Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 14:20, шпаргалка
Работа содержит вопросы и ответы к экзамену по дисциплине "Психология дошкольного возраста".
Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.
М: Виды: Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.
Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.
Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.
Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
Функции воображения:
Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
К основным функциям внимания относятся: избирательность, целенаправленность и активность.
Функция
избирательности внимания реали
Функция целенаправленности внимания состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении. Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обусловленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фрагментами, последовательностью выполнения рабочих операций и их иерархией). Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах его ждет успех.
Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности Даже при чтении учебника (где, казалось бы, как из песни, слова не выбросишь) студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста. При этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляется как бы само собой.
Основные этапы развития детского внимания:
Дошк возраст, по Леонтьеву - «период первоначального фактического склада личности». В это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные др с др эмоц и мотивац сферы, формир самосознание. Для дошк детства характерна в целом эмоц уравновешенность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый, относительно стабильный, эмоц фон определяет динамика представлений реб-ка. Происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в идеальном плане. Действия реб-ка не связаны прямо с привлекательным предметом, как ранее, а строятся на основе представлений о возможности его достичь в будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий реб-ка, удовл-ние его желаний. В дошк возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деят-ти. Аффект становится 1ым звеном в структуре поведения. Механизм эмоц предвосхищения (Запорожец) последствий деят-ти лежит в основе эмоц регуляции действий реб-ка. Изменяется структура эмоц процессов: в неё входят сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Реб начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и того, что ему предстоит сделать. Важным личностным механизмом, формир в этом периоде явл соподчинение мотивов. Оно появл в начале дошк возраста. С этими явлением связывают начало становления личности. Мотивы приобретают разную силу и значимость. В мл дошк возрасте реб сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов, старшие дошк-ники легче ограничивают свои желания, но эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего периода. Наиболее благоприятные условия для подчинения побуждений реб-ка правилам поведения создаются в ролевой игре. Появл новых мотивов связано с формирующейся самооценкой, самонаблюдением, - мотивы достижения успеха, моральными нормами и др. Во 2ой половине дошк детства реб приобретает способность оценивать свое поведение, пытаясь действовать в соответствии с моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях. Усвоение норм морали способствует развитию произвольного поведения дошк-ника.
Ранний и дошкольный возраст — периоды, когда эмоциональная сфера играет особо важную роль в жизни человека, когда чувства, эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни.
1.0-1
год (предпосылки формирования)
2.1-3 года (зарождение самосознания): понимание своих обязанностей, своего пола, осознание своего имени, появление самооценки и притязания на признание.
3.3-7 лет (развитие самосознания): осознание себя во времени, своих переживаний, зависимость самооценки от взрослых.
Развитие
морального сознания личности по Л. Колбергу
Л. Колберг продолжил эксперименты
Жана Пиаже, в которых выявлялись моральные
суждения и этические представления детей
разного возраста. Детям предлагалось
оценить поступки героев рассказов и обосновать
свои суждения. Оказалось, что на разных
возрастных этапах дети по-разному решают
нравственные проблемы. Например, маленькие
дети считают ребенка, случайно разбившего
несколько чашек, более виноватым и «более
испорченным», чем другого, разбившего
только одну чашку, но злонамеренно. Старшие
дети, особенно после 9—10 лет, иначе оценивают
эту ситуацию, ориентируясь не только
на результат действий, но и на мотивы,
стоящие за поступком.
Л. Колберг рассматривает развитие морального
сознания как последовательный процесс.
Обобщив обширный экспериментальный материал,
он выделяет шесть стадий развития, объединяющихся
в три уровня.
Первый — доморальный уровень. Нормы морали для ребенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (I стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (II стадия).
Второй уровень — конвенциональ
Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для III стадии, на авторитет — для IV. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.
Третий уровень — автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними.
Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе» Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (V стадия), потом — на общечеловеческие этические принципы (VI стадия).
Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже — у 30% в 10 лет и 10% в 13—16 лет. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление. Однако становления формально-логических операций недостаточно; даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь автономной морали. Что же касается подростков, то только 10% из них поднимаются до высшего уровня морального сознания.
Возрастные кризисы – условное наименование переходных моментов от одного возрастного этапа к другому. Иногда такие называют негативным результатом столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Психическое развитие человека осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов: в рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрасте критическом. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.
Первый – это кризис новорожденности (0-2 месяца). Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса - потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец - максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование - возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Л. С. Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. До этого организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире: биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение всех биоритмических процессов (сон-бодрствование); нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода); эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Далее рассмотрим кризис трех лет. На подходе к кризису присутствует когнитивная симптоматика: острый интерес к своему изображению в зеркале; ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек проявляется интерес к нарядам; мальчики демонстрируют озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.
Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы кризиса по их количеству называют семизвездием кризиса 3 лет: негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию; упрямство - ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением; строптивость - она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет; своеволие - стремится все делать сам; протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими; симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; деспотизм - ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Информация о работе Шпаргалка по "Психологии дошкольного возраста"