Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

Общая психологии. ГОСы.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

    19. Теории мышления.

    Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отражения им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком поведения как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому себе. Мышл-е это познав-й псих-й пр-сс, неразрывно связанный с речью и заклюя-ся в обобщенном и опосредованном отражении окружающей действ-сти с целью открытия существенно нового. Теории: I. теория: Мышл-е как ассоциация представлений. Первые представления об универсальных зак-стях псих-й жизни ч-ка связывались с пр-пом ассоциаций, т.е. образованием и актуализацией связей м/у представлениями («идеями»). Представители теории: Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж. С. Милль, Д. Милль, А. Бэн, Т. Циген. Представители теории в отеч-й псих-и: Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев, А.Ф. Есаулов. Различия во взглядах: в трактовке вопроса о зав-сти ассоциаций от связей в предметном мире и их отношения к деят-ти мозга, так и в трактовке отдельных видов ассоциаций. Общее во взглядах: ассоциация - основной стр-рная единица псих-го, ассоциация использ-сь и как объяснительный принцип. Рац-ное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ S, его деят-ти, направленности, активности. Непроизвольное следование образов – представлений принималось за тип всякого умственного пр-сса: мышл-е – всегда образное мышл-е, пр-сс – всегда непроизвольная смена образов. Разв-е мышл-я – пр-сс накопления ассоциаций. Считалось, что мыслительные пр-ссы вообще не могут подвергаться экспериментальному изучению: мышл-е предлагалось изучать только по продуктам чел-ской культуры, т.к. вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросов ассоц-ой теории, ее часто наз-ют теорией репродуктивного мышл-я. Особую роль в мышл-и играют ассоциации по сходству. Л.С. Выготский, возражая против принципа ассоциации как бесспорной психол-й реальности, связывал более простые формы обобщения (комплексы) с образованием ассоциаций (по сходству, по контрасту). II. Теория: Мышл-е как действие. Представители теории: О. Кюльпе, М. Ах, К. Марбе (вюрцбургская школа) – в противоположность ассоцианизнизму рассм-ли мышл-е как внутренне действие (акт). Нач-ся экспериментальные исслед-я мышл-я – систематическое самонаблюд-е. Были сформ-ваны след-е представления о пр-ссах ч-го мышл-я: мышл-е – акт усмотрения отношений. Отношение – все, что не имеет хар-ра ощущений, все разнообразие категориальных синтезов, вся система категорий. Отмечено, что пр-сс понимания (мышл-я) происходит без сущ-ной поддержки случайно всплывающих чувтственных образов. Мышл-е – это работа «Я», подчиненная опред-ной задаче, из к-й исходит детерминирующая тенденция. Рассм-вая мышл-е, как пр-сс решения задачи, исслед-ли сделали шаг к разделению собственно мышл-я и умственной деят-ти. Задача - превращение даваемых исп-мым инструкций в самоинструкции, функцион-ние к-х опред-ет его избирательный хар-р (усиления одних и торможение других ассоциаций). Задача продолжает действовать и тогда, когда она перестает осознаваться испыт-ым. В задаче 2 компонента: 1. детерминирующая тенденция (придает мышл-ю целенаправленный хар-р, упорядочивая ход мысли) = операциональный смысл. В экспериментах определяется поставленной задачей (вопросом и поиском ответа); 2. представление цели (образуется под влиянием инструкции). Установка – неопред-е, трудно анализируемое сост-е сознания, регул-щее в соответствии с задачей  отбор и динамику содерж-я мышл-я. Выделив мышл-е в самост-ную деят-сть, они не только противопоставили, но и оторвали ее от практической деят-сти, языка и чувственных образов. Оно имеет ненаглядный, безобразный хар-р. Мышл-е - это осознание отношений, не зависимое от образных представлений. Единица сознания – действие. Единица анализа: вектор. Основное понятие – понятие задачи. Уатт: мышл-е – решение задачи. Рез-ты экспериментов: выделение, кроме чувственных представлений, мыслей (сознанности, интеллектуальные чувства). Мысль – метод решения задачи. Мышл-е – осознание отношения между чувственными представлениями, к-е не сводится к этому представлению. Основные хар-ки мышления: 1) понятие задачи, 2) осознание отношений, 3) безобразность. “Содержание мышления не наглядно, а существенно”. Основной метод изучения мышления – самонаблюдение (интроспекция). III теория: Мышл-е, как акт переструктурирования ситуации. Представители гештальтпсихологии о мышл-и (В. Келлер, К. Коффки, М.Вертхаймер). З-ны, выведенные при изучении восприятия, были перенесены на мышл-е. Первичным и главным содерж-ем всякого психического пр-сса явл-ся не отдельные эл-ты -  ощущения, а нек-е целостные образования – конфигурации, формы или «гештальты». Мышл-е считается внезапным, неподготовленным непосредственно предыдущей аналитической деят-стью пониманием сущ-щих отношений в пробл-ой ситуации. В.Келлер охар-вал интеллектуальное поведение как внезапное, независимое от предшествующей деят-сти и совершенно противоположное «пробам» как случайным актам. Решение задачи закл-ся в том, что части пробл-ой ситуации начинают восприниматься в новом гештальте, новых отношениях. Проблемная ситуация переструктурируется, т.е. предметы поворачиваются новыми сторонами и обнаруживают новые кач-ва (свойства). Сущность решения задачи закл-ся в раскрытии нового св-ва О, детерминированного воспр-ем его  в новых отношениях. Решение задачи состоит из кач-но различных фраз: нахождение пр-па, идея решения, проверка (реализация). Подчеркивали, что наличия прошлого опыта для решения задачи недостаточно. Он может оказать и тормозящее влияние на решение. Использовали м-д экспериментального исследования спонтанных форм поведения животных, м-д «думания вслух» и м-д наводящих задач («систематических подсказок»). Внедрили идею функц-го разв-я (пр-сс состоит из кач-но разнородных фаз, одни и те же эл-ты ситуации имеют разное знач-е для исп-мого на разных этапах решения задачи). Так как мышл-е понималось как интуитивный поиск решения, то это позволило обратить особое внимание на моменты интуиции и творчества мышл-я. IV теория: Мышл-е как поведение (Дж. Уотсон, Д. Миллер и др.). Структурная единица в бихевиоризме – связь St и р-ции. Дж. Уотсон отождествлял мышл-е с внутренней речью и даже со ср-вами невербальной комм-ции. Мышл-е становится общим понятием, вкл-щим все наше безгласное поведение. Он выделил 3 формы мышл-я: 1. простое развертывание речевых навыков, т.е. воспроизведение без изменения порядка слов, 2. решение задач, не новых, но редко возникающих (попытки вспомнить полузабытое), 3. решение новых задач, к-е ставят организм в тяжелое положение, требующие словесного решения до того, как будет принято какое-нибудь открыто выраженное действие. «-» закл-ся в том, что М. и сознание рассм-ся как особый вид повед-я. V теория: Мышл-е, как функционирование интеллектуальных операций. О. Зельц (развил идеи Вюрцбургской школы). Пр-сс решения задачи. Наиб. знач-е придает 1 фазе решения задач – образованию «общей задачи» в рез-те обработки данного экспериментатором материала, главное звено к-ой состоит в выделении «предметных» отношений м/у элементами. В рез-те образ-ся проблемный комплекс, в к-м: выделены хар-ки известного, определено местно неизвестного искомого, выделены отношения м/у данным и искомым, или средство. Незавершенность комплекса как суть проблемы.  Эта незавершенность м. касаться либо компонента комплекса, либо отношение м/у неизвестными компонентами. Образование общей задачи состоит в создании опред-ной схемы, в к-й искомое хар-ся ч/з то место, к-е оно занимает в  комплексе. Ввел понятие «антиципация искомого» - если бы искомое было вообще неизвестно, оно не могло бы быть найденным. Неизвестное получает как бы косвенное опред-е ч/з отношение к известному. Образование общей задачи – выявление отношения м/у известным и искомым и создание на этой основе антиципации искомого. Постановка цели ведет к актуализации общих интеллектуальных операций, пригодных для осуществления. Основные интеллектуальные операции: допол-е комплекса, может вкл-ть визуализацию данного предмета, абстракция – выдел-е различных хар-к предметов, вычленение отношений, репродукция сходства – расчленение предмета, пон-я на опред-ные признаки. Различные комбинации этих операций образуют м-ды решения задач.Откр-е нового м-да решения – «отношение цели и средства м/у целеполаганием и известным м-дом решения внезапно входит в сознание». В наиб-е сложных формах творческой деят-сти открытию предшествует целеполагание. Основа решения задачи - прошлый опыт. Новое – перекомбинация старого опыта. Обращение к прошлому – наличие когда-то целиком решенной задачи. Абстрагирование частного метода. Он впервые исследовал М. как пр-сс, последовательно развертывающийся во времени, в к-м предыдущие стадии подготавливают и обуславливают последующие, с постоянным возвращением к условия задачи. Осн.пр-ма и пункт критики: этот подход с трудом приложим к решению продуктивных задач. Стадии пр-сса мыслительной деят-ти А. де Граома (его последователь, изучение мысл. пр-сса в ходе шахматной игры): 1. ориентировки (ориентировки в возможностях); 2. обследование (ч-к скорее прикидывает, чем исследует); 3. Исслед-е (направленное, тщательное); 4. Док-ва (проверяет, резюмирует, полученный рез-т – S оправдание). В отеч. психологии А.В.Брушлинский. Б. Дункер, анализируя идеи Джемса о мышл-и, а также подход О.Зельца, приходит к выводу о недостаточности так называемых «теорий третьего фактора» (1й фактор - проблемная ситуация, 2й - решение, 3й - тот факт, что решение удовлетворяет задаче). Дункер предлагает свою трактовку специфики мышления: 1. исследованием проблемной ситуации, 2. наличием задачи. Основоной мех-зм решения задачи - инсайт, т.е. некое «постижение», «проникновение» в ситуацию.

 

     21. Мотивационная  сфера человека: содержание и структура.

    Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отраж-я им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком повед-я как по отношению к внеш-у миру, так и к самому себе. Мотивационная сфера - вся имеющаяся у данного ч-ка сов-сть мотивационных образований: мотивов, потр-стей, целей, установок, интересов. Признаки мотивации: 1. Соц-е происхождение мотивации ч-ка – предметы его потр-стей явл-ся продуктом обществ-го произв-ва (Леонтьев А.Н.); 2. Опосредованность мотивации интеллектом, речью, сознанием (Ковалев В.И., Хекхаузен); 3. Осущ-ние при помощи волевых пр-ссов (Иванников В.А., Селиванов В.И., Узнадзе Д.Н.). 4. устойчивость, функц-ная автономность от состояния орг-зма, надситуативность (Петровский В.А.), 5. Направ-ность на опред-е цели (Обуховский К.); 6. бесконечность (Асеев В.Г.); 7. Иерархическая соподчиненность мотивов (Божович Л.И., Леонтьев А.Н., Маслоу А); 8. Полимотивированный хар-р деят-ти (Имеладзе И.В.) Св-ва: 1. По степени развитости мотивац-й сферы: а. широта – качеств-е разнообразие мотивац-ых ф-ров. Чем больше мотивов, потр-стей и целей, тем более развита мотивац-я сфера; б. гибкость – подвижность связей, сущ-щих м/у разными ур-нями мотив-й сферы: м/у мотивами и потр-стями, мотивами и целями, потр-ми и целями. Гибкой счит-ся та мотив-я сфера, в к-й ч-к для удовлетворения мотивац-го побуждения общего хар-ра использует больше мотв-ых побудителей более низкого ур-ня. 2. По проявлениям и ф-циям в регуляции поведения: а. анализ потр-стей и инстинктов как источника активности (что активизирует); б. исслед-е проявлений мотивов как причин, опред-щих выбор направл-сти поведения (на что направлена активность, ради чего совершаются действия); в. исслед-е проявлений эмоций, S-ых переживаний и установок (как, каким образом осущ-ся регуляции динамики поведения). Е.П. Ильин выделяет в соответствии со стадиями форм-я мотива 3 блока: 1. Потребностный: биологические и соц-е потр-сти, осознание необх-сти, долженствования («квазипотр-сти» по К.Левину); 2. «внутренний фильтр»: оценка внешней ситуации, нравственный контроль, оценка своих возможностей, предпочтения; 3. Целевой: образ предмета, могущего удовлетворить потр-сть, опредмеченное действие, потребностная цель. Все эти компоненты мотива могут прявл-ся в сознании ч-ка в вербализованной или образной форме, причем не все сразу; набор компонентов в каждом мотиве м.б. разным. Потребности – ключевое объяснительное понятие в психологии мотивации; это О-вно обусловленные внутренние запросы в необх-мых для ее существования латеральных, соц-ных, духовных благах и деят-сти по их приобретению. Хар-ки потр-сти: 1. Предметность (потр-сть – это потр-сть в чем-то, что лежит вне организма, последнее это ее предмет). Самим актом опредмечивания потр-сть преобразуется. 2. Динамика – ее сп-сть актуализировать и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводится вновь; 3. Побудительность; 4. Вз-связь потр-стей – удовлетворение одной потр-сти предполагает и опред-ет возн-е другой («цепная петля потр-стей»). Хар-ки потр-сти по критерию времени актуализации: 1. Постоянные (потр-сть в кислороде); 2. Устойчивые (потр-сть в общении); 3. Циклические (потр-сть в пище); 4. Ситуативные (потр-сть в поедании мела у беременных женщин). Классиф-ция потр-стей (сущ-ет множество классиф-ций): 1. Валентность мотива: «+» и «-»; 2. Постоянство: устойчивые и ситуативные; 3. Интенсивность: сильные и слабые; 4. Ориентация на рез-т/пр-сс: результативные и процессуальные; 5. Необх-сть для выживания организма: витальные и факультативные; 6. Представленность в ситуации: актуальные и потенциальные; 7. Активность S в форм-ии потр-сти: проактивные и реактивные; 8. Диалектическое вз-вие парных потр-стей: либидо, стремление к превосходству, мортидо, стремл-е к принадлежности и т.д.  Специфика потр-стей: 1. Соц-но обусловлены – выраж-ся в сп-бе удовлетворения потр-стей (потр-сти ч-ка удовлетвор-ся частью совок-го общественного продукта, а не как рез-т индив-й деят-ти); 2. Потр-сть явл-ся соподчиненной системой; 3. Потр-сть – развивающяся сфера личности; 4. Потр-сти осознаются (в отличие от животных). Ф-ция потр-стей: потребностное состояние создает состояние стартовой готовности к активности, к-я переживается как состояние напряженности, неудовлетворенности. Мотивация – сов-сть побуждающих, вызывающих активность личности ф-ров, т.е. система ф-ров детерменирующих поведение потр-стей. Генезис мотивации: 1 этап: Актуализация потр-сти, к-я проявл-ся в ↑ эмоц-й напряженности, ощущение недостатка, стремление что-то сделать; 2 этап: поисковая активность – поиск предмета, способ-го удовлетворить потр-сть и трансформировать потр-сть в мотив; 3 этап: инструментальный – деят-ть направлена на достижение цели; 4 этап: завершающий – потр-сть удовлетворена => ↓ эмоц-й наряженности и общая релаксация. Мотив – эл-нт системы мотивации. Формы сущ-ния мотивов (какие феномены психики м. считать мотивами): Мотив - это 1. Понимание по Леонтьеву: опредмеченная потр-сть, предмет, на к-й направлена деят-ть ч-ка; 2. Платонов, Магомед-Эминов: устойчивое св-во личности, к-е обуславливает поведение и деят-ть также, как и внешние стимулы. В таком понимании: тревожность, агрессивность, ур-нь притязаний; 3. Мясищев, Ковалев: осознанное поведение и деят-ть ч-ка, возникшая как рез-т осознания им своей потр-сти; 4. Божович, Рубинштейн: мотив как потр-сть (в самой потр-сти заложено активное стремление ч-ка на преобразование мира). Хар-ки мотивов: 1. Сила мотива – рез-т сочетания мотивации достижения успеха, значимост достижения успеха, вероятность достижения цели; 2. Иерархизированность (система соподчиненных мотивов). Отношения ведущего и соподчиненного мотивов: 1. Ведущий и подчин-е мотивы не нах-ся в конфликтном отношении по своему содержанию (подч-е мотивы энергетически подпитывают ведущий); 2. Состояние конфликта (противоречат др. другу по содерж-ю, размывая ведущий мотив). Св-ва мотивов: 1. Соподчинение мотивов по параметру силы опред-ть легко, если разница мотивов в силе выражена; 2. Гибкость – одвижность связи, к-я сущ-ет м/у разными образованиями мотивационной сферы; 3. Развитость, сформ-сть – качеств-е разнообразие мотивационных ф-ров; 4. Устойчивость мотива. Ф-ции мотива: 1. Побуждающая – сп-сть вызывать и обуславливать активность ч-ка; 2. Направляющая – выбор и осущ-ие опред-го поведения и деят-ти, напр., на конкретный объект; 3. Регулирующая – опред-ет сод-е поведения; 4. Смыслообразующая – мотивы придают деят-ти личностный смысл, под к-м поним-ся переживания ч-ком S-ой знач-сти О, возникает как вз-вие мотива и цели. Классиф-ция мотивов: 1. По форме существования: материальные (мотив-ч-к) и идеальные (мотив-духовная ценность, идеи); 2. По видам деят-ти: учеб-й деят-ти, труд-й, общения, игры; 3. По месту мотивов в стр-ре мотиваций: ведущий и подчиненный; 4. По действенности: знаемые и реально действующие; 5. По времени проявления: постоянные, ситуативные, кратковременные; 6. По содерж-ю потр-сти: биологические, соц-е, достижения, избегания, самоуважения, самоактуализации; 7. По установке личности: личные, общественно значимые, идейные, нравственные, эгоистические, общественные; 8. По широте: широкие, узкие. Сов-сть устойчивых мотивов, опред-щих поведение и деят-ть личности наз-ся направленностью личности. 
 
 

    22. Теоретические подходы  к изучению мотивационной  сферы личности.

    Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отражения им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком поведения как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому себе. Мотивационная сфера - имеющаяся у ч-ка сов-сть мотивационных образований: мотивов, потр-стей, целей, установок, интересов. Бихевиоризм: Основной мех-зм функц-я мотивации – стремл-е организма ↓ напряжение, вызванное нуждой – т.е. поведение форм-ся под влиянием ф-ров среды, стр-ры подкреплений, а инициируется возникн-ем физиологической нужды типа жажды, голода, сексуальной депривации т.п. (К.Спенс). Ответ организма на S включает эмоц-ый ответ, к-й может зависеть не только от хар-к Sа, но и от ситуативных и индивидуальных ос-стей. Не подкрепление вызывает не просто угасание р-ции, а особое эмоц-е сост-е – фрустрацию, эмоц-й ответ. Э.Толман в объяснении повед-я использовал пон-е цели и целенаправленности. Т.о., поведение не только целенаправленно, но и телеологично (устремлено в будущее). Психоанализ: любое повед-е ч-ка обусловлено  бессозн-ми импульсами. Основа мотивации – стремление удовлетворить врожденные инстинкты – соматические требования орг-зма, т.е. ↓ напряжение до min ур-ня. Карл Юнг считал, что разрядка напряжения – осн-ой мех-зм мотивации, но организм стремиться к самореализации. Цели, притязания и даже предназначения индивида явл-ся важными мотивирующими ф-рами. Альфред Адлер: ч-к рождается слабым и беспомощным, переживая базовое чувство неполноценности. Для преодоления стремится к превосходству и совершенству. Стремление к совершенству - осн-ой пр-п мотивации ч-ка. Карен Хорни: мотивирующим ф-ром явл-ся поиск безопасности в опасном и враждебном мире. Эрих Фромм: свобода приводит к одиночеству, а оно порождает стремление уйти от свободы – в конформизм, в зависимость. Теория поля (Курт Левин): осн-й мех-зм – уравновешивание, распределив напряжение. 2 основных типа уравновешивания: 1. ч/з действие (исполнение) и посредством замещения другим действием или действием в идеальном плане; 2. ч/з квазипотребности - намерение или цель, наличие у чел-ка соц-ых (не врожденных и не биологических) устремлений. Повед-е есть ф-ция 2х переменных: личности и окружения. Важным конструктом теории поля явл-ся понятие результирующей мотивационной тенденции,  опр-ся 2 осн. факторами: 1. валентностью (привлекательностью цели, исхода действия); 2. ожиданием или психол. удаленностью, степенью достижимости цели. Чем больше валентность и меньше достижимость цели, тем сильнее мотивация. Гуманистическая психология (Г.Олпорт): норм-й взр. ч-к функц-но автономен, независим от нужд тела, в основном сознателен, высокоиндивидуален и не находится во власти вечных инстинктов и бессознательного. К.Роджерс: Осн. мотив. силой ч-го повед-я явл-ся реализ-ция индивидом своего потенц. и возм-стей, т.е. стремл-е к с/реализации, стремл-е приблизить Я-реальное к Я-идеальному. К.Маслоу:  мотивы инстинктоподобны, имеют врожденный хар-р. Актуализация мотивов зав-т от того, удовлетворены ли потр-сти более ↓ уровня, т.к. их удовлетворение явл-ся необх-мым условием перехода на следующий ур-нь. 2 вида мотивов: 1. мотивы нужды; 2. мотивы роста (занимают относительно более высокое положение в иерархии). Удовлетворение мотивов нужды приводит к лишению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста – к усилению мотивации. Когнитивные теории: представление чел-ка о мире – когнитивная репрезентация реальной ситуации инициирует и направляет повед-е индивида, программирует, проектирует будущее повед-е. Теория когнитивного диссонанса (Лион Фестингер).  КД - противоречие м/у 2 и более когнициями, что переживается как сост-е дискомфорта. Когниция – любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Ч-к стремится к состоянию внутрен-й непротиворечивости. Теория когнитивного баланса (Ф.Хайдер). Соц. ситуация – сов-сть эл-тов (О-ов и людей) и связей м/у ними. У людей наблюд-ся стремление к сбалансированным, гармоничным, непротиворечивым ситуациям. Теория скриптов и контрфактов (Р.Шенк, Р.Абельсон). Здесь мышл-е оказывает влияние на деят-ть  и эмоц. сост-е, что открывает возмож-сти для регуляции повед-я посредством с/инструкции. Скрипт (сценарий) поним-ся как организ-ая единица стереотипной инф-ции, отраж-щая обычную, привычную послед-сть событий. При этом ч-к не только усваивает сценарии в готовом виде, но и создает их сам, представляя будущий ход событий. Что касается контрфакта мыш-я, то это «мышл-е в сослагательном наклонении». Контрфактами наз-ся представления об исходе события, альтернативной реальности «если бы… то…». Представляя альтернативный ход событий, чел-к мысленно проигрывает сценарий, к-й подразумевает опред-ную линию повед-я в прошлом, что побуждает в будущем корректировать свое повед-е. В отеч-й психол-и форм-е и разв-е мотив-ной сферы чел-ка рассм-ся в рамках теории деят-сти, предложенной А.Н.Леонтьевым. В отеч-й психол-и форм-е мотивац-й сферы в пр-ссе онтогенеза ч-ка традиц-но рассм-ся в рамках форм-я сис-мы интересов или познав-х потр-стей как условий разв-я той или иной деят-ти, причем уровневая стр-ра деят-ти и коррелирует с уровневым строением мотивац. сферы S включ-го в эту Д. Поэтому в отеч. псих. развитие мотивац. сферы рассм-ся в единстве с развитием психики, а именно, с развитием познавательной сферы Л.

    24. Эмоции: функции и  классификации.

    Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отражения им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком поведения как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому себе. Эмоции – особый класс псих-их пр-ссов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных св-в к потр-ям S. Функ-ции эмоций: 1. оценочная – оценивают отношение, потребностную значимость происходящего; 2. побуждающая – мотивация открыв-ся S в виде Э, к-е сигнализируют ему о потребн-ой знач-сти О и побуждают направить на них деят-ть (зависть, ревность, гордость – побуждают), т.е. мотивирующая роль. 3 .регулирующая – помогает  сосредоточиться на предметном содержании. две разновидности: функция следообразования – эмоции оставляют след в нашем сознании (напр., экстремально эмоц-ные состояния), и предвосхищающая ф-ция - сп-сть Э актуализировать опред-й опыт в будущем, опережая разв-е событий сигналом о возможном исходе; эвристическая ф-ция – Э помогают S найти неожиданное решение в трудной ситуации. 4. организующая ф-ция – Э организует деят-ть и привлекает к ней силы и вним-е; дезорганизация – как побочный эф-кт, Э сп-бны нарушать целенапр-ную деят-ть; 5. синтезирующая – становление и организация S-го образа (Вундт): эмоц-й тон ощущений, восприн-ых одновременно или непосредственно др. за др., сливается по опред-м з-нам в более общие переживания, к-е обеспеч-ют возм-сть целостного и структурированного отраж-я образа. 6. активизирующая – обеспечивает оптимальный ур-нь возбуждения ЦНС (есть две разновидности: мобилизация жизненных ресурсов и демобилизация, когда ничего не могу делать); 7. экспрессивная – сопровождение специф. изменениями в мимике, пантомимике, вокализации (речи), по мнению Изард, невербалика – основной компонент специфики эмоций. Первым указал это Дарвин. Сущ-ет 3  вида экспрессии: 1) конвенциальная мимика; 2) врождённые мимические выражения; 3) индивидуальные особенности. 8. смыслообразущая (Леонтьев, Вилюнас, Тихомиров) – Э, ос-нно когда они сигнализируют о чем-то исключительном, не оставляют личность равнодушной, вызывая порой сложную и развернутую работу сознания по ее объяснению, одобрению, осуждению или даже вытеснению; 9. эмоции могут быть сп-бом поведения: ч/з Э решение своей задачи в социуме – общение с др. людьми, привлечение к себе вним-я.10. защитная (Фрейд) – эмоц-я разрядка. Чтобы с нами не происходило всё имеет знач-е тогда, когда затрагивает эмоц-ю сферу. Согласно совр-й концепции Н.Фрийды Э вып-ют управляющую, мобилизирующую и целеполагающую ф-цию. Э. прерывают цепь действий и тем самым мобилизируют индивида на осущ-ние др., более срочных целей. Тем самым аффект-е р-ции организуют цели, особенно в ситуации ограниченных ресурсов. Т.о., полифункц-сть Э конкретизирует их знач-сть в псих-й жизни ч-ка – в приспособлении к окр-му миру и обеспечении благопр-х условий для личностного разв-я. Классификация Э.  Единой классиф-ции нет. Э разл-ют по: знаку ( +/- ), интенсивности (влюблённость и любовь), продолжительности, глубине, по осознанности, по сложности, по ф-циям, по усл-ям возникновения, по нервному субстрату, по возд-вию на организм, по связи с основной потр-стью. Классиф-ные схемы, опирающиеся на предст-я о генетическом разв-и и вз-вии Э: Б.Спиноза, В.Вундт (выделение базовых, исходных Э и попытка проследить разв-е их сочетаний и разновидностей), Пр-ма классиф-ции в отеч-й психол-и. С.Л.Рубинштейн выделил 3 уровня проявлений эмоциональной сферы: 1. Ур-нь орган-ской эмоц-но-аффективной чувствительности – элемент-ные, физ-кие чувствования (удовлетворения – неудовлетворения), связ-е с органич-ми потр-тями, носят неопредмеченный хар-р (н-р, беспредметная тоска); 2.  Предметные чувства – соотв-щие предметному воспр-ю и предметному действию, связаны с осознанным переживанием отношения ч-ка к миру.  Выд-ет интеллект-е чувства (люблю математику и не люблю физику), эстетические, моральные (связаны с отношением к человеку); 3. Обобщённые чувства – выражают мировоззренческие установки: юмор, ирония, трагическое, комическое, возвышенное. Выд-ют  аффект - стремительно и бурно протекающий пр-сс взрывного хар-ра, дезорганизующий деят-сть; страсть – сильное стойкое длительное чувство, к-е захватывает ч-ка и владеет им. Есть единство эмоц-го и волевого компонентов. Настроение – общее эмоц-е состояние личности, выражающееся в «строе» всех её проявлений, бессознательная эмоц-я оценка личностью того, как склад-ся жизнь, поэтому имеет оценочную ф-цию. Оно не предметно, а личностно, это общее состояние (не конкретизируется), создаётся многими факторами. Леонтьев (место Э в регуляции деят-ти) предложил 3 вида (отличаются по психол-им ос-стям и закон-стям протекания): 1. Аффект - Э возн-ют в ответ на фактически наступившую ситуацию, сдвинуты к концу события. Регулирующая ф-ция по аффекту – образов-е специф-го опыта, т.е. создание аффективных следов, опред-щих избирательность повед-я по отношению к аналогичным ситуациям (тенденция навязчивости и торможения); 2. Эмоции – это состояния моего Я. Это более длительное состояние, слабо проявляющееся во внешнем повед-и (отношение личности к ситуации). Э предвосхищают события (страха, надежды, радости), обобщены и коммуникативны (проявляются в отношениях, контактах с другими), имеют соц-но обусловленный хар-р; 3. Чувства -  устойчивое эмоц-е отнош-е к действ-сти. Имеют предметный хар-р, явл-ся рез-том обобщения Э,  амбивалентны (несовпадение эмоций и чувств) – люблю и ненавижу, страшно и интересно, т.е. есть доминирующее чувство, к-е не совпадает с эмоцией, чувства имеют соц-й хар-р. Классификация В.К.Вилюнаса. Эмоции – посредник между потр-стью  и деят-тью по их удовлетворению. Э играют различную роль в пр-ссе регуляции деят-ти. Выд-ет 2 группы Э, к-е связаны между собой: 1. Ведущие эмоции (первичные) – связаны с выделением предмета потр-сти и превращением её в мотив, они предшествуют деят-ти, побуждают и направляют её; 2. Производные (вторичные) – чувства, выдел-щие О-ты, наиболее значимы для ч-ка. Возн-ют в пр-ссе деят-сти по реализации потр-сти. Они универсальны. Бывают Э успеха – неуспеха, радость – неудовольствие, надежда – тревога.  Если есть реализация потр-сти, то возникает Э успеха, если потр-сть не может реализоваться, то Э неуспеха.  

    28. Психология способностей.

    Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отражения им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком поведения как по отношению к внеш-у миру, так и ксамому себе. Сп-сти – это такие индив-но-психол-е св-ва ч-ка как соц-го индивида, к-е являются условиями успешного овладения и продуктивного выполнения различных видов деят-ти. Анатомо-физиол-й основой для разв-я сп-стей служат задатки как стр-ры биолог-го индивида. В отличие от задатков, сп-сти приобретаютя индивидом по ходу соц-ции в пр-ссе выполнения различных видов деят-ти. М/у задатками и сп-стями сущ-ет многозначительная связь, т.е. на базе одинаковых задатков, могут сформ-ся различные сп-сти. Это зав-т от тех видов деят-ти, в к-х задатки прижизненно тренируются и упражняются (задатки – св-ва ЦНС: ↑ светочувств-сть, зрит-го анализатора, звуковая чувствит-ть). Сп-сти выделяют: Природныеобщие для ч-ка и животных, особенно высших, сп-сти (воспр-е, память, сп-сть к элементарной комм-ции). В пр-ссе разв-я биолог-е сп-сти способствуют форм-ию целого ряда други сп-стей: Специальные – спос-вуют успешному усвоению и эффект-му выполнению к.-л. узко-спец-ых действий (музык-е, математ-е, литерат-е, спортивные и т.д.); Общие – обесп-ют успешность в овладении и осуществлении практически любого вида чел-ой деят-ти. Наиболее общие сп-сти - интеллект-е, а также память, речь, тонкость и точность ручных изделий. Помимо разделения на общие и спец-е принято разделять теорет-е (склонность ч-ка к абстрактно-теор-им размышлениям) и практ-е (склонность к конкретным практ-им действиям). Сущ-ет также деление на учебные (опред-ют успешность обучения, усвоения ч-ком ЗУН) и творческие (опред-ют возмож-сть открытий и изобретений, созд-е предметов матер-й и духовной культуры). Способный индивид отличается от неспособного тем, что он овладевает опред-м видом деят-ти с меньшими затратами ресурсов (временных, энергетических, финансовых), а далее набл-ся более ↑ ур-нь достижения в этом виде деят-ти. Основное противоречие в развитии сп-стей состоит в том, что они в деят-ти не только проявляются, но и форм-ся. Одаренностьэто сов-сть задатков, унаследованных ч-ком как биологическим индивидом. Талант – сов-сть сп-стей, к-е разв-ся на основе одаренности в пр-ссе саморазвития ч-ка. Талант = одаренность + работа над собой. Гениальностьвысшая ступень развития таланта и является продуктивным талантом. Гениальность = талант + сильная устойчивая мотивация к соответствующему виду деят-ти. Сп-сти соц-го индивида носят конкретный исторический хар-р (в каждую истор-ю эпоху общество предлагает индивиду строго опред-ый «каталог» видов деят-ти. Этот «каталог» явл-ся истор-ой и культурной переменной, т.е. постоянно изменяется в зав-сти от истор-го времени и среды. Соотв-но, в разные истор-е эпохи и в разных культурах общество развивает разные сп-сти индивидов). Недостаток одаренности компенсируется за счет технического прогресса (технические устройства, автоматизация многих видов деят-ти). Люди будущего будут менее способны. По своему психол-му содерж-ю сп-сти явл-ся усвоенными и интериоризированными операциями выполнения различных видов деят-ти. Эти операции вырабат-ся и передаются от одного ч-ка другим в пр-ссе обучения. Они явл-ся наиболее экономичными и эффект-ми сп-бами выполнения деят-ти, к-е былм выработаны в опыте многих исполнителей. Сп-сти, т.о., явл-ся структурами операционально-технической регуляции деят-ти, к-я проявляется в выборе индивидом таких средств, сп-бов и технологий реализации деят-ти, к-е явл-ся наименее ресурсозатратными, но наиболее продуктивны. У индивидов, к-е не обладают необх-ми достаточными задатками для выполнения того или иного вида деят-ти может выработаться компенсаторный стиль деят-ти. Компенсаторный стиль деят-ти – это сов-сть сп-бов и приемов осуществления деят-ти, к-е позволяют достигать индивиду в ней высоких рез-тов, даже при отсутствии соответствующих задатков и сп-стей (напр., баскетболист маленького роста более быстрый, ловкий, прыткий). 

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"