Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

psikhologia.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 
34. Культурно - историческая теория  Выготского

Концепция разрабатывалась Выготским  и его школой (Леонтьев, Лурия  и др.) в 20 30 гг. XX в.

Одной из первых публикаций была статья Проблема культурного развития ребенка  в журнале Педология в 1928 г.

В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии.

Первая следует путем естественного  созревания.

Вторая состоит в овладении  культур, способами поведения и  мышления.

Вспомогательными средствами организации  поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Опосредованность развития человеческой психики психологическими орудиями характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько  стадий.

Т. о., пишет Выготский, каждая психическая  функция появляется на сцене дважды сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.

Между этими двумя выходами лежит  процесс интериоризации, вращивания функции вовнутрь. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс процесс экстериоризации. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми.

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке.

Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием.

Развиваясь, человек осваивает  собственное поведение.

Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование  личности.

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу.

Кризисы характеризуются единством  негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности.

Например, появление рефлексии  у подростка совершенно перестраивает  его психическую деятельность.

Это новообразование является третьим  уровнем самоорганизации.

Третичные функции составляют основу самосознания.

Появление К.-и. т. Выготского символизировало  новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору  в обосновании своего социального  происхождения, доказательстве существования  первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.

 

36. Сознание как реальность. Феноменология сознания.

Сознание высшая форма психического отражения мира не только по отношению к животной психике, но и по отношению к иным формам психического отражения у человека.

Кроме того, не следует смешивать  понятия "сознание" и "осознание". Не все, что даже в данный момент входит в мой сознательный образ мира, является осознанным. Осознание означает, что в данный момент жизни я отдаю себе отчет, скажем, в том предложении, которое я сейчас пишу.

Таким образом, объем понятия "сознание" включает в себя то, что З.Фрейд  называл собственно сознанием, и то, что он же называл предсознательным (предсознательное это неосознаваемое в данный момент, но потенциально могущее быть осознанным).

Различая понятия "сознание" и "осознание", мы тем не менее  чаще будем использовать термин "сознание", так как этот термин более устоялся.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. А так же:

-отражательная,

-порождающая (творчески-креативная),

-регулятивно-оценочная, 

-рефлексивная функция - основная  функция, характеризует сущность  сознания.

Выделяют следующие  свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В  филогенезе сознание человека развивалось  и становится возможным лишь в  условиях активного воздействия  на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.  

 

37. Сознание как функциональный  орган человеческой деятельности

Сознание выступает как важный функциональный орган. Свойствами сознания как функционального органа являются: 1) реактивность (способность к реагированию); 2) чувствительность (способность чувствовать и сочувствовать); 3) диалогизм (способность к восприятию себе подобных, а также самосознание как возможность вести внутренний диалог с собой); 4) полифоничность (множественность протекания психических процессов одновременно); 5) спонтанность развития (сознание каждого человека уникально, его развитие в онтогенезе не может жестко обусловливаться ни индивидными качествами, ни воздействием социальной среды - вмешивается нечто, не поддающееся контролю и классификациям, и именно это составляет загадку человека, над которой бьются психологи и философы, богословы и антропологи). 

 

38. Сознание как образ

Всё что человек осознаёт и совершает в процессе своей жизнедеятельности, воспринимается, позиционируется им как образ сознания. Образы сознания подразделяются на внутренние (о себе) - непосредственные, и внешние (об окружающем мире) - опосредованные, но всякий образ сознания проходит (или проходил ранее) через непосредственную обработку органами чувств, прежде чем закрепиться в сознании как образ.

Формирование образов  сознания проходит в несколько этапов:

1. Ощущения - восприятия органов  чувств.

2. Отражение внешнего мира - первичной работой сознания, (так называемая работа ума), сопоставление образов.

3. Чувственное познание и абстрактное  мышление - это выработка нервной  системой эмоций второго порядка  - так называемых сентенций.

4. Формирование обобщенного и  опосредованного восприятия, выработка результирующей эмоции с привлечением генетических эмоций первого порядка - так называемой интенции.

5. Отражение взаимодействия внутреннего  и внешнего мира мышлением,  поступательная и реверсивная  циклическая работа аппарата  мышления, вторичная генерация сентенций и интенций, принятие решений, формирование образов сознания.

6. Непосредственное и опосредованное  отражение действительности, реализация  принятых решений, действия в  материальном мире, работа исполнительных  систем организма. 

 

 

 

39.  
Значение. В психологической традиции этот термин в од них случаях употребляется как значение слова, в других как значения, как содержания общественного сознания, усваивае мые индивидом. Значение рас сматривается как форма сознания, т. е. осознания человеком своего человеческого бытия. Оно же рассматривалось и как реальная психологическая "единица сознания", и как факт индивидуального сознания.

Имеются различные классификации  видов значения. Одна из них особенно важна: операциональные, предметные, вер  бальные. Операциональные свя зывают значение с биодинамической тканью, предметные с чувственной, вербальные преимущественно со смыслом.

Смысл. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное, что сознание есть не только знание, но и отношение.

Исследователи, предлагающие различные  варианты функ циональных моделей восприятия, действия, кратковременной памяти и  т. п., испытывают большие трудности  в локализации блоков смысловой  обработки информации, так как они посто янно сталкиваются со случаями, когда смысл извлекается из ситуации не только до кропотливого анализа значений, но даже и до сколько-нибудь отчетливого ее восприятия.

Смыслы, как и значения, связаны  со всеми компонентами структуры сознания. Наиболее очевидны отношения между значениями и смыслами, существующие в рефлексивней слое сознания.    Заслуживают детального изучения процессы взаимной трансформации значений и смыслов. Это процессы означения смыслов и осмысления значений. Они замечательны тем, что составляют самое существо диалога, выступают средством, обеспечивающим взаимопонимание.  

 

 

 

40. 
Движение и действие имеют вне шнюю и внутреннюю форму. Биодинамическая ткань это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого дви жения, рассматривавшегося Н. А. Бернштейном как функцио нальный орган индивида. Использованием для его характе ристики термина "ткань" подчеркивается, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения, формирования все более сложной становится внутренняя форма, внутренняя картина таких движений и действий. Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Не подвижное существо не могло бы построить геометрию, писал А. Пуанкаре. А. А. Ухтомский утверждал наличие осязатель ной геометрии. Подлинная целесообразность и произвольность движений и. действий возможна тогда, когда слово входит в качестве составляющей во внутреннюю форму или картину живого движения. Чистую, лишенную внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать при моторных пер северациях, в квазимимике, в хаотических движениях младен ца и т. п. Биодинамическая ткань избыточна по отношению к освоенным скупым, экономным движениям, действиям, жестам.

Как биодинамическая, так и чувственная ткань, составля ющие "материю" движения и образа, обладают свойствами реактивности, чувствительности, пластичности, управляемости.

 

43. Неосознаваемые процессы  в психике человека

Неосознаваемая сфера  психики - это глубинные психические процессы, которые сформировались в процессе эволюции человека. В данную сферу входят: сноведения, интуиция, аффект, паника, гипноз, вера, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены), фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие.

Существует три взаимосвязанных  уровня психической деятельности человека: бессознательный, подсознательный и сознательный. Все эти три уровня действуют одновременно. При этом бессознательный и подсознательный уровни можно отнести к неосознаваемым психическим процессам.

На бессознательном  уровне регулируются поведенческие акты, управляемые неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - самосохранение организма и вида (продолжение рода). Конечно, данный процесс находится под контролем других более высоких и более совершенных мозговых структур. Однако, в критических ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции.

Следующим уровнем неосознаваемых психических процессов можно  считать подсознательный уровень психической         деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. При этом подсознание, имеет многоуровневую структур: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня - это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). В подсознание выделяются и различные комплексы  - нереализованные желания, подавленные стремления, Высшая сфера подсознания - интуиция (называя иногда даже сверхсознанием) - это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, возникновения неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. 

 

Единство сознательного и бессознательного проявляется в установках - готовности человека воспринимать действительность и действовать определенным образом.

При этом бессознательное и подсознательное  относится к неосознаваемым психическим  процессам, которые отвечают за сферу  чувственного и неотделимы от сознательных процессов, сливаясь в мыслях, понятиях, знаниях, опыте, мудрости и пр.

44. Классификации бессознательных явлений в психологии

Классификации бессознательных (неосознаваемых) процессов А. Г. Асмолова:

1. В первую группу попадают  надындивидуальные подсознательные  явления,

Таким образом, надындивидуальные  надсознательные явления, присутствуя  в психике субъекта, имеют социокультурное происхождение. Несмотря на то что их влияние на деятельность субъекта не осознается и не контролируется последним, они играют огромную роль в упорядочивании сознательных явлений и организации опыта субъекта. Формой, в которой эти образцы существуют объективно, выступает, по мнению А. Г. Асмолова, "система значений".

2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые  установки личности). Данные бессознательные  явления побуждают человека к  деятельности, придают ей смысл, при отсутствии условий для немедленного осуществления деятельности обеспечивают постоянную готовность к совершению соответствующих действий, придают личностный смысл важным событиям в жизни человека, меняют пространственные и временные характеристики образов того или иного объекта или ситуации и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"