Шпаргалка по "Психологии дошкольного возраста"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит вопросы и ответы к экзамену по дисциплине "Психология дошкольного возраста".

Файлы: 1 файл

Doshkolniki.docx

— 68.21 Кб (Скачать файл)

Кризис  семи лет напоминает кризис одного года - это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как ин­туитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка 7 лет распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными  формами поведения. Ребенок не владеет  своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы  поведения, он не приобрел еще другие.

  1. Типичные проблемы развития в дошкольном детстве и пути их предупреждения.

Типичные проблемы развития в дошкольном детстве

Психологическая коррекция (пути, формы, методы)

Гиперактивность

-развитие эмоциональной  сферы;

-научение правильному эмоциональному реагированию;

- тренировка моторно-двигательного  аппарата;

- тренировка внимания  и контроля; 
- тренировка навыков волевой регуляции, релаксации;

Детская ложь

• Прислушаться к тому, о  чем говорит ребенок, прежде чем  разоблачать, подумать, как это сделать  доброжелательнее и тактичнее. 
• Постараться, прежде всего, «услышать» скрытую причину лжи и проанализировать ее. 
• Не надо сразу ругать и наказывать ребенка за ложь, обзывать плохим ребенком, лжецом. Надо показать, что вы очень расстроены; сказать, что вы не ожидали от него такого поведения. 
• Если ребенок соврал, необходимо сесть рядом с ребенком так, что бы быть с ним одного роста и глаза были на уровне глаз ребенка, и спокойно попросить сказать правду. Обязательно подчеркнуть, что его любят и доверяют ему.  
• Объяснить маленькому лгунишке, что стоит за неправдой, и почему необходима честность. Стараться поощрять искренность ребенка как можно чаще. 
• Если малыш сам сознался во лжи, надо похвалить его поступок. Если же он не хочет сознаваться, не заставлять насильно.

• Во всех случаях необходимо продемонстрировать ребенку более  приемлемый способ удовлетворения потребностей, альтернативный лживому поведению.  
• Ребенок должен понять, что, несмотря на то, что вы не одобряете его поведение, вы его все равно хорошо к нему относитесь и хотите вместе с ним решить эту проблему.

Страхи (детская тревога)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-арт-терапия – терапия

искусством (сказкотерапия, куклотерапия) и игровая терапия.

-недирективная

игровая психотерапия.

-Директивная игровая  терапия

-Поведенческая игровая  психотерапия

Заниженная самооценка

-Тест «Лесенка»

-методики Дембо - Рубинштейн  в модификации А.М. Прихожан

-сказкотерапия

-Для профилактики заниженной  самооценки психологи рекомендуют  метод отзеркаливания. В течении дня отвлекитесь на 3-5 минут и начните повторять все, что делает ребенок, копируя мимику, слова, интонацию, жесты, действия. Это упражнение хорошо развивает лидерские качества и повышает самооценку, когда ребенок видит, что не только ему всегда приходится делать то, что велят взрослые, но и родители тоже могут повторять все за ним.

Агрессия

-Спокойное отношение  в случае незначительной агрессии.

-Акцентирование внимания  на поступках (поведении), а не  на личности.

- Контроль над собственными негативными эмоциями.

-Снижение напряжения  ситуации.

- Обсуждение проступка.

-Сохранение положительной  репутации ребенка

-Демонстрация модели  неагрессивного поведения.

-В борьбе с агрессией  можно прибегнуть к помощи  сказкотерапии.


  1. Полоролевая социализация ребенка в период дошкольного детства

Полоролевая социализация (гендерная социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛОРОЛЕВАЯ - процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое.

Социальные психологи  также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются  в различных социально-психологических  условиях. Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем.

Выделяются две фазы полоролевой социализации: 1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); 2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы (агенты) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.

  1. Факторы полоролевого развития ребенка.

Факторы


                         Биологические                                              Средовые

                       -врожденные потребности                             -морали поведения

                                                                                                 -социальные нормы

Фрейдовская теория половой социализации, по существу,— это теория саморазвития, так как она признает, что мальчики и девочки в определяющие годы детства имеют разный опыт в семье, который обусловлен разными врожденными биологическими потребностями детей противоположного пола. Именно под влиянием этого опыта у них формируются черты, типичные для того или иного пола, которые, возникая уже в дошкольные годы, закрепляются с возрастом. Поэтому социализация не является главным фактором формирования психического пола.

  1. Возрастные особенности становления половой идентификации ребенка в период дошкольного детства.
  2. Половая идентификация – единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль. Половая идентификация человека связана как с генотипическими предпосылками – морфологическими и физиологическими признаками мужского или женского организма, так и с социальными условиями развития и бытия человека. Полоролевая идентичность ребёнка устанавливается в среднем к трем годам, к завершению возраста раннего детства. Однако формирование половой идентификации продолжается не только все детство, но также и всю последующую жизнь человека. Становление половой принадлежности в детстве связано с присвоением поведенческих форм, интересов, ценностей своего пола. Стереотипы мужского и женского поведения формируются в самосознании ребёнка посредством подражания представителям своего пола. Отдельная проблема – нарушение половой идентификации человека в детстве или во взрослости. В.С. Мухина пишет о сексуальных перверсиях, как следствии рассогласованности генетических, морфологических, физиологических и психологических особенностей человека с нарушенной половой идентфикацией. «В сексуальных переверзиях определенное место занимают наследственно-конституциональные факторы. Однако врожденные извращения полового влечения встречаются сравнительно редко. Чаще всего переверзии возникают в онтогенезе из-за провоцирующей роли микросоциальной среды. … Чтобы предупредить отклонения в половой идентификации у ребёнка и подростка, следует уделять специальное внимание их отношению к своему телу, контролировать игры и общение со сверстниками, для того, чтобы правильно ориентировать на ценности половых ролей, с которым им предстоит отождествить себя по факту своего рождения».

Этапность:

3-4 г. –различает пол

6-7лет – осознает необратимость;  половая дифференциация 

22. Психологические механизмы полоролевой социализации детей.

Механизмы:

1)Идентификация  (единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни соответственно полу)

2)Подкрепления  из внешней среды

3)Познания, осознание половой социальной  роли ( теория когнитивизма:  источником формирующегося мышления ребенка выступает его социализация, которую он понимает как общение между собой «индивидуальных сознании».)

4)Социальные ожидания 

 

  1. Теории полоролевой социализации детей.

Традиционная  психоаналитическая концепция, начиная с З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает основным ее механизмом процесс идентификации ребенка с родителями. Эта концепция весь процесс развития личности, в котором она основное внимание уделяла формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывала с сексуальной сферой. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам, и если для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность, то для женского — пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического  

 

159 

 

мышления и устремления  к достижению, а также большая  эмоциональность и социальная уравновешенность. З. Фрейд полагал, что личность тогда  развивается гармонично, полноценно, когда она следует вышеописанным  моделям, когда не нарушается ее половая  идентификация.

Как отмечают многие исследователи, современный психоанализ очень  неоднороден: существует целый комплекс психоаналитических теорий, касающихся природы мужественности и женственности, отдельные положения которых  можно встретить у представителей других ориентации. Наиболее распространенные среди психоаналитических теорий —фаллоцентрическая и гиноцентрическая; первая признает на начальной стадии половой идентификации мужскую ориентацию для детей обоего пола, вторая считает ранней и основной идентификацией как для девочек, так и для мальчиков — женскую.

Многие зарубежные авторы справедливо возражая психоаналитикам, склоняются к тому, что в половой социализации девочек в буржуазном обществе, как и у мальчиков,— свой набор трудностей. Так, если для мальчиков мужская модель выступает менее отчетливо: повсеместная феминизация воспитания в семье и при обучении в школе не представляет им наглядных конструктивных мужских моделей, но у них более сильная мотивация постигнуть эту роль (она в буржуазном обществе оценивается более высоко, чем женская),— то у девочек, хотя они имеют более доступную модель, не столь сильная мотивация ей подражать.

Теория социального  научения и близкая ей теория моделирования, рассматривая механизмы формирования психического пола и полоролевых стереотипов, модифицировали основной принцип бихевиоризма — принцип обусловливания. Представители этих теорий считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное — за поведение, соответствующее полу, и отрицательное — за противоположное). Главный принцип научения полоролевому поведению — это дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания, путем прямого и косвенногообусловливания.

Теория когнитивного развития утверждает, что хотя положительное и отрицательное подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним действительно играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней — это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.

Основатель когнитивной  теории Л. Колберг  полагает, что формирование полового стереотипа, в частности и в дошкольные годы, зависит от общего интеллектуального развития ребенка и что этот процесс не является пассивным, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегоризации, т.е. причислением ребенком себя к определенному полу. Подкрепление же и моделирование начинают оказывать существенное влияние на формирование психического пола, по мнению Л. Колберга, только после того, когда половая типизация уже произошла.

Представители новой психологии пола считают, что основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания.

Дж. Стоккард и М. Джонсон, опираясь на основные положения теории социальных ожиданий, выдвигают важное утверждение о том, что пол биологический (хромосомный и гормональный), т.е. пол врожденный, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное — пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние расовые, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания. В качестве одного из доказательств правильности своей теории они приводят данные исследования М. Мид, проведенного ею в Новой Гвинее еще в 1935 г. в трех разных племенах, в двух из которых преобладалфеминный либо маскулинный тип воспитания для детей обоего пола, в третьем же племени роли мужчин и женщин были противоположны традиционным европейским ролям. Критикуя фрейдистов за идеализацию традиционных половых ролей и, в частности, их положение о трагичности развивающейся личности при отклонениях в ее формировании от традиционных стандартов феминности или маскулинности, Дж. Стоккард и М. Джонсон утверждают, что эти стандарты не являются идеальной моделью современного мужчины и женщины, например воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью — беспомощной, пассивной и зависимой.

Своеобразной революции, произошедшей в психологии половых  ролей, и возникновению «новой психологии пола» способствовали, как считает  ряд авторов, три фундаментальных  исследования, выводы которых опровергают  основные положения традиционной теории. Это работы: 1) Е. Маккоби и К. Джеклин , 2) Дж. Мани и А. Эрхарда, показавших могущество эффекта социализации, и 3) С. Бем, доказавшей несостоятельность противопоставления традиционной психологией маскулинности и феминности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии дошкольного возраста"