Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психодиагностике»
Экзаменационные вопросы
по дисциплине «психодиагностика»
Психодиагностика – это
В предмет общей психодиагностики входят принципы разработки психодиагностических средств и их конкретное воплощение в диагностических методиках, включая их методологическое и теоретическое обоснование, проверку валидности и надежности.
Задачи психодиагностики
Основная задача психодиагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.
Определяя задачи психодиагностики, необходимо учитывать и ситуацию психодиагностики в целом (различение ситуации клиента и ситуации экспертизы).
В ситуации клиента человек обращается за помощью к психологу, он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. В этой ситуации к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы
Во второй ситуации человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы предстать в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции отклонений и расстройств).
Психодиагностика – это область психологической науки, и поэтому, она связана со всеми ее отраслями.
Понятие “психодиагностика” появилось впервые после публикации Г. Роршаха в
1921 г. Однако, эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасль
науки уже в начале XX в. Выявление индивидуальных особенностей человека с помощью
психодиагностики стало
необходимых предпосылок. Можно говорить о четырех наиболее важных источниках
становления психодиагностики: экспериментальная психология, дифференциальная
психология, прикладная психология и тестология.
Экспериментальная
психология. Возникновение
связано с именем Г. Фехнера (I860), который впервые обосновал психофизический метод
исследования. Опираясь на простейшие опыты Фехнера, В. Вундт заложил основы
экспериментальной психологии, и она стала в начале XX столетия ведущим направлением
эмпирического психологического исследования.
Дифференциальная психология изучает
индивидуальные различия. Возникновение дифференциальной психологии было
подготовлено уже в 1896 г. докладом А. Бине и В. Анри на тему “Индивидуальная
психология”, в котором в противоположность господствовавшему мнению и
соответственно вопреки мнению В. Вундта признавалось возможным и необходимым
экспериментальное исследование высших психических функций, таких, как память,
мышление, представление и т. д.
Психодиагностика и
друг друга, образуя единое целое. Они являются двумя ветвями психологической науки,
имеющими общую специфическую область исследования: изучение степени
выраженности и взаимодействия психических свойств личности в ходе отражения
действительности и регуляции поведения, которые они исследуют в разных
(дифференциальном или
Прикладная психология.
Другим источником развития
прикладная психология, которая связана с именем В. Штерна. В прикладной психологии
В. Штерн проводил различие между психологической оценкой (психодиагностика) и
психологическим воздействием (психотехника). Проводя различие между
психодиагностикой и психотехникой как составными частями прикладной психологии,
он подчеркивал, с одной стороны, специфичность диагностических проблем в области
психологии, а с другой – сформулировал принцип единства диагностики и развития
личности..
Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других
психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между
общей и прикладной психологией, а
по отношению к
выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического
применения.
Практические области применения психологии: психология труда, инженерная,
социальная, педагогическая, медицинская, юридическая, военная и спортивная
психология – при создании и применении психодиагностических методов находят в
психодиагностике общий
системе социальных, экономических и других отношений. Эти практические области
психологии со своей стороны обогащают систему основных психологических знаний
применением и многократной проверкой их на практике.
Психологическое тестирование применяется в образовании, для тестирования
интеллекта, специальных способностей, достижений, личностных качеств, поведения и др.
Тестирование
проводится в сфере
вспомогательных средств, для принятия решений о приеме на работу, расстановке кадров.
В клинической психологии и психологическом консультировании применяется
тестирование и оценка психического состояния, при неспособности индивида справиться
со своими трудностями или проблемами.
В нейрофизиологии проводятся нейропсихологические исследования
взаимодействия мозговых патологий с поведением человека. Установлено влияние
возраста на поведенческие эффекты, к которым приводит поражение мозга.
1)Приборные
показатели регистрируются с помощью приборной регистрации (дыхание, пульс, кожное
сопротивление, мышечный тонус и т. п.). Фиксируются не сами поведенческие реакции, а
их физиологические индикаторы. Это косвенный вид диагностики. Эти методики чаще
применяются для диагностики
специализированного оборудования этот
класс методик имеет
2)Аппаратурные поведенческие методики. Классический пример таких методик –
это хронометрические методики, позволяющие регистрировать скоростные параметры
тестируемых реакций и ответов.
Диагностируемые параметры
шкалы соответствующего прибора. В некоторых случаях компьютерные игровые тесты
также подпадают под данную категорию методик. С помощью аппаратурных методик
диагностируют элементарные психические функции (чувство равновесия или
психомоторную координацию) и свойства нервной системы. Кроме того, с помощью
аппаратной методики проводят диагностику психологической совместимости и
срабатываемости («гомеостат Горбова»). Определенную разновидность аппаратурных
методик представляют собой тесты-тренажеры для диагностики определенных
профессиональных умений. В них создается имитация реальных условий
профессиональной деятельности (пульт водителя или пилота).
1) Объективные тесты с выбором ответа. Под эту категорию подпадают
большинство тестов на интеллект, специальные способности, а также тесты
достижений – тесты на знания, умения и навыки. Результаты обрабатываются по ключу,
заданному в форме объективного социокультурного норматива, то есть имеются
объективно «правильные» и «неправильные» ответы. Тесты на интеллект, с так
называемым свободным ответом (в виде произвольного слова или рисунка), требуют
вначале произвести более или менее
формализованную первичную
случаях, когда разные исполнители могут выполнить эту обработку по-разному, мы имеем
дело с менее объективными тестами способностей.
2) Тесты-опросники. Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на пункт
(вопрос). Но ключ к пункту в этом случае определяется не социокультурным нормативом,
а с помощью особых психометрических процедур. Тесты-опросники применяются в
большей степени для диагностики личностных черт, а также установок, ценностных
ориентаций, самооценки.
3) Методики субъективного шкалирования. В отличие от методов экспертной
оценки в этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель
методики. Испытуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о
нем самом. Сдвиг субъективной точки отсчета при таком шкалировании –
информативный признак для вывода о ценностных ориентациях самого испытуемого. Для
диагностики когнитивного стиля, например, используется один из вариантов подобных
методик – методика «свободной сортировки Гарднера» (испытуемый оценивает объекты
по номинальной шкале сходства)
ходе свободной классификации, тем более дифференцированной считается его
понятийная система.
4)Применяемые
для диагностики системы
следует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет о
субъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста, который практически не
влияет на результаты, и получается картина субъективного мира личности, какая она есть.
Но применяемые для диагностики личности (установок поведения и мотивов),
данные методики оказываются технологически близкими к проективным, и в этом случае
они требуют высокой
шкалирования: «Тест цветовых предпочтений» (Люшер), «Тест предпочтения
фотопортретов» (Сонди), «Тест юмористических фраз» (Болдырева, Шмелев).
5) Проективные методики. Это, как правило, тесты со свободным ответом, в
которых инструкция и тестовые стимулы столь неопределенны, что допускают выбор
ответа в очень широких
субъективного опыта, установками и мотивами испытуемого. Это позволяет использовать
проективные методики для диагностики указанных свойств.
6) Стандартизированное
исследовательского наблюдения в стандартизированном наблюдении исполнитель следует
строгой методике: он знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта
регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку латентных
диагностических переменных.
7) Контент-анализ (анализ содержания). Эта техника применяется при наличии
однозначно зафиксированного материала наблюдения. Подсчитывается частота появления
определенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по
соотношению этих частот делаются психологические выводы. Первоначально метод был
разработан для социально-
принципы распространились на любые продукты деятельности (в том числе тексты
свободных сочинений учащихся, продукты их творчества и т. п.). При появлении
совершенной техники аудио- и видеозаписи приемы подобного анализа стали
применяться к аудио- и видеолентам, в которых живое поведение однозначно
зафиксировано и может быть многократно воспроизведено: как для экспертной оценки
независимыми экспертами, так и
для формально-статистического
появления однозначно регистрируемых фактов.
8) Включенное наблюдение с
часто нет практической возможности организовать продолжительное наблюдение с
привлечением независимых
тоже надо оплачивать и это слишком дорого). Поэтому к вынесению суждений об
объектах наблюдения привлекаются участники процесса. Мера выраженности
оцениваемого свойства здесь обеспечивается не частотой появления определенного факта
в материале наблюдения (определенного поступка), а градацией субъективной оценки по
определенной рейтинг-шкале (семибалльной, пятибалльной или более или менее
дробной).
1) Психологическая беседа (интервью). Этот метод, один из наиболее древних и
популярных в паранаучной
естественным и эффективным. На самом деле этот метод является самым субъективным
из всех перечисленных, так как интервьюер добывает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя их ответы в момент оказания на него воздействия. А именно воздействием