Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 14:20, шпаргалка
Работа содержит вопросы и ответы к экзамену по дисциплине "Психология дошкольного возраста".
Кризис семи лет напоминает кризис одного года - это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
Для ребенка 7 лет распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.
Типичные проблемы развития в дошкольном детстве |
Психологическая коррекция (пути, формы, методы) |
Гиперактивность |
-развитие эмоциональной сферы; -научение правильному эмоциональному реагированию; - тренировка моторно- - тренировка внимания
и контроля; |
Детская ложь |
• Прислушаться к тому, о
чем говорит ребенок, прежде чем
разоблачать, подумать, как это сделать
доброжелательнее и тактичнее. • Во всех случаях необходимо
продемонстрировать ребенку более
приемлемый способ удовлетворения потребностей,
альтернативный лживому поведению. |
Страхи (детская тревога)
|
-арт-терапия – терапия искусством (сказкотерапия, куклотерапия) и игровая терапия. -недирективная игровая психотерапия. -Директивная игровая терапия -Поведенческая игровая психотерапия |
Заниженная самооценка |
-Тест «Лесенка» -методики Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан -сказкотерапия -Для профилактики заниженной
самооценки психологи |
Агрессия |
-Спокойное отношение
в случае незначительной -Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. - Контроль над собственными негативными эмоциями. -Снижение напряжения ситуации. - Обсуждение проступка. -Сохранение положительной репутации ребенка -Демонстрация модели неагрессивного поведения. -В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. |
Полоролевая социализация (гендерная социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛОРОЛЕВАЯ - процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое.
Социальные психологи
также используют термин дифференцированная
социализация, подчеркивая тем самым,
что в общем процессе социализации
мужчины и женщины формируются
в различных социально-
Выделяются две фазы полоролевой социализации: 1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); 2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы (агенты) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.
Факторы
Биологические
-врожденные потребности
Фрейдовская теория половой социализации, по существу,— это теория саморазвития, так как она признает, что мальчики и девочки в определяющие годы детства имеют разный опыт в семье, который обусловлен разными врожденными биологическими потребностями детей противоположного пола. Именно под влиянием этого опыта у них формируются черты, типичные для того или иного пола, которые, возникая уже в дошкольные годы, закрепляются с возрастом. Поэтому социализация не является главным фактором формирования психического пола.
Этапность:
3-4 г. –различает пол
6-7лет – осознает
22. Психологические механизмы полоролевой социализации детей.
Механизмы:
1)Идентификация (единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни соответственно полу)
2)Подкрепления из внешней среды
3)Познания, осознание половой социальной роли ( теория когнитивизма: источником формирующегося мышления ребенка выступает его социализация, которую он понимает как общение между собой «индивидуальных сознании».)
4)Социальные ожидания
Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает основным ее механизмом процесс идентификации ребенка с родителями. Эта концепция весь процесс развития личности, в котором она основное внимание уделяла формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывала с сексуальной сферой. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам, и если для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность, то для женского — пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического
159
мышления и устремления
к достижению, а также большая
эмоциональность и социальная уравновешенность.
З. Фрейд полагал, что личность тогда
развивается гармонично, полноценно,
когда она следует
Как отмечают многие исследователи,
современный психоанализ очень
неоднороден: существует целый комплекс
психоаналитических теорий, касающихся
природы мужественности и женственности,
отдельные положения которых
можно встретить у
Многие зарубежные авторы справедливо возражая психоаналитикам, склоняются к тому, что в половой социализации девочек в буржуазном обществе, как и у мальчиков,— свой набор трудностей. Так, если для мальчиков мужская модель выступает менее отчетливо: повсеместная феминизация воспитания в семье и при обучении в школе не представляет им наглядных конструктивных мужских моделей, но у них более сильная мотивация постигнуть эту роль (она в буржуазном обществе оценивается более высоко, чем женская),— то у девочек, хотя они имеют более доступную модель, не столь сильная мотивация ей подражать.
Теория социального
научения и близкая ей теория моделирования, рассматривая
механизмы формирования психического
пола и полоролевых стереотипов, модифицировали
основной принцип бихевиоризма — принцип обусловливания.
Представители этих теорий считают, что
в развитии полоролевого
Теория когнитивного развития утверждает, что хотя положительное и отрицательное подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним действительно играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней — это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.
Основатель когнитивной теории Л. Колберг полагает, что формирование полового стереотипа, в частности и в дошкольные годы, зависит от общего интеллектуального развития ребенка и что этот процесс не является пассивным, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегоризации, т.е. причислением ребенком себя к определенному полу. Подкрепление же и моделирование начинают оказывать существенное влияние на формирование психического пола, по мнению Л. Колберга, только после того, когда половая типизация уже произошла.
Представители новой психологии пола считают, что основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания.
Дж. Стоккард и М. Джонсон, опираясь
на основные положения теории социальных
ожиданий, выдвигают важное утверждение
о том, что пол биологический (хромосомный
и гормональный), т.е. пол врожденный, может
лишь помочь определить потенциальное
поведение человека, а главное — пол психологический,
социальный, который усваивается прижизненно
и на формирование которого оказывают
большое влияние расовые, классовые, этнические
вариации половых ролей и соответствующие
им социальные ожидания. В качестве одного
из доказательств правильности своей
теории они приводят данные исследования
М. Мид, проведенного ею в Новой Гвинее
еще в 1935 г. в трех разных племенах, в двух
из которых преобладалфеминный либо
Своеобразной революции,
произошедшей в психологии половых
ролей, и возникновению «новой психологии
пола» способствовали, как считает
ряд авторов, три фундаментальных
исследования, выводы которых опровергают
основные положения традиционной теории.
Это работы: 1) Е. Маккоби и К. Джеклин ,
2) Дж. Мани и А. Эрхарда, показавших могущество
эффекта социализации, и 3) С. Бем, доказавшей
несостоятельность противопоставления
традиционной психологией маскулинности и
Информация о работе Шпаргалка по "Психологии дошкольного возраста"