Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.
Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.
Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.
Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.
Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.
Организационные методы
Сравнительный метод - (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.
Эмпирические методы. Обсервационные методы
Наблюдение (внешнее) — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.
Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.
Экспериментальные методы
Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведения изучаемого.
Психодиагностические методы
Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.
Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.
Тесты интеллекта — методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.
Тесты креативности - совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.
16. Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называетсясоциализацией.
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
17. Психофизиология — экспериментальная наука, поэтому важное значение имеет применение адекватных методов исследования. К основным методам психофизиологического исследования относятся следующие:
Электроэнцефалография (ЭЭГ)
— метод неинвазивной регистрации
и анализа суммарной
Магнитоэнцефалография (МЭГ)
— метод регистрации и анализа
параметров магнитных полей организма
человека и животных. Магнитные поля
создаются слабыми
Метод вызванных потенциалов
(ВП) — метод регистрации и
анализа биоэлектрических колебаний,
возникающих в нервных
Электроокулография (ЭОГ) — метод регистрации и анализа движений глаз, основанный на измерении разности потенциалов роговицы и сетчатки глаза. Используемый в комплексе с регистрацией ЭЭГ, метод позволяет выделить в картине биоэлектрической активности мозга артефакты (искажения), вносимые движениями глаз.
Электромиография (МЭГ) —
метод регистрации и анализа
суммарных колебаний
Позитронно-эмиссионная
томография (ПЭТ) — метод исследования,
в котором используются ультракороткоживущие
позитронизлучающие изотопы — «красители»,
входящие в состав естественных метаболитов
мозга, которые вводятся в организм
внутривенно или через
Ядерная магнитная резонансная интроскопия (ЯМРИ) — метод исследования, основанный на определении в мозговом веществе распределения плотности ядер водорода (протонов) и на регистрации некоторых их характеристик при помощи мощных электромагнитов, расположенных вокруг тела человека. ЯМРИ позволяет получить информацию об анатомической и физико-химической организации изучаемых структур головного мозга. Пространственное разрешение ЯРМИ составляет десятки микрон, при этом не происходит его снижение в зависимости от глубины расположения ткани. Важным свойством данного метода является неионизирующий характер внешнего воздействия, т. е. отсутствие повреждающего воздействия на ткань. Следует отметить, что опосредованный характер регистрируемой нервной активности снижает временную разрешающую способность данного метода. Достижение пика магнитного сигнала после стимула занимает несколько секунд.
18. Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности; личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, профессиональной самореализации, стимулирует профессиональное мастерство и творчество.
Профессиональное становление зависит от факторов как субъективного характера (например, склонности, возможности, способности, ценностные ориентации, мотивационная готовность и т. д.), так и объективного (например, значимость профессии в обществе, ее правовой и общественный статус и др.).
Первый уровень включает характеристику объективных и субъективных показателей общего плана, которые находят отражение в личности и деятельности уже студентов старших курсов: соответствие выбранной профессии личностным параметрам человека; соответствие личности требованиям этой профессии, ее стремление и готовность вносить свои профессиональные знания и умения в социальную практику; достаточно высокая продуктивность используемых технологий в плане социальной помощи, адаптации, реабилитации человека, группы лиц с различными проблемами.
Второй уровень характеризует
показатели профессионализма, присущие
специалисту-профессионалу той
20.
Психологические процессы целостные акты психологической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной специфичностью
Познавательные Чувственные —
Волевые —обобщенные методы поведения, инициативность, решительность, тип адаптации к среде целеустремлен., настойч. и др.
тельные —чувство, восприятие, мышление, воображение, память
21. Самоорганизация - как известно процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамическией системы. Понятно, что процессы самоорганизации имеют место только в системах, где существует высокий уровень сложности и множество элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. Для человека, коллектива присущи свойства такой системы - существующие связи между ее элементами со временем превращаются, а также появляются новые. Процесс самоорганизации имеет целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер.
О самореализации, то психологи различают
два варианта модели самореализации
- актуализация и совершенствование.
В первом случае человек стремится
максимального выражения
22. функциональное состояние (ФС) определяется как фоновая активность ЦНС, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность.
функциональное состояние — это системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность требованиям деятельности
Психическое состояние —
целостная характеристика психической
деятельности, показывающая своеобразие
протекания психических процессов
в зависимости от отражаемых предметов
и явлений действительности, предшествующего
состояния и психических