Шпаргалка по общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Определение психологии как науки.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Файлы: 1 файл

общая психология шпоры.docx

— 157.14 Кб (Скачать файл)

Сравнение психики животных с человеческим позволяет выделить следующие основные различия между ними. 

1. Животное может действовать  только в рамках ситуации, которая  воспринимается непосредственно,  а все осуществляемые ею акты  ограничены биологическими потребностями,  то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических  потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в  процессе ориентирующих манипулирование  животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактном, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

Мышление тесно связано с  вещанием. Животные лишь подают сигналы  своим родственникам по поводу собственных  эмоциональных состояний, тогда  как человек с помощью языка  информирует других во времени и  пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек  пользуется опытом, который выработано человечеством в течение тысячелетий  и которого она никогда не воспринимала непосредственно.

2. Животные способны использовать  предметы в качестве орудия, aie ни одно животное не может  создать орудия труда. Животные  не живут в мире постоянных  вещей, не выполняют коллективных  действий. Даже наблюдая за действиями  другого животного, они никогда  не будут помогать друг другу,  действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманным планом, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Она живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно  с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и  передает его другим.

3. Отличие психики животных и  человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать  положительные или отрицательные  эмоции, но только человек может  сочувствовать в горе или радости  другому человеку, наслаждаться  картинами природы, переживать  интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных  и человека является четвертым  отличием. Развитие психики в  животном мире подченено биологическим  законам, а развитие психики  человека детерминируется общественно-историческими  условиями.

И человеку, и животному свойственны  инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в  жизненных ситуациях. Однако присваивать  общественный опыт, который развивает  психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет  проявлять себя как обезьяна, а  человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди  людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Понятие самосознания. Структура и особенности самосознания. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного  облика и интересов, ценностей, идеалов  и мотивов поведения).

Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются  до понимания своего положения в  системе общественных отношений, своих  общих интересов и идеалов. В  самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных  и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где  оно выходит на уровень теоретического мышления. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к  себе выступают прежде всего другие люди, самосознание по самому существу носит общественный характер.

Структура самопознания

1. Самонаблюдение. В самом себе  я замечаю события, которые  представляют собой свойственные  мне модусы восприятия, памяти, чувства  и т. п. Я останавливаю внимание  на разного рода мимолетных, почти незаметных явлениях. Между мной и тем, что я наблюдаю в себе как некий внешний объект, устанавливается определенная дистанция, и я отдаю себе в этом полный отчет. Моя установка нейтральна — как во всех тех случаях, когда мне приходится иметь дело с данностями.

2. Понимание самого себя («самопонимание»). Происходящее во мне я приписываю  определенным мотивам и связям; я пытаюсь разъяснить их. Пока  это внутреннее созерцание не  выходит за рамки простого  наблюдения, оно может указывать  на бесчисленное количество разнообразных  возможностей. Но понимающее истолкование  также бесконечно и всегда  относительно. В конечном счете я никогда не знаю, что же именно я есть, что движет мною, какие мотивы имеют по-настоящему решающее значение. В себе я могу распознать широчайший спектр разнообразных возможностей — подчас и скрытых. Понимание самого себя — это не просто желание узнать; иначе оно было бы беспочвенно.

3. Самопрояснение - Пассивное понимание  самого себя обеспечивает ту  среду, которая необходима для  действительного самопрояснения. Последнее  наступает благодаря всецелому  участию в деятельности, которая  в философских терминах обозначается  как форма внутреннего поведения,  как безусловность решения; в  психологии подобная деятельность  не поддается точной фиксации  — между тем как кризисы  самопонимания со всеми их  темными сторонами и инверсиями  достаточно хорошо исследованы  психологически. Что касается демонстрации  процессов самопрояснения с помощью  концептуальных построений из  области психологического понимания,  то здесь Кьеркегор все еще  остается непревзойденным мастером. Укажем на несколько моментов, представляющих интерес с психопатологической  точки зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Я – концепция личности, её функции.

Я концепция – это система  установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о  самом себе. Я-концепция формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Способы самопознания, ведущие к формированию Я-концепции, разнообразны: самовосприятие и самоанализ, сравнение себя с другими (идентификация), восприятие и интерпретация реакций на себя других (рефлексия) и т. д. Следует отметить, что представления человека о себе кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Под влиянием различных внешних или внутренних факторов Я-концепциия изменяется, т. е. Я-концепция является динамическим образованием.

 

Традиционно психологи выделяют три  модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.

 

Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид  воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус и т. д. То есть его представления  о том, каков он есть на самом деле.

 

Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть. Я-идеальное отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.

 

Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

 

Я-концепция, как система установок относительно своей личности, имеет сложную структуру, в которой выделяют три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

 

Когнитивный компонент – это  основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют "Образом  Я". Составляющими "Образа Я" являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Понятие о психологической защите. Виды психологической защиты, их характеристика. Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты, функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, — могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия. Он заключается в том, что  всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие  не будет преодолено или человек  не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно сказать, что механизмы  психологической защиты — это  и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.

Таким образом, необходимо знать, что  психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она  создает почву для самооправдания. Если человек, относится к себе в  целом положительно, допускает в  сознании представление о своем  несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих  противоречий.

 

К механизмам психологической защиты, как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм.

Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости,

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

 

 

 

 

 

 

 

38. Бессознательное: определение, структура, функции.

Важным шагом в изучении сознательного  отражения окружающей реальности является определение круга явлений, которые  принято называть неосознаваемыми, или бессознательными. Ю.Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления на три больших  класса:  
 

неосознаваемые механизмы сознательных действий;

неосознаваемые побудители сознательных действий;

надсознательные процессы.

Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

неосознаваемые автоматизмы— действия или акты, которые совершаются  как бы «сами собой», без участия  сознания. Некоторые из этих процессов  никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали  осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, Или автоматическими  действиями. Они либо являются врожденными, либо сформировались очень рано —  в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, схватывание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые известны как вторичные автоматизмы, или  автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автоматизации происходит освобождение сознания от необходимости  постоянного контроля за выполнением  действия;

неосознаваемые установки —  готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении, фактов, демонстрирующих  готовность или предварительную  настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся  к разным сферам. В качестве примеров неосознаваемых установок можно  назвать мышечную преднастройку  к осуществлению физического  действия — моторную установку, готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом  — перцептивную установку, готовность решать проблемы и задачи определенным способом — умственную установку, и  т.д. Установки имеют очень важное функциональное значение:субъект, подготовленный к действию, способен осуществить  его более эффективно и экономично;

Информация о работе Шпаргалка по общей психологии