Шпаргалка по «Психодиагностике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психодиагностике»

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психокоррекции.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

измеряемое методикой, т.е. проводится психологическая валидизация. При

прагматической валидизации суть предмета измерения (психологического свойства)

оказывается вне поля зрения. Главный  акцент сделан на то, чтобы доказать, что “нечто”,

измеряемое методикой, имеет связь  с определенными областями практики.

       Провести теоретическую  валидизацию, в отличие от прагматической, значительно

труднее. Как проверяется прагматическая валидность: выбирается какой-нибудь

независимый от методики внешний критерий, определяющий успех в той или  иной

деятельности (учебной, профессиональной и т.п.), и с ним сравниваются результаты

диагностической методики. Если связь  между ними признается удовлетворительной, то

делается вывод о практической эффективности, действенности диагностической

методики.

       Для определения  теоретической валидности найти  какой-либо независимый

критерий, лежащий вне методики, гораздо труднее.

       Провести теоретическую  валидизацию методики – это  показать, действительно ли

методика измеряет именно то свойство, качество, которое она, по замыслу  исследователя,

должна измерять. Так, например, если какой-то тест разрабатывался для того, чтобы

диагностировать     умственное    развитие   школьников,     надо    проанализировать,

действительно ли он измеряет именно это развитие, а не какие-то другие особенности

(например, личность, характер и  т.п.). Таким образом, для теоретической валидизации

кардинальной проблемой является отношение между психическими явлениями  и их

показателями, посредством которых эти психические  явления пытаются познать. Она

показывает, что замысел автора и результаты методики совпадают.

 

Труднее провести теоретическую валидизацию  методики тогда, когда такой путь

невозможен. В таких обстоятельствах только постепенное накопление разнообразной

информации  об изучаемом свойстве, анализ теоретических  предпосылок и

экспериментальных данных, значительный опыт работы с методикой позволяет раскрыть

ее  психологический смысл.

Если  доказана теоретическая валидность, то интерпретация полученных

показателей становится более ясной и однозначной, а название методики соответствует

сфере ее применения.

 

  1. Прагматическая валидность. Внешний критерий.

Валидность во втором понимании  уже относится не столько к  методике,

сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация.

Что касается прагматической валидизации, то она подразумевает проверку

методики с точки зрения ее практической эффективности, значимости, полезности.

Ей придают большое значение, особенно там, где встает вопрос отбора. Разработка и

использование диагностических методик  имеет смысл только тогда, когда  есть

обоснованное предположение, что  измеряемое качество проявляется в  определенных

жизненных ситуациях, в определенных видах деятельности.

Для проведения прагматической валидизации  методики, т.е. для оценки ее

эффективности, действенности, практической значимости, обычно используется

независимый внешний критерий –  показатель проявления изучаемого свойства в

повседневной жизни. Таким критерием  может быть успеваемость (для тестов

способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта), производственные

достижения (для методик профессиональной направленности), эффективность реальной

деятельности – рисования, моделирования и т.д. (для тестов специальных способностей),

субъективные оценки (для тестов личности).

  1. Типы методик.

Средства, которыми располагает современная  психодиагностика, по своему

качеству подлежат разделению на две  группы: методики высокого уровня формализации,

или строго формализированные, и методики малоформализованные.

        К строго  формализованным методикам относятся  тесты, опросники, методики

проективной техники и психофизиологические методики. Для них характерны

определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания

(точное соблюдение инструкций, строго определенные способы  предъявления

стимульного материала, невмешательство  исследователя в деятельность испытуемого  и

др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления

результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики

позволяют собрать диагностическую  информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который  дает возможность количественно  и качественно сравнивать

индивидов между собой.

1. Тесты

 

2. Опросники.

 

3. Методики проективной техники

       Это группа  методик, предназначенных для  диагностики личности. Для них

характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление

отдельных ее черт. Существенным признаком  проективных методик является

использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам

дополнять, интерпретировать, развивать  и т. д.

 

4. Психофизиологические методики

       Особый класс  психодиагностических методов составляют психофизиологические

методики, диагностирующие природные  особенности человека, обусловленные

основными свойствами его нервной  системы.

 

       К малоформализованным  методикам следует отнести наблюдения, беседы и

интервью, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведения

об испытуемом, особенно когда предметом  изучения выступают такие психические

процессы и явления, которые  мало поддаются объективизации (например, плохо

осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются

чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.

д.). Следует иметь в виду, что  малоформализованные методики очень  трудоемки

(например, наблюдения за обследуемым  осуществляются иногда в течение нескольких

месяцев) и в большей степени  основаны на профессиональном опыте, психологической

подготовленности самого психодиагноста. Только высокий уровень культуры проведения

психологических наблюдений, бесед  помогает избежать влияния случайных  и побочных

факторов на результаты обследования или испытания.

       Малоформализованные  диагностические методики не  следует противопоставлять

строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют  друг друга. В

полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и

других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период

ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями,

мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью,

беседы, наблюдения.

1. Метод наблюдения

2. Беседа, интервью

3. Анализ продуктов деятельности

       В психодиагностике  существует еще один способ  получения информации о

человеке – это количественно-качественный анализ документальных и материальных

источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.

 

 

  1. Классификация тестов по форме.

Классификация тестов по форме психологического тестирования. По форме тесты

могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными; бланковыми,

предметными, аппаратурными и компьютерными; вербальными и невербальными

(практическими).

      Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты –

это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого

происходит  один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества:

психолог  имеет возможность наблюдать  за испытуемым (за его мимикой,

непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать  непредусмотренные инструкцией

высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать

функциональное  состояние испытуемого и др. Кроме  того, в зависимости от уровня

подготовленности  испытуемого можно по ходу эксперимента заменить один тест другим.

Индивидуальная  диагностика необходима при работе с детьми младенческого и

дошкольного возраста, в клинической психологии – для тестирования лиц с

соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими

недостатками и т. д. Необходима она и в тех случаях, когда  нужен тесный контакт

экспериментатора и испытуемого  с целью оптимизации его деятельности. Однако

индивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на проведение эксперимента

и в этом смысле менее экономичны по сравнению с групповыми.

       Групповые тесты  – это такой тип методик, который позволяет одновременно

проводить испытания с очень  большой группой людей (до нескольких сот человек).

Поскольку инструкции и процедура  проведения детально разработаны, экспериментатор

должен неукоснительно их выполнять.

 

Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными

чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными– групповые. Устные ответы в

одних случаях могут формулироваться  испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в

других он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который

считает правильным (закрытые ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым

или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные

ответы также могут носить открытый или закрытый характер.

       Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты.  Эти тесты

различаются по материалу, который  используется при тестировании.

       Бланковые тесты  (другим широко известным названием  является “тесты “карандаш

и бумага”) представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых

содержится инструкция по применению, примеры решения заданий, сами задания  и графы

для ответов. Для старших подростков предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в

тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те ЭП.

Бланковые тесты могут применяться  как при индивидуальном, так и  при групповом

тестировании.

       В предметных  тестах материал тестовых задании  представлен в виде реальных

предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов

технических устройств и т. п. Наиболее известны кубики Косса, тест сложения фигур из

набора Векслера, тест Выготского–Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся

индивидуально.

Аппаратурные тесты – это тип методик, требующий применения специальных

технических средств или специального оборудования для проведения исследования или

регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования

показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения

особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы в аппаратурных тестах

широко используют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурные

тесты проводятся индивидуально.

       Компьютерные  тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме

диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а

ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры. Таким образом, протокол сразу

создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические

пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку

полученных результатов по разным направлениям. При желании можно  получить

информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются

операции с понятиями, мыслительны, действия осуществляемые в словесно-

логической форме. Задания, составляющие эти методики, апеллируют к памяти,

воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень

чувствительны к различиям в  языковой культуре, уровню образования,

профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен

среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

       Невербальные  тесты – такой тип методик, в которых тестовый материал

представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических

изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций,

само же выполнение заданий опирается  на перцептивные и моторные функции.

 

  1. Классификация тестов по содержанию.

Классификация тестов по содержанию психологического тестирования. По

содержанию тесты обычно делятся  на следующие классы, или направления: тесты

интеллекта, способностей, личности; особое место в этом делении занимают

достижений, не предназначенные для  решения собственно психологических  проблем.

       Тесты интеллекта. Предназначены для исследования  и измерения возрастного

интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными

Информация о работе Шпаргалка по «Психодиагностике»