Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Классифицируют по типам заболеваний:
1. старческая – в результате выраженного атеросклероза сосудов г.м.
Развивается медленно. Нач-ся с изменения личности, заострения и утрирования прежних черт хар-ра. Постепенно личность оскудевает, утрачивается связь с окр-щим миром, нарастает эгоцентризм, подозр-ть, черствость, бестактность.
2.органическая – в рез-те б. Альцгеймера и б. Пика и др. пораж г.м.
б. Альцгеймера описана в 1906 (8-10 лет). Связана с атрофией клеток коры г.м. в височно-темено-затылочной областях. Начинается с амнезии, прогрессирует как при старчес., но более ускоренно. Нар-ся в-ие, вним-е, осмысление. Потом локал. рас-ва, оптическая агнозия, нарушение ориентировки, праксиса, смысла действий. Рас-во речи – не понимают речь, наруш-ся называние, счет, чтение®тотальный распад психики и речи.
Б. Пика 1898г. (в 45-50 л. 6л)возн-ет в рез-те атрофических процессов коры и подкорковых образований в лобно-височных обл-ях. Изменение личности, снижение продуктов мышления, ¯ критика. Пассивность, бездеят-ть, эмоц. тупость+ наруш. нравст-ых установок и расторможенность влечений. В двиг-ой сфере стереотипия, эхолалия, не понимают смысла речи®полная утрата речи. Рас-во чтения, письма, счета®полный распад психики.
+ травмы.
.3.Эпилиптическая – рез-т эпилепсии. Изменение личности и снижение интел. сферы. Псих-ие процессы замедленны, тугоподвижны. Мышление обстоятельно, вязко, застревание на деталях, снижение уровня обощения, невозм-ть выделения главных признаков, ¯ п-ти на текущие события®затрудненность нового опыта. Самое глав. эмоции – вязкость аффекта – долго помнят обиду, даже незначительную. Взрывчатость, эксплаивность, ненасыщаемость аффекта. Моторика замедлена. Лицо амимично, педантичны, слащавы. Чиж описал хар-ый взгляд «стальной холодный блеск» - симптом Чижа.
4. Шизофреническая – у лиц с эмоц-ми, волевым эффектом расщепления личности, ранне слабоумие.
- в основе эмоц-но волевой дефект – на первый план эмоц. вол., эмоц. тупость, совместно с овулией®снижение всех псих-их функ-ий – слабоумие, безининциативность.
- когда в клинической картине – бред, галлюцинации –дольше интел-ая сохранность. Суть шизофренического мышления в рассогласовании эмоций и мышления – Блёйер. Бред развивается от одной бредовой идеи. Когда она ещё одна, мышление сохранно. По мере генерализации – распад мышления + галлюцинации. Вместе с распадом бреда, распадается психика, нелепые стереотипные высказывания, не сопровождается аффектами.
1. При распаде уходит
в первую очередь самое
2.Распад психики
идёт по биол. з-нам, а психическое
недоразвитие и возм-ти
10. Расстройства эмоционально-волевой сферы.
1. Аффект – кратковременный и бурно протекающая эмоция, к-ая сопровождается выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Возникает в связи с волнующими и значимыми событиями. Физиологический (а) и патологический (б).
а) и у здорового, и у больного. Действия чел-у подотчетны, контролируют поступки за совершенные им действия отвечают.
б)… при псих-их заболеваниях. Часто на фоне неблагоприятных факторов, при этом слабый раздр-ль м. вызвать неадекватную бурную реакцию . Помрачение сознания, сужается круг представлений. Возн-ет внезапно, длится от неск. сек. до мин. и заканчивается глубоким сном. Затем псих. и физ-ое истощение.
2.Эмоции, возн-ие эндогенные, т.е. эмоции обуслов. внут. факторами.
а… меланхолическая фаза МДП. Пониженное настроение, грусть, пессимист. Взгляд на будущее. М. возникнуть психическая анестезия – чув-во утраты чув-в. Тяготятся своим равнодушием ко всему.
б… повышенное, радостное настроение. Переоценивает свои способности, много говорят, возбудимы.
3. Эмоциональная тупость. Снижение эмоц-ти, отсут-ие реакции на разл. раздражители. Безразличен, свое состояние не осознает, утрачивает интерес к окр-му→ шизофрения.
4. Апатия - состояние эмоционального притупления, к-ое набл-ся при разл. заболеваниях. М.б. сост-е амбивалентности – выраж-ся в ощ-ие 2-х противоположных чув-в.
5. Аутизм - замкнутость, отгороженность от внешнего мира, уход в себя. Безразличие и даже негативное отношение к миру.
Патология воли. Воля – активная сторона психической жизни. Волевой акт – включает в себя: побуждение, инициатаву, мотивацию, послед-ть выполняемых действий, завершение действия. Рас-ва воли проявляются:
1.. м. сопровождать разл. заболевания, м. служить началом псих. заболевания. Виды:
- заторможенность: при депрессии. Имеется побуждение и способ-ть к действию (интенция), но дальнейш. развитие волевого акта заторможено.
- обулия: ↓ все компоненты волевой активности. При выраж. орг. заболеваниях г.м., эпилепсии, шизофрении.
- повышенная внушаемость : легкая подчиняемость чужой воле: алк., психопатия, нек0ые истероидные личности.
2… на фоне психомот. возбуждения, к-ое проявл. в двигат. беспок-ве, ↑ речевой продукции. Сужение сознания, дезориентировка.
3.. катанические состояния:
- катанический ступор – обездвиженность, амимия, отказ от пищи. Не подлежит псих. воздействию. Часто лежит в позе эмбриона.
- катаническое возбуждение – действие возникает непроизвольно, движения стереотипны, манерны. Одно и то же положение тела, голова приподнята над подушкой – «воздушная подушка»
- каталепсия – автоматическая подчиняемость «восковая гибкость». Ему м. придать любую позу. Дезинтеграция коры и подкорки. Повторение слов – эхолалия, действий – эхопраксия. Негативизм – сопротивление всякому возд. (противоп.) М.б. активными и пассивными. Мутизм – полное молчание (тоже негативизм).
11. Патопсихология как раздел психологической науки. Задачи, проблемы.
Предмет – нарушение психики, нарушение адекватного отражения мира в результате болезни мозга.
Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов, а также сохранные стороны психики.
Задачи:
1.Анализ структуры психических расстройств;
2.Установление степени снижения психических функций;
3.Дифференциальная
диагностика проводится, когда в
клинической картине больного
есть признаки различных
4.Изучение особенностей
личности больного. Можно вскрыть
таким образом патогенез (
Учет эффективности
12. Нейропсихология. Значения нейропсихологии для неврологии, нейрохирургии и общей психологии.
Область клинической психологии, которая изучает мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.
Объект исследования: поврежденный мозг человека.
Предмет: причинно-следственные отношения между повреждениями мозга и его локализации и изменениями со стороны психических процессов.
Изучает: системы головного мозга, которые участвуют в построении восприятия, действия, речи, мышления и целенаправленной деятельности. С помощью психологических методов нейропсихология изучает локальные поражения, т.е. по проявлениям психических процессов нейропсихолог делает выводы какие мозговые структуры повреждены – топическая диагностика.
С развитием техники еще больше усилилось значение нейропсихологии. Техника диагностирует на 30%.
Задачи:
1.Изучение локализации очага поражения
2.Изучение нарушений
психических функций, в
3.Восстановление нарушенных функций
4.Разработка
теоретических и
Причины нарушения мозга:
1.Органические поражения – черепно-мозговые травмы
2.Опухоли
3.Сосудистые – инсульт, закупорка сосудов
4.Воспалительные заболевания – менингит, энцефалит. Восстановление: Идет за счет того, что близлежащие клетки к пораженным, возьмут на себя роль выпавших клеток.
13.Патология личности и характера.
Деградация
и распад личности в результате болезни.
К примеру, при инсульте утрируются
прежние черты характера. Черты,
которые соответствовали
1.Акцентуация х. - крайние вар-ты нормы, при кот-ых отдельные черты хар-ра чрезмерно усилены вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении опред. ряда психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Степени А.: скрытая и явная.
2.Патологическое развитие личности проявляется в патол. чертах хар-ра, неур-ти, дисгармонии л-ти. Психопатия(см. 16) длит-ное, стойкое патол. состояние, всю жизнь. Отл-ие от вар-тов нормы:
1. П. хар-но выраженность патол. особ-ей хар-ра до такой степени, когда нарушается адаптация л. к соц. среде. Нарушается норм. взаимоот-ие с окружающими.
2.Тотальность психопат. особ-ей л., когда патол. явл-ся не отдел. черты л., а весь псих. склад.
3. Относительная стабильность псих. особ-ей человека, их малая обратимость.
Патология при психопатии в основном касается эмоц.-волевых сторон, интеллект сохранен, к деменции не приводит, хотя случаются сочетания.
3.Невроз (см. 14) - психогенное нервно-психическое рас-во, к-ое возникает в рез-те нарушения особо значимых жизненных отношений чел-а, прояв-ся в специф. клин. феноменах при отсутствии психотит. явл-ий
14.Неврозы
и проблема психологических
Невроз - психогенное нервно-психическое рас-во, к-ое возникает в рез-те нарушения особо значимых жизненных отношений чел-а, прояв-ся в специф. клин. феноменах при отсутствии психотит. явл-ий.
Этиологические факторы н-ов:
1.Биолог. природы: наслед-ть, конституция, тип ВНД
2.Психол. природы: преморбидные св-ва, псих. травмы детского возраста, психотравмир. ситуации и усл-ия их патогенности.
3.Социал. природы:
родит. семья, особ-ти
Физиолог. мех-мы неврозов: По Павлову: Н. – хроническое, длит. нарушение ВНД, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действованием неадекватных по силе и длит-ти внешних разд-лей. Общепсих. факторы личности невротика: нереш-ть, скл-ть к рефлексии, поиск одобрения, стремление к нормативности, низкая самооценка, неудовлет. собой, собст. малоценностью, противоречие Я-реал. и Я-идеал., эмоц. неблагополучие, несколько конфликтных ситуаций.
Общеневротическая симптоматика:
1.Астения – состояние нерв.-
2.Нарушение сна – наруш. засыпания, сон поверх-ый, кошмары.
3.Головная боль – тупая, пост., сжимающего хар-ра.
4.Боли в сердце – р-ция сильнее истинной боли
5.Снижение работоспособности
6.Лабильность эмоций, нетерпение
7. Вегетативные нарушения: лабильность Ps, АД, наклонность к гипо- или гипертонии, холодная влажная ладонь, дисфункция кишечно-желуд. тракта.
Формы неврозов:
1. Неврастения – «слабость нервов» - раздра-ть и ↑ возбудимость. Носит хар-р постоянного чув-ва усталости, психофизическое единство, когда трудно отделить психическую усталость от физической. Больной словно после тяжелой работы. Мышечные боли вегетативного хар-ра. Отсутствие концентрации внимания, ослаблена память, чув-во рассеяности, отсутствие интереса к окруж-му, всё удручает, не понимает читаемого. Усталость сразу после пробуждения. Личностные тенденции: патогенность в неумении правильно соотнести свою активность во внутр. и внеш. среде выполняемой задачи и поставленной цели. Снижение волевых кач-в. Физиолог. основы: у людей со слабым или сильным неур-ым типом н.с. и повышенным тормозным типом. Средне в отношении сиг. системы. Тип конфликта: «не имею достаточно сил, но хочу» - притязания выше возможностей.
2.Истерический невроз – общеневрот. картина + след. рас-ва:
- в двигат. сфере(при сохранение опорно-двиг. аппарата) парезы, параличи, гиперкинезы, писчий спазм
- нарушение речи: афония, астазия, абазия
- сенсорные нарушения – нечув-ть, пониж-ая или повыш. чув-ть, не соот-ет з-нам иннервации, истерическая слепота, глухота.
-вегетативные
нарушения: чувство сжимания
Псих. нарушения: психогенная амнезия, повышенная внушаемость, эгоизм, самолюбие, обидчивость, ранимость, конфликтность. Физиол. основы: слабый тип н.с., преобл. 1 сиг. системы.
3. Невроз навязчивых состояний:- навяз-ые мысли, действия, страхи.
Хар-но: робость, неувер-ть, низкая самооценка→ гиперопека. Выбор в значимой ситуации затруднен, т.к. противоречия м/у долгом и желанием, морал. принципами и привязанностями; они раздирают личность. Физиол. основы: патол-ая инертность нервных процессов, преобладание 2 сиг. системы.
15.Понятие психогении и ее значение для медицины.
ПСИХОГЕНИИ (от греч psy che — душа и gemao — порождаю)-расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. П. возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования. В возникновении П. существенную роль играет определенная готовность к “психическому срыву”, развивающаяся на фоне ослабленности организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт. В клинике психических болезней П. разделяются на две различные по своему составу группы: реактивные состояния (психогенные или реактивные психозы) и неврозы. К П. относятся ятрогении — психогенные реакции, вызванные неправильным, непродуманным обращением врача с больным.