Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".
19. Теории мышления.
Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отражения им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком поведения как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому себе. Мышл-е – это познав-й псих-й пр-сс, неразрывно связанный с речью и заклюя-ся в обобщенном и опосредованном отражении окружающей действ-сти с целью открытия существенно нового. Теории: I. теория: Мышл-е как ассоциация представлений. Первые представления об универсальных зак-стях псих-й жизни ч-ка связывались с пр-пом ассоциаций, т.е. образованием и актуализацией связей м/у представлениями («идеями»). Представители теории: Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж. С. Милль, Д. Милль, А. Бэн, Т. Циген. Представители теории в отеч-й псих-и: Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев, А.Ф. Есаулов. Различия во взглядах: в трактовке вопроса о зав-сти ассоциаций от связей в предметном мире и их отношения к деят-ти мозга, так и в трактовке отдельных видов ассоциаций. Общее во взглядах: ассоциация - основной стр-рная единица псих-го, ассоциация использ-сь и как объяснительный принцип. Рац-ное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ S, его деят-ти, направленности, активности. Непроизвольное следование образов – представлений принималось за тип всякого умственного пр-сса: мышл-е – всегда образное мышл-е, пр-сс – всегда непроизвольная смена образов. Разв-е мышл-я – пр-сс накопления ассоциаций. Считалось, что мыслительные пр-ссы вообще не могут подвергаться экспериментальному изучению: мышл-е предлагалось изучать только по продуктам чел-ской культуры, т.к. вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросов ассоц-ой теории, ее часто наз-ют теорией репродуктивного мышл-я. Особую роль в мышл-и играют ассоциации по сходству. Л.С. Выготский, возражая против принципа ассоциации как бесспорной психол-й реальности, связывал более простые формы обобщения (комплексы) с образованием ассоциаций (по сходству, по контрасту). II. Теория: Мышл-е как действие. Представители теории: О. Кюльпе, М. Ах, К. Марбе (вюрцбургская школа) – в противоположность ассоцианизнизму рассм-ли мышл-е как внутренне действие (акт). Нач-ся экспериментальные исслед-я мышл-я – систематическое самонаблюд-е. Были сформ-ваны след-е представления о пр-ссах ч-го мышл-я: мышл-е – акт усмотрения отношений. Отношение – все, что не имеет хар-ра ощущений, все разнообразие категориальных синтезов, вся система категорий. Отмечено, что пр-сс понимания (мышл-я) происходит без сущ-ной поддержки случайно всплывающих чувтственных образов. Мышл-е – это работа «Я», подчиненная опред-ной задаче, из к-й исходит детерминирующая тенденция. Рассм-вая мышл-е, как пр-сс решения задачи, исслед-ли сделали шаг к разделению собственно мышл-я и умственной деят-ти. Задача - превращение даваемых исп-мым инструкций в самоинструкции, функцион-ние к-х опред-ет его избирательный хар-р (усиления одних и торможение других ассоциаций). Задача продолжает действовать и тогда, когда она перестает осознаваться испыт-ым. В задаче 2 компонента: 1. детерминирующая тенденция (придает мышл-ю целенаправленный хар-р, упорядочивая ход мысли) = операциональный смысл. В экспериментах определяется поставленной задачей (вопросом и поиском ответа); 2. представление цели (образуется под влиянием инструкции). Установка – неопред-е, трудно анализируемое сост-е сознания, регул-щее в соответствии с задачей отбор и динамику содерж-я мышл-я. Выделив мышл-е в самост-ную деят-сть, они не только противопоставили, но и оторвали ее от практической деят-сти, языка и чувственных образов. Оно имеет ненаглядный, безобразный хар-р. Мышл-е - это осознание отношений, не зависимое от образных представлений. Единица сознания – действие. Единица анализа: вектор. Основное понятие – понятие задачи. Уатт: мышл-е – решение задачи. Рез-ты экспериментов: выделение, кроме чувственных представлений, мыслей (сознанности, интеллектуальные чувства). Мысль – метод решения задачи. Мышл-е – осознание отношения между чувственными представлениями, к-е не сводится к этому представлению. Основные хар-ки мышления: 1) понятие задачи, 2) осознание отношений, 3) безобразность. “Содержание мышления не наглядно, а существенно”. Основной метод изучения мышления – самонаблюдение (интроспекция). III теория: Мышл-е, как акт переструктурирования ситуации. Представители гештальтпсихологии о мышл-и (В. Келлер, К. Коффки, М.Вертхаймер). З-ны, выведенные при изучении восприятия, были перенесены на мышл-е. Первичным и главным содерж-ем всякого психического пр-сса явл-ся не отдельные эл-ты - ощущения, а нек-е целостные образования – конфигурации, формы или «гештальты». Мышл-е считается внезапным, неподготовленным непосредственно предыдущей аналитической деят-стью пониманием сущ-щих отношений в пробл-ой ситуации. В.Келлер охар-вал интеллектуальное поведение как внезапное, независимое от предшествующей деят-сти и совершенно противоположное «пробам» как случайным актам. Решение задачи закл-ся в том, что части пробл-ой ситуации начинают восприниматься в новом гештальте, новых отношениях. Проблемная ситуация переструктурируется, т.е. предметы поворачиваются новыми сторонами и обнаруживают новые кач-ва (свойства). Сущность решения задачи закл-ся в раскрытии нового св-ва О, детерминированного воспр-ем его в новых отношениях. Решение задачи состоит из кач-но различных фраз: нахождение пр-па, идея решения, проверка (реализация). Подчеркивали, что наличия прошлого опыта для решения задачи недостаточно. Он может оказать и тормозящее влияние на решение. Использовали м-д экспериментального исследования спонтанных форм поведения животных, м-д «думания вслух» и м-д наводящих задач («систематических подсказок»). Внедрили идею функц-го разв-я (пр-сс состоит из кач-но разнородных фаз, одни и те же эл-ты ситуации имеют разное знач-е для исп-мого на разных этапах решения задачи). Так как мышл-е понималось как интуитивный поиск решения, то это позволило обратить особое внимание на моменты интуиции и творчества мышл-я. IV теория: Мышл-е как поведение (Дж. Уотсон, Д. Миллер и др.). Структурная единица в бихевиоризме – связь St и р-ции. Дж. Уотсон отождествлял мышл-е с внутренней речью и даже со ср-вами невербальной комм-ции. Мышл-е становится общим понятием, вкл-щим все наше безгласное поведение. Он выделил 3 формы мышл-я: 1. простое развертывание речевых навыков, т.е. воспроизведение без изменения порядка слов, 2. решение задач, не новых, но редко возникающих (попытки вспомнить полузабытое), 3. решение новых задач, к-е ставят организм в тяжелое положение, требующие словесного решения до того, как будет принято какое-нибудь открыто выраженное действие. «-» закл-ся в том, что М. и сознание рассм-ся как особый вид повед-я. V теория: Мышл-е, как функционирование интеллектуальных операций. О. Зельц (развил идеи Вюрцбургской школы). Пр-сс решения задачи. Наиб. знач-е придает 1 фазе решения задач – образованию «общей задачи» в рез-те обработки данного экспериментатором материала, главное звено к-ой состоит в выделении «предметных» отношений м/у элементами. В рез-те образ-ся проблемный комплекс, в к-м: выделены хар-ки известного, определено местно неизвестного искомого, выделены отношения м/у данным и искомым, или средство. Незавершенность комплекса как суть проблемы. Эта незавершенность м. касаться либо компонента комплекса, либо отношение м/у неизвестными компонентами. Образование общей задачи состоит в создании опред-ной схемы, в к-й искомое хар-ся ч/з то место, к-е оно занимает в комплексе. Ввел понятие «антиципация искомого» - если бы искомое было вообще неизвестно, оно не могло бы быть найденным. Неизвестное получает как бы косвенное опред-е ч/з отношение к известному. Образование общей задачи – выявление отношения м/у известным и искомым и создание на этой основе антиципации искомого. Постановка цели ведет к актуализации общих интеллектуальных операций, пригодных для осуществления. Основные интеллектуальные операции: допол-е комплекса, может вкл-ть визуализацию данного предмета, абстракция – выдел-е различных хар-к предметов, вычленение отношений, репродукция сходства – расчленение предмета, пон-я на опред-ные признаки. Различные комбинации этих операций образуют м-ды решения задач.Откр-е нового м-да решения – «отношение цели и средства м/у целеполаганием и известным м-дом решения внезапно входит в сознание». В наиб-е сложных формах творческой деят-сти открытию предшествует целеполагание. Основа решения задачи - прошлый опыт. Новое – перекомбинация старого опыта. Обращение к прошлому – наличие когда-то целиком решенной задачи. Абстрагирование частного метода. Он впервые исследовал М. как пр-сс, последовательно развертывающийся во времени, в к-м предыдущие стадии подготавливают и обуславливают последующие, с постоянным возвращением к условия задачи. Осн.пр-ма и пункт критики: этот подход с трудом приложим к решению продуктивных задач. Стадии пр-сса мыслительной деят-ти А. де Граома (его последователь, изучение мысл. пр-сса в ходе шахматной игры): 1. ориентировки (ориентировки в возможностях); 2. обследование (ч-к скорее прикидывает, чем исследует); 3. Исслед-е (направленное, тщательное); 4. Док-ва (проверяет, резюмирует, полученный рез-т – S оправдание). В отеч. психологии А.В.Брушлинский. Б. Дункер, анализируя идеи Джемса о мышл-и, а также подход О.Зельца, приходит к выводу о недостаточности так называемых «теорий третьего фактора» (1й фактор - проблемная ситуация, 2й - решение, 3й - тот факт, что решение удовлетворяет задаче). Дункер предлагает свою трактовку специфики мышления: 1. исследованием проблемной ситуации, 2. наличием задачи. Основоной мех-зм решения задачи - инсайт, т.е. некое «постижение», «проникновение» в ситуацию.
21. Мотивационная сфера человека: содержание и структура.
Психика
– внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся
на основе отраж-я им О-го мира, и выступает
как основание для регуляции ч-ком повед-я
как по отношению к внеш-у миру, так и к
самому себе. Мотивационная
сфера - вся имеющаяся у данного ч-ка
сов-сть мотивационных образований: мотивов,
потр-стей, целей, установок, интересов.
Признаки мотивации:
1. Соц-е происхождение мотивации ч-ка
– предметы его потр-стей явл-ся продуктом
обществ-го произв-ва (Леонтьев А.Н.);
2. Опосредованность мотивации интеллектом,
речью, сознанием (Ковалев В.И., Хекхаузен);
3. Осущ-ние при помощи волевых пр-ссов
(Иванников В.А., Селиванов В.И., Узнадзе
Д.Н.). 4. устойчивость, функц-ная автономность
от состояния орг-зма, надситуативность
(Петровский В.А.), 5. Направ-ность на
опред-е цели (Обуховский К.); 6. бесконечность
(Асеев В.Г.); 7. Иерархическая соподчиненность
мотивов (Божович Л.И., Леонтьев А.Н., Маслоу
А); 8. Полимотивированный хар-р деят-ти
(Имеладзе И.В.) Св-ва: 1.
По степени развитости
мотивац-й сферы: а. широта – качеств-е
разнообразие мотивац-ых ф-ров. Чем больше
мотивов, потр-стей и целей, тем более развита
мотивац-я сфера; б. гибкость – подвижность
связей, сущ-щих м/у разными ур-нями мотив-й
сферы: м/у мотивами и потр-стями, мотивами
и целями, потр-ми и целями. Гибкой счит-ся
та мотив-я сфера, в к-й ч-к для удовлетворения
мотивац-го побуждения общего хар-ра использует
больше мотв-ых побудителей более низкого
ур-ня. 2. По проявлениям
и ф-циям в регуляции
поведения: а. анализ потр-стей и инстинктов
как источника активности (что активизирует);
б. исслед-е проявлений мотивов как причин,
опред-щих выбор направл-сти поведения
(на что направлена активность, ради чего
совершаются действия); в. исслед-е проявлений
эмоций, S-ых переживаний и установок (как,
каким образом осущ-ся регуляции динамики
поведения). Е.П.
Ильин выделяет в соответствии
со стадиями форм-я мотива 3
блока: 1. Потребностный:
биологические и соц-е потр-сти, осознание
необх-сти, долженствования («квазипотр-сти»
по К.Левину); 2. «внутренний
фильтр»: оценка внешней ситуации,
нравственный контроль, оценка своих возможностей,
предпочтения; 3.
Целевой: образ предмета, могущего
удовлетворить потр-сть, опредмеченное
действие, потребностная цель. Все эти
компоненты мотива могут прявл-ся в сознании
ч-ка в вербализованной или образной форме,
причем не все сразу; набор компонентов
в каждом мотиве м.б. разным.
Потребности
– ключевое объяснительное понятие в
психологии мотивации; это О-вно обусловленные
внутренние запросы в необх-мых для ее
существования латеральных, соц-ных, духовных
благах и деят-сти по их приобретению.
Хар-ки потр-сти: 1. Предметность
(потр-сть – это потр-сть в чем-то, что лежит
вне организма, последнее это ее предмет).
Самим актом опредмечивания потр-сть преобразуется.
2. Динамика – ее сп-сть актуализировать
и изменять свою напряженность, угасать
и воспроизводится вновь; 3. Побудительность;
4. Вз-связь потр-стей – удовлетворение
одной потр-сти предполагает и опред-ет
возн-е другой («цепная петля потр-стей»).
Хар-ки потр-сти по критерию
времени актуализации: 1. Постоянные
(потр-сть в кислороде); 2. Устойчивые (потр-сть
в общении); 3. Циклические (потр-сть в пище);
4. Ситуативные (потр-сть в поедании мела
у беременных женщин). Классиф-ция
потр-стей (сущ-ет множество классиф-ций):
1. Валентность мотива: «+» и «-»; 2. Постоянство:
устойчивые и ситуативные; 3. Интенсивность:
сильные и слабые; 4. Ориентация на рез-т/пр-сс:
результативные и процессуальные; 5. Необх-сть
для выживания организма: витальные и
факультативные; 6. Представленность в
ситуации: актуальные и потенциальные;
7. Активность S в форм-ии потр-сти: проактивные
и реактивные; 8. Диалектическое вз-вие
парных потр-стей: либидо, стремление к
превосходству, мортидо, стремл-е к принадлежности
и т.д. Специфика
потр-стей: 1. Соц-но обусловлены
– выраж-ся в сп-бе удовлетворения потр-стей
(потр-сти ч-ка удовлетвор-ся частью совок-го
общественного продукта, а не как рез-т
индив-й деят-ти); 2. Потр-сть явл-ся соподчиненной
системой; 3. Потр-сть – развивающяся сфера
личности; 4. Потр-сти осознаются (в отличие
от животных). Ф-ция
потр-стей: потребностное состояние
создает состояние стартовой готовности
к активности, к-я переживается как состояние
напряженности, неудовлетворенности.
Мотивация – сов-сть побуждающих,
вызывающих активность личности ф-ров,
т.е. система ф-ров детерменирующих поведение
потр-стей. Генезис
мотивации: 1 этап: Актуализация
потр-сти, к-я проявл-ся в ↑ эмоц-й напряженности,
ощущение недостатка, стремление что-то
сделать; 2 этап: поисковая активность
– поиск предмета, способ-го удовлетворить
потр-сть и трансформировать потр-сть
в мотив; 3 этап: инструментальный – деят-ть
направлена на достижение цели; 4 этап:
завершающий – потр-сть удовлетворена
=> ↓ эмоц-й наряженности и общая релаксация.
Мотив – эл-нт системы мотивации. Формы
сущ-ния мотивов
(какие феномены психики м. считать мотивами):
Мотив - это
1. Понимание по Леонтьеву:
опредмеченная потр-сть, предмет, на к-й
направлена деят-ть ч-ка; 2.
Платонов, Магомед-Эминов: устойчивое
св-во личности, к-е обуславливает поведение
и деят-ть также, как и внешние стимулы.
В таком понимании: тревожность, агрессивность,
ур-нь притязаний; 3.
Мясищев, Ковалев: осознанное поведение
и деят-ть ч-ка, возникшая как рез-т осознания
им своей потр-сти; 4.
Божович, Рубинштейн: мотив как потр-сть
(в самой потр-сти заложено активное стремление
ч-ка на преобразование мира). Хар-ки
мотивов: 1. Сила
мотива – рез-т сочетания мотивации
достижения успеха, значимост достижения
успеха, вероятность достижения цели;
2. Иерархизированность (система
соподчиненных мотивов). Отношения ведущего
и соподчиненного мотивов: 1. Ведущий и
подчин-е мотивы не нах-ся в конфликтном
отношении по своему содержанию (подч-е
мотивы энергетически подпитывают ведущий);
2. Состояние конфликта (противоречат др.
другу по содерж-ю, размывая ведущий мотив).
Св-ва мотивов: 1.
Соподчинение мотивов по параметру силы
опред-ть легко, если разница мотивов в
силе выражена; 2. Гибкость – одвижность
связи, к-я сущ-ет м/у разными образованиями
мотивационной сферы; 3. Развитость, сформ-сть
– качеств-е разнообразие мотивационных
ф-ров; 4. Устойчивость мотива. Ф-ции
мотива: 1. Побуждающая – сп-сть
вызывать и обуславливать активность
ч-ка; 2. Направляющая – выбор и осущ-ие
опред-го поведения и деят-ти, напр., на
конкретный объект; 3. Регулирующая – опред-ет
сод-е поведения; 4. Смыслообразующая –
мотивы придают деят-ти личностный смысл,
под к-м поним-ся переживания ч-ком S-ой
знач-сти О, возникает как вз-вие мотива
и цели. Классиф-ция
мотивов: 1. По форме существования:
материальные (мотив-ч-к) и идеальные (мотив-духовная
ценность, идеи); 2. По видам деят-ти: учеб-й
деят-ти, труд-й, общения, игры; 3. По месту
мотивов в стр-ре мотиваций: ведущий и
подчиненный; 4. По действенности: знаемые
и реально действующие; 5. По времени проявления:
постоянные, ситуативные, кратковременные;
6. По содерж-ю потр-сти: биологические,
соц-е, достижения, избегания, самоуважения,
самоактуализации; 7. По установке личности:
личные, общественно значимые, идейные,
нравственные, эгоистические, общественные;
8. По широте: широкие, узкие. Сов-сть устойчивых
мотивов, опред-щих поведение и деят-ть
личности наз-ся направленностью
личности.
22. Теоретические подходы к изучению мотивационной сферы личности.
Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отражения им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком поведения как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому себе. Мотивационная сфера - имеющаяся у ч-ка сов-сть мотивационных образований: мотивов, потр-стей, целей, установок, интересов. Бихевиоризм: Основной мех-зм функц-я мотивации – стремл-е организма ↓ напряжение, вызванное нуждой – т.е. поведение форм-ся под влиянием ф-ров среды, стр-ры подкреплений, а инициируется возникн-ем физиологической нужды типа жажды, голода, сексуальной депривации т.п. (К.Спенс). Ответ организма на S включает эмоц-ый ответ, к-й может зависеть не только от хар-к Sа, но и от ситуативных и индивидуальных ос-стей. Не подкрепление вызывает не просто угасание р-ции, а особое эмоц-е сост-е – фрустрацию, эмоц-й ответ. Э.Толман в объяснении повед-я использовал пон-е цели и целенаправленности. Т.о., поведение не только целенаправленно, но и телеологично (устремлено в будущее). Психоанализ: любое повед-е ч-ка обусловлено бессозн-ми импульсами. Основа мотивации – стремление удовлетворить врожденные инстинкты – соматические требования орг-зма, т.е. ↓ напряжение до min ур-ня. Карл Юнг считал, что разрядка напряжения – осн-ой мех-зм мотивации, но организм стремиться к самореализации. Цели, притязания и даже предназначения индивида явл-ся важными мотивирующими ф-рами. Альфред Адлер: ч-к рождается слабым и беспомощным, переживая базовое чувство неполноценности. Для преодоления стремится к превосходству и совершенству. Стремление к совершенству - осн-ой пр-п мотивации ч-ка. Карен Хорни: мотивирующим ф-ром явл-ся поиск безопасности в опасном и враждебном мире. Эрих Фромм: свобода приводит к одиночеству, а оно порождает стремление уйти от свободы – в конформизм, в зависимость. Теория поля (Курт Левин): осн-й мех-зм – уравновешивание, распределив напряжение. 2 основных типа уравновешивания: 1. ч/з действие (исполнение) и посредством замещения другим действием или действием в идеальном плане; 2. ч/з квазипотребности - намерение или цель, наличие у чел-ка соц-ых (не врожденных и не биологических) устремлений. Повед-е есть ф-ция 2х переменных: личности и окружения. Важным конструктом теории поля явл-ся понятие результирующей мотивационной тенденции, опр-ся 2 осн. факторами: 1. валентностью (привлекательностью цели, исхода действия); 2. ожиданием или психол. удаленностью, степенью достижимости цели. Чем больше валентность и меньше достижимость цели, тем сильнее мотивация. Гуманистическая психология (Г.Олпорт): норм-й взр. ч-к функц-но автономен, независим от нужд тела, в основном сознателен, высокоиндивидуален и не находится во власти вечных инстинктов и бессознательного. К.Роджерс: Осн. мотив. силой ч-го повед-я явл-ся реализ-ция индивидом своего потенц. и возм-стей, т.е. стремл-е к с/реализации, стремл-е приблизить Я-реальное к Я-идеальному. К.Маслоу: мотивы инстинктоподобны, имеют врожденный хар-р. Актуализация мотивов зав-т от того, удовлетворены ли потр-сти более ↓ уровня, т.к. их удовлетворение явл-ся необх-мым условием перехода на следующий ур-нь. 2 вида мотивов: 1. мотивы нужды; 2. мотивы роста (занимают относительно более высокое положение в иерархии). Удовлетворение мотивов нужды приводит к лишению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста – к усилению мотивации. Когнитивные теории: представление чел-ка о мире – когнитивная репрезентация реальной ситуации инициирует и направляет повед-е индивида, программирует, проектирует будущее повед-е. Теория когнитивного диссонанса (Лион Фестингер). КД - противоречие м/у 2 и более когнициями, что переживается как сост-е дискомфорта. Когниция – любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Ч-к стремится к состоянию внутрен-й непротиворечивости. Теория когнитивного баланса (Ф.Хайдер). Соц. ситуация – сов-сть эл-тов (О-ов и людей) и связей м/у ними. У людей наблюд-ся стремление к сбалансированным, гармоничным, непротиворечивым ситуациям. Теория скриптов и контрфактов (Р.Шенк, Р.Абельсон). Здесь мышл-е оказывает влияние на деят-ть и эмоц. сост-е, что открывает возмож-сти для регуляции повед-я посредством с/инструкции. Скрипт (сценарий) поним-ся как организ-ая единица стереотипной инф-ции, отраж-щая обычную, привычную послед-сть событий. При этом ч-к не только усваивает сценарии в готовом виде, но и создает их сам, представляя будущий ход событий. Что касается контрфакта мыш-я, то это «мышл-е в сослагательном наклонении». Контрфактами наз-ся представления об исходе события, альтернативной реальности «если бы… то…». Представляя альтернативный ход событий, чел-к мысленно проигрывает сценарий, к-й подразумевает опред-ную линию повед-я в прошлом, что побуждает в будущем корректировать свое повед-е. В отеч-й психол-и форм-е и разв-е мотив-ной сферы чел-ка рассм-ся в рамках теории деят-сти, предложенной А.Н.Леонтьевым. В отеч-й психол-и форм-е мотивац-й сферы в пр-ссе онтогенеза ч-ка традиц-но рассм-ся в рамках форм-я сис-мы интересов или познав-х потр-стей как условий разв-я той или иной деят-ти, причем уровневая стр-ра деят-ти и коррелирует с уровневым строением мотивац. сферы S включ-го в эту Д. Поэтому в отеч. псих. развитие мотивац. сферы рассм-ся в единстве с развитием психики, а именно, с развитием познавательной сферы Л.
Психика
– внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся
на основе отражения им О-го мира, и выступает
как основание для регуляции ч-ком поведения
как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому
себе. Эмоции
– особый класс псих-их пр-ссов и состояний,
отражающих в форме непосредственного
переживания жизненного смысла явлений
и ситуаций, обусловленного отношением
их объективных св-в к потр-ям S.
Функ-ции эмоций:
1. оценочная – оценивают отношение,
потребностную значимость происходящего;
2. побуждающая – мотивация открыв-ся
S в виде Э, к-е сигнализируют ему о потребн-ой
знач-сти О и побуждают направить на них
деят-ть (зависть, ревность, гордость –
побуждают), т.е. мотивирующая роль.
3 .регулирующая – помогает сосредоточиться
на предметном содержании. две разновидности:
функция следообразования – эмоции
оставляют след в нашем сознании (напр.,
экстремально эмоц-ные состояния), и
предвосхищающая
ф-ция - сп-сть Э актуализировать
опред-й опыт в будущем, опережая разв-е
событий сигналом о возможном исходе;
эвристическая ф-ция – Э помогают
S найти неожиданное решение в трудной
ситуации. 4. организующая
ф-ция – Э организует деят-ть и привлекает
к ней силы и вним-е; дезорганизация
– как побочный эф-кт, Э сп-бны нарушать
целенапр-ную деят-ть; 5.
синтезирующая – становление и организация
S-го образа (Вундт): эмоц-й тон ощущений,
восприн-ых одновременно или непосредственно
др. за др., сливается по опред-м з-нам в
более общие переживания, к-е обеспеч-ют
возм-сть целостного и структурированного
отраж-я образа. 6.
активизирующая – обеспечивает оптимальный
ур-нь возбуждения ЦНС (есть две разновидности:
мобилизация жизненных ресурсов и
демобилизация, когда ничего не
могу делать); 7. экспрессивная
– сопровождение специф. изменениями
в мимике, пантомимике, вокализации (речи),
по мнению Изард, невербалика – основной
компонент специфики эмоций. Первым указал
это Дарвин. Сущ-ет 3 вида экспрессии:
1) конвенциальная мимика; 2) врождённые
мимические выражения; 3) индивидуальные
особенности. 8. смыслообразущая
(Леонтьев, Вилюнас, Тихомиров) – Э, ос-нно
когда они сигнализируют о чем-то исключительном,
не оставляют личность равнодушной, вызывая
порой сложную и развернутую работу сознания
по ее объяснению, одобрению, осуждению
или даже вытеснению; 9.
эмоции могут быть сп-бом
поведения: ч/з Э решение своей задачи
в социуме – общение с др. людьми, привлечение
к себе вним-я.10. защитная (Фрейд)
– эмоц-я разрядка. Чтобы с нами не происходило
всё имеет знач-е тогда, когда затрагивает
эмоц-ю сферу. Согласно совр-й концепции
Н.Фрийды Э вып-ют управляющую, мобилизирующую
и целеполагающую ф-цию. Э. прерывают цепь
действий и тем самым мобилизируют индивида
на осущ-ние др., более срочных целей. Тем
самым аффект-е р-ции организуют цели,
особенно в ситуации ограниченных ресурсов.
Т.о., полифункц-сть Э конкретизирует их
знач-сть в псих-й жизни ч-ка – в приспособлении
к окр-му миру и обеспечении благопр-х
условий для личностного разв-я.
Классификация Э.
Единой классиф-ции нет. Э
разл-ют по: знаку ( +/- ), интенсивности
(влюблённость и любовь), продолжительности,
глубине, по осознанности, по сложности,
по ф-циям, по усл-ям возникновения, по
нервному субстрату, по возд-вию на организм,
по связи с основной потр-стью. Классиф-ные
схемы, опирающиеся на предст-я о генетическом
разв-и и вз-вии Э: Б.Спиноза,
В.Вундт (выделение базовых, исходных
Э и попытка проследить разв-е их сочетаний
и разновидностей), Пр-ма классиф-ции в
отеч-й психол-и. С.Л.Рубинштейн
выделил 3 уровня
проявлений эмоциональной
сферы: 1. Ур-нь
орган-ской эмоц-но-аффективной
чувствительности – элемент-ные,
физ-кие чувствования (удовлетворения
– неудовлетворения), связ-е с органич-ми
потр-тями, носят неопредмеченный хар-р
(н-р, беспредметная тоска); 2.
Предметные чувства – соотв-щие
предметному воспр-ю и предметному действию,
связаны с осознанным переживанием отношения
ч-ка к миру. Выд-ет интеллект-е чувства
(люблю математику и не люблю физику), эстетические,
моральные (связаны с отношением к человеку);
3. Обобщённые чувства – выражают
мировоззренческие установки: юмор, ирония,
трагическое, комическое, возвышенное.
Выд-ют аффект - стремительно
и бурно протекающий пр-сс взрывного хар-ра,
дезорганизующий деят-сть; страсть
– сильное стойкое длительное чувство,
к-е захватывает ч-ка и владеет им. Есть
единство эмоц-го и волевого компонентов.
Настроение – общее эмоц-е состояние
личности, выражающееся в «строе» всех
её проявлений, бессознательная эмоц-я
оценка личностью того, как склад-ся жизнь,
поэтому имеет оценочную ф-цию. Оно не
предметно, а личностно, это общее
состояние (не конкретизируется), создаётся
многими факторами. Леонтьев
(место Э в регуляции деят-ти) предложил
3 вида (отличаются по психол-им
ос-стям и закон-стям протекания): 1.
Аффект - Э возн-ют в ответ на фактически
наступившую ситуацию, сдвинуты к концу
события. Регулирующая ф-ция по аффекту
– образов-е специф-го опыта, т.е. создание
аффективных следов, опред-щих избирательность
повед-я по отношению к аналогичным ситуациям
(тенденция навязчивости и торможения);
2. Эмоции – это состояния моего Я.
Это более длительное состояние, слабо
проявляющееся во внешнем повед-и (отношение
личности к ситуации). Э предвосхищают
события (страха, надежды, радости), обобщены
и коммуникативны (проявляются в отношениях,
контактах с другими), имеют соц-но обусловленный
хар-р; 3. Чувства - устойчивое
эмоц-е отнош-е к действ-сти. Имеют предметный
хар-р, явл-ся рез-том обобщения Э, амбивалентны
(несовпадение эмоций и чувств) – люблю
и ненавижу, страшно и интересно, т.е. есть
доминирующее чувство, к-е не совпадает
с эмоцией, чувства имеют соц-й хар-р.
Классификация В.К.Вилюнаса.
Эмоции – посредник между потр-стью
и деят-тью по их удовлетворению. Э играют
различную роль в пр-ссе регуляции
деят-ти. Выд-ет 2
группы Э, к-е связаны между собой:
1. Ведущие эмоции
(первичные) – связаны с выделением
предмета потр-сти и превращением её в
мотив, они предшествуют деят-ти, побуждают
и направляют её; 2.
Производные (вторичные) – чувства,
выдел-щие О-ты, наиболее значимы для ч-ка.
Возн-ют в пр-ссе деят-сти по реализации
потр-сти. Они универсальны. Бывают Э успеха
– неуспеха, радость – неудовольствие,
надежда – тревога. Если есть реализация
потр-сти, то возникает Э успеха, если потр-сть
не может реализоваться, то Э неуспеха.
28. Психология способностей.
Психика
– внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся
на основе отражения им О-го мира, и выступает
как основание для регуляции ч-ком поведения
как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому
себе. Сп-сти – это такие индив-но-психол-е
св-ва ч-ка как соц-го индивида, к-е являются
условиями успешного овладения и продуктивного
выполнения различных видов деят-ти.
Анатомо-физиол-й основой
для разв-я сп-стей
служат задатки как стр-ры биолог-го
индивида. В отличие от задатков, сп-сти
приобретаютя индивидом по ходу соц-ции
в пр-ссе выполнения различных видов деят-ти.
М/у задатками и сп-стями сущ-ет многозначительная
связь, т.е. на базе одинаковых задатков,
могут сформ-ся различные сп-сти. Это зав-т
от тех видов деят-ти, в к-х задатки прижизненно
тренируются и упражняются (задатки –
св-ва ЦНС: ↑ светочувств-сть, зрит-го анализатора,
звуковая чувствит-ть). Сп-сти
выделяют: Природные
– общие для ч-ка и животных, особенно
высших, сп-сти (воспр-е, память, сп-сть
к элементарной комм-ции). В пр-ссе разв-я
биолог-е сп-сти способствуют
форм-ию целого ряда
други сп-стей:
Специальные – спос-вуют успешному
усвоению и эффект-му выполнению к.-л. узко-спец-ых
действий (музык-е, математ-е, литерат-е,
спортивные и т.д.); Общие
– обесп-ют успешность в овладении и осуществлении
практически любого вида чел-ой деят-ти.
Наиболее общие сп-сти - интеллект-е, а
также память, речь, тонкость и точность
ручных изделий. Помимо разделения на
общие и спец-е принято разделять теорет-е
(склонность ч-ка к абстрактно-теор-им
размышлениям) и практ-е (склонность
к конкретным практ-им действиям). Сущ-ет
также деление на учебные (опред-ют
успешность обучения, усвоения ч-ком ЗУН)
и творческие (опред-ют возмож-сть
открытий и изобретений, созд-е предметов
матер-й и духовной культуры).
Способный индивид отличается от
неспособного тем, что он овладевает
опред-м видом деят-ти
с меньшими затратами
ресурсов (временных, энергетических,
финансовых), а далее набл-ся более ↑ ур-нь
достижения в этом виде деят-ти. Основное
противоречие в развитии сп-стей состоит
в том, что они в деят-ти не только проявляются,
но и форм-ся. Одаренность
– это сов-сть задатков, унаследованных
ч-ком как биологическим индивидом.
Талант – сов-сть сп-стей, к-е разв-ся
на основе одаренности в пр-ссе саморазвития
ч-ка. Талант = одаренность +
работа над собой.
Гениальность
– высшая ступень развития таланта
и является продуктивным талантом.
Гениальность = талант +
сильная устойчивая
мотивация к соответствующему
виду деят-ти. Сп-сти
соц-го индивида носят конкретный
исторический хар-р (в каждую истор-ю
эпоху общество предлагает индивиду строго
опред-ый «каталог» видов деят-ти. Этот
«каталог» явл-ся истор-ой и культурной
переменной, т.е. постоянно изменяется
в зав-сти от истор-го времени и среды.
Соотв-но, в разные истор-е эпохи и в разных
культурах общество развивает разные
сп-сти индивидов). Недостаток
одаренности компенсируется
за счет технического
прогресса (технические устройства,
автоматизация многих видов деят-ти). Люди
будущего будут менее способны. По своему
психол-му содерж-ю сп-сти
явл-ся усвоенными и интериоризированными
операциями выполнения различных видов
деят-ти. Эти операции вырабат-ся и передаются
от одного ч-ка другим в пр-ссе обучения.
Они явл-ся наиболее экономичными и эффект-ми
сп-бами выполнения деят-ти, к-е былм выработаны
в опыте многих исполнителей. Сп-сти,
т.о., явл-ся структурами
операционально-технической
регуляции деят-ти, к-я проявляется
в выборе индивидом таких средств, сп-бов
и технологий реализации деят-ти, к-е явл-ся
наименее ресурсозатратными, но наиболее
продуктивны. У индивидов, к-е не
обладают необх-ми достаточными
задатками для выполнения того или
иного вида деят-ти может выработаться
компенсаторный стиль деят-ти. Компенсаторный
стиль деят-ти – это сов-сть сп-бов
и приемов осуществления деят-ти, к-е позволяют
достигать индивиду в ней высоких рез-тов,
даже при отсутствии соответствующих
задатков и сп-стей (напр., баскетболист
маленького роста более быстрый, ловкий,
прыткий).