Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".
11. Определение и общая характеристика памяти.
Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отражения им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком поведения как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому себе.
Память
– сквозной познават-й псих-й пр-сс, сущность
к-го состоит в, запоминании, сохранении,
воспроизведении и забывании полученной
индивидом инф-ции. Память – это пр-сс,
к-й затрагивает всю когнитивную сферу.
Пр-ссы памяти: 1. Запоминание
– пр-сс памяти, в рез-те к-го происходит
закрепление новой инф-ции, утем связывания
ее с приобретенной ранее. Оно выступает
как необходимое условие обогащения ч-ка
новыми знаниями и формами поведения.
Классиф-ция: 1. В соответствии с целями
деят-ти, в к-ю включен пр-сс запоминания
выд-ют произвольное
и непроизвольное запоминание.
Непроизвольное запоминание – запом-е
без заранее поставленной цели, без использования
к.- л. приемов и проявления волевых усилий,
а также без предварительного выбора материала,
подлежащего запоминанию. Ф-ры,
влияющие на успешность
непроизвольного запоминания: 1.
Сильные раздражители, вызывающие ↑-ую
ориентировочную р-цию (громкий звук, яркий
свет); 2. Раздражители наиболее значимые
для ч-ка в личностном и проф-м плане; 3.
Раздражители, имеющие выраженную эмоц-ю
окраску, вызывающие интерес; 4. Значимость
материала в деят-ти ч-ка. 5. Инф-ция, занимающая
место основной цели деят-ти, непроивольно
запом-ся тем лучше, чем более содержательные
связи устанавливаются в ней; 6. Лучше запом-ся
та инф-ция, к-я вызывает активную умственную
работу над ней. Непризв-е запоминание
предполагает умственную активность,
самост-сть в работе (легкий текст запом-ся
хуже, тем текст средней тяжести, трудный
текст запом-ся лучше при его активной
обработке). Непризв-е запом-е – закон-ный
пр-сс, хар-ся избирательностью, опред-мой
ос-стями деят-ти и отношением к окружаещему.
Произвольное запомин-е
– ч-к побуждаемый опред-ми мотивами, ставит
перед собой цель – запомнить то, что намечено
им самим или ему предложено (осознанная
мнемическая деят-ть, состоящая из ряда
мнемических действий – А.А. Смирнов, Л.В.
Занков). Продуктивность произвольного
запом-я выше, чем непроизвольного (для
этого необх-мо: составление плана запом-ой
инф-ции, ее смысловая группировка, выделение
смысловых опор, установление ассициативных
связей; если эти условия не выполняются,
то неризв-е запом-е м.б. эффек-внее произв-го);
2. В зав-сти от степени
«включенности» понимания
содержания инф-ции в пр-сс запом-я
выд-ют: а. осмысленное (логическое)
– запом-е обеспечивается установлением
существенных внутренних причинно-следственных
связей в инф-ции, в выделении основного
и второстепенного содерж-я (при заучивании
сиска бессмысленных слов испыт-е форм-ют
план запом-я и воспроизведения, заменяют
бессмысленные слова словами, имеющие
смысл, и созвучные им, группируют слова
во фразы, а фразы в рассказ – Дж. Миллер,
Ю. Галантер, К. Прибрам); Рез-т обработки
инф-ции – построение мнемосхемы, к-я облегчает
ее воспроизвед-е (В.Я. Ляудис); б.
механическое запом-е – действие
с инф-цией не совершаются, происходит
многократное «слепое» овторение инф-ции
без понимания ее сути. Основа
мех-го запом-я – ассоциации по смежности
(одна часть материала связ-ся с др, т.к.
следует за ней во времени). Напр., при мех-м
запом-ии ч/з час в памяти сохр-ся 40% инф-ции,
а еще ч/з несколько часов только 20%; при
осмысленном запом-ии 40% инф-ции сохр-ся
даже ч/з 30 дней. 3.
В зав-сти от наличия
дополн-х опор и переработки
инф-ции выд-ют:
а. Непосредственное – осущ-ся
без доп-х опор и переработки инф-ции;
б. опосредованное – при запоминании
исп-ся вспомогательные средства, выполняющие
роль опор при запом-ии и «ключей» при
воспроизв-и. Ф-ры,
влияющие на запом-е: 1. Необх-мо
организация материала в ряды из последов-ых
элем-тов. Элем-ты, нах-ся в начале и конце
ряда запом-ся лучше – «позиционный эффект»;
2. Объем материала: если число запом-ых
элем-ов превышает объем воспр-я, то число
проб, необх-ых для запом-я возрастает
(чем ↑ больше объем запом-го материала,
тем он лучше сохраняется); 3.
Степень однородности
материала: число повторений, необх-ых
для заучивания ↑ с увеличением сходства
м/у элем-ми материала (эффект фон Ресторф);
4. Мотивация и эмоц-е
отношение S к инф-ции (если ур-нь мотивации
↑, то эф-сть памяти тоже ↑). Эффект
Зейгарник – при наличии перерывов
в деят-ти при слабой мотивации лучше сохр-ся
прерванные действия. Эффект
Розенцвейга – при сильной мотивации
лучше сохр-ся завершенные задачи.
П. Фресс, Ж. Пиаже - приятное событие
лучше сохр-ся в памяти, чем неприятное,
а неприятное - лучше, чем нейтральное
событие (но счасливые воспом-я лучше извлекать
из памяти в хорошем настроении). 5.
Повторение: необх-мо учитывать:
а. заучивание происходит неравномерно,
при этом несколько повторений подряд
не дают сущ-нного роста воспр-я, но при
последующих повторениях – происходит
резкое ↑ запоминаемого материала; б.
если материал нетруден для запом-ия, то
первые повторения дают больший рез-т,
чем последующие.) II.
Сохранение –
пр-сс памяти, обеспечивающий долговременное
удержание воспринятой инф-ции в скрытом
состоянии. Сущ-ет: 1. Пассивное
(нет переработки материала в виде его
отбора, систематизации, детализации и
реконструкции) и активное
(удерживаемый материал подвергается
внутренним преобразованиям: от простого
циклического повторения до вкл-я в системы
новых семантических связей, возникающих
под влиянием новых знаний, интересов
и переживаний ч-ка) сохр-е; 2.
Динамическое (проявл-ся в кратковременной
памяти, при этом инф-ция мало изменяется)
и статическое (происходит в долговременной
памяти, инф-ция изменяется). Ф-ры,
влияющие на сохр-е материала
в памяти: 1. Объем запомин-го
материала: чем он ↑, тем лучше сохранение;
2. Активность S в работе с инф-ции в пр-ссе
ее усвоения; 3. Осмысленность материала
S; 4. Включенность инф-ции в осуществляемую
S деят-ть; 5. Сп-бы заучивания, исполз-ые
при запоминании; 6. Хар-р деят-ти, предшествующей
запоминанию или заполняющей временной
промежуток м/у запоминанием и воспроизведением;
Сп-бы хранения инф-ции
в памяти: 1. Пространственная организация
инф-ции. Лежащая в основе построения «когнитивных
карт». Она позволяет установить связи
и опорные точки в физ-ом пространстве;
2. Ассоциативная организация, т. е. группировка
эл-тов с общими признаками; 3. Иерархич-ая
организация, где каждый эл-нт инф-ции
относится к опред-му ур-ню, в зав-сти от
того, какой категории – более общей или
более частной – он соответствует.
III. Воспроизведение – пр-сс памяти,
к-й во временной последовательности следует
после сохранения и явл-ся показателем
эфф-сти запоминания и сохр-я, а также умения
S использовать приобретенный опыт.
Показатели: 1. Время воспр-я –
интервал м/у стимулом и ответной речевой
р-цией. 2. Скорость воспр-я – длит-сть интервалов
м/у словами на фонограмме.
Ур-ни воспр-я:
1. Узнавание
– воспр-е материала при его повторном
воспр-и; 2. Припоминание – сознательное
воспроизв-е, связан-е со знач-ми волевым
усилиями по поиску инф-ции ; 1 и 2 ур-нь
– косвенная процедура. 3.
Собственно воспр-е
– воссоздание образа объекта, содерж-я
инф-ции, воспринятых ранее, но не воспринимаемых
в данный момент - прямая процедура.
IV. Забывание –
пр-сс памяти, приводящий к утрате четкости
и ↓ объема, закрепленной в памяти инф-ции,
и заключ-ся в невозможности ее воспроизвести,
а нек-ых случаях даже узнать то, что входит
в содержание прошлого опыта S. Формы
забывания: 1. Невозможность узнать,
припомнить или воспроизвести инф-цию.
2. Ошибочное узнавание, припоминание и
воспр-е ранее запечатленной в памяти
инф-ции. Чаще всего ч-к забывает то, что
не играет роли в осуществляемой им деят-ти
ли утратила для него жизненный смысл.
Ф-ция данного пр-сса памяти – охранительная,
т.к. забывание защищает сознание ч-ка
от инфомац-ых перегрузок. Классиф-ция:
1. В зав-сти от объема утраченной инф-ции:
а. полное – инф-ция не восроизв-ся даже
при повторном воспр-и. б. частичное –
ч-к воспроизводит не всю инф-цию; воспр-ит
ее с ошибками; унает, но восп-сти не может;
2. В зав-сти от времени воспр-ия инф-ции:
а. длительное и временное. Степень
проявления забывания (ур-ни
памяти): 1 ур-нь: воспроизводящая память
– ч/з нек-е время после заучивания ч-к
м. достаточно легко и точно воспр-сти
заученное; 2 ур-нь – опознающая память
– воспр-е инф-ции затруднено, но она легко
опознается при повторном воспр-ии; 3 ур-нь
– облегчающая память – не происходит
ни воспр-ие, ни узнавание инф-ции, но повторное
заучивание происходит с меньшими усилиями.
Феномены забывания: 1. Реминисценция
– улучшенное отсроченное воспр-е, по
сравнению с непосредственным, имевшим
место сразу после заучивания; 2. Ошибочное
припоминание 3. Ошиб-е узнавание;
Ф-ры, влияющие на пр-сс
забыв-я: 1. Объем и степень трудности
инф-ции; 2. Хар-р, предшествующей заучиванию
и последующей после него деят-ти ч-ка;
3. Возраст ч-ка; 4. Физ-ские и псих-е травмы;
5. Умственное и физ-ое утомление; 6. наличие
помех, затрудняющие заучивание; 7. Темп
подачи инф-ции; 8. Эмоц-я окрашенность
материала; 9. Значимость для ч-ка содержания
материала. Ф-ции
памяти: 1.
отражение – отражает образы явлений
и предметов внеш. и внутрен. мира. Опыт,
отражаемый здесь и сейчас, переносится
в прошлое. 2. регуляторная – участие
памяти в форм-нии цели предстоящего действия,
посредством привлечения всего прошлого
опыта ч-ка; одним из аспектов регулятивной
ф-ции являя обеспечение самотождественности
личности; 3. Ориентировочная
– ч-к накпливает знания, умения, навыки,
к-е помогают ориентироваться в действительности;
4. Креативная – на основании опыта
у ч-ка есть возм-сть творчески реализовать
свои мысли ч/з искусство и открытия.
Виды памяти: 1. Двигательная (моторная)
– сп-сть запоминания и сохранен., а при
необход. и воспроизведен сложных многообразных
движений. Она участвует в формир двигательных(трудовых
и спортивных) умений и навыков. 2.
Эмоциональная – это память на эмоции
и чувства. На эмоциональной памяти непосредственно
основана прочность запоминания материала:
то, что у человека вызывает эмоциональное
переживание, запоминается им без особого
труда и на более длительный срок. 3.
Образная – связана с сохранен. и
воспр-е зрит-х образов (зрительная, слуховая,
обонятельная, осязательная, тактильная,
иконическая (мгновенная слуховая), эконическая
(мгновенная зрительная), эйдетическая).
Эйдетическая – вид зрительной памяти
человека, связанный со сп-стью четко,
точно и в деталях, без особого труда восстанавливать
в памяти зрительные образы увиденного.
4. Словесно-логическая – сп-сть ч-ка
запоминать вербально оформленную инф-цию;
2 варианта памяти: 1. Запом-ся только
смысл инф-ции (хар-но для взрослых); 2. Запом-ся
только словесное выражение мысли (хар-но
для детей, а также взрослых: лекторов,
дикторов, педагогов).
Типы памяти (продолж-сть хранения
инф-ции) 1.мгновенная (иконическая)
– память связана с удержанием точной
и полной картины только что воспринятого
органами чувств, без какой бы то ни было
переработки полученной инф-ции; 2.
Кратковременная – сп-б хранения
инф-ции в течение короткого промежутка
времени. Объем удерживаемой инф-ции =
7 плюс-минус 2 (число Миллера); 3.
Долговременная – обеспечивается
длительное хранение инф-ции. Время хранения
не ограничено, как и не ограничен объем
долговр-й памяти. Оперативная
– «синтез» инф-ции, хранящ-ся как в долговрем-й,
так и в кратковрем-й памяти и необх-ой
для обеспечения «здесь и сейчас» осуществляемой
ч-м деят-ти. Формы
памяти отражают: 1.
намеренность того или иного мнемического
пр-сса (произвольное и непроизвольное
запом-е); 2. Использование опред-х мнемических
средств (непосредственная и опосредованная);
3. Возможность сознательного извлечения
инф-ции из памяти обеспечивает наличие
у ч-ка эксплицитной (осознаваемой) памяти.
Феномены памяти:
1. Амнезия
– утрата памяти : а.
частичная –набл-ся при псих-х травмах
и проявл-ся в забывании опред-х событий,
периодов времени, эпизодов жизни ч-ка;
б. полная – полная утрата памяти;
в. прогрессирующая – нарастающая потеря
памяти от частичной до полной, причинами
выст-ют поражения мозга, кровоизлияния,
старческая атрофия мозга. Класс-я: 1. По
критерию времени утраты инф-ции амнезии
бывают: Временные (кратко- и долговр-е);
2. Как локализована выпадающая из памяти
инф-ция: ретроградная (не помнит, что было
до травмы) и антероградная (не помнит,
что было после травмы), фиксационная амнезия
(не помнит, что происходит сейчас, но помнит,
что было раньше); 2.
Парамнезия – ошибки, обманы памяти:
а. «Дежа вю» (ложное узнавание
S незнакомых О. б. «Джамас
вю» - неузнавание S знакомых О; в.
Псевдореминисценция – заполнение
пробелов памяти реальными событиями,
но теми, к-е были не в то время; г. Контаминация
– ошибочное воспр-е вместо одной инф-ции
другой, близкой к ервой по значению; д.
Конфабуляция
– заполнение пробелов памяти событиями
вымышленными, к-х не было в опыте S; е.
Криптомнезия
– ошибоч-е воспр-е фактов и событий, увиденных
во сне, или галлюцинаторных образов имевших
место в реальности. Гиперамнезия
– усиление памяти. Гипомнезия
– ослабление памяти без патолог-х изменений,
вследствие фармакол-го воздей-я, хронич-х
болезни, возр-ых изменений Реминисценциия
– спонтанное улучш. воспомин. без дополн-х
повторений.
12. Теории памяти.
Психика
– внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся
на основе отражения им О-го мира, и выступает
как основание для регуляции ч-ком поведения
как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому
себе. Память
– сквозной познават-й псих-й пр-сс,
сущность к-го состоит в, запоминании,
сохранении, воспроизведении и забывании
полученной индивидом инф-ции. Память
– это пр-сс, к-й затрагивает всю когнитивную
сферу. Психологические:
I. Теории запоминания. Экспер-ое изуч-е
берет свое начало в к. 19 века. В то время
сущ-ло 2 подхода: ассоционизм и психология
сознания, в них сформ-сь различные варианты
решения пр-мы памяти, к-е нашли свое продолжение
в совр-х теориях. В ассоционизме (позже
в бихевиоризме) разв-сь монистическая
трактовка памяти (различные виды и типы
памяти отличаются не принцип-но, а лишь
разной степенью прочности ассоциаций,
к-е зависят от величины интервала м/у
научением и воспр-ем) 1.
Ассоциативная теория
памяти. Понятие ассоциации ввел Аристотель.
Теория возникла в 17 веке, активно разрабатывалась
в 18 и 19 вв. в Англии и Германии. Основные
положения теории: факт смежности вечатлений
признается достаточным для установления
связей м/у представлениями и для их оследующего
воспр-я. Основное понятие – ассоциация,
т.е. связь между отдельными феноменами,
разработанное Г.Эбингаузом, Г. Мюллером,
А. Пильцекером и др. Основной постулат
теории: если опред-ые псих-е образования
возникли в сознании одновременно или
непосредственно др. за др., то м/у ними
устанавливается ассоциативная связь,
и повторное появление к.-л. из эл-тов этой
связи с необх-стью вызывает появление
в сознании представления о др. ее элементе
(один О выолняет роль St, другой – роль
средства, с помощью к-го этот О запом-ся).
Ассоциация – связь между прошлым опытом
и новой инф-ей. Есть два вида связи: 1. естественная
связь – имеющаяся в реальности; 2. искусственная
связь – созданная самим человеком. Психологи-ассоцианисты
преимущ-но занимались изучением условий
возникн-я ассоциаций. Условия возн-я ассоциаций:
1. Пространственно-временная смежность
объекта» 2. Сходство объектов; 3. Контраст
О. Такие ассоц-и наз-ют простыми. Сложная
ассоц-ция – связь м/у О-St и О-средством
явл-ся не внешней, а внутренней, логической.
Ассоц-ная теория позволяет разъяснить
определенные мех-змы запом-я ч-ком инф-ии,
но при этом объяснила этот пр-сс, ориентируясь
сугубо на хар-ки инф-ции, а роль S не учитывается.
В этом ее недостаток. 2.
Деятельностная теория
памяти. П. Жане рассм-л память как действие,
форм-ся в пр-ссе соц-го разв-я, изобретенное
людьми в ходе прогресса и коренным образом
отличающееся от автоматического повторения.
В. Штерн (нач. 20 в.) – зав-сть пр-ссов памяти
от деят-ти ч-ка связано с произвольным
и непроизвольным запом-ем (в отеч-й псих-ии
А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко).
Рез-ты иссл-ний – признание положения,
согласно к-му в кач-ве ф-ра, детерменирующего
функц-ния всех псих-х пр-ссов, в том числе
и памяти, явл-я осуществляемая S деят-ть.
Запом-е, сохр-е, воспр-е и забывание ч-ком
инф-ции обусловлено местом, к-е она занимает
в его деят-ти, степенью ее участия в ней,
ее значимостью для достижения поставленных
S целей. 3. Структурно-функциональная
модель памяти.
В отеч-й псих-ии была предпринята попытка
выявить вз-связь, возникающую м/у различными
ур-нями системы памяти в целостной стр-ре
целенаправленных действий ч-ка. Отсюда
возникает необх-сть «вписать» память
в такие структурные компоненты деят-ти
ч-ка, как сенсорные, моторные, интеллект-е.
Теория функц-ной системы П.К. Анохина:
модель повед-я ч-ка представлена как последовательный
ряд звеньев единой системы, в к-й выделены
4 основных блока деят-ти, образующих замкнутый
контур саморегуляции: афферентный синтез,
принятие решения и прогнозирование рез-та,
практич-ое действие и его оценка и обратная
афферентация о промежуточных и конечных
рез-тах достижения цели. Анализ 4 стадий
функц-ой системы позволяет утверждать,
что эл-ты памяти вкл-на в работу каждого
блока, поскольку без выполнения данного
условия реализация ф-ций каждого блока
и вз-связь м/у ними невозможна. При этом
условии функц-ние памяти м. рассм-ть как
единую мнемическую систему, играющую
продуктивную роль в осуществлении деят-ти
ч-ка. Стр-но-функц-я модель памяти отражает
состав, послед-сть и вз-вие всех операций,
осущ-их преобразование сигналов в промежутке
м/у их поступлением на сенсорный вход
и ответным действиям ч-ка. Представленная
модель показывает, что память ч-ка не
явл-ся изолированной ф-цией, она всегда
вкл-на в целостную деят-ть и связана с
сенсорными, интеллек-ми и моторно-речевыми
пр-ссами, к-е посредством памяти связаны
м/у собой. II. Теории
забывания. 1. Теория
«исчезновения следов»
объясняет забывание как рез-т инактивации
нейрофизиол-х мех-мов, лежащих в основе
научения. Главной причиной забывания
явл-ся отсутствие упражн-й, обращений
к инф-ции. 2. Теория
«вытеснения следов
памяти» основана на положении об
ограниченности объема буферной памяти,
в связи с чем поступающая инф-ция вытесняет
ту, к-я поступила ранее. Если же новой
инф-ции не поступает, забывание не происходит.
3. Теория забывания
как потери доступа
к инф-ции предпол-ет, что в действ-сти
ч-к ничего не забывает, но утрачивает
«ключ» к инф-ции, обеспечивающий ее поиск,
из-за чего не имеет доступа к ней. При
этом, для того чтобы тот или иной St стал
эфф-ым ключом для поиска инф-ции, он д.б.
при запоминании мысленно включен в семантические
стр-ры памяти. 4.
Теория забывания как
интерференции
инф-ции объясняет забывание след-им
образом: все, что усвоено, сохр-ся в памяти,
пока не поступит новая инф-ция, близкая
по содержанию к усвоенной ранее. В этой
ситуации возн-ет феномен интерференции,
закл-щийся во вз-вии 2 или больше блоков
инф-ции, при к-м возн-ет подавление в одном
из них. 5. Мотивационная
теория забывания исходит из того,
что забывание м.б. интенциональным. Оно
связано со знач-ем и ценностью данной
инф-ции для S. Непсихологические:
а) Физиологическая (Павлов,Бехтерев,Анохин).
В основе -условные рефлексы. Для успешн.
запоминан. новой инф-ии необход. подкрепление
рефлекса, его воспроизведение. Воспроизвед.
инф-ии происходит рефлекторным путем
в момент действия пускового стимула.
Забывание происходит в рез-те угасания
условн. рефлексов. б) Физическая-раскрывает
нейрофизические механизмы образования,
подкрепления и угасания условн. рефлексов.
Стимулы оставл-ют в коре головн. мозга
след, котор. существует реально в виде
механич. изменений нервн. Клеток; в) Химическая;
г) Голографическая
15. Восприятие пространства, времени, движения.
Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отраж-я им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком повед-я как по отношению к внеш-у миру, так и к самому себе. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возник-щих при непосредственном возд-вии физ-ских отражителей на рецепторные поверхности оранов чувств. Воспр-е прост-ва – отраж-е О-но-сущ-щего прост-ва, вкл-щее воспр. формы, величины, направления и глубины. Тело ч-ка хар-ся рядом пространс-х хар-к: величиной, 3 измерениями и опред-ым направл-ем движения пространства. Проственный анализатор – это высшее проявление аналитическо-синтетической деят-ти мозга, и она опред-ся простр-ными хар-ками предмета и собственного тела ч-ка относительно окр-щих предметов. В основе лежит деят-ть комплекса анал-ров: зрит-й, двиг-й, вестибулярный, осяз-й, слух-й. Центр простр-го анал-ра – третичные зоны коры ГМ, или «зоны перекрытия». Сущ-ют спец-е мех-змы пространст-й ориентировки: 1. Нерв-е связи м/у обоими ПШ (ч-к обладает бинокулярным зрением, слухом, осязанием, обонянием); 2. Функцион-ая асимметрия хар-на для всех парных анал-ров, т.е. 1 из сторон явл-я ведущей. Воспр-е формы – опред-ся St-ом и тем выбором, к-й осущ-ет перцептивная система. Ретинальное изображение - меняющая свою яркость и цвет мозаика – набор цветных пятен. И прежде чем ретинальное изобр-ние приведет к изобр-нию формы, мозаика д. б. опред-ным образом организованна.Перцептивная с-ма выд-ет в этой мозаике опред-ую форму в зав-сти от перцептивной организации, к-я явл-ся необх-ым ф-ром воспр-я формы. Пр-пы перцептивной организации: 1.Пр-п «хорошего продолжения» - линии или отрезки, к-е явл-ся главным продолжением др. друга, воспр-ся как одна линия; 2. Пр-п «близости» - при равных условиях эл-ты, находящиеся ближе др. к др. б. восприн-ся как части единого целого; 3) Пр-п «сходства» - эл-ты, сходные по цвету и величине воспр-ся как единое целоре; 4) Пр-п замкнутости – эл-ты, образ-щие замкнутую фигуру б. организ-ваться вместе и так восприн-ся; 5) Пр-п общей судьбы – обстоят-ва, при к-ых эл-ты движутся в одном напрвл-ии и с одной скоростью, объединяют эти эл-ты в единую форму; 6) Пр-п фигуры и фона – любая из 2 прилегающих частей м. восприним-ся как фигура или фон. Ф-ры, влияющие на выбор фигуры: 1. Внутренняя или оруж-ая область, восприн-ая как фигура; 2. Размер: маленькая на фоне большой фигуры; 3. Цвет: черный как фигура на фоне белого; 4. Симметрия: симметрия на фоне ассиметрии как фигура. Воспр-е времени. Воспр-е времени у чел-ка является более сложным и состоит из 2-х частей: 1)Ощущ-е длительности, к-е явл-ся чувств-ной основой воспр. времени и обусловлено висцеральной чувств-стью. 2)Собственно воспр. времени (воспр-е временной длительности + воспр-е временной послед-сти) (при потере зрения приобретает особое значение); Анализ-ры воспр-я времени: 1. Слуховой анализ-р; 2. Осязательный анализ-р времени. От чего зависит S-сть воспр-я времени : 1. Возраст; 2. Установка; 3. Индиви-е особ-сти. З-ны S-сти воспр. времени: 1. З-н заполненного временного отрезка (воспр-е времени в прошлом) – чем более заполненным и разделенным на маленькие интервалы явл-ся отрезок времени, тем более длительным он представляется; 2. З-н временного переживания настоящего – чем беднее настоящее событиями, и чем однообразнее его течение, тем более длительным, тягучим оно явл-ся в переживании; 3. З-н эмоционально-детерминированной оценки времени: время, заполненное событиями с «+» эмоц-ми, сокращается в переживании и наоборот. Воспр-е движения. Принципы воспр. Движения: 1. Смещение ретинального изобр-я не всегда ведет к воспр-ю движ-я; 2. Движ-е относится к впечатлениям «все или ничего». Воспр-ся не движ-е, а его рез-т; 3. Параметрами движ-я О явл-ся направл-е, ускорение и скорость движ-я; 4. Сущ-ет 2 ф-ра, влияющих на воспр-е скорости: а. адекватность инф-ции о расстоянии, к-е проходит О в единицу времени; б. хар-р окружения – здесь сущ-ет эф-кт «транспозиции» скорости, к-й закл-ся в след-ем: если система отсчета движущегося О меняет свои линейный размеры, то для того, чтобы не изменилось воспр-е скорости необх-мо на ту же величину изменить скорость О. Теории воспр-я движ-я: I. Ассоциативные теории (Вундт): воспр-е движения выводится из элементарных, следующих др. за другом зрительных ощущений отдельных точек, ч/з к-е проходит движ-е. Т. о., воспр. движ-я явл-ся следствием суммации слияния зрительных ощущений от тех точек, ч/з к-е проходит О. II. Когнитивные теории: придают значение осмыслению ситуации на основании прошлого опыта. В воспр-ии движ-я, видят не только прошлый опыт, но и отдается роль бессознательным умозаключениям. III. Гештальттеория (Вертхаймер): воспр-е движ-я не сводится к сумме элементарных зрительных ощущений. Воспр-е движ-я - это специф-ское переживание. Физ-ский субстрат – это «краткое замыкание» воли возбуждения. Теории стабильности мира: 1. Афферентная теория Шеррингтона. Информация о движении изображения тормозится инф-цией о движ-и наблюд-ля; 2. Эфферентная теория Гельмгольца. Инф-ция от обеих систем сравнивается с эфферентными командами, поступающими к мышцам; 3. Теория Гибсона. Движ-е изображения по сетчатке не имеет значения для воспр-я движения.
17. Общая характеристика мышления.
Психика
– внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся
на основе отражения им О-го мира, и выступает
как основание для регуляции ч-ком поведения
как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому
себе. Мышл-е
– это познав-й псих-й пр-сс, неразрывно
связанный с речью и заклюя-ся в обобщенном
и опосредованном отражении окр-щей действ-сти
с целью открытия существенно нового.
Мышл-е как пр-сс в своем протекании
проходит ч/з след-е этапы:
I. Ориентир-ный (пробл.
ситуация) – на этом этапе возн-ют
предпосылки для того, чтобы S начал мыслить.
Начало мыслительного пр-сса – пробл.
ситуация (ситуация, в к-й S не может удовлетворить
актуальные для него потр-сти при всех
имеющихся у него ЗУН). О возникн-нии пробл.
ситуации в деят-ти S сигнализируют познавательные
эмоции (фрустрация, когнитивный диссонанс,
любопытство). Пробл. ситуация превращается
в пробл-ю задачу, когда из нее выд-ся неизвестное
знание. Пробл. ситуация
состоит: 1. Неизвестное знание; 2. Известное
знание; 3. Противоречие м/у известным и
неизвестным знанием (выступает как источник
мотивации). Мотивы: 1. Специф-ски
познават-е – побудители мыслит-ой деят-ти
- интересы и мотивы, в к-х проявл-ся познават-е
потр-сти (любознательность); 2. Неспецифич-е
– побудителями мыслит-ой деят-ти явл-ся
внеш-е причины (ученик решает задачу,
чтобы не отстать от др.). Пробл. ситуация
– источник мышления, но не предмет мышл-я.
Предмет мышл-я – мыслит-ая (интеллект-я
задача): 1. Цель деят-ти S данная в условиях
пробл-й ситуации; 2. S-ое отражение пробл-й
ситуации, в к-ом ее условия разделены
на исходное и искомое. II.
Исполнительский – мыслит-ая задача
решается S при помощи 1 из возможных сп-бов:
а. метод проб и ошибок (наглядно-действенное
мышл-е); б. инсайт; в. рассуждения (дискурс).
Найденное решение реализ-ся в плане практ-ой
деят-ти; III. контрольно-коррекционный
– S оценивает успешность найденного решения.
При неуспешно найденном решении возн-ет
интеллект-я рефлексия, т. е. обдумывание
S самого пр-сса, рез-тов работы. Операции
мышл-я. Мышл-е м. рассм-ть как псих-ю
деят-ть, вкл-ую ряд оп-ций: 1. Сравнение
– мыслит-ая оп-ция, в пр-ссе к-й происходит
установление сходства и различия м/у
явлениями. Для успешного сравнения S первоначально
необх-мо выд-ть сущ-ные стороны, хар-ки
явления, после чего и происходит их сопоставление
(ч-к глубже постигает своеобразие различных
групп О). 2. Анализ – мыслит-я операция,
хар-щаяся мысленным разложением, расчленением
к.-л. сложного явления на составляющие
части (эл-ты). В рез-те анализа возможно
глубже изучить хар-ки всех составляющих
эл-тов, увидеть хар-р вз-связи м/у различными
эл-тами (изучить стр-ру) и тем самым постичь
суть всего явления. 3. Синтез – мыслит-я
оп-ция, хар-щаяся мысленным воссоединением
различных эл-тов явления. Синтез – это
оп-ция, обратная анализу. Благодаря синтезу
у нас форм-ся целостное представл-е о
явлении с учетом законом-ых связей м/у
составляющими его эл-ми. Нельзя утверждать,
что синтез обяз-но следует после анализа.
В пр-ссе познания набл-ся такая сит-ция:
ч-к соединяет различные эл-ты в целое,
форм-уя целостный образ, а потом обращается
к более детальному анализу эл-тов. 4.
Абстракция – мыслит-ая оп-ция, при к-й
происходит отвлечение от к.-л. св-ств или
частей предмета (явления) для выделения
его наиб. сущ-ых признаков. В рез-те абстр-и
форм-ся абстр-ые пон-я, указывающие на
сущ-ные признаки и св-ва предмета. 5.
Конкретизация – мыслит-я операция, как
представление единичного предмета или
явления во всем многообразии его различных
признаков и св-ств, т.е. конкретизация
– оп-ция обратная абстракции. 6. Обобщение
– мыслит-я операция, заключ-ся в объединении
предметов или явлений по их сущ-ым признакам
и св-вам. С обобщением непосредственно
связаны систематизация и классиф-я, к-е
иногда относят к мыслительным оп-циям.
При классиф-и на основе общих признаков
выд-ют различные группы явлений, а при
систематизации м/у этими группами устанавливаются
связи, к-е позволяют их рассм-ть как систему.
Мыслит-е операции выд-ся для того, чтобы
рассм-ть различные сп-бы решения умственных
задач. Но в реальной жизни при решении
различных задач мыслит-е оп-ции исп-ся
в сов-сти, а не в отдельности.
Формы мышл-я: I. Понятие – форма
мышл-я, в к-й отраж-ся закрепленные в слове
обобщенные знания о сущ-ных признаках
предметов и явлений. Виды
понятий: 1. По хар-ру отражаемых
связей: а. Конкретные- отраж-ся связи и
отношения м/у конкретными предметами
и явл-ями окр-ей дейст-сти в целостной
и структ-но-обособленной форме (собака,
река, дом); б. Абстрактные – отраж-ся св-ва
предметов, взятые в отвлечении (абстрактно)
от их носителей (предметов). Напр., сила,
воля. 2. По общности: а. Общие – отраж-ют
круг однородных явлений (предметов, имеющих
общий признак); б. Единичные – обозначают
один конкретный предмет (явление).
II. Суждение – форма мышл-я, в к-й отраж-ся
связь м/у предметами (явлениями) или м/у
их св-вами. Виды
суждений: 1. Соответствие
О-ой реальности: а. Истинные (критерий
- реальная жизнь); б. Ложные. 2. Круг
отражаемых явлений: а. Общие – распространяются
на всю сов-сть предметов (явлений), сод-ся
в понятии. (напр., все школьники летом
отдыхают); б. Частные – касаются только
части предметов, относящихся к понятию
(напр., нек-рые школьники увлекаются футболом);
в. Единичные – приводится указание на
конкретное понятие (напр., Федоров играет
в футбол). III. умозаключения –
форма мышл-я, хар-ся тем, что на основе
известных ч-ку суждений или понятий логически
форм-ся новые суждения. Сп-бы выведения
умозаключения: 1. Индуктивные умозаключения
– выведение общего правила из частных
фактов; 2. Дедуктивные умозаключения –
распространение общего правила на конкретный
случай; 3. Умозаключения по аналогии –
новые суждения выводятся по сходству
с уже известным. Хар-ка
М:1) это пр-сс опосредованного
отраж-я чел-ком окр. мира. Сущ-ют 3 ситуации
М как опосредованного познания: а. Когда
чувственное познание невозможно из-за
несовершенства анализаторных систем;
б. Когда чувственное познание возможно,
но не рационально; в. Чувств-е познание
было бы возможным, но из-за разрыва в пространстве
и времени неосуществимо. Роль посредника
м. выполнять слово. 2) обобщенное отражение
ч-ком мира. В М ч-к оперирует понятие, в
к-м отраж-ся наиб. общие и сущ-ные признаки
предметов и явлений; 3) связанно с
речью, т.к. мысль ч-ка сущ-ет в форме речи,
к-я м. б. внешней и внутренней. В филогенезе
сознание и речь возникают одномоментно,
М осущ-ся в плане внутр-й речи. Экстериоризация
осущ-ся в плане внешней речи; 4) связанно
с чувств-ым познанием, обусловл-м соц-но,
сущность состоит в опосредов-м и обощенном
отраж-ии ч-ком внутр-х связей предметов
и явлений мира; 5) связанно с практ-й
деят-ю ч-ка, рез-т - новое знание (ч-к апробирует,
проверяет новые знания в деят-ти); 6)
соц-но обусловлено; 7) чувств-е познание
чел-ка связывает его с опред. местом, а
благодаря М. преодолевается барьер привязанности
во времени и в пространстве, он может
находиться в любом времени; 8) продуктивность
– рез-т М. новое знание. 9) пр-ссуальность;
10) принадлежность к S; 11) предназначено
для ориентировки в окр-м мире; 12)
Адаптивность.
18. Природа и основные виды мышления.
Психика
– внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся
на основе отраж-я им О-го мира, и выступает
как основание для регуляции ч-ком повед-я
как по отношению к внеш-у миру, так и к
самому себе. Мышл-е
– это познав-й псих-й пр-сс, неразрывно
связанный с речью и заклюя-ся в обобщенном
и опосредованном отражении окр-щей действ-сти
с целью открытия сущест-но нового.
Природа м-я. В отеч-й психол-и
в кач-ве физиолог-ских основ м-я, выд-ют
пр-ссы, связ-ые с функцион-ем головного
мозга (ГМ). При этом счит-ся, что мыслит-ю
деят-ть «обесечивают» все зоны ГМ, связ-ые
с др. познав-ми пр-ссами (ощущением, воспр-ем,
вним-ем и т. д.). => физиологическая
основа м-я - сложная аналитико-синтетическая
деят-ть коры ПШ ГМ. В соотв-ии с теорией
Павлова, для пр-сса м-я большое знач-е
имеют сложные временные связи, образуемые
м/у мозговыми концами анализаторов. Мысл-я
деят-ть обеспеч-ся системами функц-но
объединенных нейронов ГМ, к-е отвечают
за конкретные мыслит-е операции и имеют
свои хар-ки (коды). В нейронных кодах запечатлена
опред-я частота импульсной активности
нейронов, участвующих в решении кокретных
умственных задач. М-е также напрямую связано
с функц-ми системами (опред-ая организация
эл-тов НС и органов тела ч-ка, позволяющая
достигать полезного приспособительного
рез-та и продуктивно выполнять мыслител-е
задачи. П.К. Анохин)
Виды мышл-я: I.
П форме: 1.
Наглядно-действенное – особый вид
мышл-я, суть к-го: преобразование деят-ти
с реальными предметами (люди, занятые
производством материальных благ); 2.
Наглядно-образное – особый вид
мышл-я, к-й осущ-ся при воспр-и окр-щей
действ-сти и без этого осущ-ся не может.
Нагл.-образное мышл-е ос-нно хар-но для
дошкольников и мл. школьников (они стремятся
наполнить абстрактные понятия конкретными
образами); 3. Абстрактно-логическое
(словесно-логическое) основывается
на использовании понятий об О, но не сами
О, и не их образы (студенты заучивают понятия
о физике, химии и т.д.)У зрелого ч-ка все
эти виды мышл-я тесно преобладании того
или иного вида мышл-я. II.
По хар-ру решаемых задач: 1.
Теорет-е мышл-е связано с постижением
з-нов, закон-стей, св-ств предметов и явлений;
2. Практич-е мышл-е требует решения
реальных, практ-х задач, => подразумевает
разработку планов и постановку целей,
а также практ-ю их реализацию, ведущую
к изменению действ-сти. Чаще всего наиб-е
оптимальным явл-я гармоничное сочетание
теорет-го и практ-го м-я. В ином случае
– познавательная сфера ч-ка ограничена.
III. По степени развернутости: 1.
Дискурсивное (развернутое) – в ходе
мысл-ой деят-ти ч-к осознает все ее этапы;
2. Интуитивное – решение задачи приходит
быстро и неожиданно, ч-к не осознает послед-сть
основных этапов. IV.
По степени новизны
и оригинальности: 1. Репродуктивное
(воспроизводящее) м-е – вид м-я, при к-м
ч-к использует имеющиеся сп-бы решения
задачи; 2. Продуктивное (творческое) связано
с созданием новых, до этого не используемых
подходов, сп-бов к решению мыслительной
задачи. Качества
мышления: 1.
Глубина м-я – сп-сть проникнуть
в сущность пр-мы, увидеть главные причины
и на основе этого уметь представить разв-е
дальнейших событий. Противоположное
кач-во – поверхностность м-я. 2.
Широта м-я – охват различных аспектов
вопроса (пр-мы), умение сопоставить разноплановые
данные. Противоп-е кач-во – узость мышл-я.
3. Гибкость м-я – умение адекватно
и своевременно изменять ситуации и решения
в связи с учетом новых ф-ров. Противоп-е
кач-во – стереотипность м-я. 4.
Оригинальность м-я – сп-сть творчески
решать задачи, ах-ть новые подходы. Противоп-е
кач-во – стандартность м-я. 5.
Критичность м-я – склонность ч-ка
любую инф-цию подвергать сомнению, анализировать
разные доводы в пользу того или иного
решения. Противоп-е кач-во – некритичность
м-я. 6. Быстрота м-я – скорость
решения ч-ком стоящей задачи, опред-ая
его с-стью оперативно перерабатывать
инф-цию, нах-ть и реализовывать принятое
решение. Противоп-е кач-во – медлительность
м-я.