Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
16.Понятие об акцентуации характера и основные типы психопатий
Акцентуация х. - крайние вар-ты нормы, при кот-ых отдельные черты хар-ра чрезмерно усилены вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении опред. ряда психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Степени А.: скрытая и явная. Отличие от психопатий: (Личко)
1. А. проявляется не всегда и не везде, лишь тогда, когда трудные жизн. ситуации предъявляют повыш. требования к месту наим. сопротивления в хар-ре данной л-ти.
2.А. не препятствует удовлет-ой соц-ой адаптации л-ти. или нарушение носит временный хар-р.
3. в опред. жизненной ситуации А. могут способствовать адаптации.
Психопатия .Патологическое развитие личности проявляется в патол. чертах хар-ра, неур-ти, дисгармонии л-ти. Психопатия длит-ное, стойкое патол. состояние, всю жизнь. Виды:
1. Возбудимые психопаты характеризуются вспыльчивостью, эмоциональной возбудимостью, эксплозивностью. Неуживчивы, конфликтны им свойственны настойчивость, эгоизм. Для них характерно искание «предвзято понимаемой справедливости»; отсюда стремление к тяжбам, сутяжничеству.
2. Тормозимые психопаты. Психопаты астенического круга. Находятся в состоянии психической слабости со склонностью к пассивно-тормозным реакциям. Заниженная самооценка, уязвимы, тонко реагируют на малейшие изменения в поведении окр., болез-но воспринимают нетактичность. Плохо переносят шум, яркий свет. Неуютно чувствуют себя в новой обстановке, замкнуты. К продуктивной деят-ти способны только в привычной обстановке. Педантичны. Легко склоняются к мысли, что о них плохо думают. Склонны к навязчивым страхам. Раздраж-ны, но их раздражение не стойко. Потом раскаиваются в своих вспышках раздр-ия. Почти всегда пребывают в состоянии эмоц. напряж. и пониж.настроения. Склонны к нервному истощению.
3.Психастеники. Имеют много общего с астениками. Впечатлительны, застенчивы, робки, заниженная самооценка, наклонны к сомнениям и болезненным мудрствованиям. Беспрерывно заняты бесполезной умственной работой – умственной жвачкой. Редко бывают довольны собой. Тревожно мнительны. С трудом делают какой-либо выбор. Находятся в постоянном эмоциональном напряжении.
4. Истерические психопаты. Главная роль – эмоции. Яркие, бурные, неустойчивые. Такие психопаты ведут себя демонст., манерно. Характерная черта – эгоцентризм, постоянное желание быть в центре внимания. Все действия совершаются из расчета на внешний эффект. Склонны к яркой фантазии, чтобы привлечь внимание, лживы. Нет чувства стыда за ложь. Если человек не дарит истерическому психопату внимание и обожание, то последний становится злобным и мстительным.
5.Эпилептоидные психопаты. эмоциональная вязкость, напряж-ть эмоции, склонность к немотивированным колебаниям настроения по типу дисфории (злобно-агрессивное состояние). Кроме того, склонны к угодливости и слащавости. Агрессивность сопряжена со злопамятностью, вспыльчивостью, упрямством. В стационаре – одни из самых опасных пациентов.
6.Паранойяльные психопаты. Склонны к образ-ю сверхценных идей, например, идеи изобретательства, ипохондрические идеи. Это сутяги, патологические ревнивцы. Хар-ны: эгоцентризм, завышенная самооценка, подозрительность, узость интересов, односторонность мышл., упрямство и настойчивость. Угрюмы, злопамятны, грубы, бестактны. Все это является результатом малой пластичности психики. Отсюда же застревание на одних и тех же мыслях.
7.Неустойчивые психопаты. Отсутствуют пост. интересы, привязанности; лишены иниц-ти, самост-ти. Всегда под чьим-то влиянием. Неуст. А.
8. Шизоидные личности Малообщительны, замкнуты. Малая эмоц-ть. К эмпатии неспособны. Одиночеством не тяготятся. Деят-ть м.б. продуктивной. Слабо развита интуиция, пережив-я на себя.
17.Понятие личности и ее значение для медицины
Наверно, это примерно то же самое, что и 13.
18.Патогенетическая
концепция невроза В.Н.
Л-ть Мясищев понимал как систему отношений. Отношения представляют собой сознательную, основ-ую на опыте избир-ую ψ-ую связь чел-а с разл-ми сторонами жизни. Она выражается в его действиях, р-циях, переживаниях. Отношения хар-ют степень интереса, силу эмоций, желание и потребности и поэтому отношения выступают в качестве движущей силы л-ти. 3 момента:
Если в значимой для личности системе отношений возникает поломка, то это путь к возникновению невроза. Само противоречие невроза не создает, невроз возникает при непродуктивном решении поломки отношений (конфликта). Само разрешение конфликта производно от л-ти. Неврозы, в основном, у людей со слабым типом н.с.
19.Групповая патогенетическая терапия
20.Психологие основы реабилитации больных. Принципы реабилитации.
Реабилитация – система госуд-ых мед-их, ψ-ких, педагогических и т. д. мер, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности. Т. е., это меры, способствующие раннему возвращению в общество и к общественно полезному труду. Ψ- кая реабилитация есть гуманизирующий фактор медицины.
Принципы:
1. единство биологических и психосоциальных методов воздействия.
2.принцип партнерства. Апелляция к личности.
3. разносторонности приводимых воздействий, направленных на разные стороны жизнедеятельности больного: ψие, семейные, социальные.
Основа системы реаб.– перестройка системы отношений личностей и приспособление индивидуума к основным сторонам жизнедеятельности.
4.принцип ступенчатости
1. восстановительное лечение. Задачи – устранение или смягчение проявлений болезни, предупреждение формирования дефекта, инвалидизации; усиление компенсаторных механизмов, восстановление нарушенных функций и социальных связей. Характеризуется применением сочетания биологических методов лечения с различными психосоциальными воздействиями. Лечение средой, занятостью, психотерапия, лечебная физкультура, физиотерапия.
2. реадаптация. Задачи: приспособление больного к условиям внешней среды – жизни и трудовой деятельности. Преобладают психосоциальные воздействия, среди коих на первом месте – стимуляция социальной активности. Психотерапия проводится как с больным, так и с родственниками.
3. собственно реабилитация. Задача – восстановление в правах, в индивидуальной и общественной ценности больного; восстановление доболезненных отношение с социальной средой. Ведущими являются
21.
Психологические основы
Психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья; это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Психогигиена адресована здоровому человеку.
Виды:
-возрастная
-профессиональная
-Психогигиена семьи
-Психогигиена труда
-Психогигиена быта
Психопрофилактика адресована больному человеку, включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний:
-первичная – возникновение болезни и ее причины
-вторичная – лечение
-третичная – реабилитация
22.Психологические
проблемы алкоголизма и
23.Проблема
взаимоотношения врача и
24.Медико-психологические аспекты формирования здорового образа жизни
25.Расстройства сознания. В ψ сознание рассм-ся как высшая, связанная с речью, функция мозга, отражающая дейст-ть и регулирующая деят-ть чел-а.Рубинштейн: сознание – это процессы осознания субъектом объективной реальности. О сознании с клинической точки зрения сказал Снежневский: понятие сознания заключается в том, что при всяком психическом заболевании нарушается высшая форма отражения мира.
Свойства сознания: 1. Динам. хар-ки психики в состоянии бодрствования. 2.Способ-ть правильно ориентир-ся в пр-ве, месте и конкр. сит.3.Умение управлять своими обычными автоматизмами в сенсомоторной и мыслительной областях.4. Наличие привыч. навыков к логически прав. осмыслению и осознанию окр. среды. 5.Постоянная готовность отдавать себе отчет в мыслях, деятельности, отношению к миру и людям. 6.Умение регул-ть эмоции и чувства. 7.Ориентировка в своей личности.
Расстройства соз.: 1. сумеречные рас-ва: дезориентировка в окружающем; наплыв устрашающих зрит. гал-ций; аффект злобы, страха. Сумеречное расстройство сознания без изменения эмоц-го фона наз-ся амбулаторным автоматизмом или сомнамбулизмом. Просоночное состояние. Только что проснувшийся человек несколько секунд может не осознавать, где он находится, кто он такой. 2.Помраченность сознания:
Отрешенность от мира. Дезориентировка во времени, месте. Бессвязность мышления. Воспоминания о периоде помрачения отрывочны или вообще отсутствуют. 3. Оглушенность. ↑ порога возбудимости. Слабые стимулы не воспринимаются. Б. малоподвижны, растерянны, безучастны к окружающему, суждения замедлены. Эмоции однообразны. Не набл-ся ни бреда, ни галлюцинаций. М. нарастать и привести к сопору или усиливаясь к коме – глубокое рас-во с., когда Б. не реагирует на внешние возд-ия. 3. Делирий - рас-во С., к-ое хар-ся наплывом ярких чувст-ых галлюцинаторных видений. Стадии: 1. ↑ настроение, 2. иллюзорные рас-ва, 3. галлюц-ые переживания. Заканчивается глубоким сном. 4. Онейроид – состояние, в к-ом имеется сочетание отрывочного окр. отражения и обильных, ярких предст-ий. Б. наблюдатель, а при 3) в центре переживания.
26.Типы
неправильного воспитания в
Гиперопека. Властные родители подавляют инициативу ребенка. Воспитание основывается на принципе: «Я лучше знаю, чего ты хочешь». У ребенка формируется робость, нерешительность, застенчивость, низкая самооценка; в какой-то степени безынициативность, боязливость, тревожность.
Вседозволенность. Преувеличение успехов ребенка, чрезмерное подчеркивание его достоинств. «Ты самый лучший». Потакание. Это приводит к формированию эгоизма, эгоцентризма.
Эмоциональное отвержение. В этом случае формируется комплекс неполноценности, который базируется на повышении чувствительности и неустойчивости эмоциональных реакций. У таких детей бывают ночные страхи, энурез. Повышенная чувствительность, раздражительность, ипохондричность. Ослабление социального контакта.
Жестокое воспитание. Физические наказания, лишение ребенка необходимого. Игнорирование ребенка. Это приводит к лживости, трусости ребенка. Перед сильными людьми робеют, а со слабыми ведут себя жестоко. Не откликаются на ласку и доброту.
Противоречивое воспитание. Один родитель запрещает действие, другой это же действие допускает. Не формируется целеустремленность, что хорошо и что плохо.
Гипоопека. Безнадзорность. У ребенка не формируются нормы социального поведения.
Повышенная моральная активность. Формируется при повышенных требованиях к ребенку и невысоком внимании к нему. Это приводит к развитию тревожно-мнительного поведения, в результате чего формируются психастенические черты характера.
Культ болезни. Формируется тревожность, ипохондрия
27.Психологическая
коррекция в клинике, ее
1Изучение особенности
личности больного человека
2Разработка
псих-их основ психотерапии
-разработка
патогенетических
-разработка других видов психотерапии.
3Разработка психологических основ реабилитации больных.
Психологическая
реабилитация – системная деятельность,
направленная на восстановление личного
и социального статуса
4.Психогигиена и психопрофилактика:
Психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья; это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Психогигиена адресована здоровому человеку.
Виды: возрастная, профессиональная, Психогигиена семьи, пг труда, пг быта.
Психопрофилактика адресована больному человеку, включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний:
- первичная – возникновение болезни и ее причины
5.Помощь людям,
находящимся в кризисной
28.Предмет
и задачи медико-
1. Трудовая экспертиза (или медико-социальноя экспертиза). Установление трудоспособности больных и инвалидов.
2. Судебно-психологическая экспертиза.
· Применяется, когда неясны мотивы преступления.
· Объективация уровня психических способностей, особенностей в норме и патологии.
· Соответствие умственного возраста физическому.
3. Военно-психологическая экспертиза. Выявляет:
· Особенности психической деятельности в связи с современной военной техникой.
· Неуставные отношения.
· Установление риска заболеть психическими заболевания
29.Проблемы психической нормы и патологии
Эта проблема имеет 2 аспекта: проблема развития психики, проблемы личности. В уставе ВОЗ дается точное определение здоровья -это отсутствие болезни, физических дефектов, а так же полное физическое, психическое и социальное благополучие. Понятие здоровья включает :