Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

психология_билеты.docx

— 74.80 Кб (Скачать файл)

 

     В отечественной социальной психологии термин "психологический климат" впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. 
     Одним из первых раскрыл содержание СПК В.М.Шепель. 
     Психологический климат, по его мнению - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих. Первая составляющая - это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая - моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая- это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

  1. Личность и ее типы

Из вариантов  разделения людей на множество психологических  типов наиболее интересной является классификация Карла Леонгарда. Леонгард вводит понятие “акцентуированная  личность”. Акцентуации – это  психологические особенности, которые  придают человеку его индивидуальные черты.

Демонстративный, истероидный тип.Ядро личности такого человека – показушничество. Демонстративным он называется потому, что любит себя демонстрировать, как бы преподносить публике. 
Истероидность – психологическое понятие, которое ничего общего не имеет с истериками и битьём посуды на кухне. Истероиды (то есть “артисты” по жизни, не обязательно по профессии) предпочитают яркую, со вкусом подобранную одежду, им характерно манерное поведение, он (она) любит, когда на него (неё) окружающие обращают внимание. Это люди живые, интересные, яркие, болтливые, с хорошей фантазией, но лживые – им ничего не стоит выкрутиться из любой ситуации с помощью быстро придуманной небылицы. 

Педантичные личности все по полочкам

Возбудимые  личности спортивное телосложение,любят  подраться

Гипертимик  активный тип быстроменяющиеся мысли

Дистимик  пессимист.во всем видет плохое

Аффективно-лабильный темперамент

Это, так называемый, циклоид.

Для циклоидов характерно чередование  “быстрой” психологической фазы (гипоманьякальной) и депрессивной (“пессимистической”). 
Для большинства из нас естественна смена хорошего и плохого настроения, депрессии и оптимизма, счастья и несчастья. Отличие циклоидов от всех остальных в том, что у них эти полюса во-первых, ярко выражены, а во-вторых, имеют чётко очерченные границы.

Экзальтированный тип

Близок к истероиду. Меньше артистизма, больше впечатлительности и эмоциональных  крайностей. О таких говорят –  “либо от счастья на седьмом небе, либо лютое горе”. Середины не бывает. Чрезвычайно наивны. Всё воспринимают с широченно открытыми глазами  “Ой, это так необычно и интересно!!! Фантастика!!!”. Верят в НЛО и  “барабашек”, “тают” от комплиментов, воспринимая их “за чистую монету”. Всю жизнь остаются немного детьми.

Тревожные (боязливые) личности

В детстве людям этой ориентации свойственно всё время чего-то боятся – собак, учителей, старших  детей, темноты, грозы. Сверстники быстро их распознают и превращают в объекты  насмешек и издевательств. 
У взрослых картина несколько иная – страх уходит на задний план, а на передний выступает нерешительность, неуверенность в себе, робость, покорность. Они не способны в споре отстоять свою позицию, не способны быть настойчивыми. У них развит “комплекс неполноценности”. Тревожатся о других и о себе, озабочены своим здоровьем.

Эмотивные личности

Это люди мягкие, сердечные, открытые, чувствительные, жалостливые, отзывчивые. Чехов им дал своё определение  – “душечка”. Не выносят чужой  боли. Когда кто-то плачет, “душечка”  тоже может расплакаться. Часто плачут смотря фильм или переживая содержание прочитанного романа. Такие люди любят детей и животных, обожают с кем-нибудь “поделиться своими радостями и горестями”, ценят искусство, театр.

8.характер,способности

10. Регулирование конфликтного поведения в трудовой и соц. сфере

Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности. Управление конфликтом может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и т. д.

Межличностное управление конфликтом отражается известной схемой К. Томаса, описывающей различные стратегии  поведения в конфликтной ситуации в зависимости от двух основных характеристик: степени настойчивости в удовлетворении собственных интересов и степени  сотрудничества в удовлетворении интересов  других. В терминологии Томаса это  избегание (уклонение), приспособление, конкуренция (подавление), компромисс и сотрудничество.

  • Конкуренция: соперничество, подавление, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.
  • Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.
  • Избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.
  • Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.
  • Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон

11. Понятие команды 

Под командой понимается совокупность людей, которые: 

  • ощущают свою целостность; 
  • чувствуют свою обособленность от "остального мира"; · 
  • стремятся к достижению определенной цели, иногда осознанной, иногда нет. 

Образование и развитие команд естественно и неизбежно, поскольку:  
·  руководители создают их для выполнения какой-либо работы (это могут быть проектные группы, производственные бригады, различные комитеты и коллегии), при этом цель, стоящая перед командой, может не всегда осознаваться ее членами;  ·  люди сами спонтанно формируют команды для защиты своих интересов (это могут быть профсоюзы, политические партии, лоббистские группы); 

·  люди могут удовлетворить многие свои потребности только в случае принадлежности к какой-либо команде (древний человек мог убить, а следовательно, и съесть мамонта, только с группой охотников; по темной улице люди предпочитают ходить компанией; в коллективе люди лучше обучаются). 

Таким образом, принадлежность к команде помогает человеку:  
·  удовлетворить свои социальные потребности;  ·  сформировать себя как личность; 

·  получить помощь и поддержку при достижении своих собственных целей, которые не всегда могут совпадать с целями команды или организации; 

·  получить возможность психологической разгрузки, находя взаимопонимание с другими членами команды; 

·  получить право участвовать в совместной деятельности, приносящей определенную, не обязательно финансовую, выгоду. 

Можно утверждать, что в  основе создания команд лежат три  базовые идеи. 

1. Члены команды объединены  общими намерениями, целями и  задачами. 

2. Члены команды взаимозависимы, они нуждаются друг в друге  для достижения командных и  личных целей. 

3. Члены команды принимают  утверждение, что совместная работа  более эффективна. 

12. Любые конфликтные ситуации связаны с возникновением стресса и дисбалансом эмоционального состояния человека.    Выделяют две группы стрессовых состояний – физиологический и психический стресс. Физиологический стресс вызывают факторы физического воздействия.  Физиологический стресс помимо реакции на конфликтную ситуацию, вызывается такими факторами, как дефицит времени, неожиданное изменение задания, высокая значимость работы и т.п.    В психологическим стрессе экстремальность ситуации задается отношением человека к создавшемуся положению. Стресс атакует человека тремя путями: 

  • когда мы чувствуем, что теряем контроль;
  • когда мы пытаемся контролировать не тот аспект собственной или чужой жизни;     
  • когда мы вынуждены действовать вопреки нашим предпочтениям, а не в соответствии с ними.   

Советы, которые помогут  справиться со стрессом и управлять  своим эмоциональным состоянием, сводятся к следующему:  

1. Знайте  свои сильные стороны. Это означает, что следует держать в памяти  преимущества ваших характеристик  и поступить в соответствии  с ними. Если вы решительный  человек, но в стрессовой ситуации  проявили нерешительность, то  и вы, и окружающие будут разочарованы.   

2. Стремитесь  получить поощрения. Немного выигрывают  в глазах окружающих те, кто  пытается преодолеть свои слабые  стороны, прислушавшись к своим  антиподам и пытаясь проявить  их положительные качества.   

3. Уравновешивайте  ваши предпочтения. Необходимо найти  баланс между собственными психологическими  установками и терпимым отношением  к другим установкам. Так, экстраверт  в конфликте должен искать  золотую середину между экстраверсией  и интраверсией.   

4. Принимайте  конфликт как неизбежность, конфликт  – это факт жизни, и мы  не властны изменить реальность. Выделим несколько методов для снятия стресса.

13.

Каждый руководитель хочет знать  насколько РАБОТОСПОСОБЕН его коллектив. Следующие признаки характеризуют  работоспособный коллектив:

- сотрудник чувствует себя на  службе в "безопасности", никто  не

стремится отпроситься по личным или  служебным делам.

- чувство локтя (психологическая  чувствительность, взаимная симпатия  сотрудников).

- признается индивидуальность  личности и ее заслуги в  интеллектуальной, эмоциональной, производственной  или других сферах.

- чувство гордости за свой  коллектив и его сотрудников.

- признание руководства и сотрудников  других коллективов этого

коллектива в виде поощрений, просьб оказать помощь и т.п.

С другой стороны в НЕРАБОТОСПОСОБНОМ  коллективе имеют место следующие  факты:

- часто слышится - это не мое  дело.

- к запросам коллег относятся  небрежно.

- разговоры носят характер сплетен,  слухов, склок, не имеющих отношения  к работе; здесь заметим, что  неопределенность это стресс

для человека - поэтому руководитель должен информировать коллектив.

- процветает внутригрупповой эгоизм, основанный на ложной мысли  об исключительности подразделения.

- нарушение дисциплины.

- текучесть кадров.

- мало улыбок.

Для воздействия на людей, нужно  иметь над ними власть. Приводимая ниже классификация методов управления позволит вам определить, на чем  держится Ваша власть:

- авторитарный (эффективен в экстремальных  ситуациях), либерально-попустительский  (время покажет кто прав), демократический

- власть принуждения (мотив поведения  - страх).

- власть вознаграждения (мотив  поведения - вознаграждение; моральное  вознаграждение играет большую  роль, чем принято думать).

- власть эксперта: руководитель  знающий человек, делится знаниями

с подчиненными и является для них  авторитетом.

- власть примера - харизма. Харизма  - человек, обладающий привлекающими  качествами: заряжает людей энергией, внушительная, симпатичная личность, независимый устойчивый характер, умеет говорить, убеждать, достойная  и уверенная манера держатся  и т.п.

- власть убеждения (разум, логика, внушение). При убеждении надо  знать потребности человека: в  безопасности, в общении, социальные, в самоутверждении. Убедится - значит  понять, что решение данной задачи  соответствует твоим потребностям.

15. Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению

Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"