Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

психология_билеты.docx

— 74.80 Кб (Скачать файл)

Сон как особое функциональное состояние. Полиграфия сна у человека. Ортодоксальный и парадоксальный сон. Быстрые движения глаз. Тонические и фазические проявления сна. ЭЭГ- фазы медленного сна. Эмоциональная и  неэмоциональная фазы парадоксального  сна. Парадоксальный сон без атонии — “демонстрация сновидений”. Циклы  сна. Связь длительности цикла с  возрастом. Онтогенез сна. Профиль  сна. Парциальность сна. Продолжительность  сна и здоровье. Эволюция сна. Центры сна. Нейрохимическая регуляция  сна. Психическая активность человека во сне. Сновидения. Депривация сна: тотальная  и избирательная. Депривация сна  у депрессивных больных. Сон и  снотворные. Сон и биоритм. Супрахиазматические  ядра и эпифиз. Экзогенные факторы  регуляции сна. Теории сна.

23. стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания. 
В соответствии с двумя видами стрессоров различаютфизиологический стресс и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный.

Согласно Г. Селье,

I стадия стресса (тревоги) состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта, уже описанных как «триада стресса». Если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

II стадия стресса — стадия сопротивления. Если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизируется фаза сопротивления. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного. III стадия — фаза истощения. В результате длительного действия стрессорного раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии постепенно истощаются. Тогда вновь возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает.

Экстремальные ситуации, вызывающие стресс, делят на кратковременные  и длительные. При кратковременном  стрессе актуализируются готовые  программы реагирования, а при  длительном требуются адаптационные  перестройки функциональных систем, иногда крайне тяжелые и неблагоприятные  для здоровья человека

24. с психологической точки зрения стресс связан с познанием, эмоциями и действием. Рассматривая эти аспекты, можно объяснить индивидуальные различия в переживании стрессовой ситуации и успешности ее преодоления. В целом можно сказать, что критика спорных моментов рассмотренной концепции стресса привела к более дифференцированному подходу в его изучении и к пониманию того, что стресс является специфическим взаимоотношением специфической личности и специфической ситуации. Растет сенсорная чувствительность, абсолютная и разностная, улучшается способность к детекции сигнала. Расширяется поле зрения. Вместе с тем нарушаются более сложные интегративные процессы (сложное опознание, перцептивное научение), увеличиваются ошибки памяти, возможна гипер-активность мышления (навязчивые мысли, бесполезное фантазирование), “уход” от решения стрессогенных проблем (решение побочных “замещающих” проблем или уменьшение активности мышления). Рассмотренные концепции стресса не являются взаимоисключающими. Они имеют много общих элементов, особенно в современных интерпретациях. Это справедливо и в отношении физиологических компонентов стресса, и в отношении его когнитивных составляющих, определяемых как элементы-медиаторы стрессовых реакций. Вместе с тем есть существенные различия. В концепции стресса как реакции организма стресс рассматривается как объективное явление, а в концепции стресса как регуляции отношений организма со средой объективные элементы имеют статус предполагаемых илиматериала для когнитивных оценок. Процесс преодоления стресса также понимается по-разному. Реактивная концепция считает этот процесс автоматической реакцией организма, а регуляционная концепция рассматривает его как намеренное действие, подверженное влиянию со стороны многих факторов, таких, как когнитивные оценки, аттитюды и представления о своих возможностях и уязвимости. Наконец, реактивная концепция описывает стресс как общую - в противоположность индивидуальной - реакцию на угрожающее событие.

25. Что такое стресс, как он проявляется и какие факторы способствуют его развитию, мы уже выяснили. В этот раз предлагаю коснуться не менее познавательного и полезного вопроса. Речь пойдет о психологических механизмах защиты от стресса, знание которых поможет лучше понять сущность этого явления и причины его возникновения, а также правильно выбрать наиболее оптимальные решения в каждой конкретной жизненной ситуации.  Большинство психологов признают чрезвычайную важность психологических механизмов для преодоления стресса. Психологические механизмы включают те приемы, которыми мы подсознательно пользуемся, чтобы избавиться от ощущения тревоги. Первым среди них специалисты называют подавление, поскольку именно оно лежит в основе большинства других психологических механизмов. Подавление – это процесс оттеснения различных воспоминаний, мыслей или чувств в сферу подсознания. Приведу такой пример: иногда человек «забывает» прийти на прием к зубному врачу, потому что так боится этого визита, что не может справиться с волнением.  Следующий прием – это проекция. Именно ей мы пользуемся в тех случаях, когда хотим оправдать собственные недостатки, поступки или побуждения. Сам того не замечая, человек бессознательно начинает приписывать их и другим. Когда мы используем проекцию, то зачастую уличаем окружающих как раз в том дурном, что делаем или хотели бы сделать сами.  Еще один довольно обычный прием – это регрессия. Она проявляется в наших попытках вести себя так, как мы поступали в какие-то более ранние периоды нашей жизни. Например, безмолвный и безучастный человек, который находится в состоянии стресса, часто незаметно для себя принимает «позу эмбриона». Существует и такой прием, как рационализация, суть которой всем нам хорошо известна. Вспомните ситуацию, когда студент, не сдавший экзамен или зачет, начинает винить в этом злобного преподавателя, ограниченное количество времени, работу, друзей, одногруппников, кого и что угодно, но только не самого себя. Как правило, этот прием используется для того, чтобы не потерять уважение окружающих, а также, чтобы не перестать уважать себя.  И, наконец, одним из самых конструктивных механизмов защиты от стресса психологи называют сублимацию – преобразование социально неприемлемых побуждений в приемлемое поведение. Например, вместо того чтобы проявлять агрессию к кому-то из окружающих, мы можем оттеснить их в различных формах соревнования – спортивного, политического, делового и т.д. Преодоление стрессовой ситуации, которая может застать каждого из нас в любой момент времени, требует ее объективной оценки и разработки плана действий. Не пугайтесь, все довольно просто. Как и в случае возникновения любой жизненной проблемы, для ее решения существует 3 подхода: атака, уход и компромисс.  В случае атаки мы поворачиваемся лицом к проблеме, анализируем ее детально и определяем эффективный ход действий. Например, мы замечаем, что зачастую стресс у нас вызывает какой-то определенный человек (коллега, родственник, сосед). При очередной встрече с этой личностью мы выбираем момент, объясняемся с ним и просим его изменить поведение. Такой подход не всегда, но очень часто дает положительные результаты. Если атака не срабатывает, можно попробовать вариант ухода или бегства. Конечно, это не самый лучший шаг, но тоже довольно эффективный. Мы принимаем поражение, даже если на душе скребутся кошки, оставляем поле боя и вырабатываем новую модель поведения: не общаемся с этим человеком, меняем место работы, уезжаем и т.д. При этом не стоит испытывать угрызения совести и думать, что так поступают только слабые и безвольные люди. Если не помогла атака, почему бы не попробовать красивый и достойный уход? И, наконец, третий подход – это компромисс. Название говорит само за себя. Именно он бывает так необходим в общении со многими людьми, которые, к сожалению, не догадываются о его существовании, не хотят о нем вспоминать или попросту ничего не смыслят в его эффективности. Некоторые наивно полагают, что, идя на компромисс, они приносят в жертву свою гордость. Такие люди глубоко ошибаются. Неспособность идти на компромисс является признаком неуверенности в себе, а уважающие себя люди свободно и уверенно рассматривают любые альтернативы, в конце концов, выбор всегда за вами.  Как видите, друзья, на первый взгляд кажется, что все слишком запутанно и сложно. А стоит только однажды разобраться, и многие проблемы будут видны как на ладони: разложим все по полочкам, а там никакой стресс нам не страшен! 

26. Адаптивность является основным параметром гармоничного характера, обусловливающим успешность приспособления индивида к различным ситуациям и их изменению, к эмоциональному принятию окружения. Адаптивность характеризует значимость удовлетворения человеком социальных потребностей. Адаптивность необходима для достижения внутренней и внешней гармонии. Сам параметр адаптивности имеет три основных свойства:

1)реализм в восприятии окружающей действительности (перцептивный компонент);

2)желание человека адаптироваться  к окружающей обстановке (мотивационный  компонент);

3)способность адекватно воспринимать  действительность (регулятивный компонент).

27. Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным  достоянием, хотя природа создает  физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком  происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонииобщества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно  выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря  обществу, формируется в нем и  формирует его своей деятельностью.

29. Понятие «индивидуальность»: индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента; свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем в течение жизни (но прежде всего надо заслужить это право: развиваться как индивидуальность, чтобы было что отстаивать, также не забывая об уважении к другим индивидуальностям (людям). Основные характеристики индивидуальности: мотивация, характер, темперамент, способности, направленность. Термин «индивидуальность» имеет два близких друг к другу, но различных значения. Одно из значений этого слова указывает на своеобразное сочетание человеческих свойств у данного индивида. Другое значение термина подчеркивает то, чем данный человек как индивид отличается от других людей (индивидов). В первое понимание термина могут входить и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второе определение термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличается от другого.

В психологии существует несколько  традиций понимания индивидуальности.

Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт. Однако очень ярко выраженная черта – это гипертрофия, приближение к границе нормы и патологии, в потенции – патология. С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Как считают психиатры: нет акцентуации (выделение одной гипертрофированной черты в человеческом характере) – нет характера. Описание индивидуальности с этой точки зрения – это определение линии потенциальных патологических изменений личности. Конечно, в промежутке между нормой и патологией ярко выраженные индивидуальные особенности могут приводить к нестандартному восприятию, и понимаю окружающего мира, к нестандартным, нетривиальным способам деятельности, которые в зависимости от результата могут оцениваться и как творчество, и как отсутствие адаптации.

Вторая традиция – понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, таким, которые обнаруживаются только у отдельного конкретного человека и генетически связаны с конкретными, не закономерными, случайными обстоятельствами его развития. В этом случае индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, незначительного, маловажного с точки зрения понимания общих законов развития личности и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком. Индивидуальность в этом смысле есть некое дополнение к личности как носителю существенных черт и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.

Третья традиция – понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд «индивид – субъект деятельности – личность», то в этом ряду целостности каждого уровня является предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня.

Таким образом, исходным пунктом в  рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, то есть человек, интегрированный  в общество и являющийся полноценным  субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом.

30. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Определенное сочетание свойств  темперамента проявляющиеся в познавательных процессах, действиях и общении  человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.

Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умение и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль  деятельности можно рассматривать  как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и  особенностей организма человека к  условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов  в деятельности с наименьшими  затратами.

То, что наблюдая за человеком, воспринимается как признаки его темперамента (разнообразные  движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько  темперамента, сколько индивидуального  стиля деятельности, особенности  которого могут совпадать и расходиться  с темпераментом.

Центральную часть (ядро) индивидуального  стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств  нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому индивидуальному  стилю деятельности можно выделить две группы:

приобретаемые в опыте  и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

способствующие максимальному  использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том  числе полезных свойств нервной  системы.

31.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"