Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психодиагностике»
Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления, позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) — а тем самым добиваются терапевтического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые во вне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.
Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например, речь, почерк.
Экспрессивные. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». Предлагается нарисовать дом, дерево и человека. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.
Импрессивные. Эти проективные методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов (неполный набор). Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется, и в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.
Аддитивные. В этих проективных методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например, предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...», «Думаю, что настоящий друг...» и т.п. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных — от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.
Для обозначения определенного
типа психологических методик
1. Направлено на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт,
2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
З. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему (configuration) внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».
Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы, используемые в проективных методиках, не являются строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.
Л.Франк не рассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.
Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:
1. Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов.
2. Отсутствие ограничений в выборе ответа.
3. Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».
Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболее полно характеризующей проективную технику. Познакомимся ближе с классификацией проективных методик.
В психодиагностике существует еще один способ получения информации о
человеке – это количественно-
источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием
“документальный источник” понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии,записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы
средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).
Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм
исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать,
был разработан специальный метод, получивший название контент-анализа (буквально
“анализ содержания”). Впервые он начал применяться начиная с 20-х годов нашего
столетия для обработки
формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в
документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем
подсчитывается частота их употребления. (Так, в 20-е годы русский исследователь Н. А.
Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и
отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или
другой пример. В 80-х годах Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-
анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах).
Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной
информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые
(качественные) единицы анализа
и единицы счета (
трудность при работе с документальными источниками – умение провести качественный
анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной
компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.
Контент-анализ
основан на принципе
различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.
п.), поэтому его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество
материала для анализа.
В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных
смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам
(корреляционной технике и
стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США – там
разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов,
позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем
информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.
В психологической
диагностике контент-анализ
в качестве вспомогательного метода
или процедуры обработки
при других методах исследования. С его помощью подвергаются анализу речевые
сообщения испытуемого, сопровождающие
практически любые
обследования, особенно при индивидуальной процедуреГКонкретно контент-анализ
может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных
методик (например, ТАТ, методика Роршаха, завершение предложения); интервью,
содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытых
вопросов анкет и т. п. Так, в
методиках диагностики
(тревожности, невротицизма и
др.) проводится контент-анализ
стилистических конструкций
высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п.
Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.
В начале 50-х гг. сложилось и успешно развивается оригинальное направление
диагностических исследований психофизиологических особенностей человека. Оно
получило название «дифференциальная психофизиология» и тесно связано с именами
выдающихся психологов – Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Работа школы Б.М.
Теплова–В.Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей
И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности
животных и человека. Эти идеи И.П. Павлова были обоснованы опытами над животными
и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б.М. Теплова–В.Д. Небылицына и
их сотрудников состояла в экспериментальном изучении этой проблемы применительно к
человеку.
дифференциальной
психики: содержательную и формально-динамическую. Так, Б.М. Теплое (1985) писал,
что к числу индивидуальных различий, которые прежде всего бросаются в глаза, можно
отнести такие важные черты, как убеждения, интересы, знания, умения, навыки, т.е. все
то, что индивид приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что
составляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что люди
отличаются друг от друга тем, как формируются у них умения и привычки, как усваивают
они знания. Иными словами, кроме различий, относящихся к содержательной стороне
психической жизни, люди различаются по некоторым динамическим, формальным
особенностям своего психического склада и поведения (быстроте, темпу,
работоспособности, чувствительности).
Содержание человеческой психики по своему происхождению социально и
передается от поколения к поколению только в порядке социальной преемственности.
Что касается формально-
индивидуальная выраженность этих параметров определяется некоторыми природными
факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы. Свойства нервной
системы (сокращенно СНС), -это природные, врожденные особенности нервной системы,
влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых
индивидуальных различий способностей и характера. Говоря о том, что эти свойства
врожденные, имеется в виду, что они формируются у человека в период внутриутробного
развития и в первые месяцы жизни. Связаны ли они с генотипом, оказываются ли они
наследуемыми, этот вопрос оставался открытым.
Подвижность нервной системы (противоположный полюс – инертность)
характеризуется скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их
движения.
Лабильность нервной
системы (противоположный
лабильность, или, как и во втором случае, инертность) выражается в скорости
возникновения и исчезновения нервных процессов.
Динамичность (противоположный полюс – малая динамичность) сказывается
в быстроте образования временных нервных связей.
Активированность – это уравновешенность процессов возбуждения и
торможения; говорит об общем тонусе нервной системы: высокая
активированность –
Чрезмерное напряжение физиологических и психологических ресурсов человека
является потенциальным
- Состояния активации и уровни бодрствования.
- Динамика работоспособности и состояния утомления.
- Напряженность.
- Стресс
Акцент на задачах оценки и прогнозирования функциональных состояний
непосредственно смыкает эту область исследований с проблемами психологической
диагностики.
Самый общий
перечень психодиагностических
задач отражает их направленнос
на определение уровней
и свойств личности, на установление структурных особенностей каждого из них и их
констелляций, образующих сложные синдромы поведения, на распознавание состояний
человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустраторов и сложных
ситуаций, наконец, на определение потенциалов человеческого развития
(работоспособности,