Шпаргалка по общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Определение психологии как науки.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Файлы: 1 файл

общая психология шпоры.docx

— 157.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Побудительная регуляция деятельности: потребности, их функция, свойства виды. Иерархия потребностей.

Можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

 

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

Согласно теории А. Маслоу, потребности  первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле  и т.д.) – являются врожденными  и присущи всем людям. А потребности  более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том  случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.

Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности  в безопасности на 70%.

Социальные потребности также  должны быть удовлетворены на 70% для  того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое  подразумевает достижение определенного  социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в  самоуважении на 60% личность начинает испытывать потребность в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого  потенциала. Эту последнюю потребность  удовлетворить сложнее всего, и  даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Побудительная регуляция деятельности: мотивы, их характеристики, иерархия, функции. Цель и задача, их роль в регуляции деятельности.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; искомое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности.

 

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку  для того, чтобы представить и  описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными  особенностями людей.

 

43. Характеристика осознаваемых  и не осознаваемых мотивов  поведения и деятельности человека.

Мотивы порождают действия путем  формирования цели. Как мы уже отметили, цели всегда осознаются человеком, но сами мотивы могут быть разделены  на два больших класса: осознаваемые и неосознаваемые мотивы деятельности. Например, к классу осознаваемых мотивов  относятся жизненные цели. Это  мотивы-цели. Существование таких  мотивов характерно для большинства  взрослых. К другому классу относится  гораздо большее число мотивов. Следует подчеркнуть, что до определенного  возраста любые мотивы являются неосознаваемыми. Подобное утверждение вызывает закономерный вопрос: если мотивы неосознаваемы, то насколько они представлены в  сознании? Значит ли это, что они  вообще никак не представлены в сознании? Неосознаваемые мотивы проявляются  в сознании в особой форме. По крайней  мере, таких форм две. Это эмоции и личностные смыслы. В теории деятельности эмоции определяются как отражение  отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если не успешно — отрицательные. Таким образом, эмоции выступают  в качестве первичных регуляторов  деятельности человека. Следует отметить, что об эмоциях как разновидности  управляющих состоянием человека механизмов говорит не только А. Н. Леонтьев. Об этом писали 3. Фрейд, У. Кэннон, У. Джеме, Г. Ланге.

Личностный смысл — это другая форма проявления мотивов в сознании. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Следует отметить, что именно ведущий мотив обладает смыслообразую-щей функцией. Мотивы-стимулы не выполняют смыслообразующую функцию, а лишь играют роль дополнительных побудителей и порождают только эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Основные виды человеческой деятельности, их характеристика.

Основные виды человеческой деятельности. Их характеристика.

Под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью.

Основные виды человеческой деятельности

1.    игра 

2.    учение 

3.    труд.

4.    ориентировочно-исследовательская  деятельность

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится про¬изводство какого-либо материального  или идеального продукта. В игре реализуется у ребенка потребность  в активности и в познании окружающего  мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

Учение выступает как вид  деятель¬ности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навы¬ков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных  обра¬зовательных учреждениях. Оно  может быть не организованным и происходить  по¬путно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может  приобретать характер самообразования. Учебная деятельность служит сред¬ством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. С трудом прежде всего связано создание и  совершенствование орудий труда. Благодаря  труду человек построил современ¬ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразо¬вал  условия своей жизни таким  образом, что открыл для себя перспективы  даль¬нейшего, практически неограниченного  развития.

 Существует два основных  вида труда: физический,  умственный. Каждый вид труда может иметь  как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.

Дополнительно:

Можно выделить предметную деятельность и умственную.

Умственная деятельность  делится  на:

1.    перцептивную, посредством  которой формируется целостный  образ восприятия предметов или  явлений; 

2.    мнемическую, которая  входит в состав деятельности  запоминания, удерживания и припоминания  какого-либо материала; 

3.    мыслительную, при помощи  которой происходит решение мыслительных  задач; 

4.    имажитивную (от image –  образ), т.е. деятельность воображения  в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в  себя и внутренний и внешний компоненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально  совершаются предметные действия и  лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность  совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46.Методологические принципы психологии.

К методологическим принципам психологии относятся: принцип активности; принцип  единства сознания и деятельности; принцип детерминизма;принцип развития;принцип историзма.

 

Принцип активности. Этот принцип выражается  в понимании психического отражения как активного процесса. В частности речь идет о том, что психическое отражение непосредственно зависит от целей, установок, потребностей, эмоций, прошлого опыта человека, которые и определяют избирательность этого отражения.

Принцип единства сознания и деятельности. По определению Рубенштейна сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика оказываются внутренней характеристикой деятельности. А свойства деятельности протекать в форме из вне наблюдаемого поведения может рааматриваться как характеристика самой психики. Этот принцип позволяет ученым деятельность выяснять т е внутренние механические механизмы, которые делают достижение целей деятельности. Принцип единства сознания и деятельности - это единство выражается в том, что сознание и все психические свойства человека не только проявляются в его деятельности, но и формируются в ней.. С одной стороны ведущая деятельность является основным условием психического развития ребенка. Кроме того, существует проблема профессиональной деформации личности, когда выполнение профессиональной деятельности длительное время приводит к изменению определенных личностных черт. С другой стороны, сознание "отвечает" за постановку цели деятельности и поведения, т.е. обеспечивает целенаправленность поведения и деятельности. Этот принцип разрабатывался Рубинштейном.

 

Принцип детерминизма разрабатывался и обосновывался Рубинштейном. Детерминизм - в переводе - обусловленность. Внешние причины действуют через внутренние условия или "внешнее преломляется через внутреннее", т.е. психика зависит от реальных жизненных условий и взаимоотношений человека, и тем самым, по мнению Рубинштейна, "это размыкает замкнутость внутреннего мира психики и выводит ее изучение в контекст конкретных материальных условий, в которых протекает жизнедеятельность людей". Принцип детерминизма означает что психики определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни.

Принцип развития разрабатывался Леонтьевым. Согласно этому принципу психика выступает как специфический компонент в эволюции организмов. При этом развитие понимается не только как рост, но и как изменение. Как процесс, при которых количественные усложнения изменения переходят в качественные и приводят к скачкообразно-проявляющимся психическим новообразованиям. Содержание психического развития - это борьба между старыми отживающими формами психики и проявляющимися новыми формами. Таким образом, суть принципа развития заключается в том, что самим способом существования психики является ее развитие. Это развитие происходит и на онтогенетическом и на филогенетическом и на социогенетическом уровнях.

Принцип историзма. Согласно этому принципу, разработанному Выготским, Леонтьевым и Асмоловым, психическое развитие и в частности развитие человеческого сознания происходит в процессе общественно-исторического становления и определяются общественно-историческими формациями и конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах. Таким образом, общественное бытие людей определяет их сознание, а образ жизни и стиль жизни определяет образ их мыслей и чувств, и в свою очередь так же определяется ими.

Информация о работе Шпаргалка по общей психологии