Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

psikhologia.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Мысль о том, что психические  процессы, являющиеся далее неделимыми "способностями", могут быть непосредственно "локализованы" в определенных образованиях мозга, сохранилась на многие столетия.

13.Основные методы  исследования в психологии

 
В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

I группа - организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).

II группа - эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

III группа - методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа - интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

 
14. Научный метод: сущность, структура и использование

Наука это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое  знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются  производными от его истинности. Ученый, а точнее,это профессионал, который строит своею деятельность, руководствуясь критерием "истинность ложность".

Кроме того, термин "наука" относят  ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической  зависимости, формулы и т. д. Идеалом  научного поиска считается открытие законов теоретическое объяснение действительности.

Наука как система знании и как  результат человеческой деятельности характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как человеческая деятельность прежде всего характеризуется  методом.

Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:

1. Выдвижение гипотезы (гипотез).

2. Планирование исследования.

3. Проведение исследования.

4. Интерпретация данных.

5. Опровержение или неопровержение  гипотезы (гипотез).

6. В случае опровержения старой формулирование новой гипотезы.

15. Общая методика психологического  исследования

Методика каждого конкретного  психологического исследования уникальна.

Методики исследования различны не только в разных исследованиях. Они  меняются, развиваются и в процессе конкретного исследования: каждый исследователь вносит в методику нечто новое, идущее от его понимания проблемы, его исследовательских задач.

В ходе исследования психолог составляет программу. В программе исследования должно быть отражено, какое психологическое явление исследуется, какие критерии при этом выбираются, по каким показателям будет проводиться оценка, какие методы исследования используются.

Таким образом, методика исследования - это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Естественно, чем точнее и детальнее эта модель отражает действительность, тем результативнее будет и само исследование.

На выбор методики влияет много  факторов, и прежде всего предмет, цели и задачи исследования. Психолог должен ясно представлять, что ему предстоит изучить, выявить. Но, даже зная свою цель, он испытывает серьезные затруднения при разработке методики.

Методика психологического исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет  определенную структуру. Ее основные элементы:

- теоретико-методологическая часть,  концепция, на основе которой  строится вся методика;

- исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

- субординационные и координационные  связи и зависимости между  ними;

- совокупность применяемых методов;

- порядок применения методов  и методических приемов;

- последовательность и техника  обобщения результатов исследования;

- состав, роль и место исследователей  в процессе реализации исследовательского  замысла.

16. Проблема возникновения  психики в эволюции

Зоопсихология изучает эволюцию психики, начиная с ее зачаточных форм, возникших  у примитивных организмов из элементарной формы отражения - "раздражимости", до сложно организованной психики высших животных.

Раздражимость - это способность  живой материи отвечать избирательно и специфическим образом на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ. Простая раздражимость свойственна простым организмам с примитивной организацией обмена веществ и энергии между внутренней и внешней средой.

Биологическая эволюция приводит к  усложнению обмена веществ. В следствие  этого, возникает большое разнообразие видов раздражимости. По мере усложнения организации живого происходит интеграция клеток, тканей и органов в организм, формируется центральная нервная система, которая способствует организации реагирования организма как единого целого. Происходит переход количественного накопления вариантов раздражимости в разных тканях организма животного на качественно новый уровень, при этом возникает качественно новая форма раздражимости - чувствительность.

Чувствительность - это элементарное психическое явление, характеризующееся  способностью организма к ощущению, то есть к отражению предметов  объективного мира, возникающему при  их непосредственном воздействии на организм.

С возникновением центральной нервной  системы и специализацией ее отделов, организм приобретает способность  раздражаться (реагировать) в ответ  на такие воздействия, которые сами по себе не в состоянии изменить характер обмена веществ с внешней средой.

Итак, на основе раздражимости формируется  элементарное психическое явление - чувствительность, которая опосредует деятельность организма, направленную на поддержание жизни. В результате этого наступает как бы раздвоение прежде единого процесса взаимодействия организма со средой. С одной стороны, выделяются процессы, непосредственно связанные с поддержанием и сохранением жизни, регулируемые на основе раздражимости, а с другой стороны, выделяются процессы, связанные с функциями поддержания жизни опосредованно.

Такое раздвоение деятельности организма  приводит к формированию психики  как нового вида внешней активности. Оно становится возможным лишь у  животных, достигших определенной степени  развития мышечной и нервной системы. По мере усложнения организации животных усложняется и их психика.

Психика человека, развившаяся из психики животных и имеющая с  ней много общего, отличается качественно  за счет того, что человек способен отражать объективную реальность в  двух планах - чувственном и понятийном, то есть абстрактно-логическом.

17. Проблема развития  психики. Леонтьев А. Н.

Итак, наличие нервной системы  не является исходным условием развития психики, что, следовательно, психическая  деятельность появилась раньше нервной  деятельности. Очевидно, последняя возникла на таком уровне жизнедеятельности, когда осуществление жизненных функций стало уже настолько сложным, что возникла необходимость в таком специальном регуляторном аппарате, каковым и является нервная система. Затем же, уже в качестве органа психического отражения, нервная система (точнее, высшие отделы центральной нервной системы) стала необходимой основой и предпосылкой для дальнейшего развития психики. Отметим лишь, что формирование нервной системы определялось решающими функциональными изменениями (коренными изменениями в жизнедеятельности организмов), т.е. имел место примат функции перед формой.

Важно отметить и указание А. Н. Леонтьева  на то, что "если бы не существовало перехода животных к более сложным  формам жизни, то не существовало бы и психики, ибо психика есть именно продукт усложнения жизни",что характер психического отражения "зависит от объективного строения деятельности животных, практически связывающей животное с окружающим его миром. Отвечая изменению условий существования, деятельность животных имеет свое строение, свою, так сказать, "анатомию". Это и создает необходимость такого изменения органов и их функций, которое приводит к возникновению более высокой формы психического отражения". Как мы видим, A. Н. Леонтьев отчетливо отстаивал положение о примате функции в эволюции психики: изменившиеся условия адаптации к окружающей среде обусловливают изменение строения деятельности животных, вследствие чего меняется строение органов и их функционирование, что в свою очередь приводит к прогрессивному развитию психического отражения. Другими словами, А.Н.Леонтьев положил в основу своей концепции развития психики положение о том, что сущность этого процесса, его первопричина и движущая сила есть взаимодействие, представляющее собой материальный жизненный процесс, процесс установления связей между организмом и средой. Тем самым А. Н. Леонтьев распространил на сферу психического отражения известное положение марксистской философии о том, что всякое свойство раскрывает себя в определенной форме взаимодействия.

18. Психика и отражение

Будучи свойством, продуктом мозговой деятельности, психика по своему содержанию является субъективным отражением объективного мира. Психические процессы существуют лишь постольку, поскольку в них  отражается внешний мир; первично и независимо от сознания существует объективный мир и лишь вторично, производно от него, субъективные психические процессы как отражение этого мира.

Психика является не простым, а сложным  и многообразным субъективным отражением объективного мира. Различают психические процессы, связанные с познавательной деятельностью, чувства, в которых выражается отношение человека к окружающим явлениям, и процессы, связанные с волевыми действиями, которые он совершает.Человек ощущает зеленый цвет листьев дерева, отражая в этом ощущении присущее листьям качество цвета. Сами листья, ствол, дерево в целом он воспринимает, отражая их в своем сознании в виде конкретного образа данного дерева, например березы, которую он видит. В своей памяти он может воспроизвести полученные в прежних восприятиях образы деревьев, в том числе и в виде общих представлений, являющихся отражением не какого-либо определенного когда-то им виденного единичного предмета, а совокупности черт и особенностей, общих всем сходным деревьям данного вида. В своем воображении, пользуясь сохранившимися в памяти представлениями и творчески преобразуя их, он может построить образ нового, не виденного им раньше дерева. В своих взаимосвязях с окружающей средой человек не только воспринимает, мыслит и чувствует. Он вносит определенные изменения в окружающий мир, совершая различные действия для удовлетворения своих многообразных потребностей действительности.

19. Деятельностная природа  психики

Более конкретно психика в школе  А.Н.Леонтьева определяется как ориентировочная функция деятельности. Уже говорилось, что одна и та же деятельность субъекта может решать (и решает) как задачи ориентировки, так и задачи исполнения. При этом, делая что-то (раскалывая орех, решая в уме математическую проблему и т.п.), субъект не просто решает какую-то значимую для себя задачу, а одновременно познает мир и себя в нем.

Так, раскалывая орехи разной степени  твердости, субъект (особенно если это  ребенок и он впервые решает подобную задачу самостоятельно) на собственном опыте, буквально "в действии", узнает свойства орехов разного вида, как нужно держать молоток, чтобы попасть им по ореху, а не по пальцам, и, может быть, даже собственные черты характера насколько долго я могу выполнять эту довольно нудную работу и т.п.

Таким образом, психика как ориентировочная "часть" деятельности абсолютно  неотделима от нее, даже когда приобретает, казалось бы, самостоятельное существование. Ориентировка в мире инициирована мотивом  соответствующей деятельности, образ  мира строится субъектом, ставящим перед собой конкретную цель, при этом могут быть использованы исследовательские операции, которые уже доказали свою применимость при решении аналогичных задач другим человеком. Общий вывод таков: психическое отражение мира имеет деятельностную природу.

20. Психика как образ  и как процесс

В деятельностной психологии сохраняется  различие психики как процесса и  психики как образа, однако обе  имеют деятельностную природу и  рассматриваются в единстве. Психика, таким образом, представляет собой неразрывное единство психики как процесса (т.е. активного отражения мира посредством различных форм внешней и внутренней деятельности субъекта) и психики как образа (представляющего собой "накопленное движение", "свернутую деятельность", т.е. накопленный опыт ориентировки и деятельности субъекта в мире).

Психика появляется одновременно с  деятельностью и субъектом как  носителем этой деятельности. В этом смысле нельзя говорить, что психика  порождается деятельностью она  сама есть сторона этой деятельности. А вот образ мира действительно рождается в процессе решения задач ориентировки субъектом, т.е. является результатом психики как процесса, в свою очередь, неотделимого от конкретной деятельности субъекта. При этом, даже существуя как ориентировочная часть внутренней, скрытой, свернутой формы деятельности (т.е. деятельности во внутреннем плане), психика не теряет своего внешне-предметного характера. Поэтому единственный путь изучения психики изучение деятельности субъекта в ее особой (ориентировочной) функции.

 

21. Этапы развития поведения  в филогенезе. Инстинктивное поведения

Стадия перцептивной психики (предпологается целостное восприятие)

Имеет 3 уровня (низший, высший и наивысший)

К низшему относятся: рыбы, некоторые высшие беспозвоночные, насекомые. Они демонстрируют развитые двигательные навыки (летают, ныряют, прыгают +), регидные генетически запрограммированные компоненты поведения - инстинкты. Способны к приспособительному поведению в виде изменчивых двигательных и поведенческих навыков.

Инстинктивное поведение - это врождённая форма поведения в виде цепи стереотипных заложенных  генетически и не изменяющихся реакций, возникающих в ответ на раздражитель.

Черты инстинктивного поведения:

-целесообразность

-стереотипность (шаблонность)

-автоматичность

Все инстинкты можно разделить  на 7 групп:

1. связана с добычей пищи

2. связана со строительством  жилья

3. связана с миграцией

4. связана с защитой от врагов

5. связана со сбором информации

6. связана с размножением

7. связана с выращиванием потомства

Механизм инстинктивного поведения близок к механизму безусловного рефлекса (стимул реакции). Для запуска инстинктивного поведения необходимо определить состояние апперцепция и действие нужного раздражителя (эвокатора).  

 

22.Этапы развития поведения  в филогенезе. Научение как форма поведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"