Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

психология_билеты.docx

— 74.80 Кб (Скачать файл)

Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.

Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип относительной  самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.

Принцип личностного  подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

Организационные методы

Сравнительный метод - (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

Эмпирические  методы. Обсервационные методы

Наблюдение (внешнее) — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведения изучаемого.

Психодиагностические  методы

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.

Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта — методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности - совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

16. Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называетсясоциализацией.

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке  принято выделять два основных типа социализации:

  1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
  2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

  1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
  3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

17. Психофизиология — экспериментальная наука, поэтому важное значение имеет применение адекватных методов исследования. К основным методам психофизиологического исследования относятся следующие:

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод неинвазивной регистрации  и анализа суммарной биоэлектрической активности, отводимой как с поверхности  черепа, так и из глубоких структур мозга. ЭЭГ-сигнал представляет собой  изменяющуюся во времени разность потенциалов  между находящимися на скальпе электродами. Важнейший вклад в этот процесс  вносят градуально изменяющиеся постсинаптические  потенциалы нейронов III–V слоев коры головного мозга. Мощные синхронные колебания, генерируемые в глубоких структурах мозга (таламус, ствол мозга), также могут оказывать существенное влияние на общую картину ЭЭГ-активности, регистрируемую с поверхностных  электродов. Важным приемом, обеспечивающим комплексную оценку активности мозга, является многоканальность регистрации, т. е. одномоментная запись с многих пар электродов.

Магнитоэнцефалография (МЭГ) — метод регистрации и анализа  параметров магнитных полей организма  человека и животных. Магнитные поля создаются слабыми электрическими токами как результатом активности нервных клеток. Данный метод дополняет  информацию об особенностях функционирования мозга, получаемую с помощью ЭЭГ. Общность нейрофизиологических процессов, регистрируемых ЭЭГ и МЭГ, отражается в одинаковых характеристиках временного разрешения. Оба метода позволяют  наблюдать события, происходящие в  диапазоне сотен миллисекунд. В  то же время МЭГ имеет более  точное пространственное разрешение порядка  миллиметров, так как магнитная  активность нейронов не зависит от электропроводящих свойств окружающих тканей (мозговых оболочек, спинномозговой жидкости, костей черепа и т. д.) и  регистрируется неискаженной, в отличие  от ЭЭГ, характер которой на поверхности  черепа может существенно отличаться от электрокортикограммы, соответствующей  локализации за счет проведения сигналов от дальних областей мозга.

Метод вызванных потенциалов (ВП) — метод регистрации и  анализа биоэлектрических колебаний, возникающих в нервных структурах в ответ на внешнее раздражение  и находящихся в определенной временной связи с началом  его действия. Наряду с ЭЭГ ВП является ведущим методом изучения мозговых механизмов психической деятельности. ВП имеют низкую амплитуду (несколько  микровольт) и длительность порядка  нескольких сотен миллисекунд, поэтому  при однократной записи в ответ  на единичное предъявление сигнала  не распознаются на фоне спонтанной ритмики  ЭЭГ-активности. Для анализа ВП используется предварительное выделение «полезного сигнала» (колебаний, непосредственно  связанных с внешним воздействием) из «шума» (фоновой ЭЭГ). Наиболее распространенной является процедура усреднения, когда  несколько отрезков ЭЭГ-активности, синхронных с повторяющимся предъявлением  стимула, суммируются. При этом колебания, связанные с рассматриваемым  событием увеличиваются по амплитуде.

Электроокулография (ЭОГ) —  метод регистрации и анализа  движений глаз, основанный на измерении  разности потенциалов роговицы и  сетчатки глаза. Используемый в комплексе  с регистрацией ЭЭГ, метод позволяет  выделить в картине биоэлектрической активности мозга артефакты (искажения), вносимые движениями глаз.

Электромиография (МЭГ) —  метод регистрации и анализа  суммарных колебаний потенциалов, возникающих в области нервно-мышечных окончаний и мышечных волокнах при  поступлении к ним импульсов  от мотонейронов спинного и головного  мозга. Метод позволяет регистрировать изменения в тонусе мышц в ситуациях, не сопровождающихся внешне наблюдаемыми движениями. МЭГ наиболее информативна в комплексе с другими методами психофизиологического исследования.

Позитронно-эмиссионная  томография (ПЭТ) — метод исследования, в котором используются ультракороткоживущие позитронизлучающие изотопы — «красители», входящие в состав естественных метаболитов  мозга, которые вводятся в организм внутривенно или через дыхательные  пути. Накапливаясь в активных участках мозга, они дают возможность построить  «картину» мозга на основе данных о метаболической активности его  структур. ПЭТ представляет возможность  наблюдать мозг объемно, включая  локальные взаимодействия нейронов и нейронных популяций при  выполнении экспериментальных задач  за счет регистрации пространственного  распределения и концентрации радиактивно  меченных веществ, участвующих в  обменных процессах, синаптической  передаче, нейрохимической рецепции. Временная разрешающая способность  ПЭТ зависит от используемого  изотопа и составляет порядок  десятков минут.

Ядерная магнитная резонансная  интроскопия (ЯМРИ) — метод исследования, основанный на определении в мозговом веществе распределения плотности  ядер водорода (протонов) и на регистрации  некоторых их характеристик при  помощи мощных электромагнитов, расположенных  вокруг тела человека. ЯМРИ позволяет  получить информацию об анатомической  и физико-химической организации  изучаемых структур головного мозга. Пространственное разрешение ЯРМИ составляет десятки микрон, при этом не происходит его снижение в зависимости от глубины расположения ткани. Важным свойством данного метода является неионизирующий характер внешнего воздействия, т. е. отсутствие повреждающего воздействия  на ткань. Следует отметить, что опосредованный характер регистрируемой нервной активности снижает временную разрешающую  способность данного метода. Достижение пика магнитного сигнала после стимула  занимает несколько секунд.

18. Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности; личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, профессиональной самореализации, стимулирует профессиональное мастерство и творчество.

Профессиональное  становление зависит от факторов как субъективного характера (например, склонности, возможности, способности, ценностные ориентации, мотивационная  готовность и т. д.), так и объективного (например, значимость профессии в  обществе, ее правовой и общественный статус и др.).

Первый уровень включает характеристику объективных и субъективных показателей  общего плана, которые находят отражение  в личности и деятельности уже  студентов старших курсов: соответствие выбранной профессии личностным параметрам человека; соответствие личности требованиям этой профессии, ее стремление и готовность вносить свои профессиональные знания и умения в социальную практику; достаточно высокая продуктивность используемых технологий в плане  социальной помощи, адаптации, реабилитации человека, группы лиц с различными проблемами.

Второй уровень характеризует  показатели профессионализма, присущие специалисту-профессионалу той или  иной специализации: 1) процессуальный (эффективность используемых методов, приемов, техники в социальной работе); 2) нормативно-этический (соответствие личности и деятельности квалификационным требованиям и этическим принципам, нормам, стандартам); 3) наличный базис  личности и деятельности (уровень  готовности личности специалиста и  его деятельности в настоящее  время); 4) результативный (качество эффективности, результативности социальной работы, профессиональное состояние личности в данной области деятельности); 5) прогностический (стремление "проектировать" свой профессиональный уровень как  личности, так и деятельности в  достижении "акме" - высшей точки  профессиональной карьеры); 6) профессиональная обучаемость (желание, мотивация) постоянно  повышать профессионально-личностный уровень, изучать опыт коллег, стремление к самообразованию, саморазвитию); 7) активная социальная позиция, конкурентоспособность личности и профессии.

20.

Психологические процессы целостные  акты психологической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной  специфичностью

Познавательные Чувственные —иерархия  потребностей и устойчивых чувственный  тон чувств, мотивов повед., ценностных ориентаций чувственный отклик, настроение, и установок стресс, аффект, фрустрация Нрав

Волевые —обобщенные методы поведения, инициативность, решительность, тип адаптации к среде целеустремлен., настойч. и др. 

тельные —чувство, восприятие, мышление, воображение, память

21. Самоорганизация - как известно процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамическией системы. Понятно, что процессы самоорганизации имеют место только в системах, где существует высокий уровень сложности и множество элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. Для человека, коллектива присущи свойства такой системы - существующие связи между ее элементами со временем превращаются, а также появляются новые. Процесс самоорганизации имеет целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер.

О самореализации, то психологи различают  два варианта модели самореализации - актуализация и совершенствование. В первом случае человек стремится  максимального выражения способностей, потенциальных возможностей, талантов, заложенных в генофонде. Во втором - того, что сделает жизнь идеальной  или полным, возможно, даже компенсируя  функциональные и генетические недостатки.

22.  функциональное состояние (ФС) определяется как фоновая активность ЦНС, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность.

функциональное состояние — это системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность требованиям деятельности

Психическое состояние —  целостная характеристика психической  деятельности, показывающая своеобразие  протекания психических процессов  в зависимости от отражаемых предметов  и явлений действительности, предшествующего  состояния и психических свойств  личности (Н.Д. Левитов). Психические  состояния чаще проявляются как  реакция на ситуацию или деятельность и носят адаптивный приспособительный  характер. В отличие от физиологических  реакций, отражающих энергетическую сторону  адаптационных процессов,психические состояния определяются преимущественно информационным фактором и отвечают за обеспечение приспособительного поведения на психическом уровне. Психические состояния — явления исключительно индивидуальные, так как зависят от особенностей конкретной личности, ценностных ориентации, мотивации и т.д. 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"