Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

Общая психологии. ГОСы.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

    11. Определение и  общая характеристика  памяти.

    Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отражения им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком поведения как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому себе.

    Память – сквозной познават-й псих-й пр-сс, сущность к-го состоит в, запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании полученной индивидом инф-ции. Память – это пр-сс, к-й затрагивает всю когнитивную сферу. Пр-ссы памяти: 1. Запоминание – пр-сс памяти, в рез-те к-го происходит закрепление новой инф-ции, утем связывания ее с приобретенной ранее. Оно выступает как необходимое условие обогащения ч-ка новыми знаниями и формами поведения. Классиф-ция: 1. В соответствии с целями деят-ти, в к-ю включен пр-сс запоминания выд-ют произвольное и непроизвольное запоминание. Непроизвольное запоминание – запом-е без заранее поставленной цели, без использования к.- л. приемов и проявления волевых усилий, а также без предварительного выбора материала, подлежащего запоминанию. Ф-ры, влияющие на успешность непроизвольного запоминания: 1. Сильные раздражители, вызывающие ↑-ую ориентировочную р-цию (громкий звук, яркий свет); 2. Раздражители наиболее значимые для ч-ка в личностном и проф-м плане; 3. Раздражители, имеющие выраженную эмоц-ю окраску, вызывающие интерес; 4. Значимость материала в деят-ти ч-ка. 5. Инф-ция, занимающая место основной цели деят-ти, непроивольно запом-ся тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в ней; 6. Лучше запом-ся та инф-ция, к-я вызывает активную умственную работу над ней. Непризв-е запоминание предполагает умственную активность, самост-сть в работе (легкий текст запом-ся хуже, тем текст средней тяжести, трудный текст запом-ся лучше при его активной обработке). Непризв-е запом-е – закон-ный пр-сс, хар-ся избирательностью, опред-мой ос-стями деят-ти и отношением к окружаещему. Произвольное запомин-е – ч-к побуждаемый опред-ми мотивами, ставит перед собой цель – запомнить то, что намечено им самим или ему предложено (осознанная мнемическая деят-ть, состоящая из ряда мнемических действий – А.А. Смирнов, Л.В. Занков). Продуктивность произвольного запом-я выше, чем непроизвольного (для этого необх-мо: составление плана запом-ой инф-ции, ее смысловая группировка, выделение смысловых опор, установление ассициативных связей; если эти условия не выполняются, то неризв-е запом-е м.б. эффек-внее произв-го); 2. В зав-сти от степени «включенности» понимания содержания инф-ции в пр-сс запом-я выд-ют: а. осмысленное (логическое) – запом-е обеспечивается установлением существенных внутренних причинно-следственных связей в инф-ции, в выделении основного и второстепенного содерж-я (при заучивании сиска бессмысленных слов испыт-е форм-ют план запом-я и воспроизведения, заменяют бессмысленные слова словами, имеющие смысл, и созвучные им, группируют слова во фразы, а фразы в рассказ – Дж. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам); Рез-т обработки инф-ции – построение мнемосхемы, к-я облегчает ее воспроизвед-е (В.Я. Ляудис); б. механическое запом-е – действие с инф-цией не совершаются, происходит многократное «слепое» овторение инф-ции без понимания ее сути. Основа мех-го запом-я – ассоциации по смежности (одна часть материала связ-ся с др, т.к. следует за ней во времени). Напр., при мех-м запом-ии ч/з час в памяти сохр-ся 40% инф-ции, а еще ч/з несколько часов только 20%; при осмысленном запом-ии 40% инф-ции сохр-ся даже ч/з 30 дней. 3. В зав-сти от наличия дополн-х опор и переработки инф-ции выд-ют: а. Непосредственное – осущ-ся без доп-х опор и переработки инф-ции; б. опосредованное – при запоминании исп-ся вспомогательные средства, выполняющие роль опор при запом-ии и «ключей» при воспроизв-и. Ф-ры, влияющие на запом-е: 1. Необх-мо организация материала в ряды из последов-ых элем-тов. Элем-ты, нах-ся в начале и конце ряда запом-ся лучше – «позиционный эффект»; 2. Объем материала: если число запом-ых элем-ов превышает объем воспр-я, то число проб, необх-ых для запом-я возрастает (чем ↑ больше объем запом-го материала, тем он лучше сохраняется); 3. Степень однородности материала: число повторений, необх-ых для заучивания ↑ с увеличением сходства м/у элем-ми материала (эффект фон Ресторф); 4. Мотивация и эмоц-е отношение S к инф-ции (если ур-нь мотивации ↑, то эф-сть памяти тоже ↑). Эффект Зейгарник – при наличии перерывов в деят-ти при слабой мотивации лучше сохр-ся прерванные действия. Эффект Розенцвейга – при сильной мотивации лучше сохр-ся завершенные задачи. П. Фресс, Ж. Пиаже - приятное событие лучше сохр-ся в памяти, чем неприятное, а неприятное - лучше, чем нейтральное событие (но счасливые воспом-я лучше извлекать из памяти в хорошем настроении). 5. Повторение: необх-мо учитывать: а. заучивание происходит неравномерно, при этом несколько повторений подряд не дают сущ-нного роста воспр-я, но при последующих повторениях – происходит резкое ↑ запоминаемого материала; б. если материал нетруден для запом-ия, то первые повторения дают больший рез-т, чем последующие.) II. Сохранение пр-сс памяти, обеспечивающий долговременное удержание воспринятой инф-ции в скрытом состоянии. Сущ-ет: 1. Пассивное (нет переработки материала в виде его отбора, систематизации, детализации и реконструкции) и активное (удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям: от простого циклического повторения до вкл-я в системы новых семантических связей, возникающих под влиянием новых знаний, интересов и переживаний ч-ка) сохр-е; 2. Динамическое (проявл-ся в кратковременной памяти, при этом инф-ция мало изменяется) и статическое (происходит в долговременной памяти, инф-ция изменяется). Ф-ры, влияющие на сохр-е материала в памяти: 1. Объем запомин-го материала: чем он ↑, тем лучше сохранение; 2. Активность S в работе с инф-ции в пр-ссе ее усвоения; 3. Осмысленность материала S; 4. Включенность инф-ции в осуществляемую S деят-ть; 5. Сп-бы заучивания, исполз-ые при запоминании; 6. Хар-р деят-ти, предшествующей запоминанию или заполняющей временной промежуток м/у запоминанием и воспроизведением; Сп-бы хранения инф-ции в памяти: 1. Пространственная организация инф-ции. Лежащая в основе построения «когнитивных карт». Она позволяет установить связи и опорные точки в физ-ом пространстве; 2. Ассоциативная организация, т. е. группировка эл-тов  с общими признаками; 3. Иерархич-ая организация, где каждый эл-нт инф-ции относится к опред-му ур-ню, в зав-сти от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует. III. Воспроизведение – пр-сс памяти, к-й во временной последовательности следует после сохранения и явл-ся показателем эфф-сти запоминания и сохр-я, а также умения S использовать приобретенный опыт. Показатели: 1. Время воспр-я – интервал м/у стимулом и ответной речевой р-цией. 2. Скорость воспр-я – длит-сть интервалов м/у словами на фонограмме. Ур-ни воспр-я: 1. Узнавание – воспр-е материала при его повторном воспр-и; 2. Припоминание – сознательное воспроизв-е, связан-е со знач-ми волевым усилиями по поиску инф-ции ; 1 и 2 ур-нь – косвенная процедура. 3. Собственно воспр-е – воссоздание образа объекта, содерж-я инф-ции, воспринятых ранее, но не воспринимаемых  в данный момент - прямая процедура. IV. Забывание пр-сс памяти, приводящий к утрате четкости и ↓ объема, закрепленной в памяти инф-ции, и заключ-ся в невозможности ее воспроизвести, а нек-ых случаях даже узнать то, что входит в содержание прошлого опыта S. Формы забывания: 1. Невозможность узнать, припомнить или воспроизвести инф-цию. 2. Ошибочное узнавание, припоминание и воспр-е ранее запечатленной в памяти инф-ции. Чаще всего ч-к забывает то, что не играет роли в осуществляемой им деят-ти ли утратила для него жизненный смысл. Ф-ция данного пр-сса памяти – охранительная, т.к. забывание защищает сознание ч-ка от инфомац-ых перегрузок. Классиф-ция: 1. В зав-сти от объема утраченной инф-ции: а. полное – инф-ция не восроизв-ся даже при повторном воспр-и. б. частичное – ч-к воспроизводит не всю инф-цию; воспр-ит ее с ошибками; унает, но восп-сти не может; 2. В зав-сти от времени воспр-ия инф-ции: а. длительное и временное. Степень проявления забывания (ур-ни памяти): 1 ур-нь: воспроизводящая память – ч/з нек-е время после заучивания ч-к м. достаточно легко и точно воспр-сти заученное; 2 ур-нь – опознающая память – воспр-е инф-ции затруднено, но она легко опознается при повторном воспр-ии; 3 ур-нь – облегчающая память – не происходит ни воспр-ие, ни узнавание инф-ции, но повторное заучивание происходит с меньшими усилиями. Феномены забывания: 1. Реминисценция – улучшенное отсроченное воспр-е, по сравнению с непосредственным, имевшим место сразу после заучивания; 2. Ошибочное припоминание 3. Ошиб-е узнавание;  Ф-ры, влияющие на пр-сс забыв-я: 1. Объем и степень трудности инф-ции; 2. Хар-р, предшествующей заучиванию и последующей после него деят-ти ч-ка; 3. Возраст ч-ка; 4. Физ-ские и псих-е травмы; 5. Умственное и физ-ое утомление; 6. наличие помех, затрудняющие заучивание; 7. Темп подачи инф-ции; 8. Эмоц-я окрашенность материала; 9. Значимость для ч-ка содержания материала. Ф-ции памяти: 1. отражение – отражает образы явлений и предметов внеш. и внутрен. мира. Опыт, отражаемый здесь и сейчас, переносится в прошлое. 2. регуляторная – участие памяти в форм-нии цели предстоящего действия, посредством привлечения всего прошлого опыта ч-ка; одним из аспектов регулятивной ф-ции являя обеспечение самотождественности личности; 3Ориентировочная – ч-к накпливает знания, умения, навыки, к-е помогают ориентироваться в действительности; 4. Креативная – на основании опыта у ч-ка есть возм-сть творчески реализовать свои мысли ч/з искусство и открытия. Виды памяти: 1. Двигательная (моторная) – сп-сть запоминания и сохранен., а при необход. и воспроизведен сложных многообразных движений. Она участвует в формир двигательных(трудовых и спортивных) умений и навыков. 2. Эмоциональная – это память на эмоции и чувства. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. 3. Образная – связана с сохранен. и воспр-е зрит-х образов (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, тактильная, иконическая (мгновенная слуховая), эконическая (мгновенная зрительная), эйдетическая).  Эйдетическая – вид зрительной памяти человека, связанный со сп-стью четко, точно и в деталях, без особого труда восстанавливать в памяти зрительные образы увиденного. 4. Словесно-логическая – сп-сть ч-ка запоминать вербально оформленную инф-цию; 2 варианта памяти: 1. Запом-ся только смысл инф-ции (хар-но для взрослых); 2. Запом-ся только словесное выражение мысли (хар-но для детей, а также взрослых: лекторов, дикторов, педагогов). Типы памяти (продолж-сть хранения инф-ции) 1.мгновенная (иконическая) – память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной инф-ции; 2. Кратковременная – сп-б хранения инф-ции в течение короткого промежутка времени. Объем удерживаемой инф-ции = 7 плюс-минус 2 (число Миллера); 3. Долговременная – обеспечивается длительное хранение инф-ции. Время хранения не ограничено, как и не ограничен объем долговр-й памяти. Оперативная – «синтез» инф-ции, хранящ-ся как в долговрем-й, так и в кратковрем-й памяти и необх-ой для обеспечения «здесь и сейчас» осуществляемой ч-м деят-ти. Формы памяти отражают: 1. намеренность того или иного мнемического пр-сса (произвольное и непроизвольное запом-е); 2. Использование опред-х мнемических средств (непосредственная и опосредованная); 3. Возможность сознательного извлечения инф-ции из памяти обеспечивает наличие у ч-ка эксплицитной (осознаваемой) памяти. Феномены  памяти: 1. Амнезия – утрата памяти : а. частичная –набл-ся при псих-х травмах и проявл-ся в забывании опред-х событий, периодов времени, эпизодов жизни ч-ка; б. полная – полная утрата памяти; в. прогрессирующая – нарастающая потеря памяти от частичной до полной, причинами выст-ют поражения мозга, кровоизлияния, старческая атрофия мозга. Класс-я: 1. По критерию времени утраты инф-ции  амнезии бывают:  Временные (кратко- и долговр-е); 2. Как локализована выпадающая из памяти инф-ция: ретроградная (не помнит, что было до травмы) и антероградная (не помнит, что было после травмы), фиксационная амнезия (не помнит, что происходит сейчас, но помнит, что было раньше); 2. Парамнезия – ошибки, обманы памяти: а. «Дежа вю» (ложное узнавание S незнакомых О. б. «Джамас вю» - неузнавание S знакомых О; в. Псевдореминисценция – заполнение пробелов памяти реальными событиями, но теми, к-е были не в то время; г. Контаминация – ошибочное воспр-е вместо одной инф-ции другой, близкой к ервой по значению; д. Конфабуляция – заполнение пробелов памяти событиями вымышленными, к-х не было в опыте S; е. Криптомнезия – ошибоч-е воспр-е фактов и событий, увиденных во сне, или галлюцинаторных образов имевших место в реальности. Гиперамнезия – усиление памяти.  Гипомнезия – ослабление памяти без патолог-х изменений, вследствие фармакол-го воздей-я, хронич-х болезни, возр-ых изменений Реминисценциия – спонтанное улучш. воспомин. без дополн-х повторений.  

    12. Теории памяти.

    Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отражения им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком поведения как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому себе. Память сквозной познават-й псих-й пр-сс, сущность к-го состоит в, запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании полученной индивидом инф-ции. Память – это пр-сс, к-й затрагивает всю когнитивную сферу. Психологические:  I. Теории запоминания. Экспер-ое изуч-е берет свое начало в к. 19 века. В то время сущ-ло 2 подхода: ассоционизм и психология сознания, в них сформ-сь различные варианты решения пр-мы памяти, к-е нашли свое продолжение в совр-х теориях. В ассоционизме (позже в бихевиоризме) разв-сь монистическая трактовка памяти (различные виды и типы памяти отличаются не принцип-но, а лишь разной степенью прочности ассоциаций, к-е зависят от величины интервала м/у научением и воспр-ем) 1. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации ввел Аристотель. Теория возникла в 17 веке, активно разрабатывалась в 18 и 19 вв. в Англии и Германии. Основные положения теории: факт смежности вечатлений признается достаточным для установления связей м/у представлениями и для их оследующего воспр-я. Основное понятие – ассоциация, т.е. связь между отдельными феноменами, разработанное Г.Эбингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Основной постулат теории: если опред-ые псих-е образования возникли в сознании одновременно или непосредственно др. за др., то м/у ними устанавливается ассоциативная связь, и повторное появление к.-л. из эл-тов этой связи с необх-стью вызывает появление в сознании представления о др. ее элементе (один О выолняет роль St, другой – роль средства, с помощью к-го этот О запом-ся). Ассоциация – связь между прошлым опытом и новой инф-ей. Есть два вида связи: 1. естественная связь – имеющаяся в реальности; 2. искусственная связь – созданная самим человеком. Психологи-ассоцианисты преимущ-но занимались изучением условий возникн-я ассоциаций. Условия возн-я ассоциаций: 1. Пространственно-временная смежность объекта» 2. Сходство объектов; 3. Контраст О. Такие ассоц-и наз-ют простыми. Сложная ассоц-ция – связь м/у О-St и О-средством явл-ся не внешней, а внутренней, логической. Ассоц-ная теория позволяет разъяснить определенные мех-змы запом-я ч-ком инф-ии, но при этом объяснила этот пр-сс, ориентируясь сугубо на хар-ки инф-ции, а роль S не учитывается. В этом ее недостаток. 2. Деятельностная теория памяти. П. Жане рассм-л память как действие, форм-ся в пр-ссе соц-го разв-я, изобретенное людьми в ходе прогресса и коренным образом отличающееся от автоматического повторения. В. Штерн (нач. 20 в.) – зав-сть пр-ссов памяти от деят-ти ч-ка связано с произвольным и непроизвольным запом-ем (в отеч-й псих-ии А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко). Рез-ты иссл-ний – признание положения, согласно к-му в кач-ве ф-ра, детерменирующего функц-ния всех псих-х пр-ссов, в том числе и памяти, явл-я осуществляемая S деят-ть. Запом-е, сохр-е, воспр-е и забывание ч-ком инф-ции обусловлено местом, к-е она занимает в его деят-ти, степенью ее участия в ней, ее значимостью для достижения поставленных S целей. 3. Структурно-функциональная модель памяти. В отеч-й псих-ии была предпринята попытка выявить вз-связь, возникающую м/у различными ур-нями системы памяти в целостной стр-ре целенаправленных действий ч-ка. Отсюда возникает необх-сть «вписать» память в такие структурные компоненты деят-ти ч-ка, как сенсорные, моторные, интеллект-е. Теория функц-ной системы П.К. Анохина: модель повед-я ч-ка представлена как последовательный ряд звеньев единой системы, в к-й выделены 4 основных блока деят-ти, образующих замкнутый контур саморегуляции: афферентный синтез, принятие решения и прогнозирование рез-та, практич-ое действие и его оценка и обратная афферентация о промежуточных и конечных рез-тах достижения цели. Анализ 4 стадий функц-ой системы позволяет утверждать, что эл-ты памяти вкл-на в работу каждого блока, поскольку без выполнения данного условия реализация ф-ций каждого блока и вз-связь м/у ними невозможна. При этом условии функц-ние памяти м. рассм-ть как единую мнемическую систему, играющую продуктивную роль в осуществлении деят-ти ч-ка. Стр-но-функц-я модель памяти отражает состав, послед-сть и вз-вие всех операций, осущ-их преобразование сигналов в промежутке м/у их поступлением на сенсорный вход и ответным действиям ч-ка. Представленная модель показывает, что память ч-ка не явл-ся изолированной ф-цией, она всегда вкл-на в целостную деят-ть и связана с сенсорными, интеллек-ми и моторно-речевыми пр-ссами, к-е посредством памяти связаны м/у собой. II. Теории забывания. 1. Теория «исчезновения следов» объясняет забывание как рез-т инактивации нейрофизиол-х мех-мов, лежащих в основе научения. Главной причиной забывания явл-ся отсутствие упражн-й, обращений к инф-ции. 2. Теория «вытеснения следов памяти» основана на положении об ограниченности объема буферной памяти, в связи с чем поступающая инф-ция вытесняет ту, к-я поступила ранее. Если же новой инф-ции не поступает, забывание не происходит. 3. Теория забывания как потери доступа к инф-ции предпол-ет, что в действ-сти ч-к ничего не забывает, но утрачивает «ключ» к инф-ции, обеспечивающий ее поиск, из-за чего не имеет доступа к ней. При этом, для того чтобы тот или иной St стал эфф-ым ключом для поиска инф-ции, он д.б. при запоминании мысленно включен в семантические стр-ры памяти. 4. Теория забывания как интерференции инф-ции объясняет забывание след-им образом: все, что усвоено, сохр-ся в памяти, пока не поступит новая инф-ция, близкая по содержанию к усвоенной ранее. В этой ситуации возн-ет феномен интерференции, закл-щийся во вз-вии 2 или больше блоков инф-ции, при к-м возн-ет подавление в одном из них. 5. Мотивационная теория забывания исходит из того, что забывание м.б. интенциональным. Оно связано со знач-ем и ценностью данной инф-ции для S. Непсихологические: а) Физиологическая (Павлов,Бехтерев,Анохин). В основе -условные рефлексы. Для успешн. запоминан.  новой инф-ии необход. подкрепление рефлекса, его воспроизведение. Воспроизвед. инф-ии происходит рефлекторным путем в момент действия пускового стимула. Забывание происходит в рез-те угасания условн. рефлексов.   б) Физическая-раскрывает нейрофизические механизмы образования, подкрепления и угасания условн. рефлексов. Стимулы оставл-ют в коре головн.  мозга след, котор. существует реально в виде механич. изменений нервн. Клеток; в) Химическая; г) Голографическая 

    15. Восприятие пространства, времени, движения.

    Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отраж-я им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком повед-я как по отношению к внеш-у миру, так и к самому себе. Восприятие это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возник-щих при непосредственном возд-вии физ-ских отражителей на рецепторные поверхности оранов чувств. Воспр-е прост-ва – отраж-е О-но-сущ-щего прост-ва, вкл-щее воспр. формы, величины, направления и глубины. Тело ч-ка хар-ся рядом пространс-х хар-к: величиной, 3 измерениями и опред-ым направл-ем движения пространства. Проственный анализатор – это высшее проявление аналитическо-синтетической деят-ти мозга, и она опред-ся простр-ными хар-ками предмета и собственного тела ч-ка относительно окр-щих предметов. В основе лежит деят-ть комплекса анал-ров: зрит-й, двиг-й, вестибулярный, осяз-й, слух-й. Центр простр-го анал-ра – третичные зоны коры ГМ, или «зоны перекрытия». Сущ-ют спец-е мех-змы пространст-й ориентировки: 1. Нерв-е связи м/у обоими ПШ (ч-к обладает бинокулярным зрением, слухом, осязанием, обонянием); 2. Функцион-ая асимметрия хар-на для всех парных анал-ров, т.е. 1 из сторон явл-я ведущей. Воспр-е формыопред-ся St-ом и тем выбором, к-й осущ-ет перцептивная система. Ретинальное изображение - меняющая свою яркость и цвет мозаика – набор цветных пятен. И прежде чем ретинальное изобр-ние приведет к изобр-нию формы, мозаика д. б. опред-ным образом организованна.Перцептивная с-ма выд-ет в этой мозаике опред-ую форму в зав-сти от перцептивной организации, к-я явл-ся необх-ым ф-ром воспр-я формы. Пр-пы перцептивной организации: 1.Пр-п «хорошего продолжения» - линии или отрезки, к-е явл-ся главным продолжением др. друга, воспр-ся как одна линия; 2. Пр-п «близости» - при равных условиях эл-ты, находящиеся ближе др. к др. б. восприн-ся как части единого целого; 3) Пр-п «сходства» - эл-ты, сходные по цвету и величине воспр-ся как единое целоре; 4) Пр-п замкнутости – эл-ты, образ-щие замкнутую фигуру б. организ-ваться вместе и так восприн-ся; 5) Пр-п общей судьбы – обстоят-ва, при к-ых эл-ты движутся в одном напрвл-ии и с одной скоростью, объединяют эти эл-ты в единую форму; 6) Пр-п фигуры и фона – любая из 2 прилегающих частей м. восприним-ся как фигура или фон. Ф-ры, влияющие на выбор фигуры: 1. Внутренняя или оруж-ая область, восприн-ая как фигура; 2. Размер: маленькая на фоне большой фигуры; 3. Цвет: черный как фигура на фоне белого; 4.  Симметрия: симметрия на фоне ассиметрии как фигура. Воспр-е  времени. Воспр-е времени у чел-ка является более сложным и состоит из 2-х частей: 1)Ощущ-е длительности, к-е явл-ся чувств-ной основой воспр. времени и обусловлено висцеральной чувств-стью. 2)Собственно воспр. времени (воспр-е временной длительности + воспр-е временной послед-сти) (при потере зрения приобретает особое значение); Анализ-ры воспр-я времени: 1. Слуховой анализ-р; 2. Осязательный анализ-р времени. От чего зависит S-сть воспр-я времени : 1. Возраст; 2. Установка; 3. Индиви-е особ-сти. З-ны S-сти воспр. времени: 1. З-н заполненного временного отрезка (воспр-е времени в прошлом) – чем более заполненным и разделенным на маленькие интервалы явл-ся отрезок времени, тем более длительным он представляется; 2. З-н временного переживания настоящего – чем беднее настоящее событиями, и чем однообразнее его течение, тем более длительным, тягучим оно явл-ся в переживании; 3. З-н эмоционально-детерминированной оценки времени: время, заполненное событиями с «+» эмоц-ми,  сокращается в переживании и наоборот. Воспр-е движения. Принципы воспр. Движения: 1. Смещение ретинального изобр-я не всегда ведет к воспр-ю движ-я; 2. Движ-е относится к впечатлениям «все или ничего». Воспр-ся не движ-е, а его рез-т; 3. Параметрами движ-я О явл-ся направл-е, ускорение и скорость движ-я; 4. Сущ-ет 2 ф-ра, влияющих на воспр-е скорости: а. адекватность инф-ции о расстоянии, к-е проходит О в единицу времени; б. хар-р окружения – здесь сущ-ет эф-кт «транспозиции» скорости, к-й закл-ся в след-ем: если система отсчета движущегося О меняет свои линейный размеры, то для того, чтобы не изменилось воспр-е скорости необх-мо на ту же величину изменить скорость О. Теории воспр-я движ-я: I. Ассоциативные теории (Вундт): воспр-е движения выводится из элементарных, следующих др. за другом зрительных ощущений отдельных точек, ч/з к-е проходит движ-е. Т. о., воспр. движ-я явл-ся следствием суммации слияния зрительных ощущений от тех точек, ч/з к-е проходит О. II. Когнитивные теории:  придают значение осмыслению ситуации на основании прошлого опыта. В воспр-ии движ-я, видят не только прошлый опыт, но и отдается роль бессознательным умозаключениям. III. Гештальттеория (Вертхаймер): воспр-е движ-я не сводится к сумме элементарных зрительных ощущений. Воспр-е движ-я - это специф-ское переживание. Физ-ский субстрат – это «краткое замыкание» воли возбуждения. Теории стабильности мира: 1. Афферентная теория Шеррингтона. Информация о движении изображения тормозится инф-цией о движ-и наблюд-ля; 2. Эфферентная теория Гельмгольца. Инф-ция от обеих систем сравнивается с эфферентными командами, поступающими к мышцам; 3. Теория Гибсона. Движ-е изображения по сетчатке не имеет значения для воспр-я движения.

     

    17. Общая характеристика  мышления.

    Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отражения им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком поведения как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому себе. Мышл-еэто познав-й псих-й пр-сс, неразрывно связанный с речью и заклюя-ся в обобщенном и опосредованном отражении окр-щей действ-сти с целью открытия существенно нового. Мышл-е как пр-сс в своем протекании проходит ч/з след-е этапы: I. Ориентир-ный (пробл. ситуация) – на этом этапе возн-ют предпосылки для того, чтобы S начал мыслить. Начало мыслительного пр-сса – пробл. ситуация (ситуация, в к-й S не может удовлетворить актуальные для него потр-сти при всех имеющихся у него ЗУН). О возникн-нии пробл. ситуации в деят-ти S сигнализируют познавательные эмоции (фрустрация, когнитивный диссонанс, любопытство). Пробл. ситуация превращается в пробл-ю задачу, когда из нее выд-ся неизвестное знание. Пробл. ситуация состоит: 1. Неизвестное знание; 2. Известное знание; 3. Противоречие м/у известным и неизвестным знанием (выступает как источник мотивации). Мотивы: 1. Специф-ски познават-е – побудители мыслит-ой деят-ти - интересы и мотивы, в к-х проявл-ся познават-е потр-сти (любознательность); 2. Неспецифич-е – побудителями мыслит-ой деят-ти явл-ся внеш-е причины (ученик решает задачу, чтобы не отстать от др.). Пробл. ситуация – источник мышления, но не предмет мышл-я. Предмет мышл-я – мыслит-ая (интеллект-я задача): 1. Цель деят-ти S данная в условиях пробл-й ситуации; 2. S-ое отражение пробл-й ситуации, в к-ом ее условия разделены на исходное и искомое. II. Исполнительский – мыслит-ая задача решается S при помощи 1 из возможных сп-бов: а. метод проб и ошибок (наглядно-действенное мышл-е); б. инсайт; в. рассуждения (дискурс). Найденное решение реализ-ся в плане практ-ой деят-ти; III. контрольно-коррекционный – S оценивает успешность найденного решения. При неуспешно найденном решении возн-ет интеллект-я рефлексия, т. е. обдумывание S самого пр-сса, рез-тов работы. Операции мышл-я. Мышл-е м. рассм-ть как псих-ю деят-ть, вкл-ую ряд оп-ций: 1. Сравнение – мыслит-ая оп-ция, в пр-ссе к-й происходит установление сходства и различия м/у явлениями. Для успешного сравнения S первоначально необх-мо выд-ть сущ-ные стороны, хар-ки явления, после чего и происходит их сопоставление (ч-к глубже постигает своеобразие различных групп О). 2. Анализ – мыслит-я операция, хар-щаяся мысленным разложением, расчленением к.-л. сложного явления на составляющие части (эл-ты). В рез-те анализа возможно глубже изучить хар-ки всех составляющих эл-тов, увидеть хар-р вз-связи м/у различными эл-тами (изучить стр-ру) и тем самым постичь суть всего явления. 3. Синтез – мыслит-я оп-ция, хар-щаяся мысленным воссоединением различных эл-тов явления. Синтез – это оп-ция, обратная анализу. Благодаря синтезу у нас форм-ся целостное представл-е о явлении с учетом законом-ых связей м/у составляющими его эл-ми. Нельзя утверждать, что синтез обяз-но следует после анализа. В пр-ссе познания набл-ся такая сит-ция: ч-к соединяет различные эл-ты в целое, форм-уя целостный образ, а потом обращается к более детальному анализу эл-тов. 4. Абстракция – мыслит-ая оп-ция, при к-й происходит отвлечение от к.-л. св-ств или частей предмета (явления) для выделения его наиб. сущ-ых признаков. В рез-те абстр-и форм-ся абстр-ые пон-я, указывающие на сущ-ные признаки и св-ва предмета. 5. Конкретизация – мыслит-я операция, как представление единичного предмета или явления во всем многообразии его различных признаков и св-ств, т.е. конкретизация – оп-ция обратная абстракции. 6. Обобщение – мыслит-я операция, заключ-ся в объединении предметов или явлений по их сущ-ым признакам и св-вам. С обобщением непосредственно связаны систематизация и классиф-я, к-е иногда относят к мыслительным оп-циям. При классиф-и на основе общих признаков выд-ют различные группы явлений, а при систематизации м/у этими группами устанавливаются связи, к-е позволяют их рассм-ть как систему. Мыслит-е операции выд-ся для того, чтобы рассм-ть различные сп-бы решения умственных задач. Но в реальной жизни при решении различных задач мыслит-е оп-ции исп-ся в сов-сти, а не в отдельности. Формы мышл-я: I. Понятие – форма мышл-я, в к-й отраж-ся закрепленные в слове обобщенные знания о сущ-ных признаках предметов и явлений. Виды понятий: 1. По хар-ру отражаемых связей: а. Конкретные- отраж-ся связи и отношения м/у конкретными предметами и явл-ями окр-ей дейст-сти в целостной и структ-но-обособленной форме (собака, река, дом); б. Абстрактные – отраж-ся св-ва предметов, взятые в отвлечении (абстрактно) от их носителей (предметов). Напр., сила, воля. 2. По общности: а. Общие – отраж-ют круг однородных явлений (предметов, имеющих общий признак); б. Единичные – обозначают один конкретный предмет (явление). II. Суждениеформа мышл-я, в к-й отраж-ся связь м/у предметами (явлениями) или м/у их св-вами. Виды суждений: 1. Соответствие О-ой реальности: а. Истинные (критерий - реальная жизнь); б. Ложные. 2. Круг отражаемых явлений: а. Общие – распространяются на всю сов-сть предметов (явлений), сод-ся в понятии. (напр., все школьники летом отдыхают); б. Частные – касаются только части предметов, относящихся к понятию (напр., нек-рые школьники увлекаются футболом); в. Единичные – приводится указание на конкретное понятие (напр., Федоров играет в футбол). III. умозаключения – форма мышл-я, хар-ся тем, что на основе известных ч-ку суждений или понятий логически форм-ся новые суждения. Сп-бы выведения умозаключения: 1. Индуктивные умозаключения – выведение общего правила из частных фактов; 2. Дедуктивные умозаключения – распространение общего правила на конкретный случай; 3. Умозаключения по аналогии – новые суждения выводятся по сходству с уже известным. Хар-ка М:1) это пр-сс опосредованного отраж-я чел-ком окр. мира. Сущ-ют 3 ситуации М как опосредованного познания: а. Когда чувственное познание невозможно из-за несовершенства анализаторных систем; б. Когда чувственное познание возможно, но не рационально; в. Чувств-е познание было бы возможным, но из-за разрыва в пространстве и времени неосуществимо. Роль посредника м. выполнять слово. 2) обобщенное отражение ч-ком мира. В М ч-к оперирует понятие, в к-м отраж-ся наиб. общие и сущ-ные признаки предметов и явлений; 3) связанно с речью, т.к. мысль ч-ка сущ-ет в форме речи, к-я м. б. внешней и внутренней. В филогенезе сознание и речь возникают одномоментно, М осущ-ся в плане внутр-й речи. Экстериоризация осущ-ся в плане внешней речи; 4) связанно с чувств-ым познанием, обусловл-м соц-но, сущность состоит в опосредов-м и обощенном отраж-ии ч-ком внутр-х связей предметов и явлений мира; 5) связанно с практ-й  деят-ю ч-ка, рез-т - новое знание (ч-к апробирует, проверяет новые знания в деят-ти); 6) соц-но обусловлено; 7) чувств-е познание чел-ка связывает его с опред. местом, а благодаря М. преодолевается барьер привязанности во времени и в пространстве, он может находиться в любом времени; 8) продуктивность – рез-т М. новое знание. 9) пр-ссуальность; 10) принадлежность к S; 11) предназначено для ориентировки в окр-м  мире; 12) Адаптивность.  

    18. Природа и основные виды мышления.

    Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отраж-я им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком повед-я как по отношению к внеш-у миру, так и к самому себе. Мышл-еэто познав-й псих-й пр-сс, неразрывно связанный с речью и заклюя-ся в обобщенном и опосредованном отражении окр-щей действ-сти с целью открытия сущест-но нового. Природа м-я. В отеч-й психол-и в кач-ве физиолог-ских основ м-я, выд-ют пр-ссы, связ-ые с функцион-ем головного мозга (ГМ). При этом счит-ся, что мыслит-ю деят-ть «обесечивают» все зоны ГМ, связ-ые с др. познав-ми пр-ссами (ощущением, воспр-ем, вним-ем и т. д.). => физиологическая основа м-я - сложная аналитико-синтетическая деят-ть коры ПШ ГМ. В соотв-ии с теорией Павлова, для пр-сса м-я большое знач-е имеют сложные временные связи, образуемые м/у мозговыми концами анализаторов. Мысл-я деят-ть обеспеч-ся системами функц-но объединенных нейронов ГМ, к-е отвечают за конкретные мыслит-е операции и имеют свои хар-ки (коды). В нейронных кодах запечатлена опред-я частота импульсной активности нейронов, участвующих в решении кокретных умственных задач. М-е также напрямую связано с функц-ми системами (опред-ая организация эл-тов НС и органов тела ч-ка, позволяющая достигать полезного приспособительного рез-та и продуктивно выполнять мыслител-е задачи. П.К. Анохин) Виды мышл-я: I. П форме: 1. Наглядно-действенное – особый вид мышл-я, суть к-го: преобразование деят-ти с реальными предметами (люди, занятые производством материальных благ); 2. Наглядно-образное – особый вид мышл-я, к-й осущ-ся при воспр-и окр-щей действ-сти и без этого осущ-ся не может. Нагл.-образное мышл-е ос-нно хар-но для дошкольников и мл. школьников (они стремятся наполнить абстрактные понятия конкретными образами); 3. Абстрактно-логическое (словесно-логическое) основывается на использовании понятий об О, но не сами О, и не их образы (студенты заучивают понятия о физике, химии и т.д.)У зрелого ч-ка все эти виды мышл-я тесно преобладании того или иного вида мышл-я. II. По хар-ру решаемых задач: 1. Теорет-е мышл-е связано с постижением з-нов, закон-стей, св-ств предметов и явлений; 2. Практич-е мышл-е требует решения реальных, практ-х задач, => подразумевает разработку планов и постановку целей, а также практ-ю их реализацию, ведущую к изменению действ-сти. Чаще всего наиб-е оптимальным явл-я гармоничное сочетание теорет-го и практ-го м-я. В ином случае – познавательная сфера ч-ка ограничена. III. По степени развернутости: 1. Дискурсивное (развернутое) – в ходе мысл-ой деят-ти ч-к осознает все ее этапы; 2. Интуитивное – решение задачи приходит быстро и неожиданно, ч-к не осознает послед-сть основных этапов. IV. По степени новизны и оригинальности: 1. Репродуктивное (воспроизводящее) м-е – вид м-я, при к-м ч-к использует имеющиеся сп-бы решения задачи; 2. Продуктивное (творческое) связано с созданием новых, до этого не используемых подходов, сп-бов к решению мыслительной задачи. Качества мышления: 1. Глубина м-я – сп-сть проникнуть в сущность пр-мы, увидеть главные причины и на основе этого уметь представить разв-е дальнейших событий. Противоположное кач-во – поверхностность м-я. 2. Широта м-я – охват различных аспектов вопроса (пр-мы), умение сопоставить разноплановые данные. Противоп-е кач-во – узость мышл-я. 3. Гибкость м-я – умение адекватно и своевременно изменять ситуации и решения в связи с учетом новых ф-ров. Противоп-е кач-во – стереотипность м-я. 4. Оригинальность м-я – сп-сть творчески решать задачи, ах-ть новые подходы. Противоп-е кач-во – стандартность м-я. 5. Критичность м-я – склонность ч-ка любую инф-цию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противоп-е кач-во – некритичность м-я. 6. Быстрота м-я – скорость решения ч-ком стоящей задачи, опред-ая его с-стью оперативно перерабатывать инф-цию, нах-ть и реализовывать принятое решение. Противоп-е кач-во – медлительность м-я. 

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"