблюдения в
перспективе развития личности, безусловно,
более полны и дают возможность
для выбора различных объектов и
предметов для анализа. Кроме
того, такие они позволяют
16. Психика в свете теории отражения. Уровни
допсихического отражения. Понятие раздражимости.Психология
— наука, изучающая психику. Психика—
это отражение мозгом реальной действительности.
Вся материя обладает свойством отражения
(1). Различают три его основные формы: физическое
отражение, примером которого, помимо
отражения света и звука, является радиолокация;
физиологическое отражение как функция
живой материи — например, поворачивание
цветка подсолнечника вслед за солнцем
и тяготение корня в прорастающем зерне
вниз, а стебля — вверх, а также такие сложные
физиологические процессы, как изменения
в сетчатой оболочке глаза под влиянием
света, раздражение нервной клетки и проведение
возбуждения по нерву, сокращение мышцы;
психическое отражение, отдельные формы
которого и изучает психология...
Подлинно научная психология, развившаяся
в многовековой борьбе материализма с
идеализмом и основанная на диалектическом
материализме и ленинской теории отражения,
объясняет психику как проявление работы
мозга. В. И. Ленин называл философию, не
учитывающую связи психики с мозгом, «безмозглой»
и указывал, что «психическое... есть функция
того особенно сложного куска материи,
который называется мозгом человека»
(2).
В основе работы мозга лежит рефлекс (лат.—
отражение), т. е. закономерно возникающий
ответ организма на раздражение, идущее
из внешней среды или внутренних органов.
По способу рефлекса происходят все акты
неосознанной и осознанной психической
жизни. · Раздражимость –
Раздражимость - это
воздействием факторов
физиологического покоя в
изменением структуры или
например изменением метаболизма.
Возбудимость - это
тканей отвечать на
возбуждением. Например,
секрецией. Т.е.
нервную, мышечные,
Возбуждение - это комплекс
ткани на действие
является изменение
мембраны клетки. Возбудимые
их способность проводить
Наибольшей проводимостью
Раздражители это факторы
- называется
раздражением.
Все раздражители делятся на следующие группы:
1. По природе
2. По месту воздействия:
3. По силе:
4. По физиологическому
17. Свойства психического отражения.
Психика - свойство мозга которые заключается
в отражении объективного мира, построении
психического образа мира и саморегуляции
на основе этого образа своего поведения
и деятельности.
свойства психического отражения:
- объективность (способность получения
информации об окружающем мире)
- не является зеркальным отражением
окружающего мира
- закрыта для прямого наблюдения
Структура психики:
психические явления:
-Психический процесс (психические явления
обеспечивающие первичное отражение и
осознание человеком окружающих явлений
Псих. процесс:
- познавательные процессы
-эмоциональные процессы (отражают отношение
к чему либо)
- Волевые процессы(связаны с принятием
решений));
- Психические свойства (Наиболее устойчивые
и постоянно проявляющиеся особенности
личности обеспечивающие определенный
уровень поведения типичным для данного
человека);
- Психические состояния (определенный
уровень работоспособности и качества
функционирования психики человека характерный
для него в каждый данный момент времени)
18. Функции психики
Мы ощущаем вкусы, запахи, видим предметы, испытываем эмоции. Кто-то из нас обладает абсолютным музыкальным слухом, у кого-то хорошая память; одним доставляет удовольствие гулять, другим читать книги. Почему мы можем что-то испытывать и ощущать, почему мы так отличаемся друг от друга? Что-то даёт нам все эти возможности. Это наша психика. Именно свойства и функции психики человека обеспечивают нам всё, что мы видим, слышим, чувствуем, то, как ведём себя.
Психика даётся человеку от рождения, но в процессе жизни развивается. Развивается в зависимости от получаемого опыта, обстоятельств. Психика нужна нам, чтобы получить, объединить, понять информацию об окружающем мире, сопоставить её со своими потребностями и выработать необходимое поведение.Основные функции психики обеспечивают человеку адаптацию к разным условиям, возможность общаться, учиться, а, если возникает необходимость – выживать. Все функции тесно связаны и взаимообусловлены, поэтому нормальная психика целостна, они обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой.
Основные функции психики
1. Отражение.
2. Регуляция.
3. Коммуникация.
1. Отражение, как свойство психики, субъективно, хотя и отражает объективную действительность. Внешние воздействия воспринимаются психикой, преломляясь через её особенности и конкретное состояние человека. Поэтому восприятие одних и тех же объектов и событий разными людьми разное. Отражающая функция психики помогает человеку в построении собственной модели мира. Частью функции отражения является когнитивная функция психики, функция познания. Ведь именно познавательные психические процессы и обеспечивают построение модели мира человеком. Знания – это результат отражения, они создаются человечеством в процессе своего существования, фиксируются и передаются следующим поколениям.