Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Стадия перцептивной психики (предполагается целостное восприятие)
Имеет 3 уровня (низший, высший и наивысший)
К низшему относится
К высшему относится научение как форма поведения
Механизм научения близок к механизму условному рефлексу
Виды научения:
1. импринтинг (запечатление)
Результаты его несут необратимый характер, то есть переучить нельзя. Синзитивным периодом как правило является первые минуты, часы, дни жизни.
2. облигаторное или обейзательное
Освоение приобретения тех навыков, которые ему необходимы для дальнейшей жизнедеятельности.
3. подражание
Состоит в том, что животные перенимают, копируют поведение других животных.
4. латентное (скрытое)
Навык вырабатывается в зависимости от потребности животного, носит скрытый и внезапный характер.
5. пространственный
Это умение ориентироваться в пространстве.
Навык в отличие от инстинкта
по наследству не передаётся. Если исчезает
в нём необходимость и
23. Этапы развития поведения в филогенезе. Интеллектуальное поведение.
Стадия перцептивной психики (предполагается целостное восприятие)
Имеет 3 уровня (низший, высший и наивысший)
К низшему относится инстинктивное поведение
К высшему относится научение как форма поведения
Наивысший уровень: Относятся собаки, обезьяны и дельфины. Характерно развитие исследовательского, то есть интеллектуального поведения с использованием ранее приобретённых умений и навыков, появляется свой особенный язык. Формируется интеллектуальное поведение, идёт видимо через механизм переноса и подражания. Характерными чертами интеллектуального поведения являются:
Несмотря на всю целесообразность и разущность интеллектуальное поведение некоторая шаблонность в действиях животного данного уровня конечно же наблюдается.
24. Видовое и индивидуально приобретённое поведение
25.Изменчивое поведение, его преимущества и границы проявления
Индивидуально изменчивое приспособительное поведение высших позвоночных может достигать достаточно сложных форм.
Проанализируя поведение животных можно определить основные черты.
Первая особенность говорит о том, что любое, даже самое сложное, индивидуально изменчивое поведение животного сохраняет свою связь с биологическими мотивами, но не переходит за границы. Потребность пищи, самосохранение, половая потребность (потребности, биологические влечения) - все это лежит в основе любого поведения животного. После присоединяется потребность ориентировки, которую И.П. Павлов назвал ориентировочным рефлексом.
Вторая особенность, которая характеризует поведение любого животного заключается в том, что оно всегда определяется непосредственно воспринимаемыми стимулами или "внешним полем" либо следами прежнего опыта и не может протекать, отвлекаясь от них или же вступая в конфликт с ними.
Поведение животного всегда направляется непосредственным или прошлым опытом, и оно никогда не может затормозить реакцию на ранее подкрепляемое и направиться к ранее не подкрепленному месту.
Третья особенность поведения животного заключается в ограниченности источников этого поведения.
Источником поведении
26. Социальные формы
поведения животных и
Когда животные держатся вместе, неизбежно проявляются чисто социальные формы поведения, поскольку эффективное функционирование группы без них невозможно. К важнейшим типам социального поведения относятся следующие.
Контагиозное поведение. Как следует из названия, контагиозное (буквально - заразное) поведение инициируется одним членом группы и быстро охватывает всю группу, приводя к координированным действиям.
Агонистические реакции. Агонистические типы социального поведения животных включают широкий диапазон реакций от нападения-угрозы на одном полюсе до избегания-страха на другом. Чтобы такое поведение было эффективным, отдельные особи должны как минимум уметь отличать своих сородичей от представителей других видов. Кроме того, полезно распознавать пол других особей и знать всех членов своей социальной группы. Только при таких условиях возможно формирование эффективных общественных взаимоотношений, основанных на социальном доминировании.
Репродуктивное поведение. Наиболее сложный и важный тип социального поведения животных связан с размножением. В самом деле, выживание вида зависит именно от успешного воспроизведения его особей, и, чтобы обеспечить этот процесс, в ходе эволюции сформировались многие поведенческие адаптации.
Сложность репродуктивного поведения у того или иного вида коррелирует с потребностью детенышей в родительской заботе. Птицам и другим животным, образующим устойчивые "супружеские пары", необходимы поведенческие адаптации, удовлетворяющие как минимум трем важнейшим требованиям. Во-первых, это узнавание особей своего вида (видовая идентификация). Во-вторых, самцы должны каким-то образом продемонстрировать свою принадлежность именно к мужскому полу, обычно - с помощью особенностей окраски и ухаживания. Наконец, у видов, образующих устойчивые пары, особям необходимы индивидуальные внешние или поведенческие черты, позволяющие узнавать друг друга.
Кроме выполнения этих трех основных функций, репродуктивное поведение может способствовать синхронизации внутренних репродуктивных циклов или, в случае колониальных видов, сексуальной активности всех членов группы.
30. Природа человеческого сознания
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности.
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем.
Мысленное представление и воображение действительности вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, Т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Третья характеристика человеческого сознания это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
27 и 28. Общая характеристика деятельности и психического отражения на сенсорной стадии (на перцептивной стадии) развития психики
По мнению Леонтьева в процессе
эволюции психики наиболее существенное
отличие наблюдается между
Элементарную сенсорную психику Леонтьев
определял как стадию, на которой деятельность
животных "отвечает тому или иному отдельному
воздействующему свойству (или совокупности
свойств) в силу существенной связи данного
свойства с теми воздействиями, от которых
зависит осуществление основных биологических
функций животных. Соответственно отражение
действительности, связанное с таким строением
деятельности, имеет форму чувствительности
к отдельным воздействующим свойствам,
форму элементарного ощущения".
Стадия перцептивной психики, по Леонтьеву,
"характеризуется способностью отражения
внешней объективной действительности
уже не в форме отдельных элементарных
ощущений, вызываемых отдельными свойствами
или их совокупностью, но в форме отражения
вещей". Деятельность животного определяется
на этой стадии тем, что выделяется содержание
деятельности, направленное не на предмет
воздействия, а на те условия, в которых
этот предмет объективно дан в среде.
Фабри, при рассмотрении формирования
психики в процессе эволюции, предложил
в каждой стадии развития психики выделять
низший и высший уровни, и допускал при
этом существование промежуточных уровней.
Характеризуя эволюцию психики необходимо
отметить следующие особенности:
1. Между психологической и зоологической
классификациями уровня эволюционного
развития животных существуют значительные
расхождения. Это связано с тем, зоологическая
классификация основана на морфологических
признаках, а психологическая - на степени
развития психической деятельности, которая
отражает не столько форму эффекторных
органов, сколько их функцию. Животное
с более примитивными рабочими органами
может решать задачу более разнообразными
способами и проявлять более высокий уровень
психического развития, чем животное с
более совершенными эффекторами, но с
однообразным их использованием.
2. Качества высшего психического уровня
всегда зарождаются на предшествующем
уровне и у некоторых животных трудно
определить уровень развития психической
деятельности. Это приводит к тому, что
в пределах крупных таксонов (типов или
подтипов) всегда имеются животные, стоящие
на смежных уровнях психического развития.
3. Приспособление к меняющимся условиям
обитания осуществляется за счёт изменений
в эффекторной, сенсорной сферах и в центральной
нервной системе. Обычно при появлении
нового фактора среды сначала изменяется
функция рабочих органов, то есть поведение,
а затем, медленно, на основе мутаций и
естественного отбора, происходит изменение
морфологии этих органов. Однако функциональные
изменения не всегда влекут за собой морфологические.
Более того, у высших животных часто вполне
достаточными, а иногда даже наиболее
результативными являются чисто функциональные,
адаптивные изменения поведения без морфологических
перестроек (А.Н.Северцов). Поэтому сложное
поведение, (инстинктивные и приобретённые
компоненты), в сочетании с многофункциональностью
эффекторных органов обеспечивают высшим
животным наиболее гибкую адаптацию к
новым условиям жизни.
31. Происхождение и
развитие человека в
Антропогенез - процесс происхождения человека. Основными предпосылками А. послужили такие отличительные признаки обезьян, как высокое развитие обоих основных проявлений двигательной активности; предельная в животном мире подвижность кистей, особенно пальцев передних конечностей, и способность к выполнению сложных хватательных движений; бинокулярное зрение; высокоразвитые формы группового поведения и коммуникации. Приматы - предки человека перешли к наземному образу жизни и двуногому хождению. В результате этого передние конечности освободились от функции передвижения и основной функцией стало манипулирование, что обеспечило мощное развитие орудийных действий и дальнейшее повышение уровня психической деятельности. На этой основе зародились первые - хотя и примитивные, но уже специфически человеческие - трудовые действия. Совместный труд породил первые общественные отношения, а затем членораздельную речь и сознание. А. характеризуется глубочайшими качественными изменениями поведения и психики и установления принципиально новых отношений к окружающему миру. А. представляет собой небывалый в истории органического мира скачок из биологической сферы развития в социальную.
32. Предпосылки и условия
Предпосылки развития сознания:
1) анатомо - физиологическая
2) трудовая деятельность, совместная деятельность
3) усложнение коммуникаций
4)формирование специфичных
Вопрос о происхождении и сущности сознания связывается с рассмотрением материи, которая способна к самодвижению и саморазвитию. Последнее определило возможность понимать природу сознания как свойство высокоорганизованной материи, как высшую форму ее атрибутивной свойственности - отображения.
Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Слово связано со всеми проявлениями психики человека. Язык объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык определяют как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.
Речь процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения является речь, а не язык.
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внутренняя речь - разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь.