Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".
30. Психология характера.
Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отражения им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком повед-я как по отнош-ю к внеш-у миру, так и к самому себе. Хар-р – опред-е устойчивое повед-е личности, что задает опред-ность. Хар-р – сов-сть индивид-но-психологических св-ств, складыв-ся в деят-ти и проявляющихся в типичных для данного ч-ка сп-бах деят-ти и формах поведения. Ос-сти хар-ра: 1. Хар-р всегда проявляется в деят-ти, в отношении ч-ка к окр-щей его действительности и людях; 2. Хар-р явл-ся прижизненным образованием и может трансформироваться в течении всей жизни. Форм-е хар-ра связано с мыслями, чувствами и побуждениями ч-ка. Черты хар-ра – психические св-ва ч-ка, опред-щие его повед-е в типичных обстоят-вах (напр., смелость или трусость проявл-ся в ситуации опасности). Стр-ра хар-ра (Рубинштейн). В отеч-й психол-и чаще всего встречаются 2 подхода: I. Черты хар-ра связывают с псих-ми пр-ссами: 1. Волевые (решительность, настойчивость, самообладание, самост-сть, активность, организованность); 2. Эмоц-ные (впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость); 3. Интеллект-е (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность). II. В соответствии с направленностью личности – отнош-е к людям, деят-ти, окр-щему миру, к себе. Напр., отнош-е ч-ка к окр-щему миру м. проявл-ся или в наличии опред-х убеждений, или в беспринципности: 1. Жизненная направленность (т.е. ее матер-ные и духовные потр-сти, интересы, идеалы, сис-ма убеждений, т.е. долгосрочная направленность поведения); 2. Группа черт хар-ра, к-я хар-ет отнош-е ч-ка к деят-ти (главное условие образования хар-ра – наличие жизненных целей; устойчивые интересы); 3. Отнош-е к людям (честность, правдивость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость); 4. Отнош-е к себе (эгоизм, альтруизм). Также все четы хар-ра м. разделить на мотивационные (побуждают, направляют деят-ть) и инструментальные (придают деят-ти опред-ный стиль). Рубинштейн ввел понятие симптомо-комплекс черт хар-р. Ананьев изучал фом-е хар-ра в онтогенезе. Хар-р форм-ся в онтогенезе относ-но рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое образование. Ю.Роттер разделил людей на 2 группы, критерий – локус контроль (это система регуляции повед-я). Антерналы- люди с внутренним локус контролем (для них хар-на решительность, настойчивость, терпеливость). Ч-к с внешним локус контролем – экстернал (для него хар-но верить в гороскоы, гадания, перекладывание обяз-стей на др., нерешит-сть, внушаемость, безответственность). Э.Фромм предложил типологию хар-ра, построенную на основе отношения ч-ка к жизни, обществу и нравственным ценностям. Назвал эту классиф-цию – соц-ой типологией хар-ров. Типы соц-х хар-ров: 1. «мазохист-садист» - видит причины жизненных успехов и неудач не складыв-ся обстоятельствах, а в людях (для него хар-но: агрессивность, желание переделывать, перевоспитывать, авторитарность); 2. «разрушитель» - агрессивен, активное стремление к устранению, уничтожению О, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного ч-ка; 3. «конформист-автомат» - столкнувшись с трудноразрешимыми соц-ми и личными жизненными потр-ми перестает быть самим собой (хар-на подчиненностьнет собственного мнения). Степень выраженности черты хар-ра (Леонгард): норма – акцентуация – патология. Акцентуация (ввел понятие Леонгард) – крайняя степень выраж-сти нормы хар-ра. Она присутствует у всех людей и имеет 2 варианта: 1. Скрытая – хар-на для взрослых; 2. Явная – хар-на для подростков. Акцентуация – крайние варианты нормы, при к-х отдельные черты хар-ра чрезмерно усилены, вследствие чего – избирательная уязвимость в отношении опред-го рода психогенных воздей-ий, при хорошей устойчивости к др. возд-виям. Всего Леонгардом описано 12 типов акцентуаций и у ч-ка их несколько: 1.гипертимный тип – (контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантоми-ки, несерьезное отношение к служебным и семейным обязанностям, спонтанно отклоняется от первоначальной темы, энергичность, оптимизм); 2. Дистимный тип (↓ контактность, немногословность, пессимизм, домоседы, неконфликтны, добросовестны, серьезны, обостренное чувство справедл-ти, пассивность, неповоротливость); 3. Циклоидный (смены настроения: в период «+» настроения – общительны, в период «-» - замкнуты); 4. Возбудимый тип (↓ контактность в общении, занудливы, угрюмы, склонны к хамству, брани, конфликтам, но добросовестные, аккуратные, любят детей и животных); 5. Застревающий (занудливость, неразговорчивость, обидчив, подозритителен, мстителен, ревнив, ↑ требования к себе, честолюбив); 6. Педантичный (чрезмерно аккуратен, добросовестный, серьезность, надежность, формализм, занудливость, брюзжание); 7. Тревожный тип (дружелюбен, самокритичен, исполнителен, не уверен в себе, минорное настроение, робость); 8. Эмотивный тип (понимают «с полуслова», добрые, сострадательны, обостренное чувство долга, исполнительность, слезливость, чувствительность); 9. Демонстративный тип (жажда власти и похвалы, стремление к лидерству, самоуверенность, артистичность, неординарность мышл-я и поступков); 10. Экзальтированный тип (словоохотливость, влюбчивость, альтруистичны, паникерство, подверженность сиюминутным настроениям); 11. Экстравертированный тип (высокая контактность, болтливы, предпочитают подчинятся, готовность вним-но выслушать, легкомыслие, страсть к развлечениям); 12. Интровертированный тип (замкнутость, оторванность от реальности, упрямство, ригидность мышл-я, принципиальность, упорное отстаивание своих идей). А.Е. Личко предложил классиф-цию хар-ров, на основе описания акцентуаций. Она построена на основе наблюд-я за подростками: гипертимный тип, циклоидный тип, лабильный тип, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Кебриков выснял причины акцентуации: 1. Органическая хар-ка (черепно-мозговые травмы); 2. Условия семейного воспитания: 1. гипоопека (р-к воспитывался бе контроля); 2. Гиперопека (повышенная опека; воспит-ся в культе болезни, опека с негативным смыслом – по типу золушки, «в ежевых рукавицах», «козла отпущения»). Кречмер выд-л и описал 4 наиболее часто встречающихся типа строения тела, или конституции ч-ка. В соответствии с типом телосложения он выделил 3 типа темперамента: пикник, астеник, атлетик. Основную роль в форм-нии и развитии хар-ра р-ка играет его общение с окруж-ми его людьми. В свойственных для него поступках и формах повед-я ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоц-ное подкрепление он усваивает формы повед-я взрослых. Сензитивным периодом для становления хар-ра м. считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окруж-ми взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для возд-вий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность возде-вать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Наиболее эфф-ным ср-вом форм-я хар-ра является труд.