Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 13:05, шпаргалка

Описание работы

Определение предмета изучения психологии телесности.
Предметом психологии телесности являются закономерности развития телесности человека на разных этапах онтогенеза, а также ее структура и психологические механизмы функционирования в качестве человеческого, т.е. культурно детерминированного феномена в норме и патологии; условия и факторы, влияющие на формирование нормальных и патологических явлений телесности.

Файлы: 1 файл

Телесность.docx

— 169.01 Кб (Скачать файл)

Такую возможность открывают представления Л.С. Выготского о закономерностях психологического онтогенеза, опосредствованном строении высших психических функций. Как и высшие психические функции, телесность теряет свой натуральный характер в ходе культурного развития. Безусловно, здесь не может быть полной аналогии с процессом формирования ВПФ, но основной принцип (тип развития культурно-исторический) распространяется и на организм человека в целом. В рамках данного подхода телесность впервые становится не только предметом естественнонаучного анализа, но и включается в широкий контекст гуманитарного знания (психологического, философского, культурологического, этнографического). Можно предположить, что отклонение от культурного пути развития и есть один из центральных источников нарушении телесных функций и возникновения психосоматических расстройств. Таким образом, предметом психологии телесности являются закономерности развития телесности человека на разных этапах онтогенеза, а также ее структура и психологические механизмы функционирования в качестве человеческого, т. е. культурно детерминированного феномена в норме и патологии; условия и факторы, влияющие на формирование нормальных и патологических явлений телесности.  

По определению Д. А. Бесковой «телесность – феноменологическая реальность, представляющая собой сочетание психосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире». По ее мнению «телесность» имеет характер высшей психической функции и является феноменом не только восприятия, но и самосознания, формирующимся в совместной деятельности с другими людьми.

Т. С. Леви также считает необходимым рассматривать телесность в единстве онтогенетического и индивидуального, социо-культурного и исторического развития, как «одухотворенное тело», составляющее индивидуально-психологическую и смысловую компоненты уникального человеческого существа.

На состоянии телесности отражаются мотивации, установки и, в целом, система смыслов индивидуума, поэтому она представляет собой материальный, видимый аспект души (психе). Человеческая телесность является результатом процесса онтогенетического, личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа.

В структуре телесности можно выделить внутренние и внешние компоненты. Внутренние компоненты (внутреннее жизненное пространство) познаются через интроцептивные ощущения и чувства. М. М. Бахтин, выделяя внутреннее и внешнее тело, полагал, что «внутреннее тело - мое тело как момент моего самосознания - представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира».

Д. Беннетом (1960) названы два отличные друг от друга аспекта телесности: «концепция тела» и «восприятие тела». «Восприятие тела» он рассматривает в первую очередь как простой образ восприятия - «зрительную картинку собственного тела». «Концепция тела» проявляется в тех определениях и признаках, которые индивид называет, описывая или рисуя человеческое тело. Причем, если речь идет об абстрактном теле, Д. Беннет называет это «общей концепцией тела», если же о собственном - это «собственной концепцией тела». «Концепция тела» в отличие от «восприятия тела» в большей мере зависит от актуальной мотивации.

Р. Шонц предлагает понимать под «концепцией тела» один из уровней «образа тела», включающий формальные, общепринятые знания о теле, как организме, которые могут быть выражены при помощи известных символов. Подобное рациональное осознание тела позволяет человеку поддерживать здоровье, распознавать и бороться  с болезнями.

Последние десятилетия XX века обнадежили наступлением нового этапа в исследованиях предмета телесности: сегодня принято считать, что телесность не вполне идентична телу, что она "шире" и "больше" тела и телесно-метафорически выражает психологические проблемы человека. В то же время, несмотря на современный уровень знаний о теле и психологии человека, сама сущность телесности до сих пор не вполне прояснена

  1. Вклад А.Р. Лурия и Л.С. Выготского в формировании представлений о телесности.

Принципиально изменить представление о телесности позволяет культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского. Она открывает возможность качественного изменения общего представления о телесном развитии человека (нормальном и аномальном), позволяет рассматривать его как процесс, сопряженный с общим ходом психического развития и вследствие этого не ограниченный только ростом организма, накоплением физиологических изменений. Согласно логике данного подхода тело человека может рассматриваться как культурно преобразованное, «вписанное» в определенную исторически и культурно детерминированную перспективу.

В процессе онтогенеза именно тело становится первым универсальным знаком и инструментом человека. В свою очередь, весь ход психического развития, накопление и преобразование символических средств психики, позволяет качественно изменить регуляторную систему знаков, адресованных телу. Другими словами, само тело, исходно предоставившее «материал» для развития, со временем получает возможность «пожинать плоды» всего хода психического развития. В традиционных психоаналитических моделях наличие каузально-генетических связей телесного и психического является аксиомой, однако, с точки зрения психоаналитических представлений, онтогенетическое наращивание психологических возможностей для телесного опыта оборачивается угрозой патологического симптомообразования; так как вся логика психологического развития противопоставлена логике «натурально телесного» (инстинктивного) существования, вмешательство «психического» в «телесное» чревато патологией. Отличие формулируемой здесь точки зрения состоит в том, что акцент должен быть сделан на позитивно-преобразующей (не только для социума, но и для самого тела) функции механизмов и феноменов, возникающих в процессе нормального психического онтогенеза.

Представление ребенка о собственной телесности является одним из оснований его картины мира.

В процессе первых игр с матерью происходит динамическое развитие важнейших человеческих качеств, задействуются психические механизмы, необходимые для гармоничного развития ребёнка, формируется целостный образ мира.

Становление представлений ребенка о собственной телесности невозможно вне контакта с другим человеком, который является не только носителем «идеальной формы взрослости», но и представляет культурно-историческое поле наличной социальности. Взрослый есть основание и условие формирования образа телесного «Я» ребенка, становление которого происходит в контексте родной культуры. Ребенку предстоит воссоздать образ своего тела через отношения с другими людьми и мирозданием, а значит, создать целый фрагмент картины мира.

Формирование представлений о собственной телесности младенца начинается в материнских играх с пестушками (это когда мама разговаривает «алюлюкает» с малышом, при этом применяя телесное соприкосновение), сочетающими в себе слово, образ и действие. При этом слово задает образ и для тела, и для совершаемого действия. Процесс пестования предполагает особую форму взаимодействия ребенка и взрослого в событийной общности, основу которой составляют не органические потребности ребенка, а потребности общения. Взрослый создает условия для передачи ребенку многообразных средств общения, ведущее место среди которых занимают эмоции. «На ранних этапах развития ребенка аффекты и эмоции, по-видимому, являются… необходимым конструктом смыслов, то есть психологическим механизмом в появлении у него нового смысла как обобщенного переживания значимого…». Иными словами, на раннем этапе онтогенеза ребенка эмоции можно понимать как путь порождения смыслов. Соединение в пестушках тактильного и эмоционального контакта со словом и передаваемым им эмоциональным образом и есть основной педагогический прием, используемый в народной педагогике для получения кинестетического и перцептивного опыта ребенка. Существенное значение поэтому имеет тот факт, что ребенок ощущает части своего тела в живом контакте с руками матери, в тесном эмоциональном взаимодействии с ней.

В пестовании мать постепенно задействует механизмы развития ребенка, запуская процессы формирования осмысленного образа собственной телесности. В процессе игры с малышом она возвращает ребенку его спонтанные движения и звуки в их окультуренной человеческой форме. Это первое рефлексивное действие.

В процессе пестования у ребенка формируется представление о своем теле не только как объекте физического и социального мира, но и как части мироздания. Игры, в которые играют с малышом, задают перспективу его развития, способы познания окружающей действительности. Фольклорное слово всегда ценностно-ориентировано, оно не только обозначает понятие или реалию, но и выражает свое отношение к ним. Поэтому и обретение образа своего тела неотделимо от осознания того места, которое ему отведено в ценностной системе координат родной культуры.

Изучение аномальных феноменов психосоматического развития в их неразрывной связи с закономерностями нормального развития определяет и решение вопроса об инструменте психологического анализа явлений телесности. Основой может послужить теоретическое и эмпирическое обоснование синдромного анализа нарушений психики школы Лурия - Зейгарник. В качестве методологического принципа синдромный анализ раскрывает телесность как иерархически организованную квазисистему, включающую в себя физиологическую, психофизологическую, интрапсихическую и социопсихологическую подсистемы. Многоуровневая структура организации психосоматического синдрома соответствует в генетическом плане мультикаузальности всего психосоматического развития: на разных этапах онтогенеза фокус регуляции явлений телесности смещается от интерпсихологического к интрапсихологическому в соответствии с достигнутым уровнем психического развития.

  1. Отличие тела от телесности (+ см. ответы 31-32).

Под «телом», как правило, подразумевают, прежде всего, физический объект, не обладающий субъектностью и лишенный духовности. Говоря о теле, мы имеем в виду или естественно-научный взгляд (тело как биологический и физиологический организм), или эстетический, или, наконец, практический (обыденное понимание тела). В психологии рассматривается не само тело, а определенные изменения сознания, связанного с телом, например нарушение схемы, границ или ощущений тела.

В структуре тела можно выделить внутренние и внешние компоненты. Внутренние компоненты (внутреннее жизненное пространство) познаются через интроцептивные ощущения и чувства. Внешние компоненты (внешность и внешнее жизненное пространство) не только ощущаемы, чувствуемы, но и видимы. Большинство существующих психологических исследований посвящено именно видимому телу и внешности как компоненту образа «Я». Образ тела — это мое тело, которое я вижу глазами Другого («тело для Другого»); это тело, которое дано мне в экстернальной рефлексии, то есть «внешней» рефлективной, или «дистантной», позиции.

М.М. Бахтин также, выделяя внутреннее и внешнее тело, полагал, что «внутреннее тело - мое тело как момент моего самосознания - представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира» Телесность – феноменологическая реальность, представляющая собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире. Слово «телесность» появилось в словарях русского языка в первой половине XX века: вначале у И. А. Бодуэна де Куртенэ, а затем у Ушакова и Ожегова. В словаре Ожегова прилагательное ««телесный» расшифровывалось как «принадлежащий организму, телу… земной, материальный, в противоположность духовному», а «телесность» сопоставлялась с «тварностью»» (Е.Э. Газарова (2004)). Концепт «Телесность» отличается от понятия «образа тела», хотя однозначно развести эти термины не представляется возможным, поскольку в ряде случаев представление об «образе тела» очень близко к понятию «Телесности». Тем не менее, «образ тела» является преимущественно феноменом восприятия и связан, в большей степени, со структурой интрапсихического опыта, соответствующего ряду личностных характеристик, чем с особенностями собственно телесной реальности.

Телесность также не тождественна телу-организму, биологическому субстрату и включает помимо психофизиологических компонентов (операционализируемых в исследованиях рефлекса, схемы тела, позы, способности тела к движениям и действиям) осознаваемые и неосознаваемые, отчетливые или смутные образы, символы, представления, переживания. Телесность имеет характер Высшей Психической Функции и является феноменом не только восприятия, но и самосознания, формирующимся во взаимодействии с Другим. Подобно остальным ВПФ, Телесность встраивается в общий ход психического развития и приобретает системное строение, знаково-символический характер, «культурную» форму, произвольность функционирования. По составу и структуре Телесность как целостная система включает ряд иерархически взаимосвязанных компонентов, не сводима к сумме своих частей и выходит за рамки тела-организма.

Граница Телесности является изменчивой, подвижной. При движении границы Телесности вовне, за пределы поверхности тела, в пространство Телесности включаются объекты внешнего мира, субъективно становящиеся объектами мира внутреннего (например, при «феномене зонда»). Граница Телесности может не только расширяться, но и сжиматься, в частности, до пределов больного органа при психосоматической патологии. Проблема динамичности, изменчивости Телесности исследуется в ряде направлений психологии телесности, рассматривающих вопросы онтогенетического и патогенетического развития Телесности, адаптационно-регуляторных и компенсаторных изменений Телесности в рамках психосоматического приспособления к условиям окружающей среды.

 

  1. Составляющие телесности.

Структурные составляющие Телесности, отражающие ее сложную пространственную конфигурацию, операционализируются в исследованиях с точки зрения двух характеристик.

  1. Внешняя составляющая:

- мимика, жестикуляция, ходьба, и т.д.

2. Внутренняя составляющая  телесности (структура интрацептивного опыта, семантика внутренней телесности, образ тела – образ физического Я),

Образ тела – это сложное комплексное понятие, включающее следующие составляющие:

- визуальную (как мы представляем  свое тело, внутренняя картина)

- кинестетическую (как мы ощущаем  или чувствуем свое тело)

- кинетическую (ощущение своего  тела в движении)

- эмоциональную  (как мы оцениваем свое тело целиком, или относимся  к нему  и отдельным частям)

Физическая сторона образа тела включает

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"