Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, шпаргалка
Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Определение психологии как науки.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.
41. Побудительная регуляция деятельности: потребности, их функция, свойства виды. Иерархия потребностей.
Можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.
Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.
Согласно теории А. Маслоу, потребности
первого уровня – физиологические
(потребность в пище, отдыхе, тепле
и т.д.) – являются врожденными
и присущи всем людям. А потребности
более высоких уровней “
Так, потребность в безопасности,
защите и порядке возникает, если
физиологические потребности
Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.
Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.
При удовлетворении потребности в
самоуважении на 60% личность начинает
испытывать потребность в
42. Побудительная регуляция деятельности: мотивы, их характеристики, иерархия, функции. Цель и задача, их роль в регуляции деятельности.
Побудительными причинами
Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; искомое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности.
Человек современного общества занимается
разнообразными видами деятельности.
Классифицировать все виды деятельности
вряд ли представляется возможным, поскольку
для того, чтобы представить и
описать все виды человеческой деятельности,
необходимо перечислить наиболее важные
для данного человека потребности,
а число потребностей очень велико,
что обусловлено
43. Характеристика осознаваемых
и не осознаваемых мотивов
поведения и деятельности
Мотивы порождают действия путем
формирования цели. Как мы уже отметили,
цели всегда осознаются человеком, но
сами мотивы могут быть разделены
на два больших класса: осознаваемые
и неосознаваемые мотивы деятельности.
Например, к классу осознаваемых мотивов
относятся жизненные цели. Это
мотивы-цели. Существование таких
мотивов характерно для большинства
взрослых. К другому классу относится
гораздо большее число мотивов.
Следует подчеркнуть, что до определенного
возраста любые мотивы являются неосознаваемыми.
Подобное утверждение вызывает закономерный
вопрос: если мотивы неосознаваемы, то
насколько они представлены в
сознании? Значит ли это, что они
вообще никак не представлены в сознании?
Неосознаваемые мотивы проявляются
в сознании в особой форме. По крайней
мере, таких форм две. Это эмоции
и личностные смыслы. В теории деятельности
эмоции определяются как отражение
отношения результата деятельности
к ее мотиву. Если с точки зрения
мотива деятельность проходит успешно,
возникают положительные
Личностный смысл — это другая форма проявления мотивов в сознании. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Следует отметить, что именно ведущий мотив обладает смыслообразую-щей функцией. Мотивы-стимулы не выполняют смыслообразующую функцию, а лишь играют роль дополнительных побудителей и порождают только эмоции.
45. Основные виды человеческой деятельности, их характеристика.
Основные виды человеческой деятельности. Их характеристика.
Под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью.
Основные виды человеческой деятельности
1. игра
2. учение
3. труд.
4. ориентировочно-
Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.
Игра — это особый вид деятельности,
результатом которого не становится
про¬изводство какого-либо материального
или идеального продукта. В игре
реализуется у ребенка
Учение выступает как вид деятель¬ности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навы¬ков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных обра¬зовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить по¬путно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Учебная деятельность служит сред¬ством психологического развития индивида.
Особое место в системе
Существует два основных вида труда: физический, умственный. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.
Дополнительно:
Можно выделить предметную деятельность и умственную.
Умственная деятельность делится на:
1. перцептивную, посредством
которой формируется целостный
образ восприятия предметов
2. мнемическую, которая
входит в состав деятельности
запоминания, удерживания и
3. мыслительную, при помощи
которой происходит решение
4. имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества.
Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.
По своему происхождению внутренняя
(умственная, психическая) деятельность
производна от внешней (предметной). Первоначально
совершаются предметные действия и
лишь потом, по мере накопления опыта,
человек приобретает
46.Методологические принципы психологии.
К методологическим принципам психологии относятся: принцип активности; принцип единства сознания и деятельности; принцип детерминизма;принцип развития;принцип историзма.
Принцип активности. Этот принцип выражается в понимании психического отражения как активного процесса. В частности речь идет о том, что психическое отражение непосредственно зависит от целей, установок, потребностей, эмоций, прошлого опыта человека, которые и определяют избирательность этого отражения.
Принцип единства сознания и деятельности. По определению Рубенштейна сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика оказываются внутренней характеристикой деятельности. А свойства деятельности протекать в форме из вне наблюдаемого поведения может рааматриваться как характеристика самой психики. Этот принцип позволяет ученым деятельность выяснять т е внутренние механические механизмы, которые делают достижение целей деятельности. Принцип единства сознания и деятельности - это единство выражается в том, что сознание и все психические свойства человека не только проявляются в его деятельности, но и формируются в ней.. С одной стороны ведущая деятельность является основным условием психического развития ребенка. Кроме того, существует проблема профессиональной деформации личности, когда выполнение профессиональной деятельности длительное время приводит к изменению определенных личностных черт. С другой стороны, сознание "отвечает" за постановку цели деятельности и поведения, т.е. обеспечивает целенаправленность поведения и деятельности. Этот принцип разрабатывался Рубинштейном.
Принцип детерминизма разрабатывался и обосновывался Рубинштейном. Детерминизм - в переводе - обусловленность. Внешние причины действуют через внутренние условия или "внешнее преломляется через внутреннее", т.е. психика зависит от реальных жизненных условий и взаимоотношений человека, и тем самым, по мнению Рубинштейна, "это размыкает замкнутость внутреннего мира психики и выводит ее изучение в контекст конкретных материальных условий, в которых протекает жизнедеятельность людей". Принцип детерминизма означает что психики определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни.
Принцип развития разрабатывался Леонтьевым. Согласно этому принципу психика выступает как специфический компонент в эволюции организмов. При этом развитие понимается не только как рост, но и как изменение. Как процесс, при которых количественные усложнения изменения переходят в качественные и приводят к скачкообразно-проявляющимся психическим новообразованиям. Содержание психического развития - это борьба между старыми отживающими формами психики и проявляющимися новыми формами. Таким образом, суть принципа развития заключается в том, что самим способом существования психики является ее развитие. Это развитие происходит и на онтогенетическом и на филогенетическом и на социогенетическом уровнях.
Принцип историзма. Согласно этому принципу, разработанному Выготским, Леонтьевым и Асмоловым, психическое развитие и в частности развитие человеческого сознания происходит в процессе общественно-исторического становления и определяются общественно-историческими формациями и конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах. Таким образом, общественное бытие людей определяет их сознание, а образ жизни и стиль жизни определяет образ их мыслей и чувств, и в свою очередь так же определяется ими.