Шпаргалка по "Психологии дошкольного возраста"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит вопросы и ответы к экзамену по дисциплине "Психология дошкольного возраста".

Файлы: 1 файл

Doshkolniki.docx

— 68.21 Кб (Скачать файл)

Игра также способствует интеллектуальному  развитию ребенка. В игре ребенок  действует с заместителями предметов - это заставляет его мыслить абстрактно.

Способствует также игра и развитию речи дошкольника. Если ребенок будет  не в состоянии внятно и понятно  для окружающих высказать мысль, то не сможет договориться с окружающими  о правилах и условиях игры.

Наконец, игра способствует развитию личности ребенка в целом. Так, через  игру дошкольник знакомится с манерой  поведения и взаимоотношения  взрослых и усваивает их.

  1. Общение как вид деятельности и его значение для развития ребенка.

Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и  реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен  информацией между людьми при  их взаимодействии друг с другом в  указанном выше понимании значения термина.

Формы общения:

1.Ситуативно-личностное (первая появляющаяся в онтогенезе форма общения ребенка со взрослыми людьми (синоним: непосредственно-эмоциональное общение). Начинает складываться на втором месяце жизни по мере развития комплекса оживления. Имеет следующие характеристики: удовлетворяет потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого; побуждается личностными мотивами; реализуется при помощи экспрессивно-мимических средств (компонентов комплекса оживления); его содержание — обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым. )

2. Ситуативно-деловое (общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие.)

3. Внеситуативно-познавательное (форма общения ребенка со взрослыми в период от 3 до 5 лет, которая помогает ребенку расширить рамки познаваемого им окружающего мира, установить взаимосвязь явлений в ходе сотрудничества со взрослыми в познавательной деятельности.)

4. Внеситуативно-личностное (высшая форма общения ребенка со взрослым в концепции М.И. Лисиной, возникающая в старшем дошкольном возрасте и характерная для детей 6-7 лет. В.-л. о. направлено на познание социального, а не предметного мира. Оно не включено в какую-либо другую деятельность и представляет собой общение в чистом виде. В.-л. о. протекает в форме эпизодов, имеющих самостоятельное значение для ребенка и не являющихся аспектом какого-либо иного сотрудничества со взрослым.)

  1. Понятие ведущей деятельности и ее динамика на протяжении дошкольного детства.

Наиболее полно и  конструктивно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

Термином «деятельность» А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.

Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризуется  определенным, ведущим на данном этапе  отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели, то есть сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой: происходят главнейшие изменения в отдельных психических процессах, развивается личность ребенка в целом, зарождаются новые формы деятельности.

 Ведущая деятельность  по возрастам:

1.Младенчество (0-1) – непосредственно-эмоциональное общение со значимым взрослым

2. Раннее детство  (1-3) – предметная деятельность; ребенок осваивает общественно-выработанные способы действия с предметами; складывается предметно-манипулятивная игра.

3. Дошкольное детство  (3-7) – сюжетно-ролевая игра. 2 стадии игры: от 3 до 5(воспроизводит действия взрослых) и с 5 до 7(воспроизводит отношения взрослых). Происходит развитие других видов деятельности: продуктивная, трудовая, элементы учебной.

  1. Особенности изобразительной деятельности в период дошкольного детства.

Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них  наблюдательность, воспитать чувство  прекрасного и обучить приемам  изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных  образов различных предметов  доступными для данного возраста изобразительными средствами.

При постановке задач обучения рисованию  учитывается, что у детей двухлетнего  возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки.

Дети четвертого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более  или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. Своим  самостоятельным рисункам, представляющим бесформенное сочетание линий, они  дают случайные названия, вызванные  ассоциациями с каким-либо признаком.

Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных  умений и развитие способности создавать  выразительные образы, используя  различные средства изображения.

В подготовительной группе завершается  обучение дошкольников изобразительным  умениям и навыкам. Дети должны прийти в школу, владея первоначальными  навыками в рисовании предметов  с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов  в пространстве.

Стадии развития детского рисунка:

  1. Стадия лишенных смысла штрихов (Ими ребенок не пытается выражать что-либо определенное. Они — только результат подражания тем действиям, которые он видит у взрослого.)
  2. Стадия бесформенных изображений (начало третьего года жизни). (Ребенок уже стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии, без помощи самого «художника», определить смысл нарисованного.)
  3. Стадия «схематичного изображения»(4-5 год жизни) (она тянется очень долго и в ней в свою очередь можно наметить ряд ступеней, в зависимости от того, как первые, совсем примитивные схемы наполняются более существенным содержанием. Человек, например, сначала изображается в высшей степени упрощенно, слагаясь только из двух основных частей: головы и какой-либо подпорки. Но постепенно выделяются новые части человеческой фигуры и среди них прежде всего туловище и руки.)
  4. Стадия правдоподобных изображений. (Здесь происходит постепенный отказ ребенка от схемы и возникают первые попытки воспроизвести действительный вид предметов. Однако, как и раньше, все рисунки — это в основном контуры предметов. Рисункам присущи «непропорциональность» и «прозрачность». Однако в рисунках появляется перспектива.)
  5. Особенности когнитивного развития в период дошкольного детства

Наиболее характерные изменения  в течение первых лет жизни  ребенка обусловлены прежде всего развитием основных видов ее чувства. Развитие ощущений ребенка в значительной степени обусловлен развитием у нее психофизических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.) Развивается в дошкольный период и различение цветов, прежде повышается его точность До 2 лет дети при непосредственном восприятии хорошо различают 4 основных цвета: красный, синий, зеле ений, желтый, труднее - промежуточные тона: оранжевый, голубой и фиолетовый 4-летние дети способны устанавливать связь между основными цветами и их наименованиями, 5-летние - с промежуточными цветами. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появл возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно - образное мышление. Память носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. На этапе дошк детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления, воображения. В дошк возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими псих функциями. Сначала реб переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в ср дошк возрасте), а потом происходит их «вращивание» (в старшем дошк возрасте). Основные средства, которыми овладевает ребенок имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Основной путь развития дошк -обобщение собственного чувственного опыта. Дети проявл высокий ур познавательной потребности, задают большое кол-во вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления. На основе практич, наглядно-действенного мышления формир наглядно-образное м, решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практич действий. В результате спец организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деят у детей формир правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Моделирование звукового состава слова способствует формир фонематического слуха и на его основе более эффективному овладению чтением и письмом. В основе формир интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным моделированием. Модельная, или схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение реб-ка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели, представленные во внешнем плане. В конце дошк возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно -логич мышления. Важное значение в интеллектуальном развитии реб-ка придается моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого реб-ка. Этот тип мышления назван детским экспериментированием. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления.

  1. Особенности ощущений и восприятия в период дошкольного детства.

ощущением называют отражение отдельных свойств, качеств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы

Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.

Развитие восприятия происходит особенно эффективно в условиях специально организованного сенсорного воспитания. При обучении рисованию, в процессе дидактических игр дошкольников планомерно знакомят с системами  сенсорных эталонов, учат приемам  обследования предметов, сравнению  их свойств с усвоенными эталонами. Это приводит к тому, что восприятие ребенка становится полным, точным и расчлененным.

Особая область развития восприятия - формирование эстетического восприятия художественных произведений (картин, музыкальных пьес).

С трех до семи лет отмечается значительное снижение порогов зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, развивается  фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. Но все эти изменения происходят не сами собой. Они являются следствием того, что ребенок овладевает новыми действиями восприятия, направленными на обследование предметов и явлений действительности, их многообразных свойств и отношений. Действия восприятия формируются в связи с овладением теми видами содержательной деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений. Для развития зрительного восприятия формы, величины, цвета особое значение имеют продуктивные виды деятельности -- аппликация, рисование, конструирование. Осязательное восприятие развивается в процессе лепки, ручного труда, фонематический слух -- в процессе речевого общения, звуковысотный слух -- на музыкальных занятиях.

Таким образом, дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры субъекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни.

  1. Особенности речевого развития в период дошкольного детства.

Развитие речи – формируется под влиянием взрослого и во многом зависит от речевой практики, от нормального речевого окружения, от воспитания и обучения.

Этапы становления  речи (по Леонтьеву):

1.Подготовительный ( подготовка к овладения речью; с момента рождения есть голосовые реакции (крик, плач) и за счёт их развивается периферический голосовой аппарат.(дыхательный, голосовой  и рекуменционный). К началу 3-х месяцев гуление сменяется лепетом. С 6 месяцев ребенок подражает взрослым произнесением отдельных слогов и копирует темп, тон, интонацию. Во втором полугодии определенные звукосочетания связываются с определенными предметами или действиями. В 11 мес понимание слов, к концу одного года жизни появляются первые слова.

2. Преддошкольный (этап первоначального овладения языком от 1 до 3; Становление активной речи, активное накопление словаря, почти правильные падежные окончания, на 3 году жизни предложения становятся согласованными.)

3. Дошкольный (развивается процесс овладения речью, словарный запас к 6 годам = 3000 слов, развивается грамматический строй речи и словотворчество)

4. Школьный (овладевание навыком учебной деятельности)

  1. Особенности памяти и мышления в период дошкольного детства.

Память — это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.

Мышление – это опосредованное, обобщенное отражение действительности в ее наиболее существенных связях и отношениях, происходящее в единстве с речью.

П: Виды: Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Например, гимнастическое упражнение на параллельных брусьях, показанное на уроке, может быть запомнено в виде зрительных или мышечно-двигательных представлений, имеющих характер конкретного образа этого упражнения.

Наглядно-образная память имеет  особенно большое значение в творческой деятельности в области того или  иного вида искусства.

Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью. Например, можно не только запечатлеть в памяти в наглядных образах вид изученного гимнастического упражнения, но и запомнить понимание сущности данного упражнения. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме. Отсюда этот вид памяти и получил свое название — словесно-логическая память.

Двигательная  память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д. Двигательная память имеет основное значение при запоминании физических упражнений, а также в трудовых процессах, связанных с движениями. Она лежит в основе вырабатываемых при этом двигательных навыков.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии дошкольного возраста"